Франсуа Макар
Материал из ВикиВоины
Смотрите, сейчас я стану зверем! |
Франсуа Макар — бригадный генерал французской революционной армии, известный своим эксцентричным поведением и, в частности, оголением торса во время кавалерийской атаки.
Биография[править]
Франсуа Макар родился 19 октября 1738 года в Омон-ле-Лашоссе (департамент Мёз, Франция), в 1755 году в возрасте 16 лет поступил на военную службу солдатом Турэньского пехотного полка, принимал участие в боевых операциях Семилетней войны 1756 - 1763 годов, ранен в сражении 1 августа 1759 года при Миндене (Германия), а после выздоровления служил в драгунском полку Короля, в 1785 году награждён чином суб-лейтенанта, в 1789 году вышел в отставку.
20 июня 1792 года возвратился к активной службе в чине капитана 18-го драгунского полка, 20 декабря 1792 года избран подполковником 1-го батальона волонтёров департамента Эро, сражался в рядах Итальянской Армии, в апреле 1793 года под командой генерала Массена отличился при штурме замка Саорж (на юго-востоке Франции), открывшем дорогу в Пьемонт, 16 сентября 1793 года – шеф бригады, 8 января 1794 года – бригадный генерал, 25 февраля 1794 года произведён народными представителями в дивизионные генералы (утверждён в чине Комитетом общественного спасения 28 января 1795 года). В марте 1796 года возглавил 3-ю дивизию Итальянской Армии и под командой генерала Бонапарта участвовал в кампании против австрийцев, 28 апреля 1796 года – комендант крепости Кони, с 30 мая по 1 августа 1796 года участвовал в осаде Мантуи, 8 сентября 1796 года сражался при Бассано, с 30 сентября по 7 декабря 1796 года командовал резервами, сконцентрированными в Брешии (Италия), отличился в сражении 15 - 17 ноября 1796 года при Арколе, 13 декабря 1796 года назначен комендантом Тортоны и Алессандрии, 1 февраля 1797 года вышел в отставку. Умер 29 ноября 1801 года в Омон-ле-Лашоссе в возрасте 63 лет.
Воспоминания о генерале Макаре можно найти в мемуарах генерала барона Марбо:
Мы отправились вдоль Карниза до Альбенги, несмотря на обилие снега пересекли Апеннины и вступили, наконец, в плодородные долины Пьемонта. В окрестностях Фоссано, Нови и Мондови мы выдержали несколько сражений, из которых одни были удачными, другие наоборот. Во время этих сражений у меня был случай увидеть бригадного генерала Макара, выслужившегося из рядовых. Революционная буря вознесла его из солдат прямо в генералы. Генерал Макар — настоящий тип "солдата удачи", офицера, созданного случаем и личной храбростью, который проявлял свои незаурядные качества перед лицом врага, но из-за отсутствия образования не был способен занимать высокие посты подобающим образом. Этот странный тип, настоящий колосс, обладающий исключительной храбростью, находясь во главе войск, никогда не упускал случая, чтобы не прокричать: "Смотрите, сейчас я стану зверем!". Он снимал с себя одежду, куртку, рубаху и оставлял только шляпу с султаном, штаны и огромные сапоги. Оголившись, таким образом, до пояса, генерал Макар открывал всем свое волосатое, как у медведя, тело, что придавало его облику очень странный вид. Превратившись в животное, как не без оснований заявлял он сам, генерал бросался сломя голову с саблей в руке на вражеских кавалеристов, безбожно ругаясь. Но ему редко удавалось их настигнуть, потому что при виде такого страшного гигантского существа, наполовину покрытого волосами, в таком странном одеянии, бросающегося на них с жутким рычанием, враги бежали во все стороны, не разобрав как следует, с кем они имели дело — с человеком или с каким-то кровожадным животным. Генерал Макар был полным невеждой, что забавляло иногда офицеров более образованных, чем он, но находящихся под его командованием. Однажды один из таких офицеров попросил у него разрешения пойти в соседний город, чтобы заказать себе пару сапог. "Черт возьми, — отвечал ему генерал Макар, — это очень кстати, поскольку ты идешь к сапожнику, возьми с меня мерку и закажи мне тоже пару сапог". Страшно удивившись, офицер ответил генералу, что он не может снять мерку, поскольку абсолютно не понимает, как это делается. "Как, — воскликнул генерал, — я же вижу, как целыми днями ты чертишь карандашом какие-то линии, глядя на горы, и, когда я тебя спросил, что ты там делаешь, ты мне ответил: "Я измеряю эти горы". Значит, если ты измеряешь предметы, удаленные от тебя на целое лье, почему же ты не можешь снять мерку для моих сапог с меня, находящегося у тебя под рукой. Давай, сними-ка мерку без капризов!". Офицер уверял, что это невозможно. Генерал настаивал, ругался, сердился, и только когда собрались другие офицеры, привлеченные шумом, им с трудом удалось прекратить эту смешную сцену. Генерал ни за что не хотел понять, что человек, который измерял горы, не может снять мерку для пары сапог другого человека. |
Источник[править]
См. также[править]
- Берсерки — скандинавские полулегендарные воины, которые также шли в бой голыми, прикрываясь лишь медвежьей шкурой, считая, что таким образом сами становится медведями.