Действия

Ксифос

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Ксифос — древнегреческий прямой обоюдоострый меч с клинком листообразной формы.

История[править]

В Античности главным оружием были копья и щиты, и мечи в разных своих вариациях играли скорее второстепенную роль. Первоначально мечи, как и другое оружие, производилось из бронзы, однако ближе к IX - VIII века до н. э. стало применяться железо. Рукоятки, как правило, делались из слоновой кости (или дерева), равно как и устье и бутероль ножен. Не смотря на то, что к IV веку до н. э. железные мечи уже были достаточно прочными, в конструкции ксифосов оставалось продольное ребро жесткости, которое использовалось в наконечниках копий и ранних бронзовых мечах, в котором уже не было практической необходимости и которое являлось, по-сути, рудиментом прошлых эпох и, возможно, свидетельством происхождения античного меча от наконечника копья.

Примечательно, что еще Филипп II Македонский использовал ксифос, поскольку мечи именно данного образца обнаружены в его известной гробнице в Виргине, а вот уже начиная с Александра Македонского популярности набирает махайра, и, вероятно, именно тогда происходит разделение на мечи для пешего и конного строя — ксифос продолжал оставаться более пехотным оружием, в то время как кавалеристы предпочитали вооружаться более длиной махайрой.

Интересно, что именно изображениями свисающего ксифоса украшались надгробия знатных граждан древнегреческих полисов, что может говорить о том, что данное оружие продолжало ассоциироваться с воинами в Древней Греции. В эллинистический период на таких надгробиях ксифос был замещен махайрой.

Не смотря на то, что римляне покорили Грецию во II веке до н. э. и у них были свои мечи, ксифос продолжал существовать в рамках произведений искусства, он стал атрибутом римских полководцев и военачальников. И хотя по качеству и удобству гладиусы значительно превосходили ксифосы, последние продолжали оставаться культурным и статусным оружием-символом.

Даже в пехотных тесаках XIX века можно было отследить определенные аллюзии или отсылки на ксифос (правда в том виде, в котором его представляли в это время из-за недостаточного научного изучения и отсутствия большого количества археологических источников). Например, ножны тесака воспитанников школы Марса обр. 1794 г. или рукоять саперного тесака обр. 1834 г. явно стремились подражать именно классическому античному ксифосу.

Конструкция[править]

Необычная форма ксифоса современными исследователями объясняется лишь эстетическими причинами и традицией. Еще предшественники ксифоса имели форму лезвия, более узкую к рукояти и расширяющуюся к острию, и никакими практическими причинами эту особенность объяснить невозможно. В Европе того времени у большинства других племен уже существовали прямые мечи с одинаковой шириной лезвия по всей длине (кельтский меч, иберийский меч, гладиус), поэтому вполне вероятно, что такой эстетической формой своего меча греки хотели отличаться от условных варваров, и также сохранять свою традицию — ведь очевидна схожесть ксифоса с наконечником копья, от которого он, вероятно, и произошел. На баланс такая форма также не повлияла, поскольку в узкой части лезвие сделано более толстым, а в широкой — более тонким.

Ксифос выковывался вместе с хвостовиком целиком, хвостовик на конце расклепывали. Хвостовик (железная основа рукояти) у ксифоса, в отличии от других мечей более поздних периодов, имел такую же ширину и силуэт, что и сама рукоятка и две накладки (они могли быть из дерева, например, палисандра, или слоновой кости). Хвотовик выходил в характерное навершие, которое иногда мог нарядно украшаться — например, ксифос из гробницы Филиппа Македонского был украшен золотой накладкой в форме шлема.

Также ксифос имеет довольно необычные ножны с массивным устьем и бутеролью, которые также нередко были выполнены из слоновой кости. Устье, в котором утапливалось перекрестье ксифоса, зачастую украшалось витыми завитушками. Опять же, рациональных причин для таких ножен не существует и очевидно, что их дизайн был также обусловлен лишь эстетическими чувствами древних греков. Возможно, частично это можно объяснить тем, что в отличии от других мечей, которые не имеют такой массивной бутероли и носились на поясе, ксифос носился через плечо, практически подмышкой, с небольшим уклоном, и чтобы рукоять не перевешивала, необходима была тяжелая бутероль. Сами ножны были деревянные, обтянутые кожей. Обоймицы с колечками, с помощью которых ножны крепились к перевязи, известны по изобразительным источникам, а проволочные хомутики, которые фиксируют устье и бутероль к пеналу ножен, известны по археологическим находкам (иногда вместо них есть только отверстия, что позволяет предположить, что вместо них могли использоваться тонкие ремешки или завязки из сухожилий). Цвет ножен известен по полихромным скульптурам Античности — например, на Сидонском саркофаге знатные македоняне изображены в ярких цветах (пурпурный, шафранный), но с ножнами коричневого цвета. Примечательно, что ножны ксифоса не украшались чересчур богато — например, в той же гробнице Филиппа Македонского, где были найдены панцири и щиты, богато украшенные золотом, только один ксифос имеет незначительное золотое украшение. Отсюда можно сделать вывод, что ксифос не считался предметом роскоши, он был обычным атрибутом воина.

Применение[править]

По форме ксифоса, особенно по его расширяющемуся к острию лезвию, может создастся впечатление, что он предназначен только для рубящих ударов, но на самом деле его толщина к острию уменьшается, а ближе к перекрестью значительно возрастает, что делает ксифос удобным для колющих ударов. Примечательно, что в Античности не знали приема защиты оружием, когда клинок противника можно отбивать своим и парировать его, и, согласно мнению современных исследователей, вообще не использовали какие-то сложные фехтовальные приемы. В доказательство этого приводится скульптура тираноубийц Гармодия и Аристогитона, которые, не имея щита, выставляют для защиты ножны от ксифоса и обмотанную плащом руку. Также ксифос имеет необычное для античных мечей развитое перекрестье, которое как раз понадобилось бы для парирования ударов, но на самом деле это было сделано скорее из эстетических соображений, нежели функциональных.

Ксифос, вероятно, мог пробить бронзовую кирасу того времени — гиппоторакс — поскольку та была толщиной около 1 мм, однако пробивание на сантиметр, например, могло оставить лишь царапину и не нанести серьезного урона противнику. Поэтому, скорее всего, древнегреческие воины предпочитали удары по незащищенным участкам тела, что подтверждается письменными источниками, например, о войнах диадохов.

В культуре[править]

Деталь скульптуры воина из Капестрано, на котором виден меч, похожий на ксифос, на ножнах которого расположен небольшой карман, внутри которого помещен нож. Вероятно, подобным образом был вооружен и Тесей.

В архитектуре классицизма в качестве декора очень часто использовались древнегреческие скульптуры, в том числе с ксифосами. Например, скульптура на Красной площади Минина и Пожарского изображает их в виде античных героев с ксифосом в ножнах; на Московских триумфальных воротах изображено большое количество ксифосов в их характерных ножнах; в Ростове-на-Дону здание Государственного банка также украшено многими античными элементами, в том числе и ксифосами. Вообще в искусстве именно ксифос стал ассоциироваться с античным мечом в принципе, в то время как другие типы тогдашних мечей — махайра или копис — в искусстве встречаются значительно реже. Стоит заметить, что ксифос в произведениях классицизма зачастую изображали гротескно и утрировано, не всегда понимая, как он устроен, поскольку тогда еще не было достаточных научных исследований на данную тему.

Многие фентезийные мечи, сознательно или нет, копируют форму древнегреческого ксифоса. Самым известным примером является Жало из вселенной "Властелина кольца", однако тут имеет место скорее синтез — клинок повторяет форму ксифоса, но рукоять напоминает европейский рыцарский меч.

Мифология[править]

  • Плутарх в жизнеописании Тесея упоминает, что еще перед его рождением отец оставил будущему герою меч ксифос и сандалии, и привалил их огромным камнем, сказав матери, что когда Тесей вырастит и если ему хватит сил, то он сможет сдвинуть большую глыбу и будет достоин носить отцовский меч. Когда Тесей вырос и на самом деле смог сдвинуть камень, он взял отцовские вещи и пошел к нему в Афины, и чтобы тот его узнал, обнажил свою махайру и нарезал ею мясо. Здесь одно и тоже оружие Плутарх называет ксифосом и махайрой, и английский исследователь Мидфорд сделал из этого вывод, что в I веке н. э., когда жил и писал Плутарх, ксифос и махайра уже не различались. Но русский филолог Алексей Соболевский, переводивший Плутарха на русский язык, сделал очень важное примечание к этому моменту: возможно, у Тесея нож висел рядом с мечом или даже они были в одних ножнах, и на людях было бы глупо обнажать большой меч, поэтому логичным видится ситуация, при которой Тесей достал небольшой нож махайру, чтобы порезать мясо, заодно как бы ненавязчиво продемонстрировав и ксифос, чтобы отец узнал его. И эта теория подтверждена археологическим путем: есть находки маленьких небольших ножей, которые плотно лежат вместе с клинками полноценных мечей, что говорит о существовании кожаных ножен для меча, на которых также был небольшой карманчик для ножа. Такая же конструкция показана и на скульптуре воина из Капестрано, у которого на груди висит меч, по конструкции напоминающий ксифос, на ножнах которого четко проглядывается карман с небольшим ножом.

Галерея[править]

Источники[править]