Действия

Субкоменданте Маркос

Материал из ВикиВоины

(перенаправлено с «Субкоманданте Маркос»)
0.00
(0 голосов)

Мне все равно, кто победит на ближайших выборах. Потому что кто бы это ни был — он будет свергнут.

Субкоменданте Маркос — левый радикальный писатель и философ, главный идеолог и пропагандист Сапатистской армии национального освобождения, поднявшей индейское восстание в 1994 году в мексиканском штате Чьяпас.

Звание субкоманданте является несколько уничижительным и означает "заместитель командующего", но Маркос изпользует его специально, дабы подчеркнуть, что в отличие от великих Гевары или Сапаты он не является настоящим командиром. Также отличительный чертой образа Субкоманданте Маркоса является то, что он никогда не снимает пассамонтану (балаклаву). Сам он говорил, что имя и балаклаву взял у погибшего друга, а его настоящая личность просто не имеет значения.

Биография[править]

Правительство Мексики утверждает, что настоящее имя субкоманданте – Рафаэль Себастьян Гильен Висенте, и родился он 19 июня 1957 г. в городе Тампико, Мексика. Он якобы посещал иезуитскую школу, где познакомился с идеями теологии освобождения, получил звание профессора философии, а потом отправился в сельву, чтобы вести среди индейцев марксистскую пропаганду. Сам субкоманданте никогда не подтверждал ни этого, ни любых других слухов по поводу своей биографии. Он говорил, что Маркос родился 1 января 1994 года (день начала индейского восстания), имея в виду именно образ, и сводя абсолютно на нет его физическую привязку к реальному человеку, который, по словам самого же субкоменданте, "не имеет никакого значения". Затем, в интервью Габриэлю Гарсии Маркесу, который брал у революционера-философа интервью в 2001 г., Маркос в шутку сообщил, что ему 518 лет. Получается, что лидер сапатистов хотел сделать отсылку к 1483 г.: в этом году была создана Инквизиция, а также, по некоторым данным, родился Какамацин.

Субкоманданте Маркос на лошади, 1996 год.

В 1983 г. Маркос ушел в Лакандонскую сельву (субтропические леса, в которых проживали лакандоны — народ группы майя), которая находилась в горах Чьяпаса, чтобы убедить бедных индейцев майя организовать и запустить пролетарскую революцию против мексиканской буржуазии и федерального правительства. Выслушав его предложение, жители Чьяпаса "просто смотрели на него", а после ответили, что они не городские рабочие, с их точки зрения, земля не собственность, но сердце общин.

Ходят слухи, что Маркос покинул Мексику в середине 1980-х годов, уехав в Никарагуа, чтобы служить у сандинистов под псевдонимом Эль Мехикано (исп. Мексиканец). В конце 1980 года Маркос вернулся в Мексику, чтобы помочь создать Сапатистскую армию национального освобождения при поддержке сандинистов и сальвадорского левого партизанского отряда ФНОФМ. Эта история, однако, противоречит мнению, что создатели САНО появились в джунглях к 1983 году.

В апреле 2001 года Субкоманданте Маркос возглавил мирный поход на Мехико, поддержанный такими известными личностями, как Габриэль Гарсия Маркес, Оливер Стоун, редактор "Монд Дипломатик" Игнасио Рамоне, а также рядом депутатов Европарламента.

В июне 2005 года в рамках развёртывавшейся президентской кампании Субкоманданте Маркос анонсировал "Другую кампанию". Сапатисты не собирались выдвигать или поддерживать кого-либо из кандидатов на президентский пост, вместо этого они выдвинули требования принятия новой конституции, в которой были бы закреплены общенациональная собственность на естественные богатства Мексики и автономные права для 57 коренных национальностей. К "Другой кампании", помимо САНО, присоединились более 900 организаций.

483ecd3810df87f0488f01fa4160a6cb.jpg

1 января 2006 года Субкоманданте Маркос, изменивший на время кампании имя на "Делегадо Серо" (исп. Делегат Ноль), начал общемексиканский тур, во время которого посетил каждый из 31 мексиканских штатов. Путешествуя, как и Че Гевара, на мотоцикле, Маркос встречался с местным населением и давал интервью. 9 мая 2006 года он появился на центральном канале мексиканского телевидения.

Субкоманданте Маркос прекратил существовать так же эффектно, как и жил, в ночь с 24 на 25 мая 2014 года. За несколько недель до того парамилитарес напали на сапатистскую общину Ля Реалидад и жестоко убили школьного учителя Галеано. После этого субкоманданте в ходе конного парада, посвященного памяти учителя, заявил, что было принято решение о прекращении существования Маркоса. Он зажег спичку, что происходило дальше, было видно плохо. После этого Маркос больше никогда не появлялся на публике. Естественно, говорить о физической смерти человека, скрывающегося под этим именем, говорить не приходиться. Однако Маркос как символ, как идеолог САНА, безоговорочно перестал существовать.

Оружие[править]

Маркос с мачете.

Хоть Маркос и является лидером вооруженной группировки, прямых доказательств участия его в боестолкновениях нет, и большинство исследователей склоняются к тому, что он является всего лишь медийным представителем САНО. Субкоменданте постоянно говорил о том, что их главное оружие — это слово, и что даже идея может стать оружием. Однако, не смотря на все это, настоящее оружие в руках он держал и, вероятно, ему даже приходилось из него стрелять. Так, например, он часто появлялся с американским карабином M4, на более ранних фотографиях он был вооружен китайским Type 56 SKS с откидным штыком. В 1995 г., перед посадкой в автомобиль Красного Креста для транспортировки Маркоса на мирные переговоры, он публично обезоружился: помимо уже известного карабина, субкоманданте также сдал американский револьвер Smith & Wesson Model 620. Что касается холодного оружия, то здесь революционер предпочитал традиционное мачете, которое часто носил за спиной, а также, вероятно, кустарный боевой нож, который иногда носил на поясе.

Одежда[править]

Субкоманданте Маркос в Чьяпасе, октябрь 1999 г. На его левом ремне от подсумка, помимо патронной ленты, нацеплен также фонарик и рация. На поясе виден боевой нож — скорее всего, самодельный.

Субкоменданте Маркос носит обычную гражданскую одежду — как правило, футболки, куртки и штаны темных оттенков (черного, темно-синего, коричневого, редко зеленого или камуфлированные). Полевой в командир в нем узнается только благодаря балаклаве и патронным лентам, которые он носят на ремнях подсумков и иногда через плечо. Также на ремнях подсумков он носит фонарь и рацию. Фонарь есть символом — по словам Маркоса, он носит его "потому что их держат в дыре, где нет света", у рации же более практическое назначение — через такое "уоки-токи", связанное с системой безопасности и их людьми в сельве, они могут связаться с субкоменданте, если возникнет какая-то проблема. Также на голове, поверх балаклавы, революционер носит наушники и микрофон от этой радиостанции, чтобы всегда быть на связи, хотя на самом деле они скорее тоже стали частью его образа.

Еще одним символом Маркоса есть красный платок и фуражка. Палиакате (платок), тогда еще новый и ярко-красный, революционер одел в 1994 г., когда сапатисты взяли Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. Коричневую фуражку (кепку) с тремя красными звездами он носит с 1983 г., когда попал в Лакандонскую сельву, и с тех пор она, также, как и платок, уже изрядно износилась и выглядит довольно потрепано. Еще в тот период Маркос одел свои первые часы, а вторые — когда начало действовать перемирие. И вот, по словам субкоменданте, когда время на этих двух часах совпадет, это будет значить, что сапатизм в виде армии закончился и наступает новый этап, новые часы и новое время. Также Маркос практически не расстается со своей курительной трубкой, под которую специально сделал прорезь в балаклаве. В 2014 г. он начал носить пиратскую повязку с черепом на своем правом глазе. Некоторые полагают, что таким образом субкоманданте хотел показать, что мексиканское правительство сумело ранить его и все движение сапатистов, которое и так ассоциировалось в сознании обычных людей с Маркосом.

Галерея[править]

Интересные факты[править]

  • Неснимаемую балаклаву носили перед камерами настолько разные люди, как Pussy Riot и комбат Семенченко. К чести Маркоса, стоит отметить, что все они были в конце концов деанонимизированы, а он — нет.
  • Маркос всегда носит с собой книги "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса и "Цыганское романсеро" Гарсии Лорки. По словам революционера, "Дон Кихот" — лучшая книга по политической теории, после него следуют "Гамлет" и "Макбет".

Источники[править]