Действия

Норманны

Материал из ВикиВоины

2.00
(1 голос)

Норманны — термин, использовавшийся жителями Западной Европы по отношению к скандинавам, опустошавшим с VIII по XI век морскими разбойничьими набегами государства Европы.

Часть одного из скандинавских племенных образований — даны осела на северном побережье Франции, где признала номинальную вассальную зависимость от франков. В 1066 под предводительством герцога Вильгельма Нормандского, впоследствии Завоевателя, завоевали и покорили Англию, разбив в битве при Гастингсе последнего короля англосаксов Гарольда Годвинсона.

История[править]

Норманны — участники морских походов на территорию франков в конце VIII - середины XI века. Историки описывают норманнов как людей жадных, воинственных, выносливых, красноречивых, склонных к смешиванию с чужеродным населением. Первый период экспансии норманнов (конце VIII - IX вв.) характеризовался разрозненными экспедициями против Франкского государства, нападениями на берега Англии, Шотландии, Ирландии и их переселениями на Оркнейские, Фарерские, Гебридские и Шетлендские острова, несколько позднее — в Исландию. С конца IX века на Францию и Англию нападают более крупные отряды норманнов, переходящие от грабежа и сбора дани к заселению завоёванных территорий. В Северной Франции они основали Герцогство Нормандия (911), покоряют северо-восточную Англию. В начале XΙ века вся Англия была подчинена датским королям. Походы норманнов прекратились около середины ΧΙ века. Потомки норманнов — выходцы из Нормандии — подчинили во 2-й половине ΧΙ века Англию (Нормандское завоевание Англии 1066), а также Южную Италию и Сицилию, основав здесь (1130) Сицилийское королевство.

Норманы во Франции[править]

Bayeux2.jpg

Датские и норвежские викинги во второй половине IX века под предводительством Роллона объединились и начали продвигаться в глубь Западно-Франкского королевства. В 911 Карл III Простоватый в процессе не удачной обороны границ, вынужденный был заключить договор за которым Роллону выделялись земли в устье Сены. Он принял христианство и взял себе имя при крещении Роберт I, став первым герцогом Нормандии.

Норманны приняли христианство, перенимали французский язык и культуру. Норманны быстро ассимилировались с местным населением в связи, со своей малочисленностью. Складывалась народность, не совсем идентичная ни скандинавским предшественникам, ни французским соседям.

1000-1100, Norman. - 033 - Costumes of All Nations (1882).jpg

Нормандия примерно соответствует старой церковной провинции Руан или Нейстрия, и не обладает естественными границами. Её населяли в основном галло-римляне с небольшой добавкой франков и других германских племен и поселенцев-викингов, начавших прибывать в 880-е годы. В X веке первоначальное разрушительные набеги норманнов по рекам Западно-Франкского королевства переросли в более постоянные поселения с женщинами и детьми, замками и крепостями.

Норманны восприняли феодальные доктрины франков, и развили их в Нормандии и в Англии в стройную систему.

Норманы в Англии[править]

В 1066 под предводительством герцога Вильгельма Нормандского, впоследствии Завоевателя, завоевали и покорили Англию, разбив в битве при Гастингсе последнего короля англо-саксов Гарольда Годвинсона.

Deco.gif

Герцог Вильгельм Завоеватель основал в 1066 году нормандскую династию английских королей. На восточных берегах господствовали скандинавы.

С земли франков в Англию, нормандцы пришли уже как носители французского языка, французской культуры (хотя и со своими особенностями) и французского феодального государственного устройства. Завоеватели принесли с собою французский язык — его северный, нормандский диалект. (Норманны же — северные викинги, родиной которых была Скандинавия. Для нормандцев, принявших культуру и язык франков, Скандинавия была прародиной). Но память о своих героических предках была жива. Со временем нормандцы мигрировали и оккупировали некоторые территории в Европе.

В течение ближайших, после завоеваний, столетий в Англии образовался англо-нормандский диалект, включавший, как видно из названия, элементы и английского и нормандского. Англо-нормандский просуществовал в Англии до конца XIV века, после чего он бесследно исчез. До XIV века он был не только языком, на котором говорила знать, но и языком художественной литературы, — правда, памятников на нём осталось немного.

Норманы в Шотландии[править]

Index normans large.jpg

Проникновение нормандцев в Шотландию началось в середине XI века, со времен правления короля Малькольма III. Для Шотландии в целом характерна вторичная миграция нормандцев — из уже завоеванной ими Англии. Наиболее активно англо-норманны стали переселяться в Шотландию в первой половине XII века при короле Давиде I, который в молодости участвовал в борьбе за власть в Англии между наследниками Вильгельма Завоевателя. Давид I поощрял переселение англо-нормандских феодалов в южные регионы страны, создавая прочную опору королевской власти. Новая нормандская знать, из которой позднее вышли такие короли как Роберт Брюс, Иоанн Баллиоль и многие представители знатных шотландских родов, привнесла с собой норманнскую систему феодализма, которая стала применяться как в равнинной, так и (позднее) в горной части страны. Династия Стюартов, представители которой в XIV - XVII веках занимали престол Шотландии и Англии, также имеет свои истоки в англо-нормандских переселенцах. Помимо системы феодализма англо-норманны принесли в Шотландию северо-английский диалект, который со временем развился в собственно шотландский язык, постепенно вытеснивший из обращения исторически используемый шотландцами гэльский язык.

Норманны в Ирландии[править]

Norman-1.jpg

На ирландскую культуру, народность и историю норманны оказали значительное влияние. Вначале, в XII веке они ещё сохраняли самобытность, но постепенно приняли культуру Ирландии и стали "более ирландцами, чем сами ирландцы" (со времён средневековья широко распространённая фраза, по латыни "Hiberniores Hibernis ipsis", происхождение неизвестно). Селились в основном на востоке Ирландии, в области радиусом примерно 20 миль вокруг Дублина. Построили много дворцов и поселений, включая замок Трим и Дублинский замок. Культуры перемешались, заимствуя друг у друга лексику, навыки и кругозор.

Норманы в Средиземноморье[править]

Удачливые банды норманнов успешно плавали далеко на юг от Скандинавии. Группы воинов, призванные на службы феодалами Южной Италии, постепенно получили в управлении города Аверсу и Капую. Позднее норманны вышли из вассальной зависимости и покорили провинции Апулия и Калабрия.

С этих баз более организованные принципалы в конечном счёте смогли отвоевать острова Сицилия и Мальта у сарацинов. Области, которыми правили норманны, включали Абруцци, Апулию, Калабрию, Кампанию, Неаполитанское королевство и Королевство Сицилию в Италии, Фессалоники в Греции. На незначительный период Сицилийским Королевством захватывалось северное побережье Африки, — территории, в настоящий момент включенные в состав Туниса, Алжира и Ливии.

Норманские воины[править]

Нормандский воинский класс был новым и заметно отличался от старого франкской аристократии, многие из которых могли отследить своё происхождение к временам Каролингов, а норманны редко могли вспомнить предков раньше XI века. Большинство рыцарей были бедны и малоземельны; к 1066 Нормандия поставляла вооружённых всадников дольше целого поколения. Рыцарство в это время имело низкое положение в обществе, и показывало, что человек просто профессиональный воин.

Организация[править]

Norman-1509-a.jpg

Традиционно, мелкая знать подчинялась своему сюзерену. Но после того, как Вильгельм в 1047 году разгромил баронскую фронду, он стал единовластным правителем всей Нормандии. Поэтому в Нормандии феодализм полностью сложился раньше, чем где бы то ни было в Западной Европе. Мелкая знать несла военную службу в обмен на право владеть землёй. Продолжительность военной службы регламентировалась обычаем. Междоусобицы среди вассалов герцога Нормандского не поощрялись. На строительство укреплений требовалась лицензия герцога, причём вассал даже при наличии лицензии был обязан по первому требованию передать укрепление герцогу. Герцог полностью контролировал чеканку монеты на территории Нормандии. Герцогскую власть на местах представляли виконты или шерифы, которые защищали общественные интересы, если возникал конфликт с местной знатью. Даже церковь и та находилась под контролем герцога.

Прежде чем отправиться на покорение Англии, герцог Нормандский сумел создать в высшей степени организованное феодальное государство, где все дворяне, епископы и аббаты были его собственными "рыцарями". Однако, далеко не все ресурсы герцогства были в распоряжении Вильгельма. Например, мелкое рыцарство находилось на службе у крупных феодалов, поэтому могло игнорировать службу в армии герцога. Из армии епископа Байё герцог имел право призвать под свои знамёна только шестую часть всех рыцарей. Наконец, феодалы не были обязаны отправляться с герцогом в заморские кампании. Те бароны и рыцари, что последовала за Вильгельмом в Англию, поступили так не как его вассалы, а как наёмники, надеявшиеся получить долю в трофеях и новые земли.

Норманнская армия при Гастингсе по оценкам историков насчитывала порядка 7 000 человек. Из них, вероятно, менее половины было норманнов. Вильгельму пришлось набирать наёмников по всей Европе: конных и пеших, лучников и пращников, из Фландрии, Бретани, Пикардии, Булони, и даже Сицилии и южной Италии.

В Италии в это время Гискар сам остро нуждался в солдатах. Он постоянно держал свою армию мобилизованной, но неоднократно его вассалы восставали так, что Гискару приходилось прерывать кампании и заниматься усмирением бунтовщиков. Похожая проблема существовала и в Капуе, где граф лишь ценой больших усилий сдерживал горячих баронов.

Главный владельцы ленов, как на юге Италии, так и на Сицилии составляли элиту норманнской армии. Военную службу они несли в обмен на право владения землёй. Простые солдаты набирались из местных жителей: горожан и селян. Однако, местные жители составляли лишь половину армии, остальную половину приходилось комплектовать наёмниками, даже мусульманами. Командиры выдвигались из числа представителей местной аристократии. Каждый командир отвечал за комплектацию своего отряда. Мусульманские наёмники служили или пехотинцами, или конными лучниками, кроме того, итальянские норманны пользовались услугами исламских специалистов по ведению осад.

Основной ударной силой войска Вильгельма была тяжеловооруженная конница. Во время боя отдельные отряды из 5-10 воинов выстраивались в одну или две шеренги и атаковали сомкнутой массой стремя к стремени. Несмотря на новую тактику и развитое вооружение, использовался старый метод владения копьем, когда укол наносился вытянутой рукой. В 1066 году армия Вильгельма переправилась через Ла-Манш и высадилась возле местечка Гастингс, где и произошло сражение с войском короля англосаксов Гарольда, решившее судьбу Английского королевства.

Оружие и доспехи[править]

Norman-1510-a.jpg

Норманнская армия не сильно отличалась от англосаксов и викингов оружием и доспехами.

Наступательное вооружение состоит из меча на поясной перевязи и копья с вымпелом. Мечи и копья норманнской армии, высадившейся в Англии, по своему типу относились к поздним образцам. Однако норманны использовали копья иным, нежели англосаксы и викинги способом. В 993 году норманнский контингент сражался в рядах французской армии. В этом не было ничего необычного, если не считать того, что норманны выступали в роли конницы. Норманны копировали у франков любые полезные тактические приемы. Франки применяли конницу с конца VI века. Англосаксы и викинги использовали коней лишь для передвижения, но сражались всегда пешком. Норманны первыми переняли тактику конницы франков.

В Нормандии имелись обширные пастбища, пригодные для разведения и выращивания лошадей. Викинги любили лошадей, перевозили коней на своих кораблях. Возможно, викинги оказались лучшими коневодами, нежели франки. В бою от конного воина требуется умение одновременно действовать щитом, копьём или мечом и управлять конём. Причём кони сами активно участвовали в сражении, используя подковы, зубы и лбы.

Норманны уже в 993 году получили в своё распоряжение тяжёлую конницу. При Гастингсе в 1066 году из 7 000 воинов армии Вильгельма около 2 000 были конными. Но не следует думать, что норманнская конница действовала наподобие рыцарской конницы. В 1066 году норманны по-прежнему оставались бойцами-одиночками. Коллективных атак на стену щитов никто не предпринимал, так как то было бы самоубийством. Интересно, что ни в одном из источников не упоминается об отражении пехотой конных атак с помощью копий.

Норманнская конница использовала копья традиционным для себя способом - метала их в противника, в надежде пробить брешь в строю пехоты. Кроме того, конные воины использовали копья в ближнем бою, стараясь поразить копьём противника в поединке. Например, Гуго Фитцжируа был во время тренировки перед отплытием в Англию смертельно ранен копьём, неосторожно брошенным его оруженосцем. На гобелене из Байё показано, что воины размахивают копьями. Некоторые воины метают копья, по наиболее эффективным считался удар копьём из-за головы вниз. Конный воин, благодаря своему преимуществу в высоте над пешим воином, таким ударом мог попасть за щит.

Норманнский щит имеет вытянутую треугольную форму. Такой длинный щит закрывал человека от плеч до голеней, если воин стоял, и до лодыжки, если сидел в седле. Для удобства тяжёлый щит носили на ремне через плечо, так называемом guide. В бою щит держали левой рукой за два вертикальных ремня (enarmes). При этом кистью левой руки можно было также удерживать поводья. Большой миндалевидный щит удобно защищает корпус и ноги воина, когда тот сидит на лошади. Стальной умбон служит для усиления плоскости щита, на котором изображен мифический дракон.

Топоры редко встречались у норманнов, но было оружие на коротком топорище, которое держали одной рукой вместо меча.

Луки, так называемые "датские луки", походили на те, что применялись викингами. Хотя они были сравнительно малоэффективны против воинов с щитами, пущенная из такого лука стрела вполне пробивала кольчугу на расстоянии до 46 м. При навесной стрельбе эффективная дальнобойность достигала 92 м. Карл Великий активно использовал лучников, но после его смерти искусство стрельбы из луков у франков пришло в упадок. Вильгельм, по-видимому, пытался возродить эту полузабытую традицию, сумев собрать в своей армии многочисленный отряд лучников. Норманны использовали луки и в ходе своей английской кампании. Колчаны норманны обычно носили подвешенными к поясному ремню.

Кольчуга состояла из переплетённых колец. В кольчужном полотне чередовались ряды сплошных и склёпанных колец. Кольчуга доходила до колен и даже до лодыжек. Длинная кольчуга с капюшоном и лицевым кольчужным клапаном имеет разрезы на полах спереди и сзади для удобства верховой езды. Под кольчугой надет стёганый гамбезон с длинными рукавами. По-видимому, норманнские кольчуги были тяжелее и прочнее кольчуг англосаксов и викингов. Широкие рукава достигали локтя, хотя у отдельных образцов рукава доходили до запястий.

Одежда и вооружение нормандского конного воина в целом характерны для всей Западной Европы того времени. Голову защищает клёпаный четырёхсегментный каркасный шлем конической формы с наносником.

Галерея[править]

См. также[править]