Действия

Боевая коса

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Боевая коса — древковое оружие пехоты, которое представляло собой древко или шест, с насаженной на него хозяйственной косой, шинковочным ножом или специально изготовленным двулезвийным клинком, чаще дугообразной формы. Лезвие насажаловалось на древко таким образом, что бы их направления совпадали.

Данное оружие использовалось польскими и беларускими мятежниками. У них боевая коса пользовалась такой же популярностью, как и обычная пика.

По словам В. Бейхама (известного австрийского оружиеведа) — боевой косой можно считать также гвизарму — древковое оружие серповидной формы, имевшее на обухе шиловидный отросток, направленный вверх.

История[править]

История появления боевой косы свое начало еще в XIV - XVI вв. Первоначально это было обычное сельскохозяйственное орудие, которое крестьяне слегка переделав (разогнув угол соединения) стали использовать как боевое оружие. Впервые, согласно источникам, подобие боевой косы (с прорезным крестиком в боевой части) применили в XIV - XVI вв. швейцарские крестьяне-пехотинцы кантонов Ури, Швиц и Унтервальден, сражаясь против австрийской рыцарской конницы. Позднее боевые косы неоднократно использовались восставшими гуситами (XV в.) и немецкими крестьянами в период так называемой "Великой крестьянской войны" 1525 г. Популярность боевых кос среди крестьянской пехоты объяснялась тем, что это было наиболее удобное, универсальное и маневренное оружие для борьбы с рыцарской конницей. Дошедшие до нас и хранящиеся в западноевропейских музеях косы датируются, в основном, XVI веком, но есть и исключения. Например, боевая коса прусского ландштурма 1813 г. В Германии боевые косы, как оружие, соответствующее возможностям крестьян, еще долго применялось в Тироле, во время восстаний 1703, 1805 и 1809 гг. В Имперском военном музее в Лондоне хранятся боевые косы, которые в 1685 г. использовали повстанцы герцога Монмутского — также в основной своей массе обычные фермеры и ремесленники.

Наряду с боевыми косами в позднее средневековье применялось и оружие очень похожее на них, и также происходящее от сельскохозяйственных орудий — глефы и кузы.

Немецкие и французские боевые косы.

По общему мнению практически всех польских историков и оружиеведов (В. Кващневич и др.) боевая коса была "изобретением" именно запорожской пехоты XVII в., которая в большинстве своем состояла из вчерашних крестьян. Поэтому боевая коса надолго становится одним из основных видов оружия запорожских казаков времен национально-освободительной войны украинского народа (XVII в.), а позже — в XVIII в. — и оружием крестьянских повстанцев-гайдамаков. Из польских источников точно известно, что украинское казацко-крестьянское войско применяло боевые косы в знаменитой битве под Берестечком 1651 г. Польские шляхтичи вспоминали, что казаки эффективно использовали тогда боевую косу в оборонительных целях. В России боевая коса также была известна в XVII - XVIII вв., ее употребляли крестьяне в период восстаний под предводительством Стеньки Разина и Емельяна Пугачева. Кроме того, и украинское и русское крестьянство применило боевые косы во время партизанской войны против наполеоновских солдат в 1812 г.

Что касается Польши, то здесь боевые косы использовались холопами еще в период Речи Посполитой во время "шведского потопа" 1655 - 1660 гг., а также во время восстания Тадеуша Костюшки (1794 год).

По словам Влоджимежа Кващневича, в битве под Рославицами, в которой боевая коса сыграла важную роль, принимало участие две тысячи "косиньеров", образовавших т. н. Краковскую милицию; она выстраивалась в три шеренги, из которых первая была вооружена огнестрельным оружием, остальные — пиками и косами, которыми в сражении рубили, как саблей, а кололи, как копьем. Ее применяли во время Ноябрьского восстания (29 ноября 1830 — 21 октября 1831), когда каждый третий старый батальон регулярной пехоты, также как и вторые, и третьи новых полков повстанцев, были вооружены боевыми косами. Юзеф Кощчушко-Ожегальский вспоминал, что "в 1863 г. ни один пехотинец со штыком, имея разряженный карабин, не мог идти врукопашную с косиньером, который мог рубить и колоть неистово своей тяжелой и длинной косой". О том, каким огромным был вклад косиньеров в дело Ноябрьского восстания, свидетельствует фрагмент из "Разбора критического кампании 1831 г." генерала Х. Дембиньского, в котором подается, между прочим, что только одно Краковское воеводство выставило в течение недели едва ли не 60 тысяч косиньеров. Генерал Ю. Хлопицкий недооценивший роли косы в восстании, писал: "Не был я ополченцем и, не будучи в каких-либо близких отношениях с крестьянином, не ведал, что его мужество врожденное может его сделать страшным, когда он вооружен косой".

Kaszah.jpg

Перед Январским восстанием 1863-64 гг., по словам Кващневича, заново разработал тактику косиньеров генерал Л.Мерославский. Скоро свидетель восстания наблюдатель швейцарского Генштаба, подполковник фон Эрлах написал в своей работе "Партизанская война в Польше в 1863 г.": "это было единственное самое страшное оружие, причем такое, что отряд косиньеров уже во время марша, время от времени издавая приглушенный звук случайно задетых друг о друга кос, производит страшное впечатление. Их (косиньеров) вид с определенного расстояния будит больше гроз, чем стрелки или кавалерия." Собственно, командуя косиньерами, ведя их на бой, погиб 05.03.1863 г. под Скалой российский революционер Анджей (Андрей) Потебня. Оружию этому, как впрочем и его творцам, и тем, которые им воевали, посвятил свою прекрасную картину "Кование кос" живописец Январского восстания Артур Гротгер. Со слов Кващневича, в ХХ в. боевая коса была применена последний раз, сыграв свою роль в крестьянском Шленском (Силезском) восстании 1921 г. в Шопеницах, а также в сентябре 1939 г. в Гдыне, где косами пользовались т. н. "червонные косиньеры Гдыньские".

Устройство и применение[править]

"Ковка кос". Самая известная из всех повстанческих картин Артура Гротгера. Символ восстания 1863-1864 годов. Косы перековывали, чтобы они были продолжением древка, и с ними шли в атаку наперевес, а атакующей кавалерии подрезали понизу ноги лошадей. Так возникли уникальные для польских восстаний косиньеры прославившиеся ещё в восстании Тадеуша Костюшко.

Клинок косы помещался в расщепленной верхней части древка и обтягивался железными обручами или приклепывался в древку, при этом древко в верхней части было обмотано проволокой с целью предохранения от перерубания. Боевой косой с крюком можно было легко зацепить и стащить с коня рыцаря, ею было удобно перерезать сухожилья лошадям и тем самым нейтрализовать кавалериста, наносить сильный рубящий удар.

Для изготовления пик повстанческие армии пользовалась пособием "Наука о приспособления кос и пик для защиты... ", которое было издано в Варшаве в 1830 году во время второго восстания. Кузнец должен был выпрямить косу и сделать в хвосте два отверстия. Деревянное древко было длиной около 4-х локтей (2188 мм) и толщиной около 2-х дюймов (около 54 мм). Пика устанавливалась в паз на конце древка, прикреплялась к нему железным обручем и двумя заклепками. Под обруч вставлялись две железные полосы для защиты древка от ударов палаша. Что бы сделать пику из тесака, кузнецу было необходимо перековать лишь конец тесака и прикрепить получившийся наконечник на древко.

Также были распространенными пики (косы), перекованные из тесаков для рубки соломы. Что бы сделать пику из тесака, кузнецу было необходимо перековать лишь конец тесака и прикрепить получившийся наконечник на древко.

П.Айгнер в разделе своей работы "Тактика корпуса пикинеров и косиньеров" писал: "по правилам хорошей тактики оружие в трех рядах должно быть смешанным: первый ряд — огнестрельное оружие, 2-й — пики, третий — косы. Есть и другие хорошие способы, согласно которым 1-й ряд может иметь оружие со штыками, 2-й — косы, а 3-й — пики; или: 1-й ряд — 1 человек имел пику, направленную в сторону атаки, а 2-й просто идет, держа косу для рубки вертикально, 2-й ряд — пики, а 3-й — вспомогательный — косы". Кроме работы Айгнера, публиковался ряд других монографий, посвященных тактике боя боевой косой. Другая книга Айгнера — "Краткая наука о косах и пиках" помимо описания приемов пользования тем повстанческим оружием рекомендовала глубокую продуманную тактику войны этим оружием: бег с косами в строю во взаимодействии с пикинерами и стрелками, вооруженными карабинами, то же — во взаимодействии с артиллерией, которая во время атаки "косиньеров" добивала артиллерийским огнем неприятеля. Айгнер писал: "Косы были оружием страшным в руках их владельцев, сражавшихся за свободу и независимость. Коса блеском своим пугает коня, лишая кавалерию преимущества и делает это оружие страшнее палаша и наносит им смертельные удары."

Галерея[править]

Источник[править]

См. также[править]