Действия

Омары (Парагвай)

Материал из ВикиВоины

5.00
(2 голоса)

Омары — прозвище для парагвайских абордажных команд, которые действовали на каноэ и были ответственны за абордаж бразильских броненосцев во время Парагвайской войны.

В разных источниках упоминаются разные названия данных отрядов — где-то их называют "Cuerpo de Bogavantes" (исп. Корпус омаров), где-то Battalion Bogavante (Батальон Омар), иногда используется просто "Bogavantes" (Омары). Вероятно, название было связано с клешнями этих ракообразных, однако точное происхождение названия неизвестно. Также очевидна ассоциация с речной тематикой, поскольку "омары" действовали на реке Парагвай.

История[править]

На протяжении всей Парагвайской войны на море доминировали ВМС Бразильской империи, которым парагвайцы не могли нанести практически никакого урона. Накануне войны Парагвай заказал в Великобритании и Франции четыре современных броненосца, которые бы сделали Парагвай сильнейшей военно-морской державой в регионе, но после начала Парагвайской войны эти корабли перекупила себе Бразилия, ещё сильнее укрепив свои военно-морские силы. не будучи способными поразить бразильский флот из артиллерии, парагвайцы попытались найти альтернативные методы борьбы с превосходящим на море противником.

Первую попытку штурмовать на каноэ бразильские броненосцы парагвайцы предприняли 19 февраля 1868 г., когда бразильская эскадра дерзко прошла через береговые батареи Умайты и дошла до столицы Парагвая города Асунсьона. Во время этого прорыва от остальной эскадры отбился броненосец "Алагоас". Затем, когда он в одиночку решил пройти береговые батареи Умайты, парагвайцы отправили ему наперерез 12 каноэ, в каждом из которых сидело по 8 - 10 гребцов, вооруженных саблями, баграми и абордажными топориками. Хоть бразильцы и сумели вовремя заметить приближающиеся каноэ и открыли по ним огонь из ружей и револьверов, около 30 или 40 парагвайцев все же сумели взобраться на палубу "Алагоаса". Впрочем, дальнейшего плана действий у них не было, они пытались рубить своими топорами запертые люки и вентиляционные решетки машинного отделения броненосца, но это было безуспешно. В результате уцелевшие парагвайцы просто попрыгали в воду, чтобы уплыть обратно. Нескольких парагвайцев затянуло в винты, и пенный бурун за кормой "Алагоаса" покраснел от крови.

Участников этой первой неудачной попытки взять на абордаж броненосец ещё не называли "омарами", однако именно их действия вдохновили парагвайской командование на повторение данной акции в ещё большем масштабе. Причиной неудачи первой попытки захватить броненосец назвали тот факт, что экипаж "Алагоаса" находился в полной боевой готовности и был готов к отражению атаки. Поэтому следующую операцию решили проводить ночью, чтобы захватить врага врасплох и не дать матросам задраить палубные люки. Для этой новой абордажной атаки в Умайте собрали 24 каноэ, каждое из которых вмещало по 10 - 12 гребцов. В качестве "омаров" было отобрано 250 наиболее сильных, ловких и хорошо владевших приемами рукопашного боя добровольцев из гарнизона крепости Умайты, а возглавил их капитан Игнасио Генес. Перед "омарами" с зажигательной речью выступила Элиза Линч, жена парагвайского диктатора Франсиско Солано Лопеса, которая рассказала, что бразильцы украли броненосцы, которые изначально были заказаны на европейских верфях для Парагвая, и теперь "омары" должны вернуть их обратно. Напоследок она угостила бойцов дорогими сигарами и пообещала, что в случае успеха их операции она подарит каждому бойцу по пачке таких сигар.

Попытка парагвайских "омаров" захватить на абордаж броненосцы "Лима Баррош" и "Кабрал", 2 марта 1868 г. Автор Джулио Рейсон.

Атаку назначили на ночь с 1 на 2 марта. Тогда передовой дозор на реке Парагвай несли два броненосца — "Лима Барруш" и "Кабрал" — в то время как другие корабли бразильской эскадры располагались ниже по реке. Воспользовавшись безлунной тёмной ночью и тем, что по течению постоянно плыли плоты и подмытые рекой деревья, 22 парагвайских каноэ, замаскированные ветвями и связанные попарно, с 288 бойцами, вооружёнными мачете, топорами и саблями, вышли к "Кабралу" и "Лиме Барруш" и высадили людей, занявших верхнюю палубу боевых кораблей. Экипажи броненосцев заперлись в казематах и башнях и стали отражать из револьверов и ружей попытки противника проникнуть внутрь. Парагвайцы бросали гранаты в дымовые трубы, но лишь некоторые из них взорвались. Бой продолжался до рассвета, пока остальные корабли бразильской эскадры — "Бразил", "Эрваль", "Марис-э-Баррос" и "Сильвадо" — не развели пары и подошли вплотную к месту боя, открыв огонь картечью. Залпы из тяжелых пушек, сделанные почти в упор, снесли нападавших парагвайцев и с верхней палубы, и с поверхности реки. Одновременно они изрешетили у своих кораблей трубы, шлюпки, фальшборты и небронированные надстройки. Трупы парагвайцев усеяли палубу броненосцев, а оставшиеся в живых стали уплывать. Тех, кто пытался спастись, выплывая на берег, бразильцы преследовали и убивали. Парагвайцы по результатам этой атаки потеряли 150 человек, в то время как бразильцы — 40 человек. Так закончилась безрассудная попытка парагвайцев перехватить военную инициативу на реке.

По мнению историка Вячеслава Кондратьева, если бы перед "омарами" поставили более скромную цель (не захватить, а просто заминировать и взорвать корабли) то они, скорее всего, смогли бы её достичь, нанеся бразильскому флоту тяжелый урон. Но парагвайцы переоценили свои возможности и, наоборот, недооценили противника, что за время парагвайской войны случалось уже не первый раз.

Вооружение[править]

Эпизод боя на броненосце "Лима Баррош", 2 марта 1868 г.

"Омары" были вооружены только холодным оружием местного производства: среди их вооружения были сабли, мачете и абордажные топорики, которыми они пытались пробить запертые люки и вентиляционные решетки машинного отделения броненосцев. Причем не у каждого "омара" было при себе все три вида оружия — каждый брал только то, с которым умел сражаться лучше всего. На картине Виктора Мейреллиса некоторые "омары" также показаны с копьями, и в парагвайской армии того времени действительно использовались копья, вот только нет никаких сведений, что их использовали "омары". Более вероятно, что они могли использовать багры, нежели обычные копья. Об использовании "омарами" какого-либо огнестрельного оружия ничего не известно, однако некоторые источники сообщают, что у них были некие гранаты, которые "омары" закидывали в дымовые трубы броненосцев.

Униформа[править]

Нет никаких сведений, что "омары" имели какую-то отличительную униформу, а значит, скорее всего, они выглядели как и другие парагвайские солдаты в 1868 г. Виктор Мейреллис на своей не очень исторически достоверной картине и вовсе изобразил "омаров" голыми, чему также нет никаких подтверждений в исторических источниках. Хотя к концу Парагвайской войны у парагвайцев действительно было крайне мало ткани и многие солдаты ходили в одних киверах и юбках или набедренных повязках, но полностью голых воинов там не было.

Галерея[править]

Источники[править]