Действия

Kranvagn

Материал из ВикиВоины

3.00
(1 голос)
Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок. Вы можете помочь ВикиВоинам, дополнив или исправив статью.

Kranvagn — опытный образец шведского тяжёлого танка с автоматом заряжания. Машина стала финальным проектом разработки среднего танка Emil. Из соображений секретности новый проект получил не стандартное обозначение Strv (Stridsvagn – "Танк"), а необычное KRV (Kranvagn – "Самоходный кран").

История[править]

Шведская танковая промышленность во второй половине 40-х годов оказалась в довольно глубоком кризисе. После окончания Второй мировой войны Швеция не планировала присоединяться к капиталистическим или коммунистическим странам, а также включаться в гонку вооружений между этими двумя лагерями. Тем не менее, шведская армия нуждалась в современном вооружении и технике. К примеру, самым новым танком в сухопутных войсках был Strv m/42, созданный в начале сороковых годов. К концу десятилетия эта техника заметно устарела и требовала замены. После ряда длительных споров военным удалось убедить руководство страны в необходимости финансирования разработки новых танков. Проект создания новой машины под названием Emil стартовал в 1949 году. Целью проекта было создание среднего танка, способного бороться с советским тяжёлым танком ИС-3.

Шведские инженеры решили изучить зарубежный опыт. Впервые специалисты KATF, в том числе Эрик Гиллнер — одна из ключевых фигур в шведском танкостроении, посетили Францию в октябре 1946 года. Французы рассматривали Швецию и как потенциального покупателя своей бронетанковой техники. На этом фоне не удивительно, что в январе 1951 года KATF получила подробную информацию о французском среднем танке AMX M4. Как раз в это время опытный образец перевооружили на 100-мм пушку, а название сменилось на Char Moyen de 50 tonnes AMX, или AMX 50. С точки зрения характеристик шведам эта машина явно не подходила, поскольку к тому моменту танк весил уже почти 55 тонн, а по размерам он перещеголял даже немаленький Centurion. Гораздо больше KATF заинтересовала сама концепция танка с дифференцированным бронированием и качающейся башней разработки FAMH. Механизм заряжания и размещение части боекомплекта в забашенной нише заметно уменьшал ее габариты, а, значит, и массу. Позже, в июле 1951 года, шведы смогли изучить еще одну новинку с автоматом заряжания – легкий танк AMX 13. Ознакомление с новейшими французскими танками самым прямым образом повлияло на дальнейшее развитие шведской танковой программы.

Изучение возможностей и отработка нескольких вариантов компоновки показала, что для сохранения габаритов и массы танка на требуемом уровне необходимо отказаться от классической башни. Наиболее удобным выходом из положения посчитали качающуюся башню, состоящую из двух агрегатов. Нижний должен был располагаться на погоне и обеспечивать горизонтальное наведение, а верхний предполагалось оснастить вооружением и выполнить качающимся для наведения в вертикальной плоскости.

Вскоре после приобретения французской бронемашины Швеция запустила проект под названием Emil. В качестве основного оружия нового танка была выбрана 120-мм нарезная пушка в качающейся башне. Несмотря на серьезное бронирование, боевая масса машины не должна была превышать 28-30 тонн. Тем не менее, разработка подобного проекта была связана с определенными трудностями. Главной проблемой было создание необитаемой башни со всей необходимой автоматикой и прочим оборудованием. В качестве вооружения перспективного танка рассматривались несколько пушек: калибра 105 мм, 120 мм и 155 мм. Проанализировав характеристики орудий, военные начали склоняться к выбору 120-мм нарезной пушки. Несмотря на все сложности, было разработано сразу три варианта нового танка с различными особенностями и характеристиками: Emil E1 (120-мм), Emil E2 (105-мм или 150-мм) и Emil E3. Emil E3 оказался самым большим и тяжелым. В итоге утвердили именно эту версию.

После окончательного утверждения спецификаций работа над танком продолжилась. На "Bofors", где разрабатывалось вооружение и башня, машина именовалась "Проект 6400". Работать пришлось сразу по двум направлениям, поскольку вместо одной пушки разрабатывать пришлось две. Одновременно сдвигались и сроки — раньше октября 1956 года прототипа не ожидалось. Кстати, в переписке "Landsverk" за 1953 год, танк для конспирации назывался "танкеткой". Это выглядело комично — сложно себе представить танкетку, боевую массу которой указывают в 41-42 тонны.

Работы над "танкеткой" "Landsverk" закончил ближе к концу 1954 года. Согласно планам, к маю-июню 1956 года предполагалось построить два корпуса для опытных образцов. Фактически "добро" дали на постройку одного, во многом потому, что работа "Bofors" над "проектом 6400" стала заходить в тупик. Дело в том, что 105-мм пушку посчитали чересчур слабой для такого танка, а с боеприпасами для 150-мм пушки были проблемы. Кроме того, в 1954 году инженеры "Bofors" столкнулись с проблемами системы стабилизации.

Не исключено, что еще на этом этапе программу тяжелого танка могли закрыть, но имелась существенная причина продолжать работы. На том же шасси проектировалась самоходная установка, от которой никто не хотел отказываться.

В 1956 году проект тяжелого танка получил обозначение, под которым он и вошел в историю — KRV, или Kranvagn (автокран). От "KATF" машину курировал Берге, от "Landsverk" главный конструктор Бушеггер. Вместо американского мотора к тому времени было решено использовать шведский двигатель SFA F 12 мощностью 810 лошадиных сил. В отличие от танка, он еще в 1955 году существовал в металле и проходил испытания.

В 1957 году на "Landsverk" началась, наконец, сборка опытного шасси многострадального танка. Это был первый с декабря 1944 года танк, который это предприятие собирало "с нуля". Итоги неоднократных перепроектирований привели к тому, что боевая масса KRV достигла 45 тонн. Впрочем, на фоне 50-тонного Centurion Mk 3, называвшегося при этом средним танком, это скромно.

Впрочем, в случае высоты и боевой массы это было скорее теорией, поскольку "Bofors" так и не закончила изготовление башни и вооружения. KRV строился в качестве шасси, на которое установили массо-габаритный макет башни. С точки зрения шасси, к слову, все было не так уж плохо. Машина имела очень неплохое бронирование в лобовой части, достигавшее толщины 145 мм и имевшее рациональные углы наклона. Как позже показали тесты, неплохо обстояли дела и с точки зрения динамических характеристик. Машина показала максимальную скорость 60 км/ч, почти в два раза быстрее, чем ездил Centurion.

В октябре 1957 года опытный образец KRV с номером 24 отправили в Норрланд, на север Швеции. Там он совместно с опытным шасси для САУ AKV вполне успешно проходил испытания. В это время шведские военные ломали голову, что с этим танком делать. В отличие от шасси, с башней дело явно не задалось. Была даже идея использовать вместо 150-мм пушки вооружение французского или английского происхождения, но от этой идеи отказались.

Поднимался вопрос и об установке на шасси KRV башни от английского Centurion Mk 10. Такой гибрид вполне имел право на существование, поскольку по толщине брони английская башня вполне соответствовала спецификациям, да и пушка L7 была вполне достойным вооружением. Кроме того, это решало проблему довольно слабой подвижности Centurion. Но и эту идею отвергли. В 1959 году Швеция начала закупки Centurion Mk 10. 110 этих танков служили в рядах шведской армии под обозначением Strv 101.

Несмотря на столь печальный финал, KRV не стал полным провалом шведской танковой промышленности. В отличие от французского AMX 50B, вся польза которого после завершения программы стала заключаться в привлечении посетителей танкового музея в Сомюре, шведский тяжелый танк еще послужил верой и правдой. Для начала, самоходная установка AKV 151, после ряда переделок, была принята на вооружение шведской армии как Bandkanon 1 и служила до 2003 года.

Гораздо важнее то, что опыт KRV Свен Берге использовал и при разработке главного детища своей жизни — Strv S. На модифицированном KRV отрабатывались технические решения, кроме того, отдельные элементы тяжелого танка пошли и на Strv S. Это, кстати, касается и пушки. Одним словом, единственный по-настоящему тяжелый шведский танк, вовсе не стал бесполезной тратой средств и времени. Ныне KRV находится в запасниках танкового музея "Arsenalen", дожидаясь того момента, когда музей расширит экспозиционные площади и танк будет доступен для посетителей.

Галерея[править]

Источники[править]