Действия

Сверхтяжёлый танк КВ-4 Шашмурина

Материал из ВикиВоины

(перенаправлено с «КВ-4 Шашмурина»)
0.00
(0 голосов)

КВ-4 Шашмурина — проект советского сверхтяжёлого танка семейства "КВ" конструктора Н.Ф. Шашмурина. Проект был один из самых характерных и необычных дизайнов, хотя ни одна из его конструктивных особенностей не была повторно применена, а боевая ценность была бы сомнительной. В связи с началом Великой Отечественной войны все работы по созданию машины были прекращены.

История[править]

Программа КВ-4 была запущена весной 1941 года в ответ на слухи о немецком сверхтяжелом танке. 11 марта 1941 г. советская разведка направила государству письмо, в котором обсуждались разработки немецких танков. Один из подразделов был посвящен разработке тяжелых танков. Перспектива потенциального выхода еще более тяжелобронированных и вооруженных немецких танков вызвала тревогу в ГАБТУ (Главное управление Вооруженных Сил), у которого не было равного по параметрам тяжелого танка. Тогда был поднят вопрос о замене танков КВ-1 и КВ-2 более тяжелой машиной с пушкой меньшего калибра. Таким образом, завод "ЛКЗ" в Ленинграде должен был разработать тяжелый танк, способный бросить вызов предполагаемому немецкому танку. В результате 21 марта ГАБТУ опубликовало свод требований к новому танку, который должен был получить индекс Объект 224 и общее наименование КВ-4. Постановлением НКО СССР директору Кировского завода (ЛКЗ) в Ленинграде предписывалось силами собственной конструкторской бригады создать 70-тонный танк с удлиненной базой шасси, 107-мм пушкой ЗиС-6 (ранее называвшейся Ф-42). Броня должна была иметь толщину 120 - 130 мм с возможностью её утолщения в наиболее поражаемых участках до 140 - 150 мм. В качестве пожеланий указывалась установка дополнительной 45-мм пушки 20-К для борьбы с лёгкой бронетехникой, 3 пулемётов ДТ калибра 7,62-мм и даже огнемета. К сожалению, на тот момент не было достаточно мощных двигателей, поэтому временно использовался В-2СН мощностью 850 л.с.

27 марта ГАБТУ потребовало, чтобы чертежи были готовы к 17 июля. Ижорский завод должен закончить прототип башни и корпуса к 1 октября, а завод № 92 - поставить необходимое вооружение к 1 сентября. Однако к 7 апреля ГАБТУ изменило свое мнение. Для КВ-3 потребуются более тяжелые параметры, до 68 тонн и тот же ЗиС-6, а для КВ-4 будет увеличена масса до 75 тонн, улучшена броня до 135 мм в лобовой части и 125 мм в бортах и корме. Дата подачи чертежей также была перенесена на 15 июня, что почти на месяц раньше, чем было запрошено ранее, что указывает на срочность предстоящей работы. В том же запросе ГАБТУ запросило еще более тяжелую машину КВ-5 с 170 мм лобовой и 150 мм кормовой бронёй и массой 90 тонн. Внезапные изменения в техническом задании и возросшая нехватка времени, а также давление заинтересованности Сталина в проекте сделали процесс проектирования более проблематичным и имели эффект домино.

Над проектом КВ-4 конструкторы ЛКЗ начали работать 10 апреля 1941 г. Но требования снова изменили, и массу подняли в диапазоне от 80 до 100 тонн. Учитывая расплывчатые спецификации, Котин подошел к дизайну уникальным образом. С одобрения директора завода И.М. Зальцмана, начальник СКБ-2 Ж. Котин к проектированию этого танка привлек почти всех инженеров своего КБ и поставил это на конкурсную основу. Чтобы поощрить серьезность, первые места даже получали денежную компенсацию. Начался конкурс проектов, в котором инженеры ЛКЗ представили более 20 различных танков. Одним из них был Н.Ф. Шашмурин, представивший машину с башней КВ-1 над казематом, в котором размещалась 107-мм пушка ЗиС-6.

Все авторы с большим энтузиазмом принялись за дело. Задание, полученное ими, было довольно трудным: установка сразу двух пушек и никогда не применявшаяся на отечественных танках 125-130 мм броня приводили к необходимости усиления шасси и обуславливали резкое повышение массы танка. Творческая мысль участников проектирования не ограничивалась, и проектанты этим широко пользовались. Исходя из заданных характеристик, они разработали и выдвинули довольно пеструю гамму идей. По массе предполагалось строить 80-, 90- и даже 100-тонные танки.

К 9 мая конкурс завершился, и более 23 различных инженеров представили до 27 различных проектов. Первое место досталось Н.Л. Духову, получившего премию в размере 3 000 рублей. Второе место досталось проекту трех инженеров, работающих вместе: К.И. Кузьмин, П.С. Тарапанин и В. И. Таротко, разделившие премию в 3 000 рублей. Третье место занял старший инженер Н.В. Цейц, получивший 2 800 рублей. Еще 8 проектов получили меньшие награды. Дизайн Шашмурина был удостоен 5-го места на конкурсе с премией 1 500 рублей. Сам Николай Фёдорович тему КВ-4 и КВ-5 называл Б.С., что расшифровывалось как "бред сумасшедшего".

Шашмурин изначально предполагал иметь закрытую рубку для основного вооружения, без дополнительной башни. Рубка также была бы выше, в результате чего получилось нечто похожее, как он сам провел параллель, на КВ-1 со 152-мм гаубицей М-10. Это предполагает гораздо более высокую рубку по сравнению с тем, что использовался в окончательном проекте. Механика-водителя и радиста, скорее всего, разместили внутри боевого отделения, а не "вытолкнули". Он также намеревался снять орудие и вместо него нести стрелковое отделение пехотинцев. Однако этот вариант не был одобрен, так как он был "слишком легким" с слишком слабой бронёй, и не имел хотя бы одного башенного вооружения. При разработке своего окончательного предложения по КВ-4 Шашмурин придерживался другого подхода. По первоначальным гостребованиям основное орудие должно было быть установлено в полноповоротной башне, но после дополнительных требований ГАБТУ (некоторые из которых противоречили друг другу) несколько конструкторов решили установить основное орудие 107-мм ЗиС-6 в установке с ограниченным поворотом. Также Шашмурин решил добавить сверху башню КВ-1 обр. 1939 г., вооруженную 76,2-мм пушкой Л-11. Его дизайн был бы колоссальным транспортным средством. При весе 92 тонны это был бы также самый длинный КВ-4, длина которого составляла 10 метров, включая ствол.

Тип схемы вооружения, выбранный Шашмуриным, имел ряд преимуществ и недостатков по сравнению с методами, применявшимися другими инженерами. Во-первых, башня типа КВ-1 позволяла поражать бронетехнику совершенно независимо от 107-мм пушки. Кроме того, использование легко доступной башни в сочетании с простой конструкцией каземата означало, что стоимость производства была бы значительно ниже по сравнению со многими крупными предложениями КВ-4. Силуэт танка также стал ниже.

Программа КВ-4 в целом оказалась неудачной. После того, как проект Духова был признан победителем, должна была начаться работа над подробными чертежами, что позволило бы другим вовлеченным фабрикам начать производство прототипов. Однако к установленному сроку (15 июня) чертежи не были представлены. Всего через неделю, 22 июня 1941 г., нацистская Германия напала на Советский Союз. В КБ СКБ-2 продолжались работы, особенно по КВ-5, а вот о КВ-4, похоже, забыли. К августу немецкие войска подходили к Ленинграду, и СКБ-2 эвакуировали на "ЧКЗ" в Челябинск. Работа над этими тяжелыми танками не возобновлялась.

Ни один из проектов не был реализован в металле, но огромное количество нестандартных решений, изобретений и оригинальных задумок было предложено в ходе конструирования последующих советских танков.

Конструкция[править]

Корпус и бронирование[править]

Боевое отделение было сдвинуто к центру корпуса и объединено с моторным отделением, которое осталось более-менее идентичным танкам предыдущей серии КВ. Броня была, по большей части, простой. Лобовые облицовочные элементы имели толщину 125 мм, бортовой и кормовой листы также имели толщину 125 мм. Нижняя пластина была изогнута в округлую форму. Все листы крыши были 40 мм, а листы днища были 50 мм до первых 3 катков, после чего толщина уменьшалась до 40 мм. Заднюю часть штамповали в классическом стиле КВ, с изогнутой крышкой воздухозаборника. Что касается брони башни, неясно, сохранил ли Шашмурин исходные значения брони башни КВ-1 в 75 мм по всему периметру башни. Если бы это было так, это сделало бы его более уязвимым по сравнению с остальной частью машины.

Бронирование КВ-4 Шашмурина
Тип брони стальная
Лоб корпуса 125 мм
Борт корпуса 125 мм
Корма корпуса 125 мм
Днище 40 - 50 мм
Крыша 40 мм

Экипаж состоял из 7 человек. Механик-водитель и радист располагались в двух выступах главной рубки, между ними находился ствол основного орудия. Изучение чертежей показывает, что у них было достаточно места вокруг. Далее в рубке находились наводчик основного вооружения и заряжающий. Во многих проектах КВ-4 для комплектования ЗиС-6 предназначались два заряжающих, однако, поскольку боеприпасы располагались рядом и не было спаренного вооружения, требовался только один заряжающий. В башне КВ-1 сидели еще один наводчик и заряжающий, обслуживающие орудие Л-11. Внутри башни также находился командир в положении, с которого открывался отличный обзор. Тем не менее, командование танком было бы настоящим вызовом. Командир должен был расставить приоритеты и скоординировать захват целей и поражение обоих орудий. Он был полностью изолирован от механика-водителя и радиста, которые полагались на приказы командира. Кроме того, как и в случае со многими безбашенными боевыми машинами, главный наводчик и водитель должны были иметь хорошую связь и синхронизацию для поражения целей, которую обеспечивало переговорное устройство.

Вооружение[править]

Основное вооружение состояло из 107-мм пушки ЗиС-6 установленной в лобовом листе корпуса в установке с ограниченными углами наводки. Пушка ЗиС-6 (ранее Ф-42) конструкции В.Г. Грабина была сконструирована за несколько месяцев до проектирования танка, в период с декабря 1940 г. по первые месяцы 1941 г. Орудие имело начальную скорость от 800 до 840 м/с. Боеприпас весил 18,8 кг и был неразъемным (унитарным). Затвор устанавливался вертикально и был полуавтоматическим. Утверждается, что он мог пробивать 115-мм броню на расстоянии 1000 м. Угол возвышения орудия составлял +13°, склонение -4°, а угол горизонтального наведения - 15° в обе стороны. Боеприпасы располагались вертикально, внутри укладывалось около 112 или 102 (по чертежам Шашмурина) выстрелов.

Ограниченный угол поворота главного орудия значительно снижал боевую ценность 107-мм орудия, хотя горизонтальный поворот сохранялся с приемлемым сектором в 15° в обе стороны. Тем не менее, такое расположение вооружения создавало другие проблемы, такие как дополнительный член экипажа и тесное боевое отделение, затруднявшее координацию и связь. Кроме того, отсутствие спаренной 45-мм пушки означало, что у основного орудия не было возможности увеличить дальность стрельбы, что приводило к увеличению времени поражения цели и большому расходу 107-мм снарядов.

Сверху боевого отделения, поверх основной надстройки, устанавливалась башня КВ-1, вооруженная 76,2-мм пушкой Л-11, использовавшаяся на первых серийных вариантах Т-34 и КВ-1. Пушка имела начальную скорость 610 м/с и вес снаряда 6,5 кг. Угол возвышения орудия составлял +26°, склонение -7°. Около 120 76-мм выстрелов размещались в корпусе горизонтально. Со стороны башня выглядит как оригинальная башня 1939 и 1940 гг. с закругленными краями. Однако вид сверху показывает дополнительные детали башни. Вместо того, чтобы быть в основном плоской, за исключением закругленных краев и заднего выступа, выступ башни резко вогнут внутрь, напоминая башню Т-28 и Т-35А.

Дополнительно имелся спаренный пулемет 7,62-мм ДТ и один такой же пулемёт в шаровой установке в задней части башни с углами +25° и -15°. Боекомплект пулемётов всего 400 патронов. На месте радиста в шаровой установке также устанавливался огнемет с боезапасом "20 выстрелов".

Двигатель и трансмиссия[править]

В качестве силовой установки был представлен авиационный поршневой 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный дизельный двигатель водяного охлаждения М-40 с 4 турбокомпрессорами, мощностью 1 200 л.с., частично разработанныq на ЛКЗ после ареста первоначального конструктора в 1938 г. Проектная скорость оценивалась в 35 км/ч. Он был установлен довольно высоко в корпусе, что потребовало выступа в моторном отсеке и использование ремней главной передачи.

Трансмиссия механического типа.

Ходовая часть[править]

За исключением надстройки и верхней части корпуса, Шашмурин сохранил упрощенную конструкцию в отношении нижней части корпуса. Большинство компонентов были идентичны и повторно использовались от танков предыдущей серии КВ. Ходовая часть на один борт состояла из 9 опорных катков подрессоренных торсионами, 4 поддерживающих, заднего ведущего и переднего направляющего колёс. Подвеска торсионная, катки с внутренней амортизацией.

Средства связи[править]

Для хорошей связи и синхронизации между командиром, главным наводчиком и механиком-водителем использовалось переговорное устройство 10-Р.

Операторы[править]

Галерея[править]

Примечания[править]

  1. Курсивом отмечены потенциальные пользователи.

Источники[править]