Действия

Штурмовые команды Русской императорской армии

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Штурмовые команды Русской императорской армии — подразделения Русской императорской армии, предназначенные для прорыва обороны противника во время Первой Мировой войны.

История[править]

Гренадерские части существовали в большинстве европейских армий со 2-й половины XVII века. Их первоначальная функция — метание ручных гранат — уже к середине следующего столетия утратила свое значение, и они превратились просто в отборную пехоту, в каковом качестве с той поры и оставались. Однако давно забытая специальность "гранатометчиков" неожиданно вновь нашла применение на полях сражений Первой Мировой войны. Позиционная война с ее сплошными линиями фронтов и глубоко эшелонированной обороной, надолго сковавшая враждующие армии, выявила необходимость создания особых ударных (штурмовых) вооруженных групп, в арсенале которых нашли широкое применение ручные гранаты. Такие формирования имелись в германской, итальянской и французской армиях.

В российской армии обозначилась и другая, вполне характерная, причина — "дабы использовать безоружных, которых по недостатку винтовок имеется достаточное число в каждой дивизии, приказываю сформировать из них при каждой роте особые команды бомбометателей, тем более что безоружных, по недостатку винтовок имеется достаточное число в каждой дивизии. В них избирать людей смелых и энергичных, вооружить каждого десятью гранатами, удобно повешенными на поясе, и топорами произвольного образца, а также снабдить каждого лопатой, по возможности большой, и ручными ножницами для резки проволоки" — говорится в приказе командующего войсками 5-й армией генерала Плеве Павла Адамовича. Команды должны были быть сформированы при каждой роте и включены в их состав четвертыми взводами.

Приказами по 25 Армейскому корпусу №№2833 и 2838 разъясняется постановление командующего 4-й армией об организации команд гренадер:

Для обучения сформировать при штабах полков команды под начальством офицера, уже имевшего опыт при использовании ручных гранат в бою, в помощь ему назначить одного офицера-заместителя.
Mortieraasen.jpg

К концу 1915 г. относится распоряжение о формировании при пехотных и стрелковых полках особых "взводов гренадер".

Оно было объявлено секретным порядком командующим фронтами, и они были вынуждены — так же секретно — распорядиться о создании таких подразделений при каждой роте. Состав взвода был следующий: 1 офицер, 4 унтер-офицера (командиры отделений), 48 рядовых гренадер. Гренадерские взводы должны были принимать участие в поисках, предпринимаемых для захвата пленных, снятии неприятельского, во всех атаках и отражении нападений противника, а также в налетах на вражеские позиции с целью создания паники.

В непродолжительное время взводы гренадер были созданы повсеместно, активно началась их боевая учеба, что позволило начальнику штаба Верховного Главнокомандующего генералу от инфантерии М. В. Алексееву 16 ноября 1916 года обратиться к Верховному Главнокомандующему со следующей докладной запиской:

С соизволения Вашего Императорского Величества при пехотных и стрелковых полках на время настоящей войны сформированы особые взводы гренадер. В целях установления некоторого отличия в форме одежды нижних чинов гренадерских взводов полагалось бы установить для них на левом рукаве мундира и шинели особый знак, в виде нашитого из алого сукна изображения горящей фанаты, диаметром в один вершок.

На следующий же день на письме появилась резолюция Николая II: "Согласен".

В качестве демонстрации форм, которые приняли "штурмовые части" Русской армии к началу 1917 года, современные историки пишут о приказах и мероприятиях по Особой армии генерала от инфантерии П. С. Балуева, которая входила в состав Юго-Западного фронта. 2 февраля 1917 года в приказе № 109/10 говорилось:

Организовать специальные "ударные отряды" для того, чтобы дать в руки начальников надёжное средство для проявления частной активности при обороне и вместе с тем создать кадр хорошо обученных смельчаков, применение которых при наступлении пехоты придаст ему большую живость и уверенность.
Ефрейтор гренадерского взвода 4-й стрелковой ("Железной") дивизии, 1916 г.

Приложением к этому приказу шла инструкция № 320/48 под названием "Наставление для ударных частей". Согласно наставлению, при каждой пехотной дивизии создавались ударный батальон трёхротного состава (каждая рота — из трёх взводов) и техническая команда, состоявшая из пяти отделений: пулемётного (4 пулемётных взвода по два ручных пулемёта); миномётного; бомбомётного (четыре взвода); подрывного (подрывной и ракетный взводы); телефонного (6 телефонных и 4 подслушивающие станции). Бойцов-штурмовиков называли "гренадерами". К обязательному индивидуальному снаряжению добавился противогаз. Каждый батальон вооружался тяжёлым вооружением и снабжался техническими средствами: 8 станковыми пулемётами, 8 ручными пулемётами (Шоша или Льюиса), 4 миномётами, 8 бомбомётами, 200 сигнальными ракетами, 7 телефонными аппаратами и телефонным проводом (24 версты); подрывного имущества должно было хватать на устройство восьми проходов в колючей проволоке.

Штурмовые взводы Русской императорской армии, в процессе развития превратившиеся в ударные батальоны, были элитными подразделениями, возникшими в результате освоения военной наукой практического опыта первого года Первой мировой войны и особенностей ведения боёв в условиях "траншейной войны". Это были передовые для своего времени в экипировке, отборе и подготовке личного состава части, созданные для ведения активной войны и успешно решавшие наступательные и оборонительные задачи с использованием новой тактики ведения траншейного боя. Русская армия в тактическом плане соответствовала своему времени и не отставала от своих противников или союзников.

После Февральской революции 1917 года и начала разложения армии штурмовые части вскоре переформировались в ударные части.

Подготовка гренадер[править]

Об инструкторских школах можно рассказать поподробнее. По "Положению о школе гренадер" (приказ №313/47 от 23 марта 1917 года) туда для обучения командировались: офицеры — по одному от бригады пехоты и по одному — от стрелковых полков кавалерийских дивизий. Солдаты — по одному от батальонов пехоты и по одному от стрелковых эскадронов кавалерийских полков. Программа обучения складывалась из изучения всех основных видов русских и иностранных гранат, имеющихся на вооружении. Также предусматривалось изучение пулемета, бомбомета и миномета. Практическая часть включала метание гранат в учебном тире с различных позиций — стоя, с колена и лежа. После первого выпуска школы, в упомянутом приказе командующего №461/68, признается целесообразным расширить обучение этой нужной для фронта специальности и образовать на базе одной школы две: одну для правофланговых, а другую для левофланговых корпусов армии. Вновь образованные школы получали название — Северная и Южная. Вскоре образуется "1-я школа гренадер" при штабе ПА (при Юго-Западном фронте №841 28 июля 1917 года). Школам указано было обслуживать: состоящим при Особой армии — части этой и 1-й армии, а подлежащей сформированию при новой армии — части этой и 7-й армии.

В начале ноября, после первого выпуска 1-й школы гренадер 11-й армии, командующий армией генерал-лейтенант Промтов Михаил Николаевич рекомендовал приступить к формированию подобных школ уже в корпусах, а затем в дивизиях и полках армии с тем, чтобы в конечном итоге иметь при каждом полку обученный взвод гренадер по 40 - 50 чел. (приказ №739 7 ноября 1917 года). Но этому начинанию уже не суждено было осуществиться.

Вооружение[править]

Наследники гренадер — "Ударники".

Вооружались и экипировались гренадеры "шлемами Адриана", карабинами (офицеры — револьверами), кинжалами-бебутами, 7 - 8 гранатами, которые носились в специальных брезентовых чехлах, надеваемых крест-накрест через плечо, стальными щитами (не менее одного на двух гренадер). Каждый взвод должен был иметь по два бомбомёта.

После расширения взводов в батальоны к обязательному индивидуальному снаряжению добавился противогаз. Каждый батальон вооружался тяжёлым вооружением и снабжался техническими средствами: 8 станковыми пулемётами, 8 ручными пулемётами (Шоша или Льюиса), 4 миномётами, 8 бомбомётами, 200 сигнальными ракетами, 7 телефонными аппаратами и телефонным проводом (24 версты); подрывного имущества должно было хватать на устройство восьми проходов в колючей проволоке.

Тактика[править]

Штурмовые части должны были решать следующие задачи:

  • При прорыве укреплённых позиций противника:
    • штурм особо важных и особо укреплённых участков;
    • поддержка атаки пехоты первой линии наступления и развитие её успеха в траншеях (ликвидация противника);
  • При обороне:
    • бой для улучшения своего положения (захват отдельных пунктов при контратаках);
    • поиск для захвата пленных и разрушения оборонительных сооружений противника;
    • уничтожение противника, ворвавшегося в расположение части.
Ac2d5d048d27.jpg

Ударные части требовалось располагать только в тылу. Использовать их в качестве частей, повседневно держащих линию фронта, или атаковать ими открытые участки запрещалось. На передовую они должны были выводиться только для выполнения поставленной боевой задачи, после чего возвращаться обратно в тыл. Предписывалось при подготовке наступления выводить ударные части на передовую за несколько дней до намеченного дня наступления, чтобы гренадеры, сделав разведывательные вылазки, могли лично ознакомиться с местностью и обороной противника. Если разведданные и время до начала наступления позволяли, предписывалось в тылу создавать макеты оборонительных сооружений противника в натуральную величину и на них проводить тренировки.

При атаках применялся групповой боевой порядок "волны" — бойцы передового отряда вооружались ручными гранатами для поражения живой силы, за ними следовали гренадеры, вооружённые гранатами Новицкого, для проделывания проходов в искусственных препятствиях, за ними следовали специалисты — сигнальщики, артиллерийские наблюдатели, телефонисты, пулемётчики, миномётчики. Замыкали боевой порядок санитары и подносчики. Форма строя для траншейного боя — змейка. При атаке глубоко эшелонированной линии обороны противника "ударники" шли впереди цепей пехоты, совместно с разведчиками-пехотинцами. Резчики проволоки делали проходы в заградительных полях, и метатели гранат, дождавшись выхода пехоты на рубеж атаки, подползали под прикрытием стрелкового огня пехотинцев и дымовой завесы к окопам противника на дистанцию метания гранаты, по команде "в атаку" забрасывали окопы противника гранатами и врывались в первую линию обороны, распространяясь далее по окопу во все стороны.

Униформа[править]

Из-за секретного характера организации самих штурмовых формирований возникли проблемы в Главном интендантском управлении (ГИУ) с изданием приказа об учреждении их знака. Можно легко представить, как Технический комитет ГИУ был буквально поставлен в тупик следующим документом, присланным из штаба Верх. Главнокомандующего:

означенное повеление (об установлении знака) нигде не объявлено, а лишь сообщено во фронты. Рисунка этого знака не имеется. К изложенному считаю необходимым добавить, что так как формирование гренадерских взводов проведено секретным порядком, и об нем не было даже объявлено в приказе Начальника штаба Верховного Главнокомандующего, то объявление описания и рисунка знака в приказе по военному ведомству представляется нежелательным.

То есть, с одной стороны это ставило в тупик тех, кому предлагалось разработать документы и рисунки вновь вводимого знака. С другой стороны сотрудникам Главного интендантского управления непонятно было, каким образом можно будет оформить новую символику и довести её до сведения войск. Дальнейшие события показали, что ГИУ так эту проблему и не решило. Многочисленные запросы с фронтов оставались практически без ответов. Поскольку все, что касается этих новых формирований, должно быть сохранено в тайне, то и вся информация о знаках также носит секретный характер — такова была стереотипная реакция ГИУ. Таким образом, все полномочия в этом вопросе были отданы командующим армиями, которые и определяли (кто в секретном порядке, кто в обычном) внешний вид знаков и сферу их применения. Об одном из таких знаков — скорее об одном типе знаков мы можем рассказать достаточно подробно.

Grenada1.jpg

При штабе Особой армии в конце марта 1917 года была организована школа для подготовки инструкторов гренадерского дела во всех частях армии. В мае состоялся первый выпуск школы, были также проведены показательные учения в присутствии командующего армией генерале от инфантерии П. С. Балуева. На основании его приказа №461/68 11 мая 1917 года для всех окончивших школу вводились особые знаки в виде пылающей гранаты, носимые на левом рукаве выше локтя. Размеры знаков точно не указаны, но, судя по всему, они были изображены в приказе в натуральную величину. Знаки подразделялись на три категории: для инструкторов-офицеров, для инструкторов-солдат и для всех нижних чинов, окончивших школу, но не удостоившихся звания инструктора-гренадера. Для инструкторов-офицеров: пламя — по цвету сукна на погоне (малиновое — стрелковые полки, красное — вся гвардейская пехота и первые бригады пехотных дивизий, синее — вторые бригады пехотных дивизий, желтое — гренадерские полки); граната — бархатная черная; крест — галунный по цвету прибора (серебряный или золотой).Для солдат-инструкторов — пламя — то же, что у офицеров, граната — черного сукна, крест — из материи или тесьмы по цвету прибора; для солдат-гренадер — граната без креста, из целого куска сукна по цвету погон. Любопытно, что в позднейшем, приказе о введении подобного знака в войсках 1-й армии (№647 23 сентября 1917 года) пламя указано только красное, цельная же граната не упоминается вовсе. При этом сам знак сильно отличается по рисунку и размерам от установленного в Особой армии.

Источники[править]

См. также[править]