Действия

Т-100

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Т-100 (Изделие 100 или просто 100) — экспериментальный советский двухбашенный тяжёлый танк конца 1930-х годов. Один из последних советских танков многобашенной компоновки. Вместе с близким к нему по характеристикам экспериментальным двухбашенным тяжёлым танком СМК и опытным образцом тяжёлого танка КВ-1, Т-100 проходил фронтовые испытания в боях на "Линии Маннергейма" в ходе Финской войны. По итогам испытаний на вооружение танк принят не был и серийно не выпускался. База Т-100 использовалась для разработки ряда экспериментальных тяжёлых САУ, в частности СУ-100-Y.

История создания[править]

Конец 1930-х годов стал переломным моментом в мировом танкостроении. Массовое появление противотанковой артиллерии сразу сделало большинство танков, оснащенных 20-30 мм бронированием, устаревшими, так что срочно потребовалось наращивать броню, а заодно и вооружение. Мощным катализатором этого процесса послужила война в Испании 1936-1939 гг., где неоднократно было доказано, что даже мелкокалиберные ПТО, при грамотном использовании, могут причинить немалый ущерб противнику.

В Советском Союзе основным "танком прорыва" на тот момент был Т-35. На момент своего появления этот пятибашенный "монстр", вне всякого сомнения, сильно тревожил умы высших чинов в генеральных штабах армий вероятного противника. Однако, уже к 1938 году его данные по бронированию считались недостаточными. Помимо этого, Т-35 обладал массой конструктивных недостатков, среди которых особенно ярко выделялись постоянные поломки трансмиссии недостаточная и подвижность на местности, что было следствием большой массы и большого отношения длины к ширине танка. Замену ему планировали давно, но в течении 1934-1937 гг. ни один из предлагаемых вариантов не дошел даже до стадии опытного образца.

По-настоящему за решение этого вопроса взялись после обобщения испанского опыта. В апреле 1938 года, на заседании Главного военного совета рассматривался вопрос о новой системе вооружения РККА. В рамках этой программы армия вновь потребовала наличия тяжелого танка с мощным бронированием и вооружением, способным действовать в наиболее трудных укрепленных районах. За тот период времени, пока будет создана новая боевая машина, предполагалось провести модернизацию танков Т-35, установив на них дополнительную броню и проведя ряд других доработок.

Как это ни странно, но управление бронетанковыми войсками РККА по-прежнему желало получить многобашенный танк. Другими словами – от конструкторов потребовали создать аналог Т-35 тремя-пятью башнями и усиленной до 60-70 мм лобовым бронированием. При этом выдвигалось условие, чтобы масса танка не выходила за пределы 50-55 тонн,что было абсолютно нереально.

Тем не менее, в 1938 году двумя ленинградскими КБ были разработаны очень близкие друг к другу проекты нового тяжёлого танка с противоснарядным бронированием, предназначенного для замены Т-35. Кировский завод в лице СКБ-2 предложил машину СМК. Второй проект, получивший название Т-100, был разработан в КБ ленинградского завода Опытного машиностроения № 185 им С. М. Кирова под руководством С. А. Гинзбурга. Ведущим конструктором машины был Э. Ш. Полей. В целом Т-100 был однотипен танку СМК и отличался от последнего в основном типом подвески и вооружением. В течение 1938 года все согласования и рассмотрения в комиссиях и инстанциях проекты СМК и Т-100 проходили одновременно. Как и СМК, Т-100 первоначально проектировался трёхбашенным с установкой 76-мм пушки в главной башне и двух 45-мм танковых пушек образца 1934 года в двух малых башнях. Но при принятой толщине брони 60 мм масса машины не должна была превышать 55-57 тонн, поэтому число башен было уменьшено до двух. В январе 1939 года чертежи Т-100 и СМК были переданы в производство. В соответствии с постановлением Комитета Обороны при СНК СССР, опытный образец Т-100 должен был быть изготовлен к 1 июня 1939 года, однако его изготовление затянулось на два месяца — опытный образец был полностью собран только 31 июля 1939 года и принят комиссией для проведения полигонных испытаний, объединённых с заводскими. Предполагалось, согласно программе АВТУ РККА, закончить испытания 3 января 1940 года, но в связи с началом советско-финской войны было решено дальнейшую проверку боевых и ходовых качеств провести в боевых условиях, заменив танковую пушку Л-10 на более совершенную Л-11. Танк был отправлен на фронт и принял первый бой 17 декабря 1939 года в районе финского укрепрайона Хоттинен.

Описание конструкции[править]

T100 s1.jpg

По назначению, компоновочной схеме, общей конструкции и отличительным особенностям Т-100 был идентичен СМК и представлял собой двухбашенный танк классической компоновки с двухъярусным расположением вооружения и противоснарядным бронированием. Однако в деталях танк имел ряд существенных отличий от СМК.

В носовой части находилось отделение управления. Место механика водителя располагалось в центре по продольной оси танка. Справа от него разместили радиста и приборы связи. Для обзора вперед имелся небольшой люк со смотровой щелью защищенной бронестеклом. Лобовые бронелисты устанавливались под наклоном, а к нижнему бронелисту крепились два буксировочных кольца. Курсовой пулемет отсутствовал, слева над люком мехвода устанавливалась фара.

Далее располагалось переднее боевое отделение, на крыше которого устанавливалась малая башня конической формы. Среднюю часть корпуса полностью занимало основное боевое отделение. Обслуживали вооружение передней башни командир-наводчик и заряжающий.

На крыше с правой стороны находилась командирская башенка со смотровыми щелями. Поворот башенки осуществлялся специальным механизмом, в маховичке ручного привода которого была установлена кнопка электроспуска пулемета. Ближе к переднему краю симметрично монтировались приборы наблюдения. Башня была трехместной и рассчитывалась на командира танка, наводчика и заряжающего. В случае необходимости в среднем боевом отделении можно было перевозить техника. Посадка экипажа осуществлялась через башенные люки, а также через люк мехвода с правой стороны в передней части корпуса. Для аварийного покидания машины был предусмотрен нижний люк в днище боевого отделения.

Кормовая часть корпуса была отведена под моторно-трансмиссионное отделение.

Корпус и бронирование[править]

Схема бронирования тяжелого танка Т-100 обр.1939 г.

Корпус танка имел коробчатую форму и собирался из листов катаной брони, соединявшихся сваркой, клёпкой и болтами. В центральной части корпуса монтировалась массивная полуконическая подбашенная коробка под главную башню. Бронезащита по сравнению с СМК была несколько слабее — 60 мм, что, тем не менее, обеспечивало танку надёжную защиту от огня существовавшей в то время противотанковой артиллерии (калибром до 47 мм) уже на дистанции 500 м и более.

Бронирование Т-100
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса 60 мм
Борт корпуса 60 мм
Корма корпуса 60 мм
Днище 20 - 30 мм
Крыша корпуса 20 мм
Лоб башни 60 мм
Борт башни 60 мм
Корма башни 60 мм
Крыша башни 30 мм (главная)
20 мм (малая)

Две литые орудийные башни конической формы располагались одна за другой по продольной оси танка. Размещение башен, и, соответственно, вооружения, двухъярусное. Первый ярус образовывала передняя малая башня с углом горизонтального вращения 245 градусов. Второй ярус занимала центральная главная башня кругового обстрела. На крыше главной башни размещалась командирская башенка (также кругового вращения) со смотровыми щелями по периметру и пулемётом ДТ с возможностью зенитного обстрела.

Вооружение[править]

Основным вооружением танка являлась 76-мм танковая пушка Л-10 (впоследствии Л-11), размещавшаяся в маске в передней части главной башни. Пушка предназначалась для борьбы в первую очередь с укреплениями и дотами противника, а также небронированными целями, однако имела также удовлетворительную бронепробиваемость. Вспомогательное артиллерийское вооружение состояло из 45-мм танковой пушки 20-К образца 1934 г., и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ установленные в малой башне и предназначавшиеся для борьбы с бронетехникой и пехотой. . Башня и маска орудия были сварными, а лобовой щиток – клепаным. На обоих орудиях использовались телескопические прицелы.

Боекомплект орудий составлял 120 выстрелов для 76-мм орудия и 393 — для 45-мм.

Пулемётное вооружение включало три 7,62-мм пулемёта ДТ, два из которых были спарены с орудиями. В отличии от СМК кормовой пулемет в главной башне отсутствовал, но имелась возможность установки зенитного пулемета на турели с вертикальны ми углами наведения от -12° до +77°.

Боекомплект пулемётов составлял 4284 патрона в 68 дисковых магазинах по 63 патрона в каждом

Двигатель и трансмиссия[править]

На Т-100 устанавливался V-образный 12-цилиндровый карбюраторный авиационный четырёхтактный двигатель ГАМ-34-ВТ жидкостного охлаждения, мощностью 850 л.с. при 1850 об/мин. Зажигание — от двух магнето (магнитоэлектрических машин, преобразующих механическую энергию в электрическую). Охлаждение водяных радиаторов двигателя осуществлялось с помощью осевого вентилятора с винтовыми лопастями, установленного горизонтально на коробке передач по типу среднего колесно-гусеничного танка Т-29. Воздух для охлаждения двигателя засасывался вентилятором через боковые карманы воздухопритоков, закрытых защитными сетками и расположенных в передней части моторного отделения. Отработанный горячий воздух выбрасывался в задней части моторного отделения на верхние ветви гусениц. Использовавшийся в качестве горючего авиационный бензин размещался в четырех топливных баках общей ёмкостью 1160 литров, что обеспечивало 58-тонной машине максимальную дальность хода до 160 км по шоссе и 120 км по проселку.

Отлично помня, какие проблемы вызывала работа трансмиссии (в особенности - фрикционов) на 50-тонном танке Т-35, инженерами завода №185 была предложена совершенно новая трансмиссия, в состав которой входили следующие элементы:

  • 5-ступенчатая трехходовая коробка передач;
  • трехдисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо);
  • многодисковые бортовые фрикционы сухого трения (сталь по стали) с ленточными тормозами с обшивкой из ферродо;
  • простые однорядные бортовые редукторы.

Бортовые фрикционы и тормоза имели пневматические сервоприводы управления и дублирующий механический привод. Сервоуправление машины пневматического типа с замкнутым циклом работы состояло из одноступенчатого двухцилиндрового компрессора производительностью 105 л/мин (1200 об/мин), имеющего привод от коробки передач, системы следящего действия, пневматических цилиндров, радиатора, воздушных баллонов высокого и низкого давления и трубопроводов. Для доступа к двигателю и трансмиссии в крыше МТО были сделаны отдельные люки с броневыми крышками.

Ходовая часть[править]

T100 draw 1.jpg

В конструкции ходовой части танка Т-100 применялась достаточно интересная схема индивидуальной кривошипно-балансирной подвески опорных катков с использованием листовых рессор.

Подвеска танка — индивидуальная, с листовыми рессорами без амортизаторов. Ходовая часть применительно к одному борту состояла из восьми двускатных опорных катков с массированными шинами, пяти двускатных обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами и литого направляющего колеса. Механизм натяжения ленивца — винтового типа, управляемый из отделения управления. Зацепление — цевочное. Гусеничные ленты — мелкозвенчатые, с открытым шарниром, пальцы — со стопорными кольцами. Верхняя гусеничная ветвь поддерживалась пятью обрезиненными роликами на кронштейнах.

Средства связи[править]

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети 12В и 24В (цепь стартера) обеспечивалось четырьмя стартерными аккумуляторными батареями 6СТЭ-144, соединенными последовательно, и генератором постоянного тока мощностью 2,5 - З кВт. Генератор устанавливался на коробке передач и приводился в действие от шестерни привода вентилятора системы охлаждения двигателя. Противопожарное оборудование состояло из ручных огнетушителей с тетрахлоруглеродом.

Средства связи состояли из радиостанции 71-ТК-3, оснащенной умформерами РУН-750 и РУН-10а, светосигнального прибора на пулеметной башенке (имелось три сигнала: белый, красный и зеленый), а также внутреннего переговорного устройства ТПУ-6 на 6 абонентов.

Испытания и боевое применение[править]

К концу осени 1939 года испытания Т-100 шли полным ходом — танк прошёл свыше 1000 км. После начала 30 ноября 1939 года войны с Финляндией было принято решение отправить танки СМК, Т-100 и КВ-1 в действующую армию для испытания боем в условиях фронта. Перед отправкой на фронт вооружение Т-100 было изменено — вместо 76-мм пушки Л-10 была установлена более мощная пушка Л-11 того же калибра.

Танки были сведены в отдельную роту тяжёлых танков и приданы 90-му танковому батальону 20-й тяжёлой танковой бригады, воевавшей на "Линии Маннергейма".

Экипаж Т-100 в первом бою:

  • командир танка лейтенант Астахов Михаил Петрович,
  • артиллерист Артамонов,
  • артиллерист Козлов,
  • радист Смирнов,
  • водитель Плюхин Афанасий Дмитриевич,
  • запасной водитель Дрожжин Василий Агапович,
  • моторист Капланов Владимир Иванович,
  • Каштанов В. И.

19 декабря 1939 года отдельная рота тяжёлых танков вместе с остальными частями 90 брн 20 тбр пошла в наступление в районе Сумма — Хоттинен. Танки батальона успешно наступали и продвинулись за линию финских дотов, где СМК подорвался на мине. Экипаж Т-100 пытался при помощи своего танка отбуксировать СМК, однако успехом эти попытки не увенчались. После этого Т-100, встав рядом с СМК и прикрывая его усиленным артиллерийским и пулемётным огнём, обеспечил эвакуацию экипажа из подбитого танка — по аварийным люкам в днищах машин экипаж СМК перебрался внутрь Т-100. При этом танк получил по меньшей мере семь попаданий снарядами 37-мм и 47-мм противотанковых пушек с расстояния менее 500 м, но броня ни разу не была пробита.

В том же бою у Т-100 заглох двигатель — произошёл срез резьбы регулировочной муфты магнето. Однако механик-водитель танка смог, используя один магнето вместо двух, завести мотор снова и продолжить выполнение задачи.

После этого боя Т-100 был отправлен в тыл для ремонта двигателя и вернулся в действующую армию 18 февраля 1940 года. С этого дня и до окончания военных действий Т-100 действовал в составе 20-й (22.02 - 01.03) и 1-й (11.03 - 13.03) танковых бригад. За это время танк прошёл 155 км, получил 14 попаданий снарядами противотанковых орудий (6 — в левый борт, 3 — в нишу главной башни, 3 — в левую гусеницу и по одному — в маску 45-мм пушки и левый ленивец). Во всех случаях броня не была пробита. Всего к 1 апреля 1940 года Т-100 прошёл 1745 км, из них 315 км — во время боёв на Карельском перешейке.

После окончания Финской войны Т-100 вернулся обратно на завод, где был полностью заменён двигатель и произведён лёгкий ремонт танка.

Летом 1940 года танк был передан для хранения в Кубинку. После начала Великой Отечественной войны машина была эвакуирована сначала в Казань, а затем — в Челябинск, где Т-100 был передан в распоряжение опытного завода № 100. На заводе танк пробыл до конца войны, а дальше его следы теряются. По некоторым данным, до середины 1950-х годов Т-100 стоял на заднем дворе Челябинского танкового училища, а затем, видимо, пошёл в переплавку. Впрочем, по другим данным, танк до конца войны не дожил — в конце 1943 года он вместе с Т-29КВ-7 и рядом других опытных образцов бронетехники был порезан на металл.

Модификации[править]

  • Т-100-Y — тяжёлая САУ, вооружённая 130-мм морской пушкой Б-13-IIс в неподвижной рубке.
  • Т-100-X — тяжёлая САУ, вооружённая 130-мм морской пушкой Б-13-IIс в неподвижной рубке (во многом сходна с СУ-100-Y).
  • Т-100-V — тяжёлый танк артиллерийской поддержки. Вооружение: 203-мм гаубица-пушка Б-4 во вращающейся башне.
  • Т-100-Z — тяжёлый танк артиллерийской поддержки. Вооружение: 152-мм гаубица М-10Т и 45-мм пушка 20К в двух башнях.
  • Объект 0-50 — тяжёлый танк прорыва. Вооружение: 76-мм пушка Л-11 и 45-мм пушка 20К в одной башне.
  • Объект 103 — тяжёлый танк береговой обороны со 130-мм пушкой Б-13-IIс во вращающейся башне.

Оценка машины[править]

В отчёте по полигонным испытаниям Т-100, датированном 22 февраля 1940 года, отмечалось, что танк Т-100 полностью соответствует заданным ТТХ. В качестве недостатков отмечалась нестабильная работа системы охлаждения, слабая надёжность вентилятора, неудачная конструкция сеток охлаждения. Также рекомендовалось доработать механизмы управления коробкой передач и усилить конструкцию бортовых фрикционов. Как достоинство отмечалось наличие пневматической системы управления танком.

Несмотря на общее соответствие танка выдвигаемым требованиям, комиссией было признано нецелесообразным рекомендовать Т-100 к принятию на вооружение, поскольку танк КВ превосходил его по основным ТТХ.

Вместе с тем, КБ "родного" для Т-100 завода № 135 считало, что танк должен был быть рекомендован к принятию на вооружение, так как являлся машиной иного класса по сравнению с КВ. Отчасти это соответствовало действительности — Т-100 был в основном штурмовым танком и мог быть использован для установки более мощного штурмового вооружения, такого как 152-мм и 130-мм пушки, тогда как более многофункциональный КВ мог нести только 76-мм орудие. Однако к мнению инженеров не прислушались и Т-100 так и не был принят на вооружение.

Правда, попытка усилить вооружения Т-100 всё же была предпринята. В январе 1940 года заместитель наркома обороны командарм первого ранга М. Кулик дал соответствующее указание. Предполагалось установить на танк 152-мм гаубицу М-10, способную эффективно бороться с надолбами. В марте 1940 года для Т-100 была изготовлена новая башня с гаубицей М-10, которую предполагалось установить на танк вместо имевшейся. Получившаяся модификация должна была носить индекс Т-100-Z. Однако вместо этой машины на вооружение был принят танк КВ-2.

В целом Т-100 был достаточно удачной машиной. Танк в принципе соответствовал оперативно-тактическим взглядам по его применению. Бронирование танка также соответствовало предъявленным требованиям, а вооружение позволяло вести массированный и маневренный круговой огонь одновременно в различных направлениях. По всем показателям Т-100 существенно превосходил Т-35. Однако танк имел и такие типичные для многобашенных танков недостатки, как большой размер, многочисленность экипажа и сложность в производстве. Как и СМК, Т-100 представлял собой необходимую ступень на пути от тяжёлых танков многобашенной компоновки к тяжёлым танкам нового типа — таким как КВ-1.

Операторы[править]

Галерея[править]

Интересные факты[править]

  • Существует легенда, что решение о сокращении числа башен принял лично И. В. Сталин, который снял заднюю башню с представленного ему макета СМК и заявил: "Нечего превращать танк в броненосец!" Другой вариант — Сталин спросил, сняв с макета башню: "Сколько такая башня весит?". "Семь тонн", — ответили ему. "Так вот возьмите эти семь тонн и лучше укрепите броню!"

Источники[править]