Действия

Баудолино

Материал из ВикиВоины

4.00
(1 голос)

Мы не убийцы. Если бы я собирался убить тебя, то не хлыстал бы по щекам. Имей в виду, это я так выветриваю гнев. Тем я и намерен ограничиться.

Баудолино — вымышленный персонаж из романа Умберто Эко "Баудолино", главный герой произведения, парень из итальянской деревни, который волею судьбы становиться приближенным Фридриха Барбароссы и мечтает о том, чтобы отыскать земли Пресвитера Иоанна, легендарного христианского правителя на далеком Востоке.

Само имя протагониста романа является отсылкой к Святому Баудолину, который считается покровителем итальянского города Алессандрия, построенного около деревни, где, согласно произведению, был рожден Баудолино. Кроме того, в Алессандрии родился и сам Умберто Эко, поэтому литературные критики часто отождествляют писателя с главным персонажем его романа.

Способности[править]

Главная способность Баудолино, о которой говорил сам Умберто Эко — это способность убеждения, то есть Баудолино мог придумать и рассказать кому угодно любую, даже самую невероятную историю, и ему обязательно верили. При первом знакомстве с Никитой Хониатом Баудолино признался, что имеет дар быстро обучаться новым языкам: стоило ему только послушать разговор двух людей на неизвестном ему ранее языке, как вскоре он обучался и без труда мог говорить на этом языке. Также он с иронией замечал, что стоит ему приблизиться к какому-то городу, как его тут же разрушают. Нельзя сказать, что Баудолино обладал такой суперспособностью (кроме того, имеются даже исключения), скорее это был ряд совпадений или закономерностей. Еще в романе имеется упоминание о том, что Баудолино обладает самым чутким нюхом, благодаря которому он принимал решение, в какую сторону идти, когда он вместе с друзьями оказался в стране чудовищ.

Также, поскольку Баудолино принимал участие во многих военных походах Фридриха I Барбароссы, итальянский авантюрист имеет обширные познания о ведении боевых действий, в частности, об осадах. Подтверждение этому мы находим в сцене, когда Баудолино рассказывал Диакону Иоанну "что надо делать, чтобы поджечь вражескую баллисту или кошку". Позднее, возглавив армию Пндапетцима, Баудолино проявил себя как прекрасный стратег.

Кроме того, родившись в деревне и натерпевшись рукоприкладства от родителей в детстве, Баудолино стал достаточно выносливым и с легкостью выдерживал, например, удары кулаком по голове. Кроме того, Баудолино и сам имел немалую физическую силу: например, он давал Зосиме такие пощечины, которые закручивали голову бедолаги по крайне мере на два полных оборота. Баудолино обладал навыками верховой езды, и, кроме того, на протяжении романа проводил в седле по несколько лет подряд. Иногда, в целях маскировки, он пересаживался на мулицу, притворяясь торговцем, едущим с одного базара на другой.

Оружие[править]

Когда Фридрих I Барбаросса назначил Баудолино министериалом, то он вместе с титулом получил и рыцарский меч с кинжалом (Баудолино говорил приемному отцу, что он, "в неизъяснимой доброте своей удостоил его рыцарского пояса", отчего сам Баудолино стал Ritter, то есть рыцарем). И пусть Баудолино не любил войну и за всю жизнь убил только одного человека, свой меч он все-таки довольно часто оголял и угрожал им неприятелю. Когда он разведывал ситуацию в городах Италии и для этого притворялся простым торговцем, то носил с собой "меч имперского министериала аккуратно замотанным в штуку сукна", чтобы не вызывать лишних подозрений. Позже, когда Фридрих осаждал итальянский город Алессандрию, за Баудолино, который уже не скрывал свое положение, установилась слежка. Когда Баудолино заметил шпиона-брабантца, то "подполз к нему вплотную, выскочил, упер тому меч в грудь" и начал угрожать. Убивать шпиона необходимости не было, так как он должен был сыграть важную часть в плане, который разработал накануне Баудолино, и "вибрирующий в руке меч" как нельзя лучше убедил брабантца безоговорочно принять участие в его осуществлении.

29 мая 1176 г., во время битвы под Леньяно, Баудолино наткнулся на рыцаря из Лоди, сумел овладеть его пикой, но тот выхватил из ножен палаш. Баудолино держал противника пикой на расстоянии, и задавал себе вопрос:

Что делать? Убить его лишь потому, что длина пики больше длины палаша? Я никогда не убивал человека!

Тогда Баудолино ударил древком пики итальянцу прямо между ног, и когда тот упал на землю, "приставил ему острие прямо к глотке". В итоге, министериал приказал противнику раздеться и голым уйти с поля боя, сохраняя тем самым ему жизнь. Затем на Баудолино поскакал уже французский рыцарь, и он уже взялся за меч, чтобы вступить в бой, но француз поскакал мимо него, выкрикнув лишь какое-то ругательство. После этого, несмотря на большую опасность, он скакал по полю боя, "хотя не был военным, но и не был трусом", в поисках тела Барбароссы, который, по слухам, погиб в этой битве.

Немецкие рыцарские мечи XI - XII веков. Одним из таких мечей, судя по всему, и был вооружен Баудолино.

Когда Баудолино прибыл в византийский город Каллиполис, то он, вместе с друзьями, отправился на местный рынок, где "приобрел два арабских кинжала превосходной работы" (очевидно, джамбии), которые "крепятся на пояс и выхватываются наперекрест". Далее на протяжении всего путешествия Баудолино, очевидно, путешествовал с мечом и кинжалами на поясе. Когда это увидела прекрасная Гипатия, в которую Баудолино был влюблен, то он поспешил оправдаться:

Меч от хищных зверей. Я не тот человек, который бьется на войне.

Сохранил он свой меч даже после военного поражения в Пндапетциме, однако вскоре, вместе со своими друзьями, попал в плен к Алоадину, и тогда все их оружие было отобрано, а путешественники заточены в плен. Через несколько лет, когда они решили бежать, их друг исхиапод Гавагай, ставший шутом у Алоадина и имевший некоторую свободу, вернул друзьям их оружие — мечи и кинжалы, которые за время уже успели поржаветь. Баудолино с друзьями несколько суток потратил на чистку и заточку оружия о стены камеры, и все равно "в качестве лезвий они годились худо, ушли недели на перепиливание ножных колец" (к которым были прикованы тяжелые гирьки, чтобы пленники не смогли убежать). Когда, освобожденные от оков, они, на первый взгляд безоружные, пробрались к евнуху, заведующему птицами Рух, то "открыли мешки, вытащили кинжалы и приставили шесть из них к глотке евнуха". Благодаря этому Баудолино вместе с друзьями, верхом на птицах Рух, сумел перелететь из земель Алоадина в Константинополь, и хоть сам Баудолино не контролировал полет птицы, данный факт является примечательным.

Арабский кинжал джамбия на поясе. Баудолино, вероятно, обладал парой подобных кинжалов.

По прибытию в Константинополь оказалось, что на самом деле Братина (Святой грааль) оказалась у Баудолино, и из-за этого на него с мечом в руке напал его бывший друг Поэт. Баудолино вынул из-за пояса два арабских кинжала, которые купил еще на каллиполисском рынке (там же сам Баудолино покупал и меч Поэту), однако всячески пытался избежать прямого столкновения — бежал по коридору, которым пришел, бросал в Поэта трупы лежащих в коридорах забальзамированных монахов, стараясь угодить в лицо. Позднее, в разговоре с Никитой Хониатом, Баудолино признавался, что не хотел убивать никого не из-за излишней миролюбивости и человеколюбия, а на самом деле из-за банальной слабости духа. Тем не менее, в той драке Поэт был настроен очень серьезен, повалил Баудолино на землю и уже был готов убить, и только ради того, чтобы сохранить свою жизнь, Баудолино воткнул в бока своего бывшего приятеля два арабских кинжала (ему даже показалось, что лезвия, войдя с разных боков, внутри тела Поэта даже стукнулись друг о друга), таким образом совершив первое и единственное убийство в своей жизни.

Баудолино убил за всю свою жизнь лишь одного человека, и это утверждение верно, однако по пути в предполагаемое царство Пресвитера Иоанна итальянский авантюрист сражался со многими тварями, которые людьми не были, и часто убивал их. Так, вместе со своими друзьями он рубил напавших на него двуглавых и трехглавых змей, совместно с Поэтом зарубил химеру, которая уже была готова съесть их напарника Куттику.

Арт, изображающий наездника верхом на птице Рух. Данное изображение не имеет отношение к роману "Баудолино", однако показывает, каким образом Баудолино мог лететь в Константинополь.

Использовал Баудолино и простой камень, и неоднократно: сначала в Париже, когда студенты забрасывали камнями жилища преподавателей, потом — во время разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 г., когда Баудолино стянул одного из итальянцев с коня, "снял с него шишак и уронил на его голову приличный камень" (однако этот удар не убил, а, по словам самого Баудолино, лишь оглушил крестоносца). После этого Баудолино стянул с него вязаную кольчугу и плащ, забрал коня, оружие и шлем, и вместе со всем этим поскакал по улицам Константинополя, пока не достиг Святой Софии, где крестоносцы занимались грабежом храма Святой Софии. Баудолино с оголенным мечом (который был забран у итальянского крестоносца, но, скорее всего, мало чем отличался от прежнего рыцарского меча Баудолино) и криками поскакал на помощь Никите Хониату, и даже "колотил плашмя" (то есть плоской стороной меча) богохульников, однако от убийств отказался. В другой сцене Баудолино "соскребал с себя ножом всю грязь, что накопилась на его теле", и хоть это не было боевым применением инструмента, чисто теоретически можно предположить такую возможность.

К арсеналу Баудолино можно даже причислить зеркало, с помощью которого он одолел василиска:

Баудолино с этим зеркалом, держа его впереди в правой руке, как щит, повернутый к чудовищу, левой загородил глаза, дабы не встретиться с ним взором, и пошел, глядя только под ноги. Он остановился перед зловещим гадом и вытянул зеркало вперед. Тот в любопытстве уставился жабьим зраком на изображение, не прекращая жарко сопеть. И вдруг задрожал всем туловищем, захлопал лиловыми веками, исторг сумасшедший вопль и рухнул без жизни. Тогда все поняли, что зеркало обратило вспять василиску убийственную мощь взора и смертное дыхание, и от этих-то двух заклятий он сам пал бездыханною жертвою.

В конце произведения, Баудолино, которому было уже за 60, снова взял свое старое вооружение, "кряхтя забрался в седло, к которому был привешен тяжелый меч", и снова отправился на поиски царства Пресвитера Иоанна.

Внешность[править]

Фан-арт, изображающий Баудолино (в правом нижнем углу) в Пндапетциме.

Единственное описание внешности Баудолино делает Никита Хониат, однако в силу того, что они повстречались только в 1204 г., когда Баудолино уже было более 60 лет, то и портрет получается пожилого человека, прошедшего уже большое количество выпавших на его судьбу испытаний, в том числе и долгих путешествий под знойным солнцем, из-за чего его кожа стала опаленной и из-за чего Никита Хониат сперва предположил, что перед ним не христианин, а сарацин (далее по тексту он сравнивает его даже с Саладином). Бледный шрам на щеке, который упоминает византиец, Баудолино получил еще в юности в Париже, когда был застигнут в кровати с женщиной её мужем-мясником, который и оставил своим железным крюком для подвешивания бычьих туш шрам поперек лица молодого итальянца, "достойное украшение воина", но доставшееся ему совершенно не по-воински. Волосы у Баудолино были рыжие, и Хониат в связи с этим даже сравнивает его со львом. Руки — ширококостные, и, по выражению византийца, "созданные не для меча, а для орала". Также, как настоящий христианин, Баудолино носил на груди рдяный (красный) крестик.

Во время заточения у Алоадина, Баудолино, как и его друзья, значительно набрал в весе, и поэтому, чтобы суметь бежать из плена, ему пришлось заниматься физическими упражнениями и худеть.

Источники[править]