Действия

12-й линейный полк (Неаполь)

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

12-й линейный полк — полк линейной пехоты в составе неаполитанской армии Иоахима Мюрата.

История[править]

12-й линейный полк был создан декретом от 29 июня 1814 г. и стал последним полком линейной пехоты в неаполитанской армии Иоахима Мюрата. Планировалось, что этот полк будет набран из ветеранов осады Данцинга (в частности, солдат 5-го, 6-го и 7-го линейных полков), которые пересекли всю Европу и вернулись на родину и произвели очень хорошее впечатление благодаря своему внешнему виду и дисциплине, а также около 200 ветеранов испанской кампании. Декретом от 29 сентября 1814 г., из-за желания Мюрата искупить своеобразный долг перед ветеранами, 12-й линейный полк вошел в состав королевской гвардии в качестве вольтижерского полка. Номер 12 стал пустым, по крайне мере официально.

В действительности же, полк был немедленно преобразован, даже если это не было придано широкой огласке, чтобы не поднимать тревогу у австрийцев и британцев, а также чтобы максимально использовать область в центральной Италии Марке, оккупированную в 1814 г. и еще не возвращенную Папе Римскому. Три провинции Марке, каждая из которых уже дала по 50 человек в состав королевской гвардии, призвали разными способами необходимых мужчин в 12-й полк, который официально был назван "Полк из Марке". Заключенные провинции Метауро (Анкона), осужденные не за позорные преступления, также были приняты в 12-й полк, причем если они были одиночками, то их забирали силой, а если они были женаты — то только по требованию. Однако такими способами было невозможно набрать целый полк, поэтому в канун Рождества в "повестке дня", издаваемой в Анконе, говорилось следующее:

Большинство итальянских ветеранов являются безработными. Немногие из них записались в организованный 12-й полк, большинство же, видимо, предпочитают жизнь бездельников.

За подобным пассажем следовал призыв вступить в 12-й линейный полк не позднее 21 января, а в качестве стимула всем ветеранам была обещана награда в 17 лир и 60 чентезимо. Однако ветераны не прислушались к этому призыву, чем сделали себе только хуже.

В ночь с 20 на 21 января батальон 9-го линейного полка, численностью в 1000 человек, арестовал всех ветеранов в Мачерате (город в Марке) и возле него. Утром 22 января они были перемещены в порт Фермо, где были погружены на корабль, следующий в Пескару. Все эти перемещения производились через засыпанные снегом дороги, поскольку все было необходимо завершить в крайне сжатые сроки. Среди погруженных на борт ветеранов было некоторое количество добровольцев, а среди офицеров мы находим Джузеппе Мастаи Ферретти, брата будущего Пия IX, но все-таки большинство солдат полка были набраны силой. Примечательно, что не смотря на подобное рекрутирование, в боевых действиях 12-й полк проявил себя крайне положительно: так, во время осады Гаэты он стоял за стенами крепости и сопротивлялся противнику вплоть до августа, и даже не пытался поднять восстание, как это было в случае с 10-м линейным полком.

Настоящие добровольцы были заменены элементами, набранными в Болонье и Романье в апреле 1815 г., когда неаполитанская армия перешла реку По. Но это было всего лишь несколько сотен человек, а не тысяч, как ожидал того Мюрат. И специально для этого случая, военная комиссия решила пересмотреть свои правила проведение призыва. Начав отступление, добровольцы были посланы в Анкону, чтобы организоваться в полк, однако они потеряли многих солдат во время марша. Из Анконы полковник Нери, отвечающий тогда за добровольцев, а позже ставший офицером итальянкой армии, доложил Мюрату о формировании полка, состоящего из двух батальонов, каждый по 600 человек, а также офицерского батальона в Реканати, численностью в 219 человек. Ситуация была драматичной: на всех солдат не хватало даже штыков, большинство элементов униформы и снаряжения было потеряно. Несмотря на все это, Нери прославил себя в Кастель-ди-Сангро, маневрируя со своими добровольцами против австрийского авангарда, чтобы прикрыть отступление остатков неаполитанской армии.

После прекращения существования Неаполитанского королевства и его армии в 1815 г., был распущен и 12-й линейный полк.

Организация[править]

Организация полков в неаполитанской армии была аналогична французской и включала в себя:

  • Полковой штаб (полковник, майор, три шефа батальонов, три адъютант-майора, квартирмейстер, казначей, младший лейтенант-знаменосец, хирург-майор, два хирурга адъютант-майора, три хирурга младших адъютант-майора, капеллан);
  • Малый полковой штаб (унтер-офицер — знаменосец, три адъютанта-унтер-офицера, тамбур-мажор, капрал-барабанщик, портной, оружейник, сапожник, портной по гетрам, шеф и восемь музыкантов);
    • 3 батальона; каждый батальон состоит из:
      • 5 рот фузилер (5-я рота — запасная),
      • 1 рота гренадер,
      • 1 рота вольтижер.

Каждая рота состояла из капитана, лейтенанта, двух младших лейтенантов, сержант-майора, четырех сержантов, капрала-фурьера, восьми капралов, 121 фузилера, гренадера или вольтижера, двух барабанщиков или горнистов и двух сынов полка.

Также в составе полка линейной пехоты находилось полковое депо, которое состояло из запасных рот всех батальонов.

Униформа[править]

Пехотинцы 12-го линейного полка носили белые панталоны и мундиры сюртучного типа с приборным сукном темно-зеленого цвета (однако обшлага были белого цвета, с темно-зеленой выпушкой и клапаном), черные гетры и кивера. Отдельные детали униформы были различны у фузилеров, гренадеров, вольтижер, музыкантов, саперов и артиллеристов.

Фузилеры носили французский кивер, образца 1806 или 1812 года, с латунной бляхой в виде самнитского шита, с вырезанным или накладным штампованным номером полка (12) в центре. Возможно также использование старых блях в виде ромба с вензелем "N" под короной. Неаполитанская бело-малиновая кокарда крепилась к киверу с помощью латунной петлицы и пуговицы. Плоский помпон цвета приборного сукна с белым центром и желтым номером батальона располагался посередине. Кивер также имел латунную чешую и розетки. Мундир носили белый, образца 1811 г. с отделкой приборного сукна темно-зеленого цвета и белой выпушкой по всей отделке, кроме обшлагов. Белые фигурные погоны имели темно-зеленую выпушку и такая же выпушка была по краю ложных карманов фалд. Также фузилеры носили белые панталоны и черные гетры с латунными пуговицами.

Офицер фузилеров 12-го линейного полка, 1814 г.

Амуниция состояла из черной патронной сумы, прикрепленной к белой перевязи, к которой крепились и штыковые ножны. Ранец — светло-коричневый из телячьей шкуры мехом наружу. Шинель могла быть одно- или двубортной. Ее цвет отличался разнообразием: встречались серые, коричневые и даже голубые шинели. С обеих сторон воротника нашивался зубчатый клапан приборного сукна темно-зеленого цвета.

Форма вольтижер отличалась следующими деталями: желтый воротник, зеленые эполеты с желтым полукругом, желтый сферический помпон. Французский тесак с зеленым темляком располагался в черных кожаных ножнах. На патронной суме имелось латунное изображение горна и пылающей гренады.

Гренадеры носили черную или коричневую меховую шапку, донце ее красное с желтой или белой гренадой, этишкет и султан — красные или амарантовые (оттенок малинового цвета). Эполеты и темляк тесака красные. На патронной суме — латунное изображение пылающей гренады. Все остальные детали мундира аналогичны фузилерам.

Офицеры 12-го линейного полка носили золотые эполеты по чинам и званиям, белый султан на кивере (шапке), золотые этишкет, помпон и горжет (нашейный офицерский знак). Их мундир, в отличии от солдатского, имел длинные фалды. Также они носили черные сапоги гусарского типа с золотым кантом и кистью по верху. Вооружены офицеры были шпагами с золоченым эфесом, перламутровой рукоятью и темляком золотого цвета. Шпага носилась в черных кожаных ножнах.

Барабанщики имели бело-малиновый галун в виде чередующихся клеток, который располагался по воротнику, обшлагам, лацканам, вдоль швов рукавов и на самих рукавах углом вверх. Галун шел и по крыльцам цвета приборного сукна (темно-зеленого). Барабан — латунный с бело-малиновыми ободьями.

Мундир саперов имел гренадерские отличия (меховая шапка, эполеты и темляк). Сам мундир мог быть цвета приборного сукна (т. е. зеленого цвета) с белой отделкой. Саперы имели белый или желтоватый фартук и такие же перчатки с крагами. На левом рукаве — нашивка в виде скрещенных желтых топориков под желтой же гренадкой с красным пламенем. Все саперы обязательно носили бороды. На вооружении саперов были топоры, тесаки, карабины и пистолеты.

Музыканты носили темно-зеленые однобортные мундиры с белой отделкой и длинными фалдами, а на груди имелось семь-девять белых петлиц. Султаны были темно-зеленого цвета с белым верхом. Также музыканты носили черные сапоги гусарского типа с золотым кантом по верху.

Артиллеристы носили синие мундиры с отделкой темно-зеленого цвета, белые панталоны и черные гетры.

Источники[править]