Действия

Самоходная гаубица С-51

Материал из ВикиВоины

(перенаправлено с «С-51»)
4.00
(1 голос)

С-51 — опытная советская тяжёлая самоходная артиллерийская установка периода Великой Отечественной войны. Эта боевая машина была разработана осенью 1943 года на базе тяжёлого танка КВ-1с Центральным артиллерийским конструкторским бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Гавриловича Грабина. Установка С-51 в целом успешно прошла полигонные испытания, но на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии не принималась и серийно не производилась.

Литера "С" в индексе САУ по принятой тогда системе обозначений соответствовала разработкам ЦАКБ, а цифра 51 — порядковому номеру проекта.

История[править]

Переход Красной Армии к активным наступательным действиям в конце 1942 года показал необходимость её оснащения мобильной артиллерией особой мощности. Против мощных ДОТов и укреплённых зданий в городских боях иной раз было недостаточно даже огневой мощи буксируемой и самоходной артиллерии калибра 152,4 мм. Для решения такого рода задач на вооружении РККА находилась буксируемая 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4), однако её выдвижение на дистанцию огня прямой наводкой представляло собой немалый риск для расчёта, тягача и самого орудия. Кроме того, низкая скорость транспортировки гаубицы Б-4 на марше не позволяла использовать её возможности во время быстрых и глубоких ударов вглубь обороны противника. Поэтому ещё в начале 1942 года был выполнен эскизный проект У-19 по размещению гаубицы Б-4 на полностью бронированной САУ класса штурмовых орудий на базе тяжёлого танка КВ-1. Однако проектная масса превысила 60 т, что для и без того перегруженной и ненадёжной трансмиссии КВ-1 было бы непосильной ношей. Вторым ограничением такой САУ был малый угол возвышения гаубицы, не позволяющий использовать её возможности по навесному огню и дальней стрельбе с закрытых позиций.

Поэтому весной 1943 г. было выдано техническое задание на постройку "самоходного лафета" с использованием шасси КВ-1с. Впервые оно упоминается в справке Главного артиллерийского управления (ГАУ) о состоянии опытных работ на 28 апреля 1943 г. Проектными работами по этой теме занимались сразу два завода — Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) и завод №172 Народного комиссариата вооружения (НКВ) в г. Молотов (ныне Пермь). В сентябре 1943 г. у завода №172, сильно затягивавшего разработку полуоткрытой тяжёлой САУ, появился конкурент — ЦАКБ, возглавляемое В.Г. Грабиным. Организованное на площадях, которые ранее занимал завод №8, конструкторское бюро было в значительной степени укомплектовано сотрудниками КБ завода №92. Здесь было немало талантливых инженеров-конструкторов, и некоторые из них имели прямое отношение к самоходной артиллерии. В сентябре 1943 г. по просьбе ЦАКБ туда были переданы материалы по проектам БР-33П и БР-33Г. В результате уже к 15 сентября возглавляемый Грабиным коллектив подготовил первый вариант эскизного проекта полуоткрытой САУ.

Разработка проекта шла, что называется, по наитию. Дело в том, что конструкторские бюро работали над системами, не имея чётко выраженных требований на них. Имелось лишь весьма расплывчатое задание. Именно по этой причине ЦАКБ изначально рассматривало несколько вариантов базы для своей САУ. Не изменилась ситуация и в октябре: решение по реализации проекта ЦАКБ принималось без утвержденных требований. Артиллерийский Комитет ГАУ КА окончательно составил тактико-технические требования (ТТТ) "на самодвижущиеся орудия АРГК калибра 152 и 203 мм" только 16 ноября. Согласно этому документу, установка должна была иметь вертикальные углы наведения в диапазоне от −3° до 65° и горизонтальный сектор обстрела 60°. Боекомплект должен был включать не менее 12 выстрелов, скорострельность ожидалась на уровне 2 - 3 выстрела в минуту для БР-2 и 1 - 2 выстрела в минуту для Б-4. Боевая масса САУ оценивалась в 45 - 48 тонн. Для обеспечения работы расчёта установку допускалось оснащать раскладывающимися мостиками. Также предусматривались сошники, выдвигаемые в боевом положении.

Осенью 1943 г. ЦАКБ спроектировало вооружённую гаубицей Б-4 САУ открытого типа, которая при приемлемой массе обладала неплохой мобильностью и маневренностью. Самоходную установку, получившую заводской индекс С-51, начали строить в январе 1944 г. При её создании ЦАКБ пришлось делать сложный выбор. В теории для установки Б-4 на шасси КВ-1с нужно было удлинять корпус и добавить дополнительную пару катков. Но в условиях военного времени необходимость создания специального шасси отправляла проект в стол. По этой причине в ЦАКБ приняли решение не вносить в ходовую часть изменений.

Заводские испытания С-51 прошли в феврале 1944 г. В их ходе было произведено 49 выстрелов. Выяснилось, что скорострельность, по сравнению с буксируемой Б-4, выросла на 30%. После испытаний был поднят вопрос о постройке ещё одной САУ, получившей индекс С-59. От С-51 она отличалась только орудием — 152-мм пушкой особой мощности БР-2. По завершению заводских испытаний С-51 чуть переделали, после чего она отправилась на Гороховецкий АНИОП для полигонных испытаний. Машина прибыла туда 26 февраля, испытания начались позже — 16 марта. Из-за отсутствия оборудования на полигоне разбор и обмер частей гаубицы проводили на заводе №112. Полностью разобрать её, впрочем, не удалось. До начала испытаний С-51 прошла 150 километров, из которых 120 километров было пройдено по маршруту от АНИОП до завода №112 и обратно.

Испытания новой САУ на Гороховецком артиллерийском полигоне проходили в марте - апреле 1944 г. Предполагалось, что стрелять С-51 будет осколочно-фугасными снарядами, но их не было, и использовались бетонобойные. За время огневых испытаний, продолжавшихся до 24 марта, было произведено 209 выстрелов, из которых 135 усиленным зарядом. При стрельбе под углом 30° выяснилось, что установка откатывается назад на 1 000 - 1 300 мм, накат вперёд составлял 200 мм. При стрельбе носовая часть самоходной установки поднималась вверх на 250 - 450 мм, в то время как корма приседала на 200 - 300 мм. Высота прыжка с правого борта была на 100 мм выше, чем с левого. При стрельбе под углом 45° отход самохода достигал 750 - 1 000 мм, а накат — 330 мм, носовая часть поднималась на 100 - 180 мм, а кормовая приседала на 120 - 140 мм. Стрельба на угле возвышения 57° происходила с отходом на 400 - 750 мм, накатом — 300 мм, подъёмом носовой части — на 60 - 150 мм и оседание кормовой части — на 50 - 100 мм. В результате устойчивость С-51 признали неудовлетворительной. Кроме того, отмечалась сильная сбиваемость прицела.

Испытания пробегом проходили с 25 марта по 4 апреля. Самоходную установку проверяли в различных дорожных условиях, глубина снежного покрова при этом достигала 200 мм. В общей сложности С-51 прошла 524 километра, в том числе 16 по булыжной мостовой и 40 по бездорожью. Основной объём ходовых испытаний пришёлся на асфальтированное шоссе благодаря тому, что САУ совершала поездки на завод №112. Была достигнута максимальная скорость 32 км/ч, а по бездорожью — 22 км/ч. Специальных испытаний САУ не проводилось, поскольку имели место различные поломки ходовой части. На 240-м километре вышли из строя правый бортовой фрикцион и тормозная лента, ещё раз правый фрикцион дал о себе знать на 360-м километре. Имели место проблемы с гусеничными лентами, срезало болты на крышках катков. А вот с двигателем и торсионами проблем не возникало.

Комиссия АНИОП признала С-51 выдержавшей испытания. По их результатам она рекомендовалась для принятия на вооружение Красной Армии при устранении выявленных недостатков. К последним относились большой откат и отход машины назад при выстреле, а недостаточная устойчивость при выстреле приводила к сбитию наводки, особенно при малых углах возвышения. Также из-за бокового смещения установки во время выстрела рассеивание снарядов получалось довольно большим. Также члены компетентной комиссии отметили "удовлетворительную работу и прочность агрегатов орудия" и ходовой части, но с оговоркой в адрес "трансмиссионной группы, которая во время испытания имела ряд дефектов, обусловленных её плохим техническим состоянием и изношенностью деталей". Отмеченные недостатки по мнению испытателей можно было бы устранить "путём постановки сошников в задней части корпуса самохода, как это было сделано на 203-мм самоходной установке СУ-14...".

Тем не менее довольно удачные результаты испытаний позволили Грабину говорить о запуске С-51 в серию. Для начала речь шла о 20 - 30 САУ. К этой идее отрицательно отнеслись в Управлении самоходной артиллерии, где посчитали нерациональным использовать шасси КВ-1с для изготовления тяжёлой САУ с лёгким щитовым прикрытием. Кроме того, боевая масса С-51 составляла 50 тонн, а ситуация первой половины 1942 г., когда у доведенных до такой массы КВ-1 "сыпались" агрегаты моторно-трансмиссионной группы, была ещё свежа в памяти руководства ГБТУ КА. Было решено провести дополнительные испытания самоходной установки, которые так и не состоялись: шасси после весенних пробегов требовало капитального ремонта.

Летом 1944 г. ГАУ КА попыталось сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. 22 июля председатель Арткома ГАУ генерал-лейтенант Хохлов направил Яковлеву письмо со своими соображениями по поводу боевого применения САУ. К нему прилагался проект постановления Государственного комитета обороны (ГКО) о принятии С-51 на вооружение Красной Армии как "Б-4-С51". Предполагалось, что будет построено 50 таких САУ, причём первые 20 штук — к 20 августа. Для постройки планировалось использовать ремонтные шасси КВ-1с. Вопрос в том, что в наличии не было такого количества ремонтных шасси. Кроме того, к С-51 имелись вопросы со стороны ГАУ и ГБТУ. В конце июля 1944 г. состоялось совещание, в котором принимали участие Малышев (НКТП), Устинов (НКВ), Федоренко (ГБТУ) и Яковлев (ГАУ). Малышев и Федоренко высказались резко против изготовления серии С-51, утверждая, что шасси САУ явно перегружено и не выдержит длительной эксплуатации.

Это не помешало ЦАКБ построить опытный образец С-59. Для его изготовления был использован ремонтный КВ-1с с серийным номером корпуса 30164 и номером двигателя 309512, сданный ремзаводом №1 29 октября 1943 г. Переделки по сравнению с С-51 носили минимальный характер, поскольку орудия 152,4-мм БР-2 и 203-мм Б-4 были унифицированы. В конце августа 1944 г. С-59 допустили до полигонных испытаний под Ленинградом, но они уже ничего не решали. Но проблемную базу для С-51 можно было заменить. 14 августа председателем Артиллерийского комитета ГАУ КА были утверждены тактико-технические требования "на 203-мм самодвижущуюся гаубицу и 152-мм самодвижущуюся пушку на базе тяжёлого танка ИС". Однако этого так и не было сделано, а эксперименты с САУ такого типа были продолжены уже после войны в рамках создания крупнокалиберной артиллерии, способной стрелять снарядами с ядерной боеголовкой. Серийной советской САУ такого типа стала уже современная 2С5 Гиацинт.

Конструкция[править]

Корпус и бронирование[править]

С-51 являлась установкой открытого типа — полностью бронированный корпус САУ был самодвижущимся лафетом для открыто установленной на его крыше тяжёлой гаубицы Б-4. На крыльях ремонтного КВ-1с соорудили платформу, на которой в боевом положении размещалась часть расчёта. Внутренние полости платформы выполняли роль ящиков ЗИП, для предотвращения несчастных случаев платформа получила ограждения.

Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60 и 30 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты лобовой части корпуса устанавливались под рациональными углами наклона. Изначально система не имела щитового прикрытия. Позже спереди был установлен орудийный щит толщиной 7 мм, который служил для защиты расчёта от осколков. Щит состоял из двух частей, которые для удобства перевода ствола Б-4 из походного положения в боевое откидывались вперёд, образовывая большую платформу. При этом щит упирался специальными опорами в ходовую часть. Внутри носовой части корпуса под орудийной установкой располагались механик-водитель, боекомплект и его подносчики, остальные члены расчёта находились снаружи бронекорпуса. Орудие было установлено на специальную раму, которая частично перекрывала сектор обзора смотрового прибора механика-водителя. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд мелких лючков для доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Бронирование С-51
Тип брони стальная катаная гомогенная средней твёрдости
Лоб корпуса (верх) 60 мм / 70° и 75 мм / 30°
Лоб корпуса (низ) 60 мм / −25°
Борт корпуса 60 мм
Корма корпуса 60 мм
Днище 30 мм
Крыша 30 мм
Орудийный щит 7 мм

Вооружение[править]

С-51 вооружалась доработанной гаубицей Б-4 обр. 1931 г. калибра 203 мм с поршневым затвором и баллистикой 203-мм гаубицы Б-4БМ. Качающаяся часть 203-мм гаубицы Б-4 была взята без изменений. Орудие конструкторы вынесли далеко вперёд, его основание частично нависало над отделением управления. В походном положении ствол гаубицы оттягивался назад. Орудие монтировалось в открытую на крыше бронекорпуса и имело вертикальные углы наводки от 0° до +60°, сектор горизонтальной наводки составлял 4°. Высота линии огня составляла 2,795 м; дальность прямого выстрела — 1 070 м по цели высотой 3 м, дальность выстрела прямой наводкой — 6,9 км, наибольшая дальность стрельбы — 18,26 км. Выстрел производился посредством ручного механического спуска. Орудие Б-4 оснащалось поршневым затвором, скорость огня составляла 1 выстрел за 1,25-2,5 минуты. В боевом положении расчёт орудия прикрывался массивными броневыми щитами по обе стороны от орудия, на марше щиты убирались, а ствол гаубицы оттягивался назад в походное положение.

Боекомплект орудия составлял 12 выстрелов раздельного картузного заряжания. Основная часть боезапаса хранилась в штатных деревянных ящиках, которые в походном положении лежали на настиле платформы и крепились к поручням. Также была обеспечена возможность их подачи с грунта. Для удобства подъёма и спуска на кормовом листе САУ были установлены откидывающиеся лесенки. Между лесенками разместились откидные направляющие, по которым перемещался кокор. Направляющие были нужны прежде всего для заряжания орудия с земли.

САУ С-51 могла стрелять всем ассортиментом боеприпасов буксируемой гаубицы Б-4, включающим фугасные и бетонобойные снаряды массой 100 кг. Фугасные снаряды Ф-625, Ф-625Д и Ф-623 выстреливались со скоростью 575 м/с на полном заряде, бетонобойные снаряды Г-620 и Г-620Т — до 600 - 607 м/с.

Двигатель и трансмиссия[править]

С-51 оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 600 л.с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. Топливные баки объёмом 600-615 л располагались внутри броневого корпуса САУ в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении.

Самоходно-артиллерийская установка С-51 оснащалась механической трансмиссией, в состав которой входили:

  • многодисковый главный фрикцион сухого трения "стали по феродо";
  • четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
  • два многодисковых бортовых фрикциона с трением "сталь по стали";
  • два бортовых планетарных редуктора.

Все приводы управления трансмиссией — механические. Ненадёжная работа трансмиссионной группы самоходной установки была особо отмечена во время её испытаний. Этот факт послужил ещё одним подтверждением тезиса о том, что дефекты трансмиссии были одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе.

Ходовая часть[править]

Ходовая часть САУ С-51 была идентична таковой на танке КВ-1с. Подвеска машины — индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра (600 мм) по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы — спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 608 мм.

Электрооборудование[править]

Электропроводка в самоходке С-51 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

  • наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
  • наружный звуковой сигнал;
  • контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
  • электрика моторной группы — стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.

Средства наблюдения и связи[править]

Рабочее место механика-водителя С-51 оснащалось смотровым прибором, для ведения огня использовался штатный панорамный прицел буксируемой гаубицы Б-4.

В доступной литературе информация об оснащении С-51 средствами связи отсутствует.

Операторы[править]

Галерея[править]

Интересные факты[править]

  • Группа Reebaz посвятила САУ песню "Буратос".
  • В онлайн-игре "World of Tanks" САУ получила прозвища "Буратино" и "Буратос".

Источники[править]