Действия

Публий Корнелий Сципион (218 г. до н. э.)

Материал из ВикиВоины

(перенаправлено с «Публий Корнелий Сципион»)
0.00
(0 голосов)

Пу́блий Корне́лий Сципио́н  — римский политический деятель и военачальник из патрицианского рода Корнелиев, консул 218 года до н. э. Во время Второй Пунической войны первым из римских полководцев столкнулся с Ганнибалом и потерпел от него поражение при Тицине. В битве при Требии оставался пассивным наблюдателем из-за ранения. С 217 года до н. э. вместе со своим братом Гнеем Корнелием Сципионом Кальвом воевал с карфагенянами в Испании. Одержал ряд побед, но добиться перелома на этом театре военных действий не смог. В 212 году до н. э. он потерпел поражение и погиб в бою.

Сыном Публия Корнелия был выдающийся полководец Публий Корнелий Сципион Африканский.

Консульство[править]

Первое упоминание Публия Корнелия в источниках относится к 218 году до н. э., когда он стал консулом совместно с плебеем Тиберием Семпронием Лонгом. Это был первый год Второй Пунической войны. Сципион получил по жребию в качестве провинции Испанию, где он должен был сразиться с наместником Карфагена Ганнибалом; его коллеге предстояло высадиться в Африке. Публию Корнелию предоставили два римских легиона, 14 тысяч пехотинцев союзников и 1 600 всадников[8]. Все эти силы консул погрузил на 68 кораблей и отправился вдоль побережья Этрурии и Лигурии[9]. В качестве легата его сопровождал старший брат Гней Корнелий; кроме того, с консулом был его старший сын Публий, для которого это была первая кампания[10].

Прибыв в Массилию, Сципион узнал, что Ганнибал уже движется через Галлию и приближается к реке Родан. Публий Корнелий высадил свою армию в устье реки и пошёл на север, предполагая дать врагу сражение; но Ганнибал избежал встречи и ушёл к Альпам. Тогда консул вернулся к кораблям, отправил своего брата в Испанию с большей частью войска, а сам уплыл обратно в Пизу, на пути сделав короткую остановку в Генуе[11][12]. Здесь Сципион возглавил два легиона преторов Луция Манлия и Гая Атилия; с ними он предполагал встретить врага в долине Пада, сразу после перехода им Альп. Но консул не успел вовремя: армия Ганнибала всё же получила несколько дней, чтобы восстановить силы и даже подчинить некоторые галльские племена[13].

Встреча римлян и карфагенян произошла в ноябре 218 года при Тицине, левом притоке Пада. Два дня армии стояли на расстоянии 5 миль друг от друга; на третий день полководцы выступили на разведку — Ганнибал с конницей, Сципион с конницей и легковооружённой пехотой. Неожиданно друг для друга они встретились и вступили в бой. Некоторое время схватка шла на равных, но нумидийцы ударили в тыл римлянам (возможно, из засады), а консул был ранен и едва не погиб. Согласно одним источникам, его спас собственный сын[14][15], согласно другим — какой-то раб-лигур[16] (но эта версия восходит к Фабию Пиктору, врагу Корнелиев[17]). Часть римской конницы сплотилась вокруг командующего и смогла в относительном порядке отступить в лагерь, но в целом сражение явно было проиграно[18].

Сципион отступил за Тицин, а потом и на южный берег Пада, к Плаценции. Ганнибал последовал за ним и разбил лагерь совсем рядом с римским, но Публий Корнелий теперь отказывался принять бой. В первую же ночь после подхода карфагенян находившиеся в римском лагере галлы (около 2200 человек) устроили резню и ушли к Ганнибалу, прихватив с собой головы убитых; поэтому консул продолжил отступление. Из-за мучений, доставляемых раной, он остановился на реке Требия. Здесь к нему присоединился второй консул, Тиберий Семпроний Лонг, который за 40 дней прошёл со своей армией всю Италию[19][20].

У коллег были диаметрально противоположные взгляды на то, что делать дальше. Сципион выступал за то, чтобы отказаться от решительных действий; согласно Полибию, он настаивал на превосходстве нумидийской конницы и на необходимости лучше подготовить солдат за зиму. Реальным мотивом для него могло быть нежелание уступить Лонгу славу в случае победы: сам Публий Корнелий из-за раны всё ещё не мог вести войска в бой. Тиберий Семпроний же по этой самой причине стремился к битве. Ганнибал, догадывавшийся об этих разногласиях, постарался, провоцируя мелкие и успешные для римлян стычки, создать у Лонга уверенность в своих силах. В конце концов консул-плебей, игнорируя доводы Сципиона, ввязался в масштабное сражение (в 20-х числах декабря 218 года)[21][22].

Битва при Требии из-за тактических просчётов Тиберия Семпрония и умело организованной Ганнибалом засады закончилась сокрушительным поражением римлян. Сципион, находившийся во время боя в лагере, с частью уцелевших солдат той же ночью переправился на мостах через реку и ушёл в Плаценцию, а потом вКремону.

Командование в Испании[править]

По истечении консульского года Сципиона он получил полномочия проконсула и был отправлен с 8-тысячным войском в Испанию, где его брат Гней Корнелий к тому моменту смог закрепиться. С этого времени братья Сципионы действовали совместно: сначала против одного Гасдрубала Баркида, позже против трёх карфагенских армий. Уже в 217 году братья предприняли рейд на Сагунт и захватили содержавшихся здесь испанских заложников, которых отпустили домой. В результате очень многие иберийские племена перешли на сторону Рима; вскоре это сказалось на ходе боевых действий[25][26][27][28].

В 216 году до н. э. Гасдрубал, выполняя полученный из Карфагена приказ, двинулся на север, чтобы повторить путь Ганнибала и присоединиться к нему в Италии. Известие об этом походе встревожило Сципионов, уверенных, что «Ганнибал один замучил Италию, а если к нему присоединится Гасдрубал с испанским войском, то римскому государству придёт конец»[29]. Римляне преградили путь карфагенской армии. В сражении, в котором ни у одной из сторон, видимо, не было заметного перевеса в численности, решающую роль сыграло нежелание иберийской пехоты Гасдрубала уходить из Испании[30][31]. В самом начале битвы иберы начали отступать, а вскоре просто обратились в бегство. Евтропий сообщает о 25 тысячах убитых со стороны Карфагена[32], но, судя по описанию битвы, потери должны были быть не слишком большими[33].

Одержав эту победу, Сципионы дали Риму дополнительные шансы оправиться от масштабного поражения при Каннах. Ситуация в Испании же осталась неустойчивой[34]. Проконсулы, вынужденные сражаться уже с тремя карфагенскими армиями (Гасдрубала, Гимилькона и Магона Баркида) столкнулись с серьёзными проблемами снабжения; тем не менее в 215 году они разбили противника, осаждавшего Илитургис, а позже одержали победу над Гасдрубалом при Интибилисе. Ливий пишет в связи с этим о 13 тысяч убитых карфагенян[35]. Эти потери представляются историкам завышенными, но других данных нет[36]. После очередной зимовки Публий Корнелий предпринял рейд далеко на юг. Под Акра Левке его войско понесло серьёзные потери, а позже у горы Победы он был окружён врагами; его спасло появление армии брата. После ряда побед Гнея Корнелия Сципионы вместе взяли Сагунт[37][38][39].

В дальнейшем Сципионы заключили союз с одним из нумидийских царей Сифаксом и отправили к нему центуриона Квинта Статория для тренировки пехоты по римскому образцу (213 год до н. э.)[40][41]. Для усиления своей армии они начали впервые в римской истории привлекать наёмников: только за зиму 213—212 годов было нанято порядка 20 тысяч кельтиберов. С этими силами проконсулы решили нанести врагу решительный удар во время кампании 212 года. Они были уверены в своей победе; Публий Корнелий с двумя третями римского войска двинулся против Магона и Гасдрубала, сына Гисгона, а Гней Корнелий с оставшейся третью римлян и всеми кельтиберами — против Гасдрубала Баркида[42][43].

События пошли по наихудшему для римлян сценарию. Сципион Кальв был покинут наёмниками, а Публий Корнелий подвергся интенсивным атакам нумидийской конницы. Узнав, что на помощь карфагенянам идут 7500 воинов-свессетанов, он предпринял ночной марш навстречу последним и начал бой, но в решающий момент был атакован всё теми же нумидийцами и карфагенской пехотой. В бою он погиб вместе с большей частью его армии. Это предопределило поражение и гибель и Гнея Корнелия[44][45].

Итоги деятельности[править]

Воюя в Испании шесть лет, Гней Корнелий так и не смог одержать полную победу над противником. Во многом именно это предопределило затяжной характер всей Второй Пунической войны[54]. Позже Публий Корнелий Сципион-младший, опираясь на опыт своих отца и дяди, разработал новую тактику — коротких и эффективных рейдов на юг с левобережья Ибера, во время которых воины местных племён играли не слишком важную роль. Эта тактика и обеспечила Риму победу[55].