Действия

Катрин де Ваттевиль

Материал из ВикиВоины

(перенаправлено с «Ваттенвиль Катрин де»)
0.00
(0 голосов)

Катрин Франсуаза де Ваттевиль или Катарина фон Ваттенвиль — бернская аристократка XVII века, известная как шпионка французского короля Людовика XIV.

Биография[править]

Катрин де Ваттевиль родилась в декабре 1645 г. в Шезерексе, Швейцария. Катрин была младшей в семье из одиннадцати детей. Она выросла в замке Орон, в кантоне Во, где её отец занимал должность судебного исполнителя. Осиротев в возрасте 13 лет, она жила последовательно с разными членами семьи. Вместо рукоделия и игр с куклами, чем занимались другие девочки, Катрин предпочитала пистолеты и упражнения в стрельбе. Катрин научилась ездить верхом и стала прекрасной наездницей, завоевав репутацию амазонки. В возрасте 20 лет у неё возник спор с одной придворной дамой, который Катрин пожелала разрешить ночной дуэлью на пистолетах верхом на лошади. Поскольку окружающие приняли меры предосторожности и патронов в пистолетах предусмотрительно не оказалось, дуэлянтки взялись за холодное оружие. Подоспевшие родственники вовремя прервали поединок, но слухи об этом приключении распространились далеко за пределы Швейцарии. Даже королева Швеции Кристина была впечатлена Катриной и даже хотела сделать молодую бернскую женщину своей фрейлиной. Но семья Екатерины выступила против этого, поскольку королева Кристина перешла в католичество.

Катрин снова попала в новости, когда укротила лошадь, которая считалась неукротимой. Хозяин лошади, полный восхищения, подарил Катрин лошадь и пару пистолетов в подарок. Долго без дела пистолеты не стояли: когда один из графов попытался пристать к Катрин во время охоты в лесу, она недолго думая прострелила ему плечо. Пылкое поведение Катрин, которое вовсе не соответствовало тому, что ожидалось от дамы её статуса, поставило в неловкое положение её родственников, которые беспокоились о чести семьи. Они призвали молодую Катрин, живущую за их счет, как можно скорее выйти замуж. Но в браке с мужчиной, которого она выбирала — членом семьи Дизбах из Фрибурга — ей отказали на том основании, что он католик. Вместе с тем Катрин отвергла всех других женихов. Наконец, против её воли, Катрин заставили выйти замуж за молодого Абрахама Ле Клерка, начинающего пастора церкви Святого Духа в Берне.

Катрин чувствовала себя униженной в своей роли жены пастора и подвергалась строгому дресс-коду после замужества. Чтобы избежать насмешливых сплетен бернцев, она добилась получения для своего мужа должности пастора в Дарштеттене, чтобы переехать из Берна в Симментал. Именно в это время был написан её знаменитый портрет: с волнистыми волосами, в кирасе и мантии, подбитой горностаевым мехом. Это был очень рискованный шаг для женщины — и тем более для жены священнослужителя, которая должна была подавать надлежащий пример. В то время, когда другие женщины изображались в темных скромных одеждах, с волосами, спрятанными под чепцом, с молитвенником в руках, контраст с портретом Катрин был очень большим.

После преждевременной смерти мужа Катрин, лишенная приданого, снова вышла замуж за человека более низкого ранга, чем она сама: за клерка Самуэля Перрего, тоже вдовца. В возрасте 36 лет она родила ему сына, которого назвали Теофилем. Кроме этого единственного ребенка, важную роль в жизни Екатерины сыграл король-солнце Людовик XIV. Восхищаясь им, она позволила вовлечь себя в разведывательные службы французской короны. Из-за войны за престолонаследие в Пфальце и антигугенотской позиции Людовика, в результате которой многие французские беженцы оказались в Берне, антифранцузский лагерь все больше преобладал над сторонниками французской короны в Совете. Бернцы вели тайные переговоры о возможном союзе с королем Англии. Новый французский посол Жан-Мишель Амело в Солотурне, резиденции французских послов, не имел доступа к необходимой информации, поэтому он использовал Катрин в качестве тайного собеседника. Она передавала ему послания с информацией, полученной, в частности, от профранцузски настроенного мэра Берна Сигизмунда фон Эрлаха.

Действовала ли Катрин по собственной инициативе, следовала своим политическим и личным убеждениям — неизвестно. Возможно, она хотела добиться должности пажа при французском дворе для своего сына, который не имел возможности сделать карьеру патриция из-за брака своей матери. В декабре 1689 г. Катрин была разоблачена — было перехвачено послание, содержащее секретную переписку. Бернские власти арестовали её посреди ночи и заключили в тюрьм Кафигтурм и обвинили в государственной измене.

После нескольких недель судебных расследований, во время которых Катрин подвергали ужасным пыткам, суд закончился тем, что женщина дала частичное признание. В частности, выяснилось, что она получила от французского посла крупную сумму денег, но большую часть информации, которую она ему предоставила, она выдумала. Тем не менее, Екатерину приговорили к смертной казни. Потребовалось вмешательство её влиятельной семьи, чтобы приговор бернских властей был заменен на пожизненное изгнание с территории Берна, "потому что власти знают, что эта женщина не в своем уме, и с юности все считали её бредящей или полубезумной".

Современные историки предполагают, что Катрин де Ваттевиль хотели использовать в качестве козла отпущения в борьбе за власть между про- и антифранцузскими советниками в Берне. Эта разоблаченная женщина была легкой добычей, и её нужно было использовать, чтобы показать, как обращаются с друзьями французов. Профранцузские советники пытались оставить всю вину на Катрин. Её сообщники-мужчины вышли из всей этой истории невредимыми. Большинство судебных документов по этому делу было уничтожено. Тем не менее, сохранился факт, что французский посол Амело заплатил 200 пистолей для оплаты судебных издержек, которые были наложены на Катрин. Среди защитников Катрин был основатель бернской почты Беат Фишер, который, вероятно, был одним из её друзей. Вскоре после освобождения Катрин он поручил известному бернскому художнику Йозефу Вернеру написать серию аллегорических картин, изображающих события судебного процесса. Десять расписанных панелей — возможно, когда-то их было двенадцать — в настоящее время являются собственностью Фонда замка Егенсторф.

Галерея[править]

Источники[править]