Киликийские пираты
Материал из ВикиВоины
Киликийские пираты — морские разбойники, орудовавшие в Средиземном море с II века до н. э. и вплоть до 67 - 66 г. до н. э.
История[править]
За свой гористый рельеф побережье возле Аланьи древние называли Киликия Трахея (то есть суровая, каменистая). По словам античных историков, оно было идеально приспособлено для разбоя — как на суше, так и на море. Так случилось, что Киликия Трахея на несколько веков выпала из-под контроля различных царей и их ставленников. Здесь собирался самый разнообразный люд — кто приплывал по морю, кто спускался горными тропами. Но это не значит, что суровая Киликия была таким себе убежищем для гонимых или униженных. В те годы, когда стихали войны между государствами Средиземноморья, часть людей, занятых на флотах, оставалась "безработными". Среди них было немало опытных специалистов — от матросов до навархов, то есть командующих флотами. Все, кто не находил новой работы, охотно оседали в Киликии. Они и составили ядро пиратских флотилий, которые быстро перешли от мелких грабежей к настоящим войнам.
Незащищенные города просто грабили, крепости брали осадой по всем правилам военного искусства — с подкопами, таранами и машинами, которые закидывали защитников огромными камнями или пылающей смолой. Общепринятым стал захват заложников. Благо, в каждом приморском городе хватало зажиточной знати. Киликийцы возвращали пленников за выкуп. Подобная "практика" приносила довольно немалые стабильные доходы, которые позволяли не просто существовать, но даже жить в роскоши.
Парадокс, но разбойничье псевдогосударство имело хорошую организацию. Тщательным образом поддерживалась боевая готовность флота. Для этого свозились пленные ремесленники и мастера. Как часовой механизм, были настроены поставки корабельного леса, меди, железа — всего того, что в настоящее время зовется стратегическим сырьем. Киликия полностью обеспечивала себя новыми кораблями, оружием и припасами. На всем азиатском побережье пираты строили маяки, размещали базы. Разбойничий флот в лучшие времена насчитывал более тысячи боевых кораблей.
Поскольку к пиратам со временем примкнуло немало людей знатных и в целом благополучных, они совсем не собирались жить в условиях военного лагеря. До нас дошла фраза античного биографа Плутарха:
Флотилии, которые они высылали в море, поражали не только прекрасными, как на подбор, матросами, но и искусством кормчих, скоростью и легкостью кораблей, специально предназначенных для "промысла". Разбойники выставляли напоказ раззолоченные кормовые мачты, пурпурные занавесы и оправленные серебром весла. |
Лет за 150 до нашей эры появился в этих краях такой себе Трифон, выходец из города Апамеи, что на территории современной Сирии. Имя его — "тот, который живет роскошно" — полностью отвечало жизненным правилам этого человека: одеваться роскошно, щедро сыпать монетами. Отметился он и как полководец, но больше — как интриган, который очень хотел сесть на трон сирийского царства. Так вот, киликийские пираты помогли Трифону добраться к взлелеянному в мечтах трону. За поддержку тот отдал киликийцам сирийский флот, а свою штаб-квартиру, крепость Коракесию устроил в Киликии. В то время пираты охотно помогли Трифону превратить скалу в неприступное укрепление. А после того, как этот персонаж сошел с исторической сцены (загнанный своими врагами в ловушку, он покончил жизнь самоубийством), практичные разбойники сделали Коракесий главной базой.
Где-то к середине II века до н. э. Рим был занят войнами с Карфагеном и решал другие неотложные проблемы, и до пиратов у римлян руки не доходили. В то же время пиратство в Средиземном море расцвело и стало настоящей бедой. Разбойники бесчинствовали на пространстве от Мраморного моря до Сицилии. Опять процитируем Плутарха:
Пиратские попойки с музыкой и песнями на каждом берегу, захват в качестве заложников высоких должностных лиц, контрибуции, которые налагались на захваченные города, — это был позор для римского владычества. |
Постепенно угроза приобрела стратегический характер. Рим уже сильно зависел от морских коммуникаций. Сначала проблемы с морской торговлей вызывали дефицит разве что предметов роскоши из дальних стран и ремесленной продукции, которая завозилась с Греции и Азии. Постепенно стало еще хуже — почувствовались перебои в поступлении зерна из Африки, Сардинии, Сицилии. А когда начались войны Рима с царем Митридатом, то дела стали вообще плохи. Дело в том, что Митридат какое-то время имел влияние на пиратское государство и активно использовал разбойников для своих целей. Неизвестно, была ли это работа агентов Митридата, но киликийцы особо ненавидели именно римлян. По свидетельству все того же Плутарха, как только среди пленных оказывался римлянин, то разбойники устраивали настоящий спектакль:
Они прикидывались перепуганными, сконфуженными, становились на колени, просили о помиловании. Когда наивный пленник начинал верить в эту комедию, то его одевали в тогу, обували и спускали трап просто в воду. Несчастному желали счастливого пути, а если тот начинал защищаться — просто топили. |
Поэтому Рим вынужден был отнестись к "киликийскому фактору" серьезнейшим образом. Не будем перечислять все попытки огромной военной машины расправиться с разбойной братией. Они не давали результатов. Как мифическая Гидра, пиратство отращивало отрубленные головы.
Так продолжалось до той поры, пока римляне не доверили дело Гнею Помпею. Этот талантливый полководец и в то же время не очень удачливый политик кардинально изменил тактику войны. Средиземное море он разделил на зоны, каждую из которых патрулировала римская эскадра. Капитаны получили приказ вступать в бой только в своей зоне и, главное, перехватывать разбойников, которые убегали из соседней зоны. Такая организация дела привела к тому, что за несколько месяцев Средиземноморье было очищено от пиратов — им просто не давали возможности маневрировать и загнали в далекие бухты. Одновременно морская пехота римлян высаживалась на сушу и громила вражеские базы. Скорость, а главное энергия, с которой действовал Гней Помпей, буквально парализовали волю пиратов. Еще больше деморализовывало обращение римлян с пленными. Тех, кто сдавался без боя, отпускали, а тех, кто оказывал сопротивление, жестоко казнили. Поэтому буквально в считанные месяцы римляне вытеснили киликийцев с моря.
Галерея[править]
Войска Гнея Помпея громят киликийских пиратов.