Действия

Русский корпус

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Ру́сский охра́нный ко́рпус (нем. Russisches Schutzkorps Serbien) — корпус, сформированный из русских эмигрантов и граждан СССР, действовавший на стороне нацистской Германии во время Второй мировой войны. В частности воевал против партизан НОАЮ в Югославии. Всего через службу в корпусе прошло 17090 человек, из которых около 11,5 тысячи составляли эмигранты, а остальные были советскими гражданами. Был самым многочисленным по численности белоэмигрантов формированием, из всей белой эмиграции состоявшей на службе вермахта.

Формирование[править]

Русский корпус был организован в 1941 году после оккупации нацистами Югославии. В то время в Югославии жило много белых офицеров. Летом 1941 года по Югославии прокатилась волна убийств сербскими коммунистическими партизанами русских эмигрантов и их семей. Генерал-майор М. Ф. Скородумов выступил с инициативой организации русской части для защиты эмигрантского населения. 12 сентября 1941 года он отдал приказ о формировании Отдельного русского корпуса, получив на это согласие немецкого полковника Кевиша. Скородумов пытался добиться максимальной автономности Корпуса от немецкого командования. Приказ о формировании Корпуса заканчивался словами: «С Божьей помощью, при общем единодушии и выполнив наш долг в отношении приютившей нас страны, я приведу вас в Россию». Это вызвало конфликт, и уже 14 сентября он был на три недели арестован немцами. Формирование Корпуса, однако, продолжилось под командованием другого русского эмигранта — Б. А. Штейфона.

Знак корпуса

Численность[править]

Первоначальное ядро чинов Корпуса составили проживавшие в Югославии. На 12.09.1944 г. из 11 197 человек личного состава 3198 было из Сербии, 272 — Хорватии; из Румынии прибыло 5067, Болгарии — 1961, Венгрии — 288, Греции — 58, Польши — 19, Латвии — 8, Германии — 7, Италии — 3, Франции — 2; бывших советских военнопленных — 314. За всё время из состава корпуса выбыло 11 506 человек: убито и умерло — 1132, пропало без вести — 2297, ранено — 3280, эвакуировано по болезни и уволено — 3740, убыло самовольно — 1057. Общее число прошедших через Корпус определяется в 17 090 чел. К концу войны общие потери Корпуса составили 11 506 человек.

Состав корпуса[править]

Юнкера 1-й роты 1-го полка Русской охранной группы на привале во время первого боевого похода. Баня-Ковыляча, ноябрь 1941 год. Одеты в югославские шинели и чехословацкие шлемы образца 1932.

В Русский корпус записалось 90 корниловцев и взвод кутеповской роты. Полковник Кондратьев приехал в Корпус со знаменем 2-го Корниловского ударного полка. Первоначально военнослужащие носили переделанную на русский манер форму югославской армии. Погоны и прочие знаки различия нашивались по последнему чину в Русской армии. Впрочем, эти знаки различия не играли никакой практической роли. Действительные в Корпусе знаки различия носились в петлицах у офицеров или в виде шевронов у рядовых. К головным уборам крепились старые русские кокарды. Первоначально обучение личного состава Корпуса (охранной группы) производилось по уставам Русской императорской армии, однако вскоре в связи с изменением тактики боя пришлось перейти на уставы Красной армии.

Первоначально «Русская охранная группа» оперативно подчинялась германскому хозяйственному управлению в Сербии под командованием группенфюрера Нейхаузена, а с осени 1943 года — вновь сформированному немецкому Сербскому армейскому корпусу генерала Фельбера. 30 ноября 1942 года корпус был включён в состав Вермахта, были введены немецкие уставы, немецкая форма и знаки различия, личный состав должен был присягать на верность фюреру. Но даже после включения в состав вермахта корпус до конца войны оставался русским воинским соединением с русским командным составом. Германскому командованию подчинялся лишь командир Корпуса.

Командные кадры готовились в 1-м Русском Великого Князя Константина Константиновича кадетском корпусе, существовавшем в Югославии с 1920 по 1944 годы. Кроме того, в полках имелись юнкерские роты, в которые была сведена молодежь, не завершившая военного обучения. В сентябре 1943 г. корпус насчитывал 4,8 тыс. солдат и офицеров, а к сентябрю 1944 г. — свыше 11 тыс. К этому времени в него входили: штаб, пять полков, отдельный батальон «Белград» (роты: караульная, транспортная, запасная и снабжения), роты ветеринарная и связи. В подчинении штаба корпуса находились два лазарета с русскими врачами и санитарами. Каждый полк имел три батальона и взводы: артиллерийский (2 полевых орудия калибра 75 мм), противотанковый (2-3 противотанковые пушки 37 мм), сапёрный, конный, связи; батальон — 3 стрелковые роты (в каждой 170 человек, 16 ручных и 2 станковых пулемёта, 4 ротных миномёта) и взвод тяжёлого оружия (4 станковых пулемёта и 4 батальонных миномёта). Штатная численность 1-го (командующий В. Э. Зборовский) и 4-го полков составляла — 2211 человек, остальных — по 2183 человека. При штабе Корпуса находился немецкий штаб связи, в полках и батальонах находились немецкие офицеры связи, а в ротах — ротные инструктора.

Боевые действия[править]

Корпус в основном использовался для охраны югославской территории от коммунистических партизан Тито. Отдельные части Корпуса были разбросаны по всей Югославии, занимаясь охраной заводов, шахт и железных дорог от партизан. Также Корпус имел множество столкновений с бандой Михайловича, хотя с ней корпус в основном поддерживал нейтральные отношения. В период с начала 1942 до конца лета 1944 гг. столкновения имели эпизодический характер, что было связано с общей достаточно стабильной обстановкой на территории Сербии. Акции против четников носили, в основном, ограниченный и карательный характер. Так, 24 февраля 1943 года в ответ на акции саботажа и серию убийств конным взводом 1-го казачьего полка и чинами Гестапо в Вадошнице – Кук были произведены аресты сторонников Михайловича. 11 апреля того же года подобные акции были произведены чинами того же полка в ответ на мобилизации четниками местного населения. Дело все чаще стало доходить до открытых ожесточенных боев: 30 апреля 1944 г. 1-й учебной сотней 1-го полка была произведена экспедиция в Мошево. В ходе завязавшегося боя с четниками бойцы корпуса потеряли одного человека убитым и одного раненым, захватив четверых пленных. Одной из первых акций 5-го полка корпуса стала операция по зачистке села Моштаница от четников, проведенная 15 апреля 1944 г. силами взводов 5-й, 7-й и 9-й рот. Командующий района Северо-Запад отмечал в своем приказе: «Посылаю 5-му полку РОК поздравление и полную признательность за блестящую операцию очистки 15.4.44 района Моштаницы. Оберст Хуг». В ночь 24 апреля того же года бойцы 5-го полка (3-я рота) принимали участие в отражении нападения банды четников силой до 500 человек на Вальево, причем в перестрелке погибли двое стрелков роты. Бой против четников имел место 31 мая, между станциями Моштаница и Барич бандой был остановлен поезд идущий из Белграда в Обреновац. В составе поезда находился выгон с амуницией, а среди пассажиров – обер-цалмейстер 5-го полка с деньгами. Их сопровождал конвой из девяти нижних чинов 7-й роты того же полка, под командой унтер-офицера Андрея Подрезова. Ответным огнём конвой, без потерь со своей стороны, обратил нападавших в бегство, уничтожив одного и захватив в плен четверых (двух тяжелораненых и двух здоровых) четников.

Также корпус вёл борьбу против прогитлеровски настроенных усташей, чем часто вызывал недовольство вермахта и СС, и косовских албанцев, навлекая соответственно на себя гнев итальянской администрации. Отношение к германским офицерам в корпусе было неприязненным и усиливалось со временем из-за пропаганды. Окончательно же доверие было подорвано после того, как до корпуса дошли вести об отношении немцев к гражданскому населению на оккупированной территории СССР, однако переходить на сторону советской власти Корпус отказывался. В 1944 году, после капитуляции Румынии и Болгарии, Корпус из глубокого тыла вдруг оказался на передовой. Германское командование приказало Корпусу прикрывать отход германской армии из Греции. В это время Корпус участвовал в боях не только с титовскими партизанами, но и с регулярными частями Красной армии и её новыми румынскими и болгарскими союзниками. Когда Красная армия перешла границу Сербии, батальон Русского корпуса в бою у Прахова разбил красных, взял пленных, 9 тяжёлых орудий, 6 тяжёлых минометов, 32 автомашины и 70 подвод. Другой батальон Русского корпуса, действовавший в группе генерала Фишера, отбил у советской армии 2 тяжелых орудия, пулеметы, захватил пленных и различное имущество. Осенью 1944 г. 3-й батальон 3-го полка под командой генерал-майора Н. А. Петровского был окружён советскими танками и доблестно сражался с намного превосходящими силами врага. Но пробиться из окружения не удалось: погиб практически весь батальон. Тем не менее, солдат Корпуса одолевали смешанные чувства: однажды им пришлось подчиниться просьбе советской радистки, когда они создавали радиопомехи в эфире; в другой раз одного раненого юнкера, попавшего в плен к РККА, красноармейцы сумели поставить на ноги, но велели ему бежать, чтобы спасти свою жизнь от казни за сотрудничество с немцами.

Зимой 1944—1945 после создания Русской освободительной армии Б. А. Штейфон встретился с генералом Власовым, и они договорились о включении Корпуса в состав РОА. В это время Корпус отступал в Словению, понеся в арьергардных боях колоссальные потери.

Капитуляция корпуса[править]

30 апреля 1945 года Штейфон умер (возможно, от сердечного приступа либо покончил жизнь самоубийством), Корпус возглавил полковник А. И. Рогожин, выведший корпус в Австрию, где он сдался британским войскам 12 мая 1945 года. Советские власти хотели, чтобы британцы выдали им пленных корпуса, так же, как и казаков Казачьего стана. Однако британские власти не выдали их, так как большинство служивших в Корпусе никогда не были советскими гражданами.

1 ноября 1945 года Рогожин официально объявил о роспуске Корпуса и создании союза ветеранов корпуса — Союза чинов Русского корпуса (СЧРК).

Последующие события[править]

После окончания Второй Мировой войны служившие в корпусе эмигрировали в США, Канаду, Бразилию, Аргентину и другие страны.

Отделы и отделения Союза чинов Русского корпуса начали действовать в ряде стран. Первым председателем СЧРК стал командующий Корпуса полковник А. И. Рогожин. СЧРК способствовал идейному единению бывших корпусников, оказывал материальную помощь нуждающимся соратникам, вёл большую антикоммунистическую и патриотическую работу в русской белой эмиграции. С 1952 года под эгидой СЧРК издавался военный, политический и литературный журнал «Наши Вести». Деятельность Союза чинов Русского корпуса практически прекратилась в 1999 году, когда скончался его последний председатель — поручик Владимир Владимирович Гранитов. В Ново-Дивееве (штат Нью-Йорк) была построена часовня святого Александра Невского в память о корпусе. Многие ветераны корпуса похоронены рядом.

Галерея[править]