Действия

Лёгкий танк R-1

Материал из ВикиВоины

5.00
(1 голос)

R-1 — румынский лёгкий танк (по факту танкетка) производства чехословацкой фирмы "ČKD". Машины были закуплены румынской армией в середине 1930-х гг., и использовались до конца Второй мировой войны.

История[править]

В 1929 г. образовалась многопрофильная компания "ČKD" (Českomoravská Kolben-Daněk), в которую объединились "Českomoravská-Kolben" и "Breitfeld-Daněk". У последней уже имелся опыт танкостроения, а именно работы по колесно-гусеничному танку Kolohusenka. Танк не получился, но опыт — это всегда опыт. Далее ČKD дважды обставила конкурентов из Пльзени — компанию "Škoda". Сначала танкетка P-I обставила конкурирующую MU-4, детище "ČKD", разработанное под руководством Алексея Сурина, приняли на вооружение как Tč vz.33. Дальше был легкий танк P-II, который обставил детище Škoda — Š-II. Успехи были локальные, поскольку оба упомянутых детища "ČKD" имели скромный тираж. Но далее развитие данных машин стали основой для экспортных боевых машин, которые имели большой успех. Касалось это и P-I, в развитие которой создали экспортную танкетку Praga AH-IV.

P-II-a и опытный образец AH-IV-R на демонстрации румынской комиссии, осень 1936 г.

Первым успехом экспортной танкетки Praga AH-IV стал контракт с Ираном. В сентябре 1935 г. иранские военные заключили контракт на выпуск 50 таких танкеток. Это вызвало интерес со стороны других потенциальных покупателей, включая и Румынию, которая, вместе с Чехословакией, входила в Малую Антанту. На тот момент у румын основу бронетанкового парка составляли Renault FT. Для румынской королевской армии весьма низкие боевые качества Renult FT не являлось новостью, а вот чем их заменять, вопрос. И тут появилась альтернатива. В январе 1936 г., после неудачного тура по Европе, в Чехословакию прибыла румынская закупочная комиссия. Первоначально речь шла о закупке, аналогичной иранской. Румыны желали приобрести легкие танки TNH (по цене 375 000 чешских крон за штуку), а также танкетки AH-IV (307 000 крон). Позже, в апреле 1936 г., был заключен контракт на поставку 100 легких танков Praga P-II-aJ (экспортная версия опытного легкого танка Praga P-II-a) и 35 AH-IV, она же R-1. Легкий танк, впрочем, быстро исчез из контракта, поскольку проиграл конкурс Škoda Š-II, принятому на вооружение чехословацкой армии под названием LT vz.35. Тем не менее, контракт на танкетки выглядел вполне неплохим активом, да и "Škoda" не могла предложить ничего подобного.

Окончательно контракт на поставку 35 "легких танков", так румынские военные назвали R-1, был подписан 6 августа 1936 г. В документах "ČKD" машина именовалась и как R-1, и как AH-IV-R. Контракт подразумевал, что спустя 3 месяца закупочной комиссии предоставлялся первый опытный образец машины. Впрочем, когда в октябре 1936 г. в Прагу прибыл будущий маршал Йон Антонеску, опытный образец R-1 еще не был готов. Ему показали один из иранских AH-IV, который был во многом идентичен румынской машине. Показать товар удалось 26 ноября 1936 г, когда на "ČKD" прибыла делегация румынских военных. Правда, танк еще не был до конца готов и проходил обкатку, что несколько смазало общее впечатление. Тем не менее, первая демонстрация состоялась, а далее опытный образец постепенно дорабатывался. В любом случае, началась постройка первой партии R-1.

Как и в случае с иранскими танкетками, R-1 собирались на филиале "ČKD", что в Сланах. Работы на филиале по организации производства шли довольно медленно, это ощущалось и при сборке иранских танкеток, и в ходе производства румынских машин. Окончательно первая партия из 10 R-1 была готова к 27 сентября 1937 г., при этом румынская приёмка встала в позу, поскольку машины с серийными номерами Sr.1-Sr.10 не полностью соответствовали спецификации. Это, впрочем, не помешало направить танкетки на маневры, где они, управляемые заводскими экипажами, вполне прошли войсковые испытания. 22 октября танкетки вернулись на завод, а к 23 ноября закончилась сборка оставшихся машин. Тем не менее, процесс приёмки задерживался. У румынских военных на то имелись свои причины. Они были в курсе насчет некоторых проблем с танкетками, включая и недостаточную работу системы охлаждения. При этом они точно так же, почти через микроскоп, смотрели и на R-2, так именовались LT vz.35 по румынскому контракту.

Лицензионная версия R-1, выпущен всего один экземпляр.

В конце концов, все машины были приняты, а румынские военные оказались довольны. Настолько, что уже в мае 1938 г. начались переговоры между "ČKD" и компанией "Malaxa" о лицензионном производстве R-1. Николай Малакса, владелец компании, уже имел опыт лицензионного производства танкеток-транспортеров Renault UE, фирме было вполне по силу выпускать и более сложные машины. Да и румынское военное руководство было заинтересовано в собственной танковой промышленности. 22 февраля 1939 г. было заключено соглашение о выпуске R-1 в Бухаресте. Изначально речь шла о 382 танкетках, но реально собрали одну — с номером Sr.301. Она несколько отличалась от собранных в Чехословакии образцов. В частности, имелась смотровая башенка. Следует отметить, что R-1 на "Malaxa" предполагалось выпускать с большим процентом компонентов, которые поставлялись с "ČKD". Это касалось моторов, коробок передач и рядя других компонентов. По ряду причин, экономических и политических, в 1939 г. дело заглохло, а в 1941 г. было уже не нужно.

Конструкция[править]

Корпус и бронирование[править]

Вполне удачная конструкция AH-IV позволила "ČKD" не сильно переделывать машину по румынскому заказу. Если не обращать внимание на детали, то иранская и румынская танкетки были почти одинаковыми. У механика-водителя появился своеобразный "прицел", позже ставший визитной карточкой танков "ČKD". Немного изменилась башня, а с правой ее стороны появился отбойник. На самом деле AH-IV-R имел больше отличий. Для начала, машина стала на 60 мм уже, а также на 20 мм ниже. При этом ее масса выросла до 3 900 кг.

Вооружение[править]

В корпусе стали ставить более совершенный ручной пулемет ZB vz.30, а башенная пулеметная установка несколько изменилась, но пулемёт остался прежний: 7,92-мм ZB vz.35.

Двигатель и трансмиссия[править]

На танкетку стали ставить более совершенный мотор Praga RHP объемом 3,9 литра, который имел мощность 62 л.с., и новую планетарную коробку передач Praga-Wilson. За счет переделок машина стала даже немного быстрее, теперь она разгонялась до 45 км/ч. Также, за счет увеличенного запаса топлива, выросла дальность — до 170 км.

Ходовая часть[править]

Боевое применение[править]

Советские солдаты осматривают румынский танк R-1 номер Sr.31, где то под Одессой, 1944 г.

В отличие от иранской армии, которая распределила танкетки по пехотным дивизиям, румыны поступили мудрее. R-1 шли на усиление кавалерийских подразделений. Это выглядело вполне логично, поскольку танкетки обладали высокой подвижностью. Средняя скорость машины по шоссе достигала 37 км/ч, так что в механизированных подразделениях им было самое место. По итогам танкетки распределили по кавалерийским бригадам, правда, они там были малочисленными. В таком виде танкетки использовались румынской армией в ходе боев лета-осени 1941 г. Первые месяцы были для румынских частей успешными, впрочем, стало очевидно, что машины надо всё же собирать в более массовые подразделения. В таком виде они использовались осенью 1941 г. Принимали R-1 участие и в осаде Одессы, но тут удача танкеток была переменчивой. Безвозвратные потери составили 6 машин, причем несколько машин оказалось захвачено.

По итогам боевых действий все пережившие бои машины отправили в ремонт. К марту 1942 г. 29 машин были снова в строю и активно использовались в наступательных операциях. Впрочем, R-1 отчасти везло, поскольку танкетки действовали почти в тепличных условиях. Удача закончилась в ноябре 1942 г., когда началась операция "Уран". Румынские войска угодили, вместе с немецкой 6-й армией, в кольцо, а кавалерийские дивизии за короткое время потеряли 14 танкеток. При этом те дивизии, что не попали в кольцо окружения, тоже имели проблемы. Из 10 R-1 к началу 1943 г. только 2 находилось в рабочем состоянии. Оставшиеся танкетки отправили в Румынию, поскольку было уже понятно — боевой ценности они не представляют.

Осенью 1943 г. возникла идея сделать из R-1 истребитель танков, взгромоздив на них 45-мм противотанковые пушки. Но от идеи очень быстро отказались, поскольку машины были слишком изношены, да и запаса прочности шасси явно оказалось недостаточно. Посему танкетки использовались как учебные. К осени 1944 г. их всё еще числилось 14 штук, позже это число снизилось до 11. Когда Румыния перешла на сторону Антигитлеровской Коалиции, R-1 снова нашлась работа. В последний раз изношенные танкетки ходили в бой весной 1945 г., действуя в Словакии. Основные их потери пришлись на механические проблемы. Посему к окончанию боевых действий в строю числилась всего одна такая машина.

Операторы[править]

Галерея[править]

Источники[править]