Действия

Лёгкий танк Motorgeschutz

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Моторгешютц (нем. Motorgeschutz) или Танк Бурштыня — австро-венгерский проект танка разработанный в 1911 г. Один из первых прототипов танков. Проект указывался как колёсно-гусеничный, и имел в своей конструкции подъёмные колёса на специальных упорах. Однако, проект не был принят.

История[править]

В конце XIX – начале ХХ века не так много изобретателей обращалось к идее создания танка – бронированного артиллерийского орудия на основе трактора, то есть снабженного двигателем и гусеницами для продвижения по пересеченной местности. Первые трактора хотя и могли продвигаться по бездорожью, но имели крайне низкую скорость. В то же время весь опыт военных конфликтов говорил о том, что все последующие войны будут маневренными и закончатся быстрее, чем танки успеют покинуть места своих стоянок. "Первый звонок" для пытливых умов "прозвенел" по окончанию Русско-японской войны 1904 - 1905 гг. Это конечно еще не была окопная война, но армии уже в ходе ее начали возводить полевые укрепления и проводить в них достаточно продолжительное время. В тоже время наметился прогресс и в развитии тракторов. Американская фирма "Holt-Caterpillar" начала массовый выпуск тракторных шасси.

В 1911 г. обер-лейтенант железнодорожного полка Австро-Венгрии Гюнтер Бурштынь разработал вполне реализуемый проект бронированной машины "Моторгешютц" (Motorgeschutz) на основе американского сельскохозяйственного трактора фирмы "Holt". Согласно поданному в октябре 1911 г. на рассмотрение комиссии Военного Министерства проекту, будущий танк должен был иметь небольшие габаритные размеры (длина 3500 мм и ширина 1900 мм) и оснащаться ходовой частью типа Holt.

Конструктор видел задачи своего танка в поддержке наступающей пехоты и для подавления пулеметных и даже артиллерийских позиций противника. В октябре 1911 г. проект был предложен военному министерству Австро-Венгрии, а чуть позже Германии. Нельзя сказать, что проект Бурштыня совсем не заинтересовал военное министерство, ведь он сочетал в себе преимущества и танка, и бронеавтомобиля. Но какой-либо острой необходимости в такой боевой машине, существовавшей исключительно на бумаге, командование вооруженными силами двуединой монархии тоже не испытывало. Поэтому изобретателю было предложено построить опытный образец совместно с какой-нибудь коммерческой фирмой. Одновременно военной министерство решило прекратить какое-либо финансирование этого проекта.

Гюнтер Бурштынь абсолютно не имел никаких связей с промышленными компаниями империи и королевства и поэтому с радостью откликнулся на предложение представить проект немецкому военному министерству. Но и то дало отрицательный ответ, даже не смотря на положительную оценку, опубликованную в одном из германских военных обозрений. На этом злоключения оберлейтенанта не прекратились – ему отказали в выдачи патента, так как он нарушал уже запатентованное шасси сельскохозяйственного трактора. Но в конце-концов сначала 28 февраля 1912 г. он получил германский патент No. Zl. 252 815 DRP, а потом 25 апреля – и австрийский No. 53248, а "Милитаристе Цайтгарифт" за 1912 г. отметил его "остроумное изобретение".

Однако, все затраченные усилия оказались напрасными и австро-венгерский танк так и остался в проекте. Спустя четыре года немца основательно забыли о работе Бурштына и пошли своим тернистым путем, приведшим их к созданию знаменитого, но столь же неудачного A7V.

В целом, проект австро-венгерского танка можно было признать удачным. В случае успеха Бурштыну оставалось решить всего несколько проблем: передача мощности на дополнительные колеса, рациональное размещение боекомплекта, охлаждение силовой установки и обзорность с места водителя. Из крупных недостатков можно было отметить высокое удельное давление на грунт и отсутствие кругового обстрела, но всё это также было вполне решаемо. Более никогда конструктор не поднимал вопроса о строительстве своего танка, так и оставив его только на бумаге.

Конструкция[править]

Корпус и бронирование[править]

Согласно расчетам Бурштыня, будущий танк должен был быть 3,5 м в длину, 1,9 м в ширину, броню толщиной 8-4 мм, весить около 5 т и нести экипаж из 3 человек. Конструкция корпуса была коробчатой и была близка к классической. В передней части корпуса располагались места для водителя и командира машины, который также выполнял обязанности артиллериста.

Вооружение[править]

Над местами водителя и командира машины устанавливалась цилиндрическая башня диаметром 1 300 мм, в носовой части которой находилось мелкокалиберное скорострельное орудие на фиксированной раме. Сразу за главной башней находилась кормовая надстройка где должен был размещаться пулемет, обслуживаемый отдельным членом экипажа, место которого было установлено назад по ходу движения ровно по продольной оси корпуса. Соответственно, главная башня лишалась возможности вести круговой обстрел. Не исключено, что ход творческой мысли Бурштына оказал влияние флот, иначе объяснить появление башни "корабельного" типа весьма затруднительно. Посадка экипажа в танк производилась через двери в бортах корпуса. Бурштынь проектировал 30- или 40-мм пушку в поворотной башне, однако не была разработана система заряжания орудия, хранения и расположения боеприпасов.

Двигатель и трансмиссия[править]

На корме устанавливался бензиновый двигатель мощностью 60 л.с. от грузового автомобиля, который должен был обеспечивать скорость 29 км/ч по дороге и 8 км/ч по пересеченной местности. Сведений о трансмиссии не сохранилось, но можно полагать, что могла использоваться модернизированная трансмиссия от трактора Holt.

Ходовая часть[править]

Применительно на один борт ходовая часть включала по 5 опорных катков с индивидуальной пружинной подвеской, причем каждая пружина была защищена металлическим "стаканом". По всей видимости, направляющие колёса должны были располагаться спереди, а ведущие – сзади.

Машина должна была двигаться на непрерывных рессорных гусеничных лентах тросовой системы в виде проволочных канатов. Конструкция предусматривала наличие оригинального рычажно-роликового приспособления — четырех вспомогательных колес вынесенных на подъемных балках впереди и позади танка. Это должно было не только помогать танку преодолевать окопы и траншеи, но и обеспечить ему столь небывалую скорость на дороге – танк приподнимался на балках, задние колеса были ведущими, а передние – поворотными.

Система выдвижных полозьев с колесами сейчас выглядит не очень разумно, ведь вес тяжелой бронированной машины могли выдержать только очень прочные металлические конструкции, которые еще больше утяжелили бы и без того тяжелую машину.

Операторы[править]

Галерея[править]

Примечания[править]

  1. Курсивом отмечены потенциальные пользователи.

Источники[править]