Действия

Украинское Дальневосточное Независимое Войско

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Украинское Дальневосточное независимое войско (УДНВ) (укр. Українське Далекосхідне незалежне військо, УДНВ) — украинское войско на территории Зелёного Клина и Маньчжурии, что существовало как вооружённые силы Зелёного Клина 1917 - 1921 годы.

14 декабря 1918 года Украинская Дальневосточная Краевая Рада назначила Бориса Хрещатицкого атаманом Дальневосточного украинского войска.

История[править]

Формирование[править]

Формирование дальневосточных украинских войск происходило одновременно в двух разных местах: на территории Зелёного Клина, во Владивостоке, под руководством Бориса Хрещатицкого и в Маньчжурии, в городе Харбине — под руководством Петра Твердовского.

Впервые формирования украинских вооруженных сил на Зелёном Клине могло начаться ещё весной 1917 года, когда возникла и короткое время просуществовала Украинская военная рада амурской флотилии, но работа не вышла за рамки организационных дел.

Летом 1917 года во время переговоров Модзалевского и Петра Твердовского с генералом Дмитрием Хорватом было получено разрешение на формирование украинских военных отделов. Вскоре в Харбине на средства украинских общин Маньчжурии было создано две сотни: Первая украинская сотня имени Тараса Шевченко и вторая — сформированная на станции Хайлар. Через некоторое время, учитывая небольшую численность Второй, она была присоединена к Первой, в которой было более 200 человек. Командиром сотни стал заместитель председателя Украинского окружного Маньчжурского совета Пётр Твердовский. Формирование воинских частей проходило под лозунгом помощи далёкой родине. Первая сотня выехала на Украину в июне 1917 года из Владивостока, вторая — осенью из Харбина. Но эти сотни так и не добрались до Украины, путь им был перекрыт большевиками, украинские части были разоружены.

В этот же период начинают создаваться первые украинские вооруженные отряды самообороны. Чтобы отличаться от военнослужащих российских частей, воины-украинцы нашивали на рукава своих шинелей желто-синие повязки, бросали российские части и обращались за помощью к украинским органам самоуправления. Во владивостокском гарнизоне, где украинцы составляли до двух третей личного состава, с помощью местной общины 4 июля 1917 года на общем собрании воинов 8-й сотни 4-го крепостного пушечного полка и 1-й сотни 2-го крепостного пушечного полка было принято образовать из своего состава 1-ю и 2-ю украинские сотни. 9 июля воины-украинцы 11-й сотни ещё одного из пушечных полков объявили себя 3-й украинской сотней. Всего в течение лета 1917 года было сформировано 8 украинских сотен и девятая находилась в состоянии формирования.

Процессы украинизации военных частей также имели место также в Никольске-Уссурийском (ныне Уссурийске), Благовещенске и других городах Дальнего Востока. В Благовещенске 7 июля 1917 года состоялось собрание воинов-украинцев местной заставы (председатель — Я. Ситницкий), на которых было решено организовать отдельную украинскую военную часть. Однако в сентябре 1917 года приказом военного министра Временного Правительства формирование в Приамурском военном округе украинских подразделений было категорически запрещено. В это время было отправлено в действующую армию украинскую телеграфную сотню из Владивостока, которая четко выразила намерение по прибытии на фронт перейти в армию УНР.

В августе 1917 года активный общественный деятель Г. Живаго выступил с воззванием о необходимости создания в Маньчжурии украинского военного куриня с целью отправки его на Украину на защиту Центральной Рады. Но на практике эта идея была реализована только в ноябре 1917 года, когда были созданы два отдельных украинских куреня (около 1 000 человек). После формирования эти частей взяли под контроль Харбин и Дальневосточную железную дорогу. В конце декабря 1917 года, когда власть в Маньчжурии полностью перешла к Китаю, эти подразделения были отправлены в УНР помогать в войне против российских большевиков. Пётр Твердовский осенью 1918 года вернулся из Киева в Харбин, назначенный Павлом Скоропадским генеральным консулом Украинского Государства на Дальнем Востоке и в Маньчжурии.

Конфликт с белогвардейцами[править]

В октябре 1918 года Петр Твердовский встретился с командующим войсками Антанты в Сибири и на Дальнем Востоке генералом Морисом Жаненом, которому передал специальный меморандум о необходимости создания украинского войска на Дальнем Востоке в размере 1-2 корпусов численностью до 40 тысяч человек. Вообще же считалось, что украинцы, которые составляли подавляющее большинство населения Дальнего Востока, могли бы выставить не менее 200 тысяч воинов. Генерал Жанен дал принципиальное согласие и было начато некоторые конкретные меры в этом деле перед Сибирским правительством, но колчаковский переворот в Омске, который состоялся в ноябре 1918 года, существенно усложнил решение этого вопроса.

Украинское национальное и военное движение на Забайкалье активно поддерживал Григорий Семёнов, который выделил значительную сумму золота на деятельность Забайкальской Украинской Окружной Рады, признал национально-культурную автономию украинцев. Верховным командиром для формирования украинских отрядов самообороны в Чите приняла Забайкальская Украинская окружная рада в октябре 1918 года назначив полковника Леонида Слищенко, но о его судьбе неизвестно.

Но из за того что большинство членов Забайкальской Окружной Рады были социалистами они относились к Семенову как к "правому националисту", и всячески старались минимизировать влияние и сотрудничество с ним. Так когда Маньчжурская Окружная Украинская Рада подписала договор с атаманом Семеновым о вхождении в состав его казачьих частей сформированного в Маньчжурии Гайдамацкого коша Вольного казачества, то провокаторы которые действовали в Раде сделали все чтоб сорвать этот договор и развалить Гайдамацкий кош.

Несмотря на все противоречия между государственными структурами Зеленой Украины и Забайкальской казачьей республикой значительное количество украинцев пошли добровольцами в Забайкальское казачье войско среди них: Березовский, Ефим Прокопьевич, Жевченко, Мадиевский, Бурдуковский, Межак, Подгорецкий, Сотников, Ловицкий, и др.

Так Семёнов послал Хрещатского, Вериго, Слищенко, и капитана Ф. создавать украинские части на местах.

Того же месяца 1918 года во Владивостоке удалось сформировать первый Украинский полк имени Тараса Шевченко, но из-за нехватки амуниции полк не имел вооружения.

Отношение Российской республики к созданию украинской армии в Зелёном Клине было неоднозначное. 8 октября 1918 года председатель Временного Сибирского правительства Петр Вологодский в сообщении коменданту владивостокской крепости подтвердил принципы, на которых признавалось возможным согласиться на создание национальных военных формирований. Однако ещё накануне, 6 октября 1918 было опубликовано постановление Сибирского правительства "О национальности, на которые распространяется призыв в ряды Сибирской Армии", согласно которому все украинцы-старшины русского войска, которые жили на указанном поприще, подлежали призыву в ряды Сибирской Армии на общих основаниях, поскольку Сибирское правительство не признал Украину как самостоятельное государство и украинцы дальнейшем рассматривались как российские граждане. Поэтому украинцев Зелёного Клина забирали как и в Белую российскую так и Украинскую Дальневосточную армию.

В декабре 1918 года Дальневосточное Украинское независимое войско численностью свыше 5 тысяч человек на железнодорожной станции Эхо в Маньчжурии формировал генерал Борис Хрещатицкий, была сформирована первая дивизия, в стадии формирования находились две другие. Однако непоколебимый сторонник "единой и неделимой" России адмирал Колчак запретил формирование отдельной украинской армии, а уже сформированную дивизию приказал отправить на фронт, где её подразделения должны быть включены в состав белых войск для борьбы с большевиками. По той же причине не была осуществлена и идея украинцев Галичины и Буковины, которые попали в русский плен во время Первой мировой войны. Колчаковское правительство не позволило им создать отдельный курень наподобие Украинских сечевых стрельцов и использовать его для защиты национальных интересов населения Зелёного Клина.

Весной 1919 года, после соответствующих договоренностей с генералом Леонидом Вериго в апреле 1919 года было начато создание добровольческих формирований "свободного казачества". В это время во Владивостоке было организован 1-й Украинский Дальневосточный Ново-Запорожский курень свободного казачества (командир — капитан Микитенко). Однако этим вновь созданным частям также не хватало оружия и амуниции.

20 июня 1919 года все украинские военные формирования были распущены белогвардейскими войсками. Всех противников (150 казаков и 27 старшин) арестовали вместе с секретарем Юрием Глушко-Мовой. С этого момента и до 31 января 1920 года украинские крестьяне и солдаты создавали отряды самообороны и партизанские отряды, и под желто-сине-зелеными флагами успешно воевали против белых вплоть до окончательного свержения колчаковского режима.

В ответ на действия белогвардейцев в украинских селах началось создание партизанских отрядов, которые боролись с белогвардейцами. Позже большевистская пропаганда представляла этих партизан, как красных, хотя, на самом деле, отряды Шевченко и Клименко были, по сути, зелеными, то есть самообороной крестьян против грабежей различных пришельцев. Особенно это касается Гаврила Шевченко, который успешно громил белых генералов и не допускал в контролируемый им район большевистский ревком. Шевченко возглавлял одно из подразделений "Украинского вольного казачества", которые аналогично Украины или Кубани, организовывались и на Дальнем Востоке. Самые крупные центры вольного казачества находились в городах Владивосток и Свободное.

В результате различных перебитий части вольного казачества вынуждены были влиться в Народно-революционную армию Дальневосточной республики (НРА ДВР). Одним из таких командиров был Я. Тинченко, командир вольного казачества, который действовал в пределах Дальневосточной республики, автоматически считался командиром Красной Армии. Его отряд насчитывал тысячу пеших и конных партизан, имел четыре орудия и значительное количество пулемётов. Действовал он в районе Анучино.

В борьбе с большевиками[править]

В ходе восстания против Колчака был создан Украинский революционный штаб, который возглавил полковник Ф. Стешко, который имел целью восстановления украинского дальневосточного войска. Свободненская Украинская окружная рада даже заявила о наборе в украинскую армию, после чего в ответ на этот призыв в Свободное прибыл партизанский отряд с украинским флагом. Однако новая российско-большевика власть в краю отнеслась к этому враждебно. Власть Свободного закрыла Свободненскую Украинскую окружную раду, забрала имущество украинской кооператива "Хлебороб" и провела аресты и расстрелы местных украинцев.

Местное население также стало добиваться от властей образование украинских военных частей, 29 февраля 1920 года воины-украинцы бывшего 1-го Ново-Запорожского куреня подали в местный Военно-революционный комитет просьбу о его восстановлении, но эта инициатива была встречена негативно со стороны нового пробольшевистского правительства Приамурья и после отступления японских интервентов 4 - 5 апреля 1920 года она так и не была реализована.

В октябре 1920 года председатель краевого секретариата Юрий Глушко-Мова провел ряд переговоров с атаманами уссурийских казаков, представителями других "белых" формирований по созданию единого военного фронта для борьбы с большевиками. В ноябре того же года Дальневосточная рада поручила генералу Леониду Вериго сформировать два украинские полки в Владивостоке, где размещались высшие украинские органы власти Зелёного Клина. Уже в первые дни в Украинской армии записалось 300 добровольцев. В течение двух месяцев удалось сформировать один полк, казармы которого располагались на окраине города Владивостока (ныне — бухта Тихая). Нехватка оружия не позволяла быстро сформировать боеспособные украинские части, часто приходилось отказывать желающим вступить в ряды Украинской армии.

Процесс создания национальной армии был прерван в январе 1921 года, когда большевистская Военный совет, обеспокоенный ростом украинского национального движения, захватила склады с оружием и продовольствием Украинской армии. После этого большевики стали требовать от Дальневосточной Рады роспуска её Вооруженных сил. Не имея фактически оружия, ни о каком серьезном сопротивлении большевикам не могло быть и речи, и генерал Вериго был вынужден подчиниться.

Управление[править]

В соответствии с решением Четвёртого всеукраинского дальневосточного съезда от 25 октября 1918 года:

  • Украинские части должны были состоять из отдельных боевых единиц, составленных из одних только украинцев.
  • Язык, обучение, делопроизводство и команда в тех частях должны быть безусловно украинские.
  • Для подготовки чиновников и старшин должны были образовываться отдельные украинские военные школы или украинские отделы при общероссийских военных школах.
  • Украинские части должны были формироваться под руководством Украинской Дальневосточной краевой рады через украинские военные штабы.
  • В условиях анархии и отсутствия обще признанной российской власти, свойственных для того времени, украинское войско должно подлежать только Украинскому Дальневосточному секретариату и не должно было вмешиваться в межпартийную борьбу российских политических партий, которая велась тогда в Сибири и на Дальнем Востоке, набирая форму гражданской войны.
  • Съездом специально отмечалось, что формирование украинских национальных частей должно было послужить распространению национального сознания между воинами с целью избежания их денационализации, которая ранее была следствием службы украинцев в российских частях.

Примечания[править]

  1. 1 декабря по юлианскому календарю.