Действия

Опришки

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)
Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок. Вы можете помочь ВикиВоинам, дополнив или исправив статью.

Опришки — народное повстанческое движение, существовавшее с XVI по XIX века в Галиции, Прикарпатье, Закарпатье и Покутье (все это — регионы Украина), было направлено против крепостного права и крупных землевладельцев.

История[править]

Опришками становились преимущественно крестьяне, бравшиеся за оружие, чтобы избавиться от притеснений чужеземцев. Применяя тактику партизанской войны, они действовали небольшими отрядами в Галицком Прикарпатье, на Буковине и в Закарпатье. Первые свидетельства об опришках относятся к 1498 году.

Опришки формировали отряды по несколько десятков человек, связанных товарищеской солидарностью и верностью командиру. С гор, где они прятались, опришки совершали набеги на поместья, грабили и сжигали их вместе с документами на землю и крестьянскими долговыми расписками. Общая молдавско-польско-венгерская граница позволяла повстанцам маневрировать, не попадаясь в руки властям. Наибольшего подъёма движение опришков достигло в 1738 - 1759 годах, координируя свои действия с гайдамацким движением. Известнейшими опришками были Олекса Довбуш, Пынтя Храбрый, Василий Баюрак и Иван Бойчук.

Опришковство — это целая эпоха в истории Карпатского региона, который охватывает горные и подгорные районы Прикарпатья, Буковины и Закарпатья.

Поэтесса Мария Влад писала: Шли лесами мои партизаны, Шли чуть-чуть еще двести лет.

001 61.jpg

И это "чуть-чуть" растягивается еще на двести лет. Потому что первое упоминание прo народных мстителей под названием "партизаны" исследователи нашли в документах за 1498 г. А последним разбойником Карпат долгое время называли Николая Драгирука-Бордюка (он же — Дратрук), казненного в 1878 году в городе Коломыя. Но много десятилетий спустя взошла звезда Николая Шугая (уроженца села Колочава), который действовал на Закарпатье в 1918 - 1921 годах. Некоторые авторы утверждают, что Шугая казнили чехи. В действительности же, чехи ловили, да так и не поймали Миколу Шугая. Его предали свои... Но и Шугай не был последним опришком. Таковым должен быть признан Юрий Кливец — побратим Илька Липея, они действовали в Закарпатье в 30-х гг. XX ст. После гибели Липея (1935 г.) след Кливца теряется.

На протяжении четырех веков шли опришки тропами и трущобами Карпат, неся с собою месть за слезы и нищету народа польской шляхте, румынским боярам, ​​венгерским баронам, подчас — украинским господарям. Объединяясь в небольшие отряды, повстанцы вели вооруженную борьбу против всяческих ростовщиков, арендаторов, мандаторов, графов, которые отобрали у земледельцев поля, у пастухов — пастбища, у охотников — леса со зверьем, а взамен принесли им ярмо барщины.

Крепостничество для мужика, — писал Иван Франко, — означало наступление несправедливости, темноту, одичание и потерю чувства человеческого достоинства. Превратив свободных крестьян в "подданных", "дворишных", "работных", "ланников" и "данников", напыщенные вельможи жили в роскоши и разврате. Было и так, что один магнатский род владел 25 - 30-ю селами и городами. Собственность на землю — главное средство производства — определяла отношения между социальными группами общества, делила людей на богатых и бедных, эксплуататоров и угнетенных. Крестьянское хозяйство должно было отработать господину даром от 52 до 208 дней ежегодно, или от 15 до 55 процентов рабочего времени. За малейшую непокорность — плети, буки. В жалобах крестьян времен барщины частенько встречаем такую ​​характеристику их "благодетелей": в ничто нас обращают, "оказывают обиды", "оказывают угрозы", "сажают", "палками бьют", "кровоточат".

Панщанники различными способами боролись за свои экономические и политические права — бежали от злого господина искать успехов в других краях, посылали ходоков с жалобами к государю, отказывались выполнять барщину, захватывали помещичьи леса и пастбища, жгли барские имения, а наиболее отчаянные брались за оружие. "Порабощённый, избитый, кровоточащий, не находя нигде ни облегчения, ни справедливости, — писал Иван Франко, — бежал в леса, в горы, приставал к куче таких же отчаянных, и хотя слышал над собою в каждом порыве ветра угрозу смерти, всё-таки рад был хоть под той угрозой прожить свободно, а особенно еще мстить своим обидчикам".

Опришки.jpg

Вторым злом для крестьянина была рекрутчина. Несправедливость при наборе рекрутов, продолжительность военной службы, муштра, частые войны озлобляли и пугали свободолюбивых крестьянских парней, и те предпочитали оказаться вне закона, но быть в родных местах, ближе к дому, чем покорно умирать на полях сражений за императоров и императриц в чужих землях . Беглецы от рекрутчины и из армии постоянно пополняли отряды народных мстителей. Видимо, этим объясняется то, что опришковское движение в Карпатах, с отменой барщины не прекратился, полностью не угасает.

Опришковство возникло в специфических условиях Карпат и было основной формой классовой борьбы крестьянства против феодального гнета. Бескиды и прядь Чёрных гор (не смешивать с Черногорией на Балканах и Чёрными горами на Кавказе), пограничье трех феодальных государств — Речи Посполитой, Молдавии и Венгрии (впоследствии: Австро-Венгрии) — давали возможность легко маневрировать, были удобными для ведения партизанской войны. В трех краях можно было совершать нападения, в три края бежать, а в одном из них всегда не было порядка. — с афористической точностью сказал об этом Станислав Винценз в своём поэтическом произведении "В горной высокой долине". Неприступные вершины, непроходимые пущи, глубокая конспирация, сочувствие и поддержка крестьян, тактика внезапных ударов обеспечивали успех борьбы народных мстителей против феодального гнета.

8a1e9b.jpg

Помещики, дворянские (да, подчас, и демократические) историки пытались истолковать опришкивство как следствие грубости, средневековой темноты местного населения. Российский публицист Василий Кельсиев (эмиссар А. И. Герцена), совершив в 1860-х годах путешествие по Галичине, утверждал, что опришковство появилось... от безделья и уныния гуцулов. Такой вывод возник не без влияния тогдашней польской официальной публицистики. Один из ее представителей К. Вуйцицкий в своих работах 1840-х годов именует народных мстителей "бандитами", "ненормальными элементами". Польский дворянский историк А. Бельёвский в очерке "Покуття" (1857) вообще охарактеризовал горцев как склонных к разбою людей. Господствующие классы называли повстанцев "пустыми", "лотриками", "толваями", "своевольными людьми", пытаясь приписать им кровожадность и жестокость обычных разбойников. Надеялись таким образом скрыть истинную цель разбоя, как одной из самых грозных форм протеста против существующего общественного строя.

Народ же четко проводил различие между теми, кто силой обстоятельств становился на опришковский путь, и грабителями и убийцами ради наживы.

Собирательница фольклора К. Лисинецкая в начале ХХ века записала от крестьянина Михаила Палийчука с Космача такую ​​характеристику разбойнику Оршану: Оршан — уже не то, что Довбуш, что бедным раздавал. Оршан был страшный, что награбил, то брал себе. Разница между народным мстителем и грабителем закреплена в названиях: на одной стороне — "разбойник", "борец", "молодец", "бетяр", "гайдук", "Гайдамака", а на втором — "вор", "разбойник", "главный". Первых трудовой люд держал в ореоле славы, других — проклинал. В документы же попадали в основном презрительные названия, которые давались народным мстителям теми, в чьих руках были власть, войско, судопроизводство. В устах трудового люда некоторые из этих названий были реабилитированы, получили положительное значение.

27 002 0002.jpg

Происхождение большинства названий легко расшифровывается. "Бескидники" — потому что находились в лесных Бескидах. "Списаки" — потому что были вооружены копьями ("списами"). "Черные парни" — так как они ходили в черных, вываренных в масле, рубашках... По этимологии названия "опришки" нет единого мнения. С. Линде в "Словаре польского языка" связывает это слово с российским "опрочник", что означает "частный человек". А. Петрушевич ищет его этимологию в украинском языке, в словах "опричь" ("кроме", "стороне") и "Опричного" ("отдельный", "уединенный") — как, повстанцы были "изгоями, которые ушли из своей родины". Б. Барвинский выводит это название от румынского слова "opressor" ("запрещаю", "останавливаю"). В. Грабовецкий выдвинул новое утверждение: "разбойник" происходит от латинского слова "opressor" в смысле "нарушитель", "подавителюь, "уничтожитель" (бар). Слово "разбойник" укоренилось в языке украинского населения Карпат, не раз повторяется в Коломые:

На высокой горной зародили рыжики,

Влюбил я в силу и пошел в партизаны.
Оставили вивчарики в долине стрижки,

Взяли себе пистоликы и пошли в партизаны.
080909-5.jpg

Помещичье-феодальная машина делала все, чтобы положить конец народным выступлениям: униатские священники с амвонов посылали на головы повстанцев проклятие, управляющие имений запрещали крестьянам без разрешения покидать села, недремлющие пушкари оберегали барские усадьбы, устраивали азартную охоту на "лесных ребят", палачи запугивали непокорных нечеловеческими муками и виселицами. Но ничего не могли поделать. Гибли одни разбойники — на те тропы, которыми они ходили, шли другие. Век рыцарям гор укорачивали простудные и инфекционные болезни, раны, предательские пули, веревки палачей. Большинство народных мстителей погибало в молодом возрасте. Но окрыляли они народные массы на десятилетия, а то и на столетия — песни и предания о тех, кто не повиновался пану, звучали под соломенными крышами, лубяными крышами хижин, у пастушьих костров, по раздольным долинах. Каждый, занимающийся фольклором, — писал известный собиратель и популяризатор народных сокровищ Владимир Гнатюк в статье "Словацкий разбойник Яношик в народной поэзии", — должен признать факт большого числа песен и прозаических преданий о повстанцах. Антифеодальное движение опришков, которое подрывало основы шляхетской Польши и монархической Австрии, было частью антикрепостнической борьбы украинского крестьянства. Про борьбу опришков было сложено множество народных песен, легенд, сказаний.

Следует сказать, что в годы 1-ой Мировой войны русская официальная историография изменила отношение к опришкам в лучшую сторону. Так, профессор Харьковского университета А.Л.Погодин назвал Олексу Довбуша — последним карпато-русским вождём восстанцев-опрешков. В его брошюре "Зарубежная Русь" (Петроград, 1915) воспроизведён высокий памятный крест на вершине Довбушевой скалы...

Их было много — славных повстанцев, главарей и рядовых участников этого вооруженного антифеодального движения. В четырехтомной "Советской энциклопедии истории Украины" (1969 - 1972) имеются короткие статьи о 16 главарях опришкивского движения в Карпатах: Баюраке, Бойчуке, Бойчуке-Кляме, Бордюке, Волощуке, Вередюке, Довбуше, Кокоше, Марусяке, Орфенюке, Пинте, Пискливом, Ревизорчуке, Штолюке, Якимюке, Сальнике. А еще были: Андрийчишин, Баюс, Винник, Гатала, Драгарюк, Жолоб, Заринчук, Иванча, Кардано... — так на каждую букву алфавита. Сотни имен сохранили архивные документы. А еще сотни сохраняет народная память.

Знаменитые опришки[править]

  • Баган Гриць — соратник Туманюка (кон.XVIII - нач.XIX ст.), родом из села Головы, Косовского р-на Ивано-Франковщины (по современному административному делению). Несправедливо был заподозрен в грабеже, арестован в Кутах, бежал и 25 лет опришковал, потом за крупную сумму купил себе амнистию; после службы у одного молдаванина, вернулся в Головы, женился и занялся хозяйством.
  • Баюрак Василь (1722 - 25 апреля 1754 гг.) — главарь отряда опришков, соратник и преемник О. Довбуша. Отличался невероятной смелостью и храбростью. После гибели О. Довбуша, организовал опришковский отряд, опорным пунктом коего стало село Довгополье (ныне — Косовского р-на ИФО). Хитростью захваченный в плен карателями, по приговору шляхетского суда, был четвертован в Станиславе (ныне - Ивано-Франковск).
  • Белоголовый. Документальные данные отсутствуют. Фольклорная традиция приписывает ему освобождение местечка Куты (ИФО) от татар. Это местечко было захвачено крымско-татарским отрядом в 1621 - 1624 гг.
  • Беца Иван — действовал в начале XVIII ст., в долине реки Уж, в Закарпатье. В 1704 г. взял Ужгородский замок. Принимал участие в восстании князя Ференца Ракоци II. Опришковал вместе с сыном.
  • Бойко (Бойчук) Иван — главарь отряда опришков, действовавшего на Покутьи в 40 - 50-х гг. XVIII ст., преемник Довбуша. Наибольшим успехом отряда был захват в мае 1759 г. местечка Болехова в Прикарпатьи. В том же году Бойко ушёл в Запорожскую Сечь. Совместно с гайдамацким атаманом Г. Марущаком, Бойко совершал нападения на шляхетские имения близ Бердичева и Любара. Дальнейшая его судьба неведома.
  • Бойчук-Клям.
  • Боднарюк Петро — годы рождения и смерти неизвестны. Действовал, вероятно, на Покутьи, в середине XIX ст.
  • Бордюк.
  • Брында. Исторических данных про благородного разбойника, действовавшего в окрестностях села Броньки, Иршавского р-на, в Закарпатьи, не имеется. Народная традиция поясняет, что действовал он "после гибели Бронецкого замка" — разрушенного в XVII ст.
  • Варцаба. Исторических данных про его деятельность в Закарпатьи нет. Опришок Варцаба действовал на Покутьи, в отряде Бойчука, был пойман и казнён в Косове, в ноябре 1759 г.
  • Василюк Дмитро — действовал в начале XIX ст., на Покуттьи, вместе с Грицом Баганом.
  • Вередюк.
  • Виба — годы деятельности неизвестны. Согласно фольклорной традиции, действовал в окрестностях села Синевирская Поляна, в Закарпатьи. Это село возникло в начале XVIII ст.
  • Волощук.
  • Главатый (Головач, Головатый) Федор — действовал в конце XV - начале XVI ст. на Пряшевщине.
  • Головка Лука — соратник Олексы Довбуша. Действовал в окрестностях села Славского, Соколовского р—на Львовщины.
  • Головчак Яков — действовал на Покутьи, вероятно, в середине XIX ст.
  • Грига Гриць Петрович — родом из села Брустурив, на Покутьи, опришковал, вероятно, в начале XIX ст.
  • Дзиганович Андрий — Действовал в Соколовском р—не Львовщины, в 1671 - 1681 гг.
  • Днепровский (Днипровський) Карпо — действовал в разных частях Закарпатья. Предположительно, уроженец Надднепрянской Украины.
  • Довбуш Иван Васильевич — брат Олексы Довбуша. Поначалу братья опришковали вместе. Но весной 1739 г. между ними случилась ссора, и Иван Довбуш рубанул брата Олексу барткой по ноге, отчего тот на всю жизнь остался хромым. С того дня И.Довбуш действовал уже самостоятельно на Болеховщине(?), Самборщине, Перемышльщине. Исследователи опришковства утверждают, что И.Довбуш погиб после брата Олексы. Сохранился его нож-чепелик, на котором вырезана надпись: \"Йван Добощук, славний збойник горський перед своєю смертею зложив той різак в церкві Беняшки\". На другой стороне лезвия были слова: \"От того різака загиб з рук Добущука...\" Имя прочесть не удалось.
  • Довбуш (Добош, Добощук) Олекса Васильевич (1700 - 24 августа 1745 гг.) — величайший предводитель опришковского движения в Карпатах. У фольклоре его именуют, по большей части, Добошем; в письменных источниках — Добощуком. Родом из села Рунгур, что близ села Печенежина на Покутьи. Первые известия про его деятельность содержатся в документах за 1738 г. Отряд О.Довбуша насчитывал от трёх — семи человек до пятидесяти, действовал в основном на Покутьи, совершая походы в Закарпатье, Буковину, Галицкое Прикарпатье. Опорным пунктом О.Довбуша была гора Стиг, в Чёрных Горах. Погиб Довбуш у села Космачи (тепер пгт, ИФО), от руки предателя Дзвинчука.
  • Драгирук-Бордюк Микола — последний вождь опришковского движения на Покутьи. Действовал в 70-х гг. XIX ст. Вместе с ним опришковал брат Юра. Микола Драгирук окончил свои дни на виселице в Коломые, в 1878 г.
  • Жолоб Федор — исторических данных про него не выявлено. В документах за 1739 год упоминается Олекса Жолоб, коий пас овец с Василием Довбушем — отцм Олексы Довбуша.
  • Загирський Иван — легендарная фигура, собирательный образ опришка-выходца из Закарпатья в отряде Олексы Довбуша. Вместе с Олексой Довбушем опришковало несколько выходцев из Закарпатья — сын Серичика из Ясини (позднее, в 1918-19 гг., село Ясиня стало столицей Гуцульской республики), его односельчанин Матвей Цюперик, Гриць Мартущуков, Иван из Валены, Круцяков и др.
  • Иванцо — один из покутских опришков, действовал во 2-ой половине XIX ст.
  • Иванонько — годы деятельности неизвестны. Возможно, он тождествен Михайло Иванчуку из отряда Василя Якимюка, коий действовал на Коломыйщине в 20-х гг. XIX ст.
  • Кардаш — уроженец Буковины, успешно действовал в первой половине XVII века на Покутье. Возглавляемые им опришки в 1621 году овладели крепостью Пнив.
  • Китра Иван — годы опришкования неизвестны. Согласно устным рассказам — действовал в Закарпатье.
  • Кливец Юрий — побратим Илька Липея, коий действовал в Закарпатье в 30-х гг. XX ст. После гибели Липея (1935 г.), след Кливца теряется.
  • Кокош.
  • Кошель — годы опришкования неизвестны. Устная традиция называет его основателем села Кошелевого в Закарпатье, первое письменное упоминание коего относится к началу XV ст. — т. е. к до-опришковской эпохе.
  • Кричук — один из покутских опришков, родом из села Криворивни (ИФО). Действовал, вероятно, в середине XIX ст.
  • Кудель — опришковал на Покутьи в 20 - 30-х гг. XIX ст.
  • Липей Илько — бунтарь, действовал в районе села Межгорья в 1935-х годах, вместе с

Юрием Кливцом. Погиб в перестрелке с жандармами в 1935 г.

  • Лучинский Микола — действовал в Прикарпатьи в нач. XX ст.

Галерея[править]

Библиография[править]

  • Ю. Пелевич, Опришки. Львов, 1897.
  • В. Гнатюк, Народнi оповiдання про опришкiв//Етнографiчний збiрник. Т.26, Львiв, 1910.
  • П. Г. Богатырёв, Фольклорные сказания об опришках Западной Украины. М., 1941.
  • А. Л. Погодин, Зарубежная Русь. Петроград, 1915.
  • Е. М. Косачевская, Народные мстители — галицкие опришки. Ленинград, 1948.
  • В. Грабовецкий, Олекса Довбуш. М., 1959.
  • В. С. Власов, История Украины, учебник для общеобразовательных учебных заведений (8 класс). Под редакцией доктора исторических наук, профессора Ю.А.Мыцика. Киев, Генеза, 2008.
  • Т. Висіцька, Опришки: легенди і дійсність. Ужгород, 2013.
  • https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3871210266267924&id=100001369671575

См. также[править]