Действия

T-11

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

T-11 — экспортный вариант чехословацкого лёгкого танка LT vz.35. Предназначался на экспорт для армии Афганистана, но был продан Болгарии. Выпущено 10 машин.

История создания[править]

Последний заказ на экспортный вариант LT vz.35 был получен уже в мае 1939 года от правительства Афганистана. Армия этой страны никогда не считалась передовой в техническом отношении, что не мешало ей успешно отбиваться от внешних врагов. Чтобы устранить этот недостаток король Афганистана распорядился провести пробные закупки боевой техники за рубежом, благодаря чему в начале 1930-х гг. удалось приобрести по одному образцу бронемашин FIAT-Ansaldo 1ZM и Schneider-Kegresse AMD Modele 1928. Поскольку финансирование было ещё довольно скудным, а танки хотелось приобрести как можно скорее, в 1934 году был заключен контракт с фирмой "Disston Safe Company" на поставку небольшой партии бронированных тракторов на базе Caterpillar 60. Боевые качества этих машин были далеки даже от посредственных и потому афганская закупочная комиссия предприняла более серьёзный шаг, начав переговоры с фирмой "Škoda".

Предложение чехословацкой стороны казалось очень выгодным. За приемлемые деньги Афганистану предложили экспортную версию танка LT vz.35 под обозначением Т-11. По большому счету все улучшения свелись к установке 37-мм пушки Škoda A-7, но и этого оказалось вполне достаточно для заключения контракта на 10 танков. Выполнить этот заказ фирма "Škoda" не смогла, хотя в 1940 году танки были построены и готовы к отправке. Интересно, что даже после завершения 2-й Мировой войны Афганистан был всё ещё не против приобрести заказанные ранее танки. По крайней мере, в 1946-1947 гг. велись переговоры о возобновлении поставок, но чехи отказались заниматься производством заведомо устаревших машин. Однако, наработки по Т-11 не пропали даром – весной 1939 года к этой модели проявили интерес представители от Болгарии, которые устали ждать, пока Германия поставит им что-нибудь более современное. Но это уже совершенно другая история.

Боевое применение[править]

После 2-й Балканской войны болгары чувствовали себя обиженными за внушительное поражение от целого конгломерата стран, в который вошли Сербия, Черногория, Румыния, Греция и Турция. Российская дипломатия в 1913 году потерпела полное фиаско и надежды создать на Балканах мощный блок славянских государств рухнули окончательно. С этого времени самым главным союзником Болгарии стала Германия и именно "благодаря" ей болгары выбрали сторону центральных держав в 1-й Мировой войне, что привело к новой катастрофе.

В межвоенный период Болгарии запрещалось иметь бронетанковые войска, так что вплоть до 1935 года, пока не были закуплены танкетки CV3/33, ни танков, ни бронеавтомобилей не было. Затем, в 1936 году удалось заключить контракт на поставку 8 танков Vickers Mk.E Type F, на некоторое время ставшими самыми мощными болгарскими боевыми машинами, но армии уже хотелось большего.

В июне 1939 года генерал Р. Русев, который находился с визитом в Берлине, сообщил германскому командованию о большой нужде болгарской армии в военно-техническом обеспечении. В частности, для создания прикрывающего фронта на южной границы страны (где исходила угроза со стороны Турции) требовалось не менее 26 танков. Тип танков не указывался, но подразумевалось, что это будут чехословацкие LT vz.35. Дело в том, что пока шли переговоры в Берлине, болгарским военным удалось близко ознакомится с этими танками и понять, что имеющихся вариантов LT vz.35 занимает весьма хорошее положение. Если учесть, что турецкая армия была оснащена в основном советскими танками Т-26 обр.1933 г. и бронеавтомобилями БА-6, то шансы танков фирмы "Škoda" были достаточно высоки. Более того, югославская армия имела на вооружении только Renault FT-17 и М26/27, а у Греции не было танков вообще.

Далее события развивались следующим образом. В начале июля 1939 года, в Германию с официальным визитом прибыл премьер-министр Георгий Кьёсейванов, который потребовал предоставить Болгарии от 30 до 40 чехословацких танков. Учитывая политическую обстановку немецкое командование посчитало возможным удовлетворить запрос союзников, подписав 26-го июля договор о поставке 36 трофейных танков LT vz.35 и другого военного имущества по заниженным ценам. Осуществление поставок возлагалось на фирму "AKG Ausfurgeselschaft fur Kriegsgerat GmbH" из Беллина.

Вскоре после этого, в августе 1939 года, болгарская военная миссия прибыла в Падеборн, где чехословацкую технику осваивали немецкие танкисты из 11-й танковой дивизии. Увидев эти машины в действии союзники лишний раз убедились в правильности своего выбора. Немцы тоже сдержали своё слово, поставив в первой половине 1940 году первую партию из 26 LT vz.35, числившихся до этого времени в резерве вермахта. Оставшиеся 10 танков относились уже к модели Т-11, так и не проданных Афганистану. Эти танки были проданы по цене 94.500 рейхсмарок за штуку, а их отгрузка была произведена в период с августа по октябрь 1940 г.

Из чехословацких танков сформировали 3-ю среднюю танковую роту, входивших в состав единственного на тот момент танкового батальная (“дружины”). По всей видимости боевые возможности Т-11 оценивались болгарами настолько высоко, что в январе 1941 года они сделали заказ ещё на 45 танков этой модели. Фирма "Škoda-Werke" было абсолютно не против нового заказа, но немецкая сторона решила действовать по-своему – вместо Т-11 было предложено аналогичное количество трофейных танков Renault R-35. Конечно, по бронированию они заметно превосходили танки "Škoda", но в плане вооружения (37-мм пушка SA18 и один 7,5-мм пулемет) и подвижности R-35 даже не стоило сравнивать. Тем не менее, отказываться было бессмысленно, и в течении 1941 года танковый парк болгарской армии пополнился и этими машинами.

Служба болгарских LT vz.35 и Т-11 довольно мирно продолжалась до сентября 1944 года, когда на территорию. Болгарии не вступили советские войска. Командовал танковой ротой капитан Александр Иванов. С 10-го июня 1940 года это подразделение дислоцировалось между деревнями Лозень и Любинец на границе с Турцией. Поскольку обе страны являлись в этот период союзницами Германии инцидентов между ними практически не возникало. В апреле 1941 года болгарские бронетанковая "дружина" участвовала в совместных учениях с 11-й танковой дивизией вермахта, проходивших у города Пазарджик.

С поступлением "новой" техники количество батальонов удалось удвоить и в июне 1941 года их объединили в танковый полк. Как и следовало ожидать, ядро бронетанковой группы составили чехословацкие машины, которые разделили между 1-м и 2-м батальоном. Высокая надежность танков была подтверждена в ходе новых маневров 7-21 июня, на которых присутствовал царь Борис – тогда группа из нескольких LT vz.35 и Т-11 предприняла марш из Нова Загоры в Ямболь, проходивший преимущественно по проселочным дорогам в условиях сильного ливня.

Следующие маневры прошли с 29 по 31 мая 1942 году под городом Брезник (близ Софии) и заключались в отлаживании взаимодействия с новой системой технической поддержки, выполненной по немецким стандартам, а также координация действий различных родов войск. Общая оценка действия бригады звучала как "хорошо", но масса проблем технического характера, постоянно преследовавших устаревшую технику, несколько сглаживали благоприятное впечатление.

По состоянию на март 1942 года 1-й танковый батальон имел следующий состав: при штабе находилось 2 танка Škoda, в 1-й и 2-й роте – по 17 танков. Кроме того, при штабе полка числилось два LT vz.35, а при штабе бригады – ещё три. В составе 2-го батальона трехротного состава имелся 40 танков R-35 и одна танкетка CV3/33. Разведывательная рота располагала только пятью танкетками CV3/33.

Тут уж не для кого не было секретом, что все болгарские танки, включая LT vz.35 и Т-11, полностью устарели и не отвечают современным требованиям. На фронтах 2-й Мировой войны уже полным ходом воевали американские "шерманы", британские "матильды" и советские Т-34 и КВ, встреча с которыми для того же LT vz.35 как правило заканчивалась весьма печально. В начале 1943 года Болгария наконец-то получила партию танков PzKpfw IV Ausf.G, но их количества было явно недостаточно для полного перевооружения танкового полка. Это означало, что старые танки останутся на вооружении до полной замены.

Переломным моментом для болгарских бронетанковых войск стало 5 января 1943 года, когда полк преобразовали в бригаду. Почти сразу болгары и немцы разошлись в понятии "танковая бригада". Немцы настаивали, чтобы бригада имела один танковый полк с одним танковым батальонам, в то время как болгары считали, что полк должен быть двухбатальонным. Победила точка зрения болгар, но решающего значения это уже не имело. Моральный дух танкистов был подорван вестями с фронтов, где союзники одерживали новые победы. Даже прибытие из Германии штурмовых орудий StuG III не изменило положение к лучшему. Обучение молодых танкистов шло из рук вон плохо и при том командир батареи подполковник Генов постоянно жаловался немцам на "нехватку топлива, плохую погоду и нехватку грамотного персонала". В итоге на маневрах в районе Софии в августе 1943 г. "самоходчики", как впрочем и вся бригада, получили оценку "неудовлетворительно". По данным немецких специалистов, участвовавших в процессе обучения, по состоянию на 10 мая 1944 года бригада не была готова к боевым действиям. Положение улучшилось только к 12 августа, но спустя три недели на территорию Болгарии вступили советские войска.

Пришедший к власти Народный Фронт 9-го сентября 1944 года объявил войну Германии и вскоре танковая бригада отправилась на фронт в Югославию, где болгарские войска поддержали бывших противников – партизанские части И.Б. Тито. Танки LT vz.35 и Т-11 действовали в составе смешанного батальона включавшего три роты, две из которых были укомплектованы немецкими PzKpfw IV. В ноябре 1944 года все оставшиеся легкие танки свели в один батальон также трехротного состава. В его состав вошли преимущественно танки "Škoda", но одна рота полностью состояла из танков LT vz.38. После непродолжительных боёв (учитывая скромную боеспособность болгарских танкистов) бригада была возвращена на родину и далее участвовала только в военных парадах. В марте 1945 года, по причине сильного износа конструкции, на переплавку пришлось отправить 13 LT vz.35, зато оставшиеся прошли победным маршем по улицам Софии в честь праздника 1 мая.