Действия

Команда Баудолино

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Команда Баудолино — вымышленная группа персонажей из романа Умберто Эко "Баудолино", которые объединились вокруг главного героя произведения с целью отыскать легендарное царство Пресвитера Иоана.

Члены[править]

  • Баудолино — выходец из итальянской деревни, волею случая ставший приближенным императора Фридриха Барбароссы. Именно вокруг него и начала формироваться команда, с которой он в дальнейшем пойдет на поиски земель Пресвитора Иоанна.

Пять первых членов своей командой Баудолино нашел в Париже, во время обучения в университете, и когда в 1170-х гг. Барбаросса возвел своего приемного сына в ранг поверенного для особых поручений, тот устроил себе малый двор, состоявший из его парижский друзей:

  • Поэт — рыцарский сын из Кельна, который вместе с Баудолино поехал учиться в Париж. Несмотря на имя, которое дал ему Баудолино, Поэт не обладал талантом и так и не написал ни одного стиха, зато имел организаторские способности и желание пробиться во власть и даже стать государем какого-то государства. Прообраз — Архипоет или Архипиита Кёльнский.
  • Абдул — сын мавра и ирландки, из-за чего имел смуглую кожу и рыжие волосы. Баудолино познакомился с ним уже во время занятий в Париже, и благодаря дружбе с Абдулой смог посещать сен-викторскую библиотеку. Сам Абдул, в отличии от Поэта, слагал стихи, а также мечтал о прекрасной девушке, которую он однажды увидел в мираже.
  • Борон — клирик из Монбельяра, вагант, часто посещающий Сен-Виктор, где Баудолино и Абдул с ним и познакомились. Был убежден, что пустоты не существует, и активно спорил с любыми противниками этой идеи. Стремился отыскать Братину (Священный Грааль). Грамотный. Прообраз — Робер де Борон.
  • Гийот — молодой человек из шампанского семейства, также увлеченный идеей поиска Братины. Грамотный. Прообраз — провансалец Кийот (Гийот), рассказчик, со слов которого Вольфрам фон Эшенбах якобы узнал сюжет "Парцифаля".
  • Рабби Соломон — молодой раввин из Жероны, интересующийся землей Пресвитера Иоана только как местом пребывания десяти потерянных израильских колен. Друзья познакомились с ним в Париже из-за поисков информации о Братине. Судя по всему, единственный, кто даже не держал оружие в руках, однако имел некоторые медицинские знания.
Фан-арт, изображающий Баудолино с парой джамбий в руках и рыцарским мечом на поясе.

Все перечисленные выше персонажи сопровождали Фридриха Барбароссу во время Третьего крестового похода (1189 - 1192 гг.), и он доверял им больше, чем родному сыну. Несмотря на то, что команда Баудолино лично охраняла императора, Барбаросса все-таки умирает в замке Даджиг (в дальнейшем оказалось, что император умер в реке возле замка), и Баудолино вместе с друзьями решает продолжить путь на восток, стремясь найти дорогу к Пресвитеру Иоанну. Однако решив, что, достигнув царства Пресвитера, им лучше всего будет представиться Волхвоцарями (которых было если не 3, то 12), Баудолино стал искать еще шестерых членов команды, чтобы в итоге их стало ровно двенадцать — как и легендарных Волхвоцарей. Помимо византийского обманщика Зосимы, пять человек Баудолино взял из своей родной Алессандрии (города в Италии), которые вместе с войском крестоносцев участвовали в Третьем крестовом походе, потому что доверял им, как ни кому более. Таким образом, к команде Баудолино добавились:

  • Зосима — монах из Халкедонии, ранее обманувший Баудолино и подделавший письмо якобы от имени Пресвитера Иоанна византийскому императору (первоначально Баудолино хотел подделать это письмо и адресовать его Барбароссе). Друзья нашли его в Византии, схватили и хотели наказать за содеянное, однако тот клялся, что знает наизусть карту, ведущую в земли Пресвитера Иоанна, поэтому жизнь ему сохранили, но обращались как с пленником, постоянно держа на цепи и ежедневно давая заушины. В замке Ардзруни, Зосима, хоть и оставался пленником, для ровного счета был признан одним из двенадцати лже-Волхвоцарей, однако вскоре сумел сбежать с замка и снова нарушить все планы Баудолино, поскольку в команде оставалось 11 человек.
  • Бойди — старый приятель Баудолино из Алессандрии. Именно ему следовало держать Зосиму на поводке. Имеет военный опыт, участвовал в осаде Алессандрии войсками Фридриха Барбароссы.
  • Куттика — старый приятель Баудолино из Куарньенто (около Алессандрии). Имеет военный опыт, участвовал в осаде Алессандрии войсками Фридриха Барбароссы.
  • Коландрино Гуаско — брат Коландрины, молодой жены Баудолино, которая погибла в довольно юном возрасте. Имеет военный опыт, участвовал в осаде Алессандрии войсками Фридриха Барбароссы.
  • Порчелли — старый приятель Баудолино из Фраскеты. Имеет военный опыт, участвовал в осаде Алессандрии войсками Фридриха Барбароссы.
  • Алерамо Скаккабароцци — крепкий и надежный мужчина из Фраскеты, не задающий вопросов и имеющий неприличную кличку. Имеет военный опыт, участвовал в осаде Алессандрии войсками Фридриха Барбароссы.
Арт, изображающий наездника верхом на птице Рух. Данное изображение не имеет отношение к роману "Баудолино", однако показывает, каким образом герои могли лететь в Константинополь.

После побега Зосимы встал вопрос о новом двенадцатом лже-Волхвоцаре, и поэтому в команду Баудолино приняли Ардзруни, важного армянского сановника, имеющего умения в механике и способного сооружать разнообразные механизмы, который боялся мести из-за смерти в своем замке Фридриха Барбароссы и желал уйти куда угодно, хоть на край света, лишь бы спасти свою жизнь. Позже, из-за прикосновения к черным камням Бубуктора, кожа Ардзруни стала черной, и хоть ему это было не по душе, такая метамарфоза сделал их легенду более правдоподобной — ведь среди Волхвоцарей действительно был один темнокожий.

После смерти Абдулы лже-Волхвоцарей стало снова одиннадцать, и когда они попали в город Пндапетцим, который якобы находился перед царством Пресвитера Иоанна, то, чтобы соответствовать легенде, заверяли, что их двенадцатый товарищ вот-вот присоединиться к ним (они подразумевали Зосиму и действительно верили, что он скоро должен явиться в этот город). Позже городу стали угрожать белые гунны, и чтобы противостоять их набегу, Поэт вместе с другими членами команды Баудолино стал организовывать армию Пндапетцима, которая, впрочем, оказалась совершенно недееспособной. В ходе битвы с белыми гунами, погибли Скаккабароцци, Порчелли, Куттика, Ардзруни, а шестерым оставшимся в живых, к которым на некоторое время примкнул и исхиапод Гавагай, после некоторых приключений и даже заточения, пришлось возвращаться домой (вернее, в Константинополь) верхом на птицах Рух.

Оружие[править]

Немецкие рыцарские мечи XI - XII веков. Именно такими мечами, судя по всему, и были вооружены друзья Баудолино.

К началу Третьего крестового похода (1189 - 1192 гг.), Баудолино, Поэт, Абдул, Борон, и Гийот, будучи приближенными Фридриха Барбароссы и отвечающими за его безопасность, были вооружены мечами и кинжалами. На рынке византийского города Каллиполис друзья Баудолино, помимо различных зелий и противоядий (которые, как оказалось позже, были ненастоящими), приобрели также и оружие: сам лидер команды купил два арабских кинжала (очевидно, джамбии), а Поэт приглядел себе меч, "сработанный, по уверениям продавца, в эпоху завоевания Иерусалима", однако у него не оказалось денег для приобретения данного оружия, и Баудолино лично купил этот меч для своего друга. В дальнейшем по тексту упоминается, в частности, что "Поэт с Бороном, выхватывая мечи, кинулись обыскивать закоулки", но совершенно было ясно, что мечи имеют все члены команды Баудолино, возможно только, кроме Рабби Соломона. Также Поэт угрожал Ардзруни "сунуть кинжал меж лопаток", что, опять же, подтверждает наличие этого оружия у Поэта.

Когда команда Баудолино добралась до Абхазии и на них начали ползти змеи и скорпионы, друзья "сбились в круг, выставив свои мечи наружу, собираясь поражать гадостных выползней, чтобы те не подползали вплотную". К счастью, тогда опасность миновала и сражаться не пришлось, поскольку змеи и скорпионы выползли в поисках воды, которой у членов команды Баудолино не было, но этот эпизод продемонстрировал готовность и решительность друзей сражаться и защищать друг друга (а также лишний раз подтвердил, что все они обладают мечами). Позже появились змеи с двумя и тремя головами, и с ними путешественникам уже пришлось драться: бой продолжался не менее часа, некоторых змей удалось убить, и другие голодные змеи накинулись на тела умерших сородичей, позабыв про людей.

Миланский пехотинец, 1170 г. Именно вместе с такими воинами сражался Фридрих I Барбаросса во время своих походов в Италию, поэтому можно смело предположить, что члены команды Баудолино, которых он набрал из числа выходцев из Италии и, в частности, своей родной Алессандрии, выглядели подобным образом (разве что без шлема и щита — они в романе не упоминаются, по крайне мере, после смерти Барбароссы точно).

Алерамо Скаккабароцци, один из старых приятелей Баудолино из Алессандрии, был отличным лучником и использовал лук и стрелы как для охоты на птиц, чтобы обеспечить пропитание путешественникам, так и для уничтожения противников, чтобы обеспечить уже выживание себе и друзьям. Именно Скаккабароцци, "не расставшийся в этой время никогда с верным луком", первым вступил бой с тремя очередными нападающими монстрами: он отправил стрелу прямо в центр лба человекоподобного кота, идущего рядом с химерой и мантикорой. Когда кот был убит, химера прыгнула на путешественников и с ней начал сражаться Куттика, "чтобы пронзить её", однако вскоре оказался повержен и был бы съеден, если бы его не спасли подоспевшие Баудолино с Поэтом, которые зарубили монстра мечами. Перед третьим монстром, мантикорой, стали стеной Борон, Гийот, Бойди и Порчелли, очевидно, вооруженные мечами. "Соломон с почтительного расстояния кидался в нее камнями", что подтверждает отсутствие у раввина прочего оружия. "Наконец, удары четырех остервенелых бойцов сделали свое, и, теряя жизнь, с неистовым рычанием страшилище испустило дух" — написал Умберто Эко, не сомневаясь в боевых навыках своих героев.

Когда путешественники попали в город Пндапетцим, то нубийские охранники, увидевшие на поясе у Коланрино меч, начали его умолять, чтобы итальянец убил их. Делать он этого не стал, поскольку они, как оказалось дальше, были на одной стороне, и вскоре вместе со сформированной Поэтом армией Пндапетцима сражались с белыми гуннами. Интересно, что в самом Пндапетциме был неизвестен металл, и поэтому евнухи с большим интересом "рассматривали железное оружие путешественников", а Диакон Иоанн, номинальный правитель города, восторгался оружием Баудолино и его друзей, и говорил, что "оно и красивей, и мощнее", нежели то, которое используется в Пндапетциме.

Два немецких средневековых кинжала. Очевидно, подобными обладали и члены команды Баудолино.

После поражения в Пндапетциме, выжившие товарищи из команды Баудолино бежали из города, сохранив только свое оружие и ранцы, однако вскоре попали в плен к Алоадину, и тогда все их оружие было отобрано, а путешественники заточены в плен. Через несколько лет, когда они решили бежать, их друг исхиапод Гавагай, ставший шутом у Алоадина и имевший некоторую свободу, вернул друзьям их оружие — мечи и кинжалы, которые за время уже успели поржаветь. Баудолино с друзьями несколько суток потратили на чистку и заточку оружия о стены камеры, и все равно "в качестве лезвий они годились худо, ушли недели на перепиливание ножных колец" (к которым были прикованы тяжелые гирьки, чтобы пленники не смогли убежать). Когда, освобожденные от оков, они, на первый взгляд безоружные, пробрались к евнуху, заведующему птицами Рух, то "открыли мешки, вытащили кинжалы и приставили шесть из них к глотке евнуха" (Рабби Соломон при этом стоял в стороне). Эта сцена лишний раз доказывает, что все члены команды Баудолино действительно имели по кинжалу, а Соломон всячески сторонился оружия и ничего, кроме камня, так за все время опасных приключений и не взял. Чтобы дать спастись друзьям, Гавагай пожертвовал собой, кинувшись задерживать противника с тростинкой-фистулой и всего лишь тремя оставшимися стрелами. Благодаря этому выжившие члены команды Баудолино верхом на птицах Рух смогли перелететь прямо в Константинополь, чтобы оттуда отправиться к себе домой. Нельзя сказать, что они могли полностью управлять этими птицами, но сам факт довольно примечательный.

Когда друзья прилетели в Константинополь и приземлились у сикофанта (доносчик) Алоадина, поскольку птицы Рух были обучены лететь только туда, то Поэт "вынул меч и нанес тому удар плашмя по голове", убив тем самым противника еще до того, как он успел что-либо сообразить. Позднее, в одном из константинопольских подземелий, когда Поэт заподозрил своих бывших друзей в том, что они якобы убили Фридриха Барбароссу и украли Братину (Священный Грааль), то "нацелил на них лук и стрелы" и обещал пронзить каждого, кто вздумает бежать от него. Таким образом, в команде Баудолино появился второй, после Алерамо Скаккабароцци, лучник, впрочем, так и не воспользовавшийся своим луком. В этой сцене также упоминается, что трое стоящих перед Поэтом членов команды Баудолино (а именно — Борон, Гийот и Бойди) думали при угрозе со стороны своего бывшего товарища "хвататься за меч, кинжал", что говорит о том, что они до сих пор сохранили свое оружие и никогда с ним не разлучались. Меч по-прежнему имел и Поэт, поскольку когда Баудолино признался, что Братина на самом деле у него, то Поэт яростно обрушился на своего некогда напарника именно с мечом. В итоге схватки двух бывших друзей, Баудолино вынул два своих арабских кинжала, которые купил еще на каллиполисском рынке, и воткнул их в бока Поэта, таким образом совершив первое и единственное убийство человека в своей жизни.

Источники[править]