Действия

БТ-203

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

БТ-203 — проект установки 203-мм динамореактивной пушки Курчевского в лёгкий танк БТ-2. Был выпущен в единственном экземпляре в 1934 году и отправлен на испытания. Не принят на вооружении по причине сильного отката после выстрела и повреждения некоторых компонентов машины.

История создания[править]

Танк БТ-2 был принят на вооружение в соответствии с военной доктриной, определившей преимущества скоростных крейсерских танков, в 1932 году. Основным вооружением танка была 37-мм танковая пушка Б-3. Это орудие имело хорошую баллистику на то время. Однако, часть танков по причине нехватки пушек имела другое вооружение. Вместо пушки устанавливалась спаренная пулемётная установка с 7,62-мм танковыми пулемётами ДТ (установка ДТ-2).

В 1920-30-х годах безоткатные орудия получили развитие в СССР. Их история связана с именем инженера Курчевского. Мало компетентные в артиллерии люди предложили всю отечественную артиллерию перевести на безоткатные орудия системы Курчевского. Некоторые пушки Курчевского приняли на вооружение и было начато их серийное производство. В эти годы ДРП Курчевского выпускали почти все артиллерийские заводы страны. Всего было изготовлено около 5 тысяч небоеспособных орудий.

Павел Игнатьевич Гроховский был советским конструктором, изобретателем и организатором производства парашютной, авиационной и воздушно-десантной техники. Прилагал усилия он и по модернизации бронетехники. С 1936 года был постоянным автором статей в журнале "Техника — молодёжи"[1]. Не обошёл стороной он и лёгкий танк БТ-2.

Попыткой П. Гроховского компенсировать слабость вооружения танков БТ-2 было предложение ставить на них 203-мм безоткатные орудия Л. Курчевского. Затея не удалась, вернее, так и не вышла из стадии проектирования, причем для самого Курчевского в условиях сталинского режима все это кончилось трагически. И разумеется, причина всех этих печальных явлений была лишь одна — отсутствие достаточного количества образованных людей на всех этажах государственной власти в России тех лет. Не обладая необходимыми знаниями и больше доверяя практике, нежели теоретическим расчетам, наркомы всех уровней, сами бывшие выходцами из низов, спешили поскорее увидеть все в металле, что неизбежно вело к огромному расходу материальных и финансовых ресурсов, без какой бы то ни было реальной отдачи. В 1934 году был построен один опытный экземпляр. После проведения испытаний было выявлено, что сильный откат после выстрела повреждает некоторые компоненты машины. Исходя из испытаний, проект было решено закрыть.

Закончилось все это тем, что в конце 1930-х гг. журнал "Изобретатель" закрыли, а многих известных изобретателей репрессировали. Тот же П. Гроховский, например, в 1937 г. был снят с должности начальника своего экспериментального института (который вскоре также закрыли), а спустя 5 лет его и вовсе отправили в лагерь, где он и умер в 1946 г.

Описание конструкции[править]

Конструкция всех частей танка кроме башни была полностью идентична БТ-2.

Корпус и бронирование[править]

Танк БТ-2 имел классическую компоновку и разделялся на четыре отделения (от носа к корме): управления, боевое, силовое и трансмиссионное. Корпус танка не имел рациональных углов наклона, за исключением передней части, которая имела вид усечённой пирамиды для обеспечения поворота передних ведущих колёс и уменьшения мёртвого пространства при стрельбе. В верхнем лобовом листе размещался люк для посадки механика-водителя. Башня танка цилиндрическая, клёпаная, со скосом спереди сверху. Численность экипажа танка составляла 2 человека (информация некоторых источников об экипаже в 3 человека не соответствует действительности).

Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, собираемой на болтах и заклёпках. Броня (кроме передней части корпуса и, в какой-то мере, башни) не имела рациональных углов наклона и защищала только от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого и среднего калибра.

Бронирование лёгкого танка БТ-203
Тип брони Стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса 13 мм
Борт корпуса 13 мм
Корма корпуса 10 мм
Днище 6 мм
Крыша корпуса 10 мм
Лоб башни 13 мм
Маска орудия 13 мм
Борт башни 13 мм
Корма башни 13 мм
76-мм динамореактивная пушка Курчевского на лафете.

Вооружение[править]

В качестве основного вооружения на танке устанавливалась 203-мм динамо-реактивная пушка. Пушка заряжалась с казенной части при помощи сдвижного затвора, соединенного с соплом. Это делало из танка что-то похожее на "самоходку", так как казённая часть находилась с внешней стороны кормы башни. Для стрельбы применялись унитарные выстрелы: стандартные шрапнельные снаряды от "трехдюймовки", а также специальные осколочные и бронебойные снаряды весом, соответственно, 4,7 и 4,0 кг. Большим преимуществом динамо-реактивной пушки являлся малый вес, а в числе недостатков были малая дальность стрельбы, громкий звук выстрела и демаскирующее облако пыли и газов[2].

Двигатель и трансмиссия[править]

Танк был снабжён авиационным карбюраторным четырёхтактным 12-цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения М-5-400 (производимым в СССР аналогом авиационного двигателя "Либерти") мощностью 400 л.с. Трансмиссия механическая, состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего), двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых редукторов и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам — ведущих при колёсном ходе.

Ходовая часть[править]

Танк имел индивидуальную пружинную ("свечную") подвеску, широко известную как "подвеска Кристи". Три вертикальные пружины относительно каждого борта корпуса располагались между наружным броневым листом и внутренней стенкой борта корпуса, а одна располагалась горизонтально внутри корпуса в боевом отделении. Вертикальные пружины были связаны через балансиры с задними и средними опорными катками, а горизонтальные — с передними управляемыми катками.

Танк имел комбинированный колёсно-гусеничный движитель, состоящий из 2 ведущих колёс заднего расположения диаметром 640 мм, 2 направляющих колёс переднего расположения диаметром 550 мм, 8 опорных катков диаметром 815 мм с резиновыми бандажами и 2 стальных многозвенных гусеничных цепей с шириной трака 263 мм. При переходе на колёсный ход гусеничные цепи снимались, разбирались на 4 части и укладывались на надгусеничные полки. Привод от КПП в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков, управлялся же танк поворотом передних катков. Переход с гусеничного хода на колёсный занимал 30-40 минут.

Необходимо отметить, что среднетехническая скорость танка была существенно ниже максимальной и составляла на гусеницах 25 км/ч по шоссе и 22 км/ч по просёлку, а на колёсах — 22 км/ч по шоссе. На колёсном ходе танк мог передвигаться только по дорогам с твёрдым покрытием, по причине высокого удельного давления на грунт и наличия только одной пары ведущих колёс (катков). В то же время высокая удельная мощность позволяла танкам осуществлять прыжки (в длину, через препятствие) на 15-20 (максимально — до 40) метров.

Средства наблюдения и связи[править]

Танк не имел специальных средств наблюдения и связи. В боевой обстановке наблюдение механиком-водителем осуществлялось через смотровую щель, а командиром — через прицел. Радиостанции не было, внешнюю связь планировалось осуществлять с помощью флажковых сигналов, для чего в башне имелся специальный люк. Внутренняя связь осуществлялась с помощью светосигнального устройства.

Операторы[править]

Примечания[править]

Источники[править]