Действия

Буксируемая огневая точка ИЖ-72

Материал из ВикиВоины

4.00
(1 голос)

ИЖ-72 — буксируемая огневая точка спроектированная по собственной инициативе не Ижорском заводе во время Второй мировой войны. Был построен опытный образец, но в серийном производстве было отказано в виду устаревшей конструкции.

История[править]

Во время Второй мировой войны использовалось множество различных, максимально упрощённых видов оружия и техники. Достаточно широкое распространение получили бронированные огневые точки (БОТ), использующиеся для обороны крупных городов или важных направлений. Наряду с неподвижными БОТами, существовали и передвижные (буксируемые) БОТы, которые можно было транспортировать с одной позицию на другую.

Создателем этого огневого бронеприцепа является командир 72-го пулеметно-артиллерийского батальона Георгий Водопьянов — опытный инженер отдела реконструкции с гражданской и финской войнами за плечами. Батальон был сформирован 21 августа 1941 г. из рабочих Ижорского завода.

Определенная работа по усилению батальона была проведена и силами рабочих, входивших в состав 72-го ОПАБ. Под руководством Водопьянова была создана весьма интересная конструкция, которая не вошла в сводку деятельности Ижорского завода. Предшественником ИЖ-72 была тележка с использованием башни разбитого в боях танка Т-38, причем башню доварили, чтобы запихнуть туда еще и пулемет, а шасси представляло собой сварную конструкцию с колесами от пушки. Для перевозки использовалась лошадь. Эти конструкции были вынужденной мерой с целью усиления противотанковой обороны батальона.

Весной 1943 г. 72-й ОПАБ под командованием Водопьянова, уже в звании майора, участвовал в боях, по итогам которых противника отбросили от Колпино. По результатам боев Георгий Вениаминович, уже в звании подполковника, пришел к выводу, что огневой мощи созданной под его руководством огневой точки недостаточно. Поэтому началась разработка более мощной огневой точки — БОТ ИЖ-72. Концепция данной конструкции повторяла предыдущую разработку, но она была более крупной. В отличие от предыдущей разработки, по ней сохранилось подробное описание и отчет об испытаниях.

Вместо башни от Т-38 на сей раз была применена коническая башня от легкого танка Т-26. Собственно говоря, именно наличие башен от этого танка на 14-м УР (входивший в подчинение 55-й армии) и сподвигло Водопьянова на создание более мощной огневой точки. По мнению самого Водопьянова, назначение ИЖ-72 он видел в следующем:

  • Использование как передвижной артиллерийской точки, имеющей противопульную и противоосколочную защиту для создания опорных пунктов в системе полевых УР.
  • Сопровождение автоколонн при наступлении, как средство ПТО и ПВО.
  • Охрана штабов и тылов.

В качестве дополнительного аргумента в пользу подобной конструкции было использовано заключение 14-го УР полковника М.Д. Безперстова. На тот момент 72-й ОПАБ входил в состав данного укрепрайона, это во многом и объясняет появление ИЖ-72: "На основе опыта боевых действий войск полевых УР-ов в Отечественной войне для закрепления захваченных у противника рубежей и создания на них опорных пунктов ПТО в частях УР-а требовалось создания инженерных сооружений для артиллерийских расчетов в короткие сроки. Однако непосредственная близость к переднему краю противника и воздействие его огня создает большие трудности в возведении инженерных сооружений в виде ДЗОТ, имеющих хотя бы противопульную и противоосколочную защиту. Действие артсрасчетов с открытых позиций влечет за собой большие потери в артрасчетах за счет пулеметного и минометного огня противника. Подвоз и установка существующих образцов БОТ для пушек ПТО в непосредственной близости от противника является мало реальным. Предложенная подполковником т. Водопьяновым конструкция передвижной броневой артиллерийской точки разрешает положительно вопрос с установкой в опорных пунктах, в непосредственной близости от противника, средств ПТО, имеющих броневую противоосколочную и противопульную защиту расчета. Возможность передвижения данной точки средствами автотранспорта позволяет войскам полевых УР-ов быстро создавать укрепленные районы за счет установки данных точек в заранее вырытые и замаскированные ниши в местах организации опорных пунктов. Одновременно данная конструкция БОТ дает возможность перебрасывать эти средства ПТО по фронту по требованию обстановки, для усиления нужного танкоопасного района как подвижное средство ПТО. Вооружение находящегося на БОТ ИЖ-72 дает возможность борьбы с танками, пехотой и авиацией противника. В силу вышеперечисленного считаю, что изготовление передвижных БОТ ИЖ-72 рационально, так как по тактическому значению они могут быть использованы:

1) На вооружении войск полевых укрепрайонов в применении их при организации опорных пунктов при закреплении захваченных у противника рубежей полевыми войсками, где БОТ ИЖ-72, являясь средством ПТО, одновременно выполняют противовоздушную и противопехотную оборону. Особое значение они приобретают в обороне населенных пунктов.

2) В автоколоннах соединений при наступлении наших войск как средство сопровождения по организации ПТО и ПВО вместо танков сопровождения. По охране штабов и их тылов как средство ПТО и ПВО."

Опытный образец ИЖ-72 был доставлен 2-го декабря 1943 г. на АНИОП. При осмотре корпуса обнаружились усталостные трещины, образовавшиеся в ходе сварки. По этой причине БОТ временно сняли с испытаний, направили в 72-й ОПАБ и неисправности устранили. 6 декабря испытания возобновились, в них участвовал сам Водопьянов и расчет из 72-го ОПАБ. Испытания показали вполне удовлетворительную кучность огня, сопоставимую с обычным танком Т-26. Главным замечанием стала недостаточная прочность задней оси колесного хода. В ходе испытаний на перевозку левый конец оси прогнулся на 9 мм, а правый на 4 мм. Данный узел преполагалось упрочнить. Также испытания возкой за грузовиком показали, что ЗИС-5 ехал с повышенной нагрузкой. В целом же ИЖ-72 показала себя вполне удовлетворительно, в заключении указывалось, что данную конструкцию можно допустить к войсковым испытаниям.

Испытания эти, впрочем, не состоялись. В январе 1944 г. из Арткома ГАУ КА пришло письмо, в котором его председатель, генерал-лейтенант В.И. Хохлов, дал указание работы по ИЖ-72 прекратить. Аргументы были более чем справедливыми. Башня Т-26 и по характеристикам вооружения, и по характеристикам защиты, уже не первый год была устаревшей. К тому же как раз в это самое время шли испытания похожей огневой установки ПАОТ-76, которую даже приняли на вооружение как ПД-76. На ее фоне инициатива командира 72-го ОПАБ выглядела явно устаревшей.

Конструкция[править]

Корпус и бронирование[править]

ИЖ-72 имел коническую башню от танка Т-26 образца 1938 г. с дополнительными 15-мм броневыми листами. Башня устанавливалась на сваренную из 10-мм броневой стали двухосную тележку. Для корпуса использовались оси от 3-тонного прицепа с колесами от ГАЗ-АА. В башне размещался экипаж из двух человек. Боевая масса ИЖ-72 составила 3560 кг. Всего экипаж ИЖ-72 составлял четыре человека – расчет башни, а также двое подносчиков боеприпасов.

Вооружение[править]

Основное вооружение состояло из 45-мм пушки 20-К, установленной в башне от легкого танка Т-26, боезапас 100 снарядов (60 бронебойных и 40 осколочно-фугасных). В качестве дополнительного вооружения на башне имелась спарка из двух 7,62-мм зенитных пулеметов ДТ установленных на вертлюге, с боезапасом в 60 дисков с патронами.

Двигатель и трансмиссия[править]

Собственного двигателя разработка не имела. В качестве средства для перевозки ИЖ-72 использовался грузовик ЗИС-5.

Ходовая часть[править]

В качестве ходовой использовались 2 оси от 3-тонного прицепа с колесами от ГАЗ-АА. Колёса 6,5-20" модели Я-4. Ошиновка одинарная.

Операторы[править]

Галерея[править]

Примечания[править]

  1. Курсивом отмечены потенциальные пользователи.

Источники[править]