Действия

Фердинан-Франсуа Жерамб

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Фердинан-Франсуа Жерамб — барон, генерал-лейтенант австрийской и испанской службы, известный французский авантюрист.

Биография[править]

Фердинан-Франсуа Жерамб родился 14 января 1772 года в Лионе в семье торговца шёлком Жюльена-Фердинанда Жерамба и его супруги Марии-Магдалена Лассоз, происходил из дворянской семьи венгерского происхождения, в 1790 году покинул Францию и вёл жизнь, полную авантюр и приключений:

  • в Риме с риском для жизни поднялся на базилику Святого Петра, чтобы выбить своё имя на большом бронзовом шаре, венчающем купол;
  • с большим упорством пытался привлечь коронованных особ Европы к борьбе против Франции и с этой целью отправился в Вормс и Кобленц, где вёл безрезультатные переговоры с главнокомандующим Армии эмигрантов принцем Конде, причём герцог Беррийский так отозвался о нём:
Этот шарлатан более генерал якобинцев, чем генерал против них.
  • в начале XIX-го века во время праздника Тела Господня в Вене обратил на себя внимание императора Франца I-го, когда галантным жестом бросил под ноги императрицы свой плащ, чтобы она не вступила в грязь.

Благодаря последней выходке был принят ко Двору и в конце 1804 года опубликовал тиражом в 2 000 экземпляров собственное стихотворение "Hapsbourg", представляющее поэтическую историю правящего дома Австрии. В начале 1807 года доставил письма австрийского Двора королю Фердинанду I-му и королеве Марии-Каролине в Палемо, был принят на службу Королевства Обеих Сицилий и благодаря яркой внешности и ненависти к Наполеону (его отец был гильотинирован при Терроре) стал особой, приближенной к королеве, вместе с которой вынашивал план убийства французского Императора (держал в своей спальне портрет Наполеона и каждодневно стрелял в него из пистолета, упражняясь в меткости). Между тем, вследствие неблагоприятного впечатления, произведённого в высшем свете его дуэлью с одним из высших офицеров королевства вынужден был покинуть Сицилию и возвратиться в Австрию (по настоянию Жерамба поединок произошёл на пистолетах на вершине вулкана Этна, чтобы в случае ранения противник не избежал фатальной участи, скатившись в кратер с кипящей лавой — неаполитанский офицер был ранен в руку, а шляпа Жерамба пробита пулей).

Фердинан Жерамб в форме австрийского фрайкора, 1805 г.

В 1809 году назначен камергером, с началом кампании против французов энергично занимался формированием корпуса добровольцев, а чтобы привлечь молодых дворян в ополчение разработал эскизы удивительно яркой и пышной униформы, в которой часто прогуливался по бульварам в сопровождении блестящих адъютантов, 19 июля 1809 года награждён титулом барона Священной Римской Империи и произведён в генерал-лейтенанты, после оккупации французами Вены оставил Австрию и по приглашению Генеральных кортесов отправился в Испанию для помощи в освободительной борьбе против французов. В январе 1810 года прибыл в Кадис, получил чин генерал-лейтенанта испанской службы и приступил к инспектированию испанских вооружённых сил, которые справедливо посчитал неспособными противостоять регулярной французской армии.

Между тем, считая Англию самым мощным противником Французской Империи, обладающим наибольшими ресурсами для борьбы, барон посетил британского посланника барона Генри Уэлслея и добился от него паспортов, чтобы отправиться в Лондон для получения гарантий поддержки короля Георга III-го и обсуждения с чиновниками Военного министерства плана совместных действий. 29 апреля 1810 года Жерамб прибыл в Лондон на борту британского фрегата "Italienne" и тотчас покорил флегматичных англичан своей экставагантной внешностью.

Жерамб во время своего появления в Англии в 1810 г.

Барон остановился в шикарном особняке в Гайд-Парке, обзавёлся дорогой прислугой, лошадьми и быстро стал одним из известнейших персонажей лондонской общественной жизни — по свидетельству очевидцев, "он свободно разговаривал на всех европейских языках, съедал по окороку ветчины и по две курицы на завтрак и легко взрывал хрустальные графины раскатами своего смеха".

В соответствии с планом, представленным министру иностранных дел маркизу Ричарду Уэлслею, барон намеревался склонить к дезертирству всех насильственно включённых в состав французской армии солдат (голландцев, иллирийцев, саксонцев, баденцев, испанцев и итальянцев), которые присоединятся к 24 000 хорватов, ожидающих сигнала Жерамба в Венгрии и захватят побережье Нормандии. Шокированный репутацией барона и его намерениями, министр Уэлслей отослал Жерамбу сто гиней с приказом покинуть Англию в течение трёх недель, после чего генерал устроил жуткий скандал и забаррикадировался в своём доме с угрозой взорвать предместье, за что был арестован полицией и в тот же день посажен на корабль, следующий в континентальную Европу.

Жерамб в одежде траппистского монаха, после 1814 г.

Весной 1812 года высадился в Дании, где через несколько дней был арестован, экстрадирован во Францию и заключён в тюрьму Гамбурга, откуда направил директору полиции региона д,Обиньосу пять меморандумов, в которых заявлял, что мечтает служить Императору во главе "24 000 своих казаков". После этого был переведён в Париж и помещён в пансион вдовы Дюпейрон, где активно демонстрировал свою приверженность Наполеону и направил императрице Марии-Луизе просьбу о правосудии, написанную на 11 языках. Когда его товарищи по пансиону отказались петь хвалебный гимн Императору, барон в ярости вышвырнул из помещений большую часть мебели через окна, а в следующий раз зажёг в честь Императора праздничный костёр, вследствие чего здание пансиона едва спасли от пожара — за эти выходки был переведён в Венсенский замок, где в течение нескольких месяцев оставался в абсолютной изоляции, ничего не зная об ужасах Русской кампании, заговоре генерала Мале и угрозе вторжения неприятеля во Францию.

Получил свободу после вступления союзных войск в Париж в 1814 году, после чего решил уйти от мира и благодаря настоятелю собора Нотр-Дам-дю-Порт-дю-Салют в Лавале поступил послушником в орден Траппистов, причём по свидетельству господина де Шеверю вовсе не лишился страсти к приключениям и представлял собой "пороховую бочку под капюшоном траппистского монаха".

Брат ордена Траппистов Мария Йозеф барон де Жерамб, после 1827 г.

В 1817 году принёс монашеский обет и в 1827 году назначен настоятелем монастыря Елеонской горы, где во время революции 1830 года храбро противостоял налёту боевиков и избавил монастырь от разграбления. В 1833 году отправился в Рим, где занял должность генерального прокуратора Ла Траппа и быстро завоевал уважение папы Григория XVI-го, наградившего его титулом аббата и воскликнувшего однажды:

В Ватикане два папы — отец Жерамб и я!

Умер 15 марта 1848 года в Риме в возрасте 76 лет. Автор работ: "Письма к Евгении об Евхаристии", "Вечность приближается", "Паломничество в Иерусалим" (1835 год) и "Путешествие из Ла Траппа в Рим". С 1796 года был женат на своей кузине Терезе де Адда, от которой имел шестерых детей, двое из которых умерли в младенчестве.

Внешность[править]

Вооруженные французские монахи во время обороны своего монастыря. Подобным образом (только с длинной бородой) выглядел и Жерамб, когда в 1830 г. храбро противостоял налёту боевиков и спас монастырь от разграбления.

По свидетельству современников, "Жерамб был очень красивым мужчиной, двухметрового роста, плечистым, с прямой военной выправкой, чистым лбом и голубыми глазами; он носил длинные густые каштановые волосы и большие усы в стиле венгерских гусар; на военных парадах, в театральной ложе и светских раутах он появлялся неизменно в пышном, богато украшенном гусарском мундире".

Подробное описание его мундира сохранился от очевидцев, которые видели его появление в Англии в 1810 г. Согласно им, Жерамб носил расшитый золотом гусарский мундир, накидку из шкуры волка, скрепленную на груди серебряным гаржетом с изображением черепа и скрещенных костей, плотные белоснежные лосины, красные сапоги, перчатки с широкими крагами, большую шляпу, украшенную перьями астраханской цапли, шесть пистолетов за поясом, кинжал и кавалерийская сабля на боку, а также ташку, расшитую черепами и костями. Очевидно, аналогичную униформу Жерамб планировал ввести и для своего корпуса добровольцев, который он планировал создать.

После пострижения в монахи Жерамб стал носить типичную для ордена Траппистов монашескую одежду — белую тунику и чёрный скапулярий, а также отрастил длинную бороду.

Источники[править]