Действия

Руссо-Балт Братолюбова-Некрасова (тип II)

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Руссо-Балт Братолюбова-Некрасова (тип II) (Тип два) — лёгкий пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи, разработанный в 1916 г. с использованием шасси модели отечественной фирмы "Руссо-Балт".

История[править]

В 1914 и 1915 гг. гвардии штабс-капитан Некрасов, генерал-лейтенант Дурляхер (Дурляхов) и изобретатель А.А. Братолюбов разработали три проекта перспективных бронеавтомобилей. По заказу военного ведомства они занимались созданием новой бронетехники с пушечным вооружением, которой предстояло бороться с пехотой и боевыми машинами противника. Для реализации проекта специалистам передали несколько легковых автомобилей трех типов, которые планировалось использовать в качестве основы для броневиков.

Первыми появились проекты броневиков, известные под названиями Рено Братолюбова-Некрасова и Руссо-Балт Тип I. Эти машины строились на базе шасси французского и российского производства, были оснащены пушками и пулеметами, и имели разные задачи. Так, Руссо-Балты предлагались в качестве броневиков для работы на переднем крае, а единственный "Рено" планировалось использовать в качестве машины для сопровождения транспортных колонн. После начала сборки первых семи броневиков Некрасов, Дурляхер и Братолюбов не прекратили проектные работы, и осенью 14-го завершили разработку нового броневика на шасси Русско-Балтийского вагонного завода.

Еще в августе военный министр распорядился передать конструкторам несколько легковых автомобилей, которые следовало использовать в качестве основы для новой бронетехники. В общей сложности до конца года были переданы четыре машины "Руссо-Балт" C-24/40, шесть "Руссо-Балтов" типа D и одно шасси "Рено". Необходимо отметить, что шасси "Руссо-Балт" двух типов использовались при строительстве броневиков двух разных проектов, что может приводить к путанице. В некоторых источниках более поздние броневики Некрасова-Братолюбова на отечественных шасси обозначаются как "Руссо-Балт Тип D", однако такое название не вполне корректно, поскольку одна из этих машин была построена на базе машины типа C. Таким образом, по аналогии с первым проектом, более новые броневики следует именовать "Руссо-Балт Тип II". В таком случае эти бронеавтомобили уже нельзя спутать с другими разработками Некрасова и Братолюбова или машинами других конструкторов.

Броневик и его создатели. Справа - А.А. Братолюбов.

При создании нового проекта инженеры использовали опыт, полученный в ходе разработки двух предыдущих броневиков. Результатом этого стали несколько серьезных нововведений, которые могли значительно повысить боевую эффективность новой машины. Наиболее заметным нововведением проекта стала поворотная башня с вооружением, которая позволяла обеспечить как достаточную огневую мощь, так и быстрое перенацеливание. Кроме того, были предложены некоторые другие интересные идеи, которые могли положительным образом сказаться на характеристиках броневика.

Сборка четырех броневиков "Тип II" началась осенью 1914 г. Как и ранее, окончательную сборку машин и установку всех необходимых агрегатов осуществляли рабочие мастерской А.А. Братолюбова. Ввиду отсутствия необходимых производственных мощностей броню заказали Обуховскому сталелитейному заводу. Предприятию передали набор шаблонов, по которым изготавливались броневые листы. Готовое бронирование привозили в мастерскую Братолюбова, где выполнялся его монтаж на машины.

По-видимому, при разработке проекта Руссо-Балт Тип II конструкторы учли свой и чужой опыт, результатом чего стало появление совершенно новой конструкции бронекорпуса, образованной несколькими основными агрегатами. Авторы проекта переосмыслили классическую капотную компоновку бронекорпуса с отдельными моторным отсеком и обитаемым отделением, что привело к любопытным последствиям.

Всего в 1916 г. в мастерских Братолюбова было изготовлено 4 бронеавтомобиля, три из которых использовали шасси "Руссо-Балт D", и одна — "Руссо-Балт С-24/40". По результатам испытаний, однако, бронеавтомобили были признаны малопригодными к использованию в войсках в связи с перегруженностью, низкой устойчивостью и малым клиренсом (всего 110 мм). В связи с этим, бронеавтомобили были переданы в Усиленную автомобильную роту в качестве учебных.

Тем не менее, после Октябрьской революции бронеавтомобили, оказавшиеся в распоряжении "красных", эпизодически применялись в ходе Гражданской войны как охранные и боевые машины (в частности, при охране Смольного и в боях с войсками генерала от инфатерии Н.Н. Юденича). В 1920 - 1921 гг. бронеавтомобили были разобраны.

Конструкция[править]

Корпус и бронирование[править]

Бронекорпус предлагалось собирать на основе металлического каркаса, к которому на болтах и заклепках крепились готовые листы нужной конфигурации. Защита экипажа и внутренних агрегатов машины должна была состоять из бронелистов толщиной от 3 до 5 мм. Большую толщину имели вертикальные детали. Изогнутые и наклонные, в свою очередь, имели толщину 3-4 мм. По расчетам авторов проекта, такая броня позволяла защитить людей от винтовочных пуль при стрельбе с расстояния не менее 200-250 метров.

Сборка броневика "Победоносец". Борт еще не установлен, видно рабочее место водителя.

Броневик Руссо-Балт Тип II получил бронекорпус, разделенный на три основных объема. В передней его части имелся моторный отсек, закрытый броневым капотом, позади которого располагалось отделение управления. Боевое отделение не отделялось от рабочих мест водителя и командира, но и не было в полной мере объединено с отделением управления.

Броневой капот новой машины имел простую конструкцию и представлял собой металлический короб с вертикальными бортами и передней стенкой. Для обеспечения вентиляции в лобовом листе корпуса имелось крупное окно, прикрытое наклонными створками. Обслуживание двигателя предлагалось производить при помощи люков в верхней крышке капота.

Позади бронекапота корпус боевой машины немного расширялся, образовывая отделение управления. Спереди водитель и командир защищались наклонным бронелистом с крупным люком для наблюдения за дорогой. В боевой обстановке люк закрывался крышкой, которая оставляла небольшую смотровую щель. Позади наклонного лобового листа устанавливалась горизонтальная крыша. От обстрела сбоку машина защищалась вертикальными бортами пятиугольной формы, собиравшимися из нескольких отдельных панелей. В передней части бортов, на одном уровне с лобовым люком, имелись небольшие лючки с крышками. В середине бортов предусмотрели двери для посадки водителя и командира.

Боевое отделение, расположенное позади рабочих мест водителя и командира, получило корпус цилиндрической формы. По бортам этого цилиндра имелись скошенные прямые панели, позволившие обойтись без колесных арок или других сравнительно сложных деталей. На кормовой части цилиндра устанавливался небольшой короб, в задней стенке которого имелась дверь для доступа внутрь боевой машины.

Интерьер броневика. На переднем плане опорно-поворотное устройство башни.

В центре боевого отделения находилась поворотная опора для башни, установленной непосредственно на цилиндрической части корпуса. Внешний диаметр башни был немного больше диаметра корпуса под ней. Башня получила цилиндрический борт, а также наклонные лобовой и кормовой листы с амбразурами для оружия. Также имелась горизонтальная крыша небольшого размера, располагавшаяся между наклонными листами.

Экипаж бронеавтомобиля Руссо-Балт Тип II состоял из 4-5 человек: водителя, командира и трех стрелков. Командир и водитель располагались в отделении управления, а рабочие места стрелков находились в достаточно просторном цилиндрическом боевом отделении. Отделение управления имело три люка для слежения за окружающим пространством. Стрелкам для наблюдения следовало использовать прицельные приспособления своего оружия.

Вооружение[править]

Вооружение построенных броневиков "Тип II" состояло из трех пулеметов "Максим". Два из них устанавливались в амбразурах лобового листа башни, еще один – в кормовом. Конструкция креплений для пулеметов позволяла вести огонь в пределах широких секторов. Кроме того, при помощи механизмов поворота башни обеспечивался быстрый перенос огня на другую цель. Наличие трех пулеметов, в свою очередь, позволяло контролировать широкие сектора в передней и задней полусферах.

По некоторым данным, существовал вариант проекта, подразумевавший использование пушечного вооружения. В таком случае в лобовом листе башни планировалось монтировать две автоматические пушки Максима-Норденфельда калибра 37 мм, а в кормовом сохранялся пулемет. Информация о реализации этих планов отсутствует. Все построенные бронеавтомобили "Тип II" вооружались только пулеметами. Боекомплект составлял 9 000 патронов.

Двигатель и трансмиссия[править]

В передней части прямоугольной рамы крепились карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый бензиновый двигатель "Руссо-Балт" жидкостного охлаждения, мощностью 40 л.с. и коробка передач механического типа. Коробка передач и задняя ведущая ось были связаны цепной передачей.

Ходовая часть[править]

В качестве основы для броневиков "Тип II" использовались шасси "Руссо-Балт" типов C и D. Эти машины имели схожую архитектуру, но отличались некоторыми характеристиками. Ходовая часть с колесной формулой 4х2 имела зависимую подвеску на 5 стальных рессорах, задняя поперечная. Шасси типов C и D отличались некоторыми особенностями. Фактически машина "Тип D" являлась модернизированным вариантом "Типа C" и отличалась от него набором усиленных деталей. За счет некоторых доработок конструкции улучшенный вариант шасси имел грузоподъемность на уровне 1,6 т – примерно на полтонны больше, чем у машины C.

Боевое применение[править]

Машины (слева направо) "Олег", "Ярослав" и "Святослав" с экипажами.

По результатам испытаний "Победоносца" и других машин проекта комиссия сделала неутешительные выводы. Броневики сочли непригодными для боевой работы на фронте. Таким образом, все 11 бронеавтомобилей, построенных по проектам Некрасова и Братолюбова, имели различные недостатки и были непригодны для использования на переднем крае. На решение дальнейшей судьбы этой техники понадобилось некоторое время.

В конце 1916 г. броневики Тип II отправили в Петроград и передали Усиленной тыловой автомобильной мастерской. Рабочие мастерской должны были провести доработку этой техники, заменив бракованные бронелисты и исправив иные недостатки. Работы по совершенствованию броневиков продолжались в течение нескольких следующих месяцев. После ремонта и модернизации броневики должны были стать учебными.

По некоторым данным, изначально планировалось, что улучшением броневиков займется мастерская А.А. Братолюбова. Тем не менее, к середине 1916 г. это предприятие прекратило свое существование, из-за чего ремонт машин пришлось поручить армейской мастерской.

В Февральской революции 1917 г. участвовали различные подразделения армии, в том числе и Усиленная тыловая автомобильная мастерская. Все четыре машины "Руссо-Балт" второго типа вышли на улицы Петрограда и использовались в различных целях. После Февральской революции машины перешли в ведение Совета рабочих и солдатских депутатов Петроградской стороны. Вскоре бронеавтомобиль "Победоносец" получил новое имя и стал называться "Рюриком". В октябре 1917 г. технику перевели в отряд броневиков, осуществлявших охрану Смольного.

В дальнейшем броневики Тип II использовались ограниченно и почти не покидали Петроград. Тем не менее, всего единожды выехав из города, броневики смогли впервые принять участие в боях. В 1919 г. эта техника прибыла в район Пулково, где использовалась в боях с войсками генерала Юденича. После завершения боев броневики вернулись на базу.

В конце десятых годов все броневики Руссо-Балт Тип II были разобраны за ненадобностью. Даже после ремонта и модернизации 1917 г. эта техника не отличалась высокими характеристиками, из-за чего ее эксплуатация выглядела нецелесообразной. К 1920 г. все четыре машины лишились бронирования и, по-видимому, в течение некоторого времени использовались в качестве автомобильной техники для перевозки пассажиров и грузов, пока не выработали ресурс.

Руссо-Балт Тип II оказался последним проектом, созданным штабс-капитаном Некрасовым, генерал-лейтенантом Дурляховым и изобретателем Братолюбовым. В 1915 - 1916 гг. их "триумвират" распался. Некрасова перевели в военную авиацию, где он стал артиллерийским офицером аэроплана "Илья Муромец" №4. Дурляхов продолжил работу в области артиллерии и вспомогательных средств, а Братолюбов занялся иными проектами вооружений и военной техники.

Операторы[править]

Галерея[править]

Источники[править]