Действия

Звиадисты

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Звиадисты — условное название одной из фракций, которая принимала участие в гражданской войне в Грузии и выступала за возвращение власти свергнутому президенту Звиаду Гамсахурдии. Собственно, от имени бывшего президента и произошло их название.

Хоть Звиад Гамсахурдия и имел смутную репутацию среди грузинской политической элиты, он сумел завоевать поддержку простого грузинского народа, и, в частности, мегрелов, поскольку сам по происхождению относился к данному народу. Неудивительно, что наибольшую активность звиадисты смогли развернуть только в Самегрело — северо-западном регионе Грузии, который считался исторической родиной мегрелов.

История[править]

Звиад Гамсахурдия был активным участником диссидентского движения в Грузии в 1970-х гг., однако в 1977 г. он был пойман с сотрудниками КГБ. В 1978 г. Гамсахурдия раскололся на допросе, сдав спецслужбистам своих сторонников, и записал публичное "покаяние", благодаря чему получил гораздо более слабое наказание, нежели другие пойманные грузинские диссиденты. Из-за этого Гамсахурдия стал довольно неприятным человеком в грузинском антисоветском движении, многие другие диссиденты избегали с ним встречи и не хотели иметь ничего общего. Не смотря на это, благодаря своим популистическим выступлениям, Звиад Гамсахурдия стал популярным среди простого грузинского народа, который выразил ему свою поддержку. После гибели в октябре 1989 г. главного грузинского диссидента Мераба Коставы, именно Гамсахурдия стал лицом движения за национальную независимость Грузии. В начале 1990 г. Гамсахурдия создал коалицию националистических сил — "Круглый стол — Свободная Грузия", которую сам же и возглавил. Параллельно он выступал на больших собраниях и убеждал грузинский народ в своей "мессианской миссии", а также использовал агрессивную шовинистическую риторику, обвиняя абхазов и осетин во всех бедах грузинского большинства. Грузины поверили Гамсахурдии и в 1990 г. выбрали его на должность председателя Верховного совета Грузии, а в 1991 г. — на пост первого президента Грузии.

В декабре 1990 г. Звиад Гамсахурдия создал первую официальную военизированную структуру независимой Грузии — Национальную гвардию и назначил её командующим своего друга детства Тенгиза Китовани. Однако в августе 1991 г. в Москве начался государственный переворот, известный как путч ГКЧП, и Гамсахурдия узнал об этом от главы Аджарии Аслана Абашидзе. Именно Абашидзе убедил Гамсахурдию принять условия московских путчистов, которые включали роспуск всех национальных вооруженных формирований. 23 августа 1991 г., выполняя требования путчистов, Звиад Гамсахурдия издал указ об упразднении Национальной гвардии и передаче её личного состава в подчинение МВД Грузии. Это привело к тому, что значительное число национальных гвардейцев во главе с Тенгизом Китовани покинуло Тбилиси под предлогом учений. Они отправились в ущелье Ркони, в 40 км от столицы, где к ним вскоре присоединился Тенгиз Сигуа, председатель Совета министров при правительстве Гамсахурдиа. Затем повстанцы перешли в наступление, и в конце сентября 1991 г. Тенгиз Китовани и его Национальная гвардия вернулись в Тбилиси, где попытались взять штурмом телебашню. Захватив её, повстанцы планировали объявить о свержении Звиада Гамсахурдии, но правительственные силы, верные первому президенту (известные как "звиадисты"), отбили атаку. Затем национальные гвардейцы отступили и временно расквартировались у Тбилисского моря. Находясь там, Тенгиз Китовани понял, что одних войск Национальной гвардии недостаточно для свержения Гамсахурдии. Поэтому он решил взять штурмом тюрьму КГБ, где находился арестованный годом ранее лидер парамилитарной организации "Мхедриони" Джаба Иоселиани, который затем присоединился к восстанию. С присоединением Джабы Иоселиани и его отрядов восстание вновь обрело силу.

С декабря 1991 г. по январь 1992 г. в Тбилиси шли ожесточенные уличные бои, вошедшие в историю как "Тбилисская война". По проспекту Руставели двигалась тяжёлая техника, а по зданию парламента в упор стреляли из гаубиц. Звиадисты и оппозиционные силы сражались хаотично, но ни одна из сторон не смогла добиться явного преимущества. Согласно общепринятой версии событий, во время боев президент Звиад Гамсахурдия и его ближайшее военное окружение забаррикадировались в бункере под зданием парламента. Однако сторонники Гамсахурдии и участники тех событий позже утверждали, что это был не бункер, а столовая в подвале. Кроме того, несмотря на ожесточенные столкновения, бывшие звиадисты заявили, что президент запретил им стрелять в повстанцев, чтобы избежать братоубийственной войны, хотя очевидно, что этот приказ если и существовал, то не был выполнен. Бои продолжались до 6 января 1992 г., когда президент Гамсахурдия и его окружение быстро покинули столицу, а затем и страну. Сначала они направились в Армению, а затем в Ичкерию, к мятежному генералу Джохару Дудаеву. В результате столкновений весь центр Тбилиси остался в руинах, многие исторические здания были разрушены, постоянно возникали перебои с электричеством и поставками хлеба.

Президент Грузии Звиад Гамсахурдия (второй слева) со своими сторонниками в бункере под зданием парламента во время грузинского государственного переворота декабря 1991 - января 1992 гг.

События в Тбилиси с декабря 1991 г. по январь 1992 г., которые Джаба Иоселиани и другие участники переворота часто называли "революцией", на самом деле не были широкомасштабным движением с участием народных масс, как это было, например, на апрельских митингах 1989 г. Для многих жителей Тбилиси военный переворот был просто далеким событием, за которым они наблюдали из нескольких ключевых точек города, таких как станции метро "Авлабари", "Руставели" и улица Пушкина. Стороны конфликта обвиняли друг друга в связях с Москвой. Звиадисты утверждали, что переворот был организован российскими спецслужбами, а повстанцы в ответ заявляли, что Гамсахурдия был связан с Кремлем и устранял своих политических противников с помощью войск советской армии. Так или иначе, 6 января 1992 г. Звиад Гамсахурдия был свергнут, а повстанцы провозгласили создание "Военного совета" в качестве временного органа управления. Впоследствии они пролоббировали избрание Эдуарда Шеварднадзе следующим президентом Грузии, благодаря его международному авторитету как главы Министерства иностранных дел СССР и тесным контактам с лидерами стран Европы и Америки. Смена власти в Грузии была признана на международном уровне.

После свержения Звиад Гамсахурдия по-прежнему пользовался большой поддержкой среди населения. С первых дней существования "Военного совета" в Тбилиси проходили многочисленные акции в поддержку первого президента Грузии. На подобные выступления хунта "Военного совета" реагировала предельно жестко — разгоняла митинги при помощи боевого оружия. Один из самых кровавых инцидентов произошел 2 февраля 1992 г. Во время подавления этого выступления, по неофициальным данным, погибло более 16 демонстрантов и ранено более 50. Главная ответственность на этом лежит, прежде всего, на Джабе Иоселиани, бойцы которого участвовали в расстрелах мирных протестующих.

Грузинские повстанцы-звиадисты позируют в Сенаки во время гражданской войны в Грузии, 1992 или 1993 г.

По состоянию на февраль 1992 г. крупнейшие прозвиадистские демонстрации проходили в Самегрело, северо-западном регионе Грузии, граничащем с Абхазией, который также считался исторической родиной мегрелов. Именно в этом регионе начала набирать обороты партизанская война звиадистов против "Военного совета", а затем и против нового президента Грузии. Такой уровень поддержки первого президента Грузии, вероятно, был обусловлен мегрельским фактором. Мегрелы говорят на уникальном языке, который сильно отличается от грузинского, и многие мегрелы не считают себя грузинами. Звиад Гамсахурдиа сам был мегрелом, что, вероятно, способствовало его поддержке среди мегрельского населения. Весной 1992 г. звиадисты и войска Госсовета провели ряд наступлений и контрнаступлений. Например, в конце марта 1992 г. сторонники свергнутого президента заняли несколько важных городов Самегрело, таких как Зугдиди, Сенаки, Абашу и Поти. Но 3 апреля войска Госсовета быстро восстановили контроль над этими населенными пунктами. На протяжении всей гражданской войны Зугдиди, столица Самегрело, а также села Чхороцку и Цаленджиха оставались под контролем мхедрионовцев. Несмотря на активное партизанское сопротивление звиадистов в этих районах, села оставались под контролем бойцов "Мхедриони". Летом 1992 г. мхедрионовцы вошли в Чхороцк и сразу же начали там мародерствовать. Там же какое-то время находился и их лидер Джаба Иоселиани — он устроил временный штаб в местном детском доме. Звиадисты хотели атаковать здание из гранатометов, но не решились — к их приходу Джаба уже покинул село. Кроме того, звиадисты понимали, что нападение на деревню, скорее всего, приведет к расправе над мирными жителями со стороны мстительных мхедрионовцев.

Заняв Чхороцку, Джаба Иоселиани переехал в село Цаленджиха, где также создал свой штаб в местной школе-интернате. 6 июля 1992 г. звиадисты окружили этот штаб "Мхедриони" и попытались взять его штурмом в ключевом сражении гражданской войны. Они атаковали штаб, расположенный в здании местной школы, ночью, используя такое оружие, как противоградовая ракета "Алазань", гранатомёты РПГ-18 и трассирующие пули. Они даже хотели использовать трюк, который придумал Джемал Кобалия — один из командиров звиадистов: залить в пожарную машину бензин, облить штаб противника из шланга и поджечь. Правда, в Цаленджихе звиадистам не удалось этого сделать из-за чересчур плотного огня. По итогу сражения они не сумели добиться успеха, поскольку у мхедрионовцев была авиационная поддержка, включая самолет и вертолет, на котором, предположительно, летал легендарный грузинский летчик Джимшер Майсурадзе. У звиадистов не было возможности сбить вражеский самолет, поэтому они отступили. Город остался в руинах, половина его была разрушена. Позже звиадисты утверждали, что тела погибших бойцов "Мхедриони" якобы были погружены на вертолет и сброшены в ущелье, чтобы скрыть истинные потери правительственных сил в том бою.

Бывший президент Грузии Звиад Гамсахурдия (второй справа) со своими сторонниками в Абхазии, 1993 г.

3 сентября 1993 г. в Зугдиди собрался звиадистский парламент Грузии, избранный в октябре 1990 г., депутаты которого призвали Президента Гамсахурдиа вернуться на родину, что тот и сделал. 7 сентября Лоти Кобалия, один из видных командиров звиадистов, взял под свой контроль город Гали и Гальский район Абхазии. 2 октября 1993 г., после поражения и бегства грузинской армии из Абхазии, звиадисты захватили морской порт Поти, блокировали железнодорожное сообщение на Тбилиси и доставку в столицу продовольствия. В середине октября звиадисты перешли в наступление, 17 октября взяли Самтредиа и Хони, 19 октября — Ланчхути, бои шли на подступах к Кутаиси.

После того, как Шеварднадзе согласился на размещение российских военных в Грузии и вступление страны в СНГ, российская армия начала операцию по уничтожению звиадистских групп. В течение октября - начала ноября движение звиадистов было разгромлено с помощью российской армии, а сам Гамсахурдия был застрелен или совершил самоубийство в селе Дзвели Хибула в декабре 1993 г. По другим сведениям, он был убит своим приближённым, на самом деле руководимым из Тбилиси. Тело Гамсахурдиа было опознано, и его смерть была подтверждена 15 февраля 1994 г. До 2007 г. место его захоронения было неизвестно, пока при Саакашвили оно не было эксгумировано в центре Грозного. Прах Звиада Гамсахурдии был доставлен на Родину и с почестями похоронен в Тбилиси.

После смерти Гамсахурдиа звиадисты так и не создали своей партии, а присоединились к различным политическим организациям и общественным движениям, некоторые из них продолжили бороться с правительством Эдуарда Шеварднадзе.

Галерея[править]

Источники[править]

См. также[править]

  • Батальон чёрных колготок — группа женщин-партизан, которые поддерживали Звиада Гамсахурдию и затем его вдову Манану Арчвадзе-Гамсахурдию.