Действия

Средний танк Matilda II Mark I

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Infantry Tank Mk.II или Matilda II Mark I (с сентября 1941 г.) — средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны. Первый из серии пехотных танков Matildа II.

История[править]

В 1934 г. началась реализация концепции пехотного танка, идейным вдохновителем которого стал Перси Хобарт, который в то время был командиром Танковой Бригады. Хобарт являлся практиком, который имел свои взгляды на то, какими должны быть английские танковые войска, и он понимал, что помимо маневренных боевых машин, имелась необходимость в менее подвижных, но более защищенных танках. Эти боевые машины требовались для взаимодействии с пехотными частями. Поскольку Хобарт являлся не только командиром Танковой Бригады, но и инспектором Королевского Бронетанкового Корпуса, у него имелись возможности для реализации таких идей.

Были сформированы тактико-технические требования на два типа танков. В случае с первым из них явно источником вдохновения послужил французский Renault NC. Предполагалось создание легкого двухместного танка с броней толщиной 25 мм, максимальной скоростью 16 км/ч и пулеметным вооружением. Работу над этой машиной поручили "Vickers-Armstrong", там она получила кодовое имя "Matilda". Впрочем, позже появился код A11 и официальный индекс Infantry Tank Mk.I. Второй танк выглядел более интересно. Скорость и броневая защита оставались те же, но экипаж составлял 3 человека, а вооружение состояло из 2-фунтовой (40-мм) пушки и спаренного с ней пулемета Vickers. Впервые такое вооружение реализовали на среднем танке A7E3, который как раз построили в 1934 г. Разрабатывал данный танк королевский арсенал в Вулидже, ему же поручили работы по пушечному пехотному танку. Позже данный танк получил кодовое обозначение A12, а также наименование Infantry Tank Mk.II.

Несмотря на то, что задание на будущие A11 и A12 были получены практически одновременно, по более тяжелому пехотному танку работы шли медленнее. Во многом это связывалось с тем, что медленно проходила разработка унифицированного с ним среднего танка A7E3. Кроме того, за время разработки требования к пехотному танку резко возросли. Прежде всего, это касалось броневой защиты. Стало очевидно, что 25 мм брони — это маловато, поэтому для будущего A12 ее увеличили в 3 раза — до 75 мм. Такой брони гарантированно хватало для защиты от противотанковой артиллерии того периода. Правда, столь существенное усиление брони повлекло за собой ряд проблем, поскольку резко возрастала и боевая масса танка. В результате пришлось искать новые методы изготовления корпуса и башни, и создавать с нуля ходовую часть, что, заставило растянуть и время разработки. Только осенью 1936 г. A12 начал обретать очертания.

Поскольку броневая защита сильно выросла, ранее применявшаяся на английских танках ходовая часть не подходила. Поэтому было решено создать новую конструкцию, в которой сочетались отработанные технические решения. Совсем новой данная конструкция не была, она чем-то напоминала то, что на своих танках уже реализовывали конструкторы "Vickers". Да и не только они: подвеска A12 получилась похожей на конструкцию, разработанную японским инженером Томио Хара, а тот, в свою очередь, также смотрел в сторону разработок "Vickers". Система была очень похожа по принципу.

Отдельно пришлось повозиться с силовой установкой. Дело в том, что в англичан имелись большие проблемы с танковыми моторами, поскольку силовых установок специальной разработки не существовало. Поэтому, путем долгого подбора, в какой-то момент решили использовать 6-цилиндровые автобусные моторы фирмы AEC. Изначально, на A7E3, опробовали спарку бензиновых моторов, но как раз в начале 1930-х гг. AEC начала работу по дизельным двигателям, более экономичным. Посему на A12 установили два дизеля, соединенных в один блок. С A7E3 перекочевала и планетарная коробка передач и хитрая система привода. Главным минусом было то, что суммарно моторы выдавали мощность 174 л.с. при 2000 об/мин. При боевой массе, которая достигла 25 тонн, маловато. Впрочем, если вспоминать исходные требования в 16 км/ч, такой удельной мощности вполне хватало.

Особенностью разработки A12 стало то, что на сей раз королевский арсенал в Вулидже не стал изготовителем танка. С самого начала было принято решение подыскать подрядчика, который будет готовиться к серийному выпуску. С учетом того, что немцы уже перестали изображать видимость соблюдения каких-либо норм Версальского договора, решение своевременное. В 1937 г., когда облик A12 сформировался окончательно, был оформлен контракт T/3951 на изготовление двух опытных образцов общей стоимостью в 30 000 фунтов стерлингов. Получила его "The Vulcan Foundry Limited". Основной деятельностью компании из Ньютон-ле-Уиллоуса являлось паровозостроение, а это означало мощное подъемное оборудование и отработанная технология сборки крупных деталей на заклепках. Самое то для сборки довольно тяжелых танков. Да и с литьём тоже дела обстояли весьма неплохо.

Первый опытный образец танка, получивший обозначение Infantry Tank A12E1, был готов в апреле 1938 г. 1 апреля 1938 г. танк отправили на полигон MWEE (Mechanical Warfare Experimental Establishment) в Фарнборо. По итогу боевая масса танка, получившего WD-номер T.3421 и регистрационный номер MHM 786, составила 26 тонн. Таким образом, удельная мощность составила всего 6,7 л.с. на тонну. Впрочем, как показали испытания, не всё так было и плохо. Максимальная скорость по шоссе составила 24 км/ч, почти в 2 раза больше, чем у A11. Скорость по проселку составила 15 км/ч, что тоже вполне достаточно. Естественно, без детских болезней дело не обошлось, тем не менее, A12E1 выглядел гораздо более удачной машиной, чем то, что заказали в качестве пулеметного пехотного танка.

Преодолев 1 600 км пробега по полигону MWEE, в августе 1938 г. A12E1 отправили в учебный центр в Лулворте. Одновременно на танке проводились различные опыты, связанные с его возможностями преодоления препятствий. Как раз в это самое время стали вылезать первые проблемы, связанные с ходовой частью. Дело в том, что танк получил типовые для английских машин среднего класса штампованные траки с грунтозацепом в виде буквы H. По шоссе такие траки ехали хорошо, а вот на бездорожье их сцепления нередко не хватало. Впрочем, поначалу это выглядело не столь ярко выражено. Уже первые испытания в Фарнборо показали, что так является именно тем, что требуется для сопровождения английской пехоты. Кроме того, резко возросшая активность немцев заставила английское Военное Министерство и Министерство Снабжения шевелиться. В июне 1938 г., еще до того, как закончились полигонные испытания, с "Vulcan" заключили контракт на изготовления 140 танков, получивших индекс Infantry Tank Mk.II.

Подписание контракта, впрочем, совсем не означало, что танки запустят в серию прямо сейчас. Пока в Лулворте шли войсковые испытания, "Vulcan" строила второй образец, Infantry Tank A12E2. В декабре 1938 г. он прибыл в Фарнборо, где также прошел испытания. Далее, в начале 1939 г., оба танка прошли капитальный ремонт, после чего начались дополнительные испытания. Пока всё это происходило, усиленным темпом к производству подключались всё новые заводы. Вторым подрядчиком стал "Ruston & Hornsby Ltd", уже имевший опыт танкостроения, а всего задействовали 6 заводов. Головным предприятием стал "Vulcan", от него уже зависели все остальные. По итогу только в сентябре 1939 г. завод из Ньютон-ле-Уиллоуса сдал первые серийные танки. Они несколько отличались от опытных образцов, хотя переделки выглядели не особо существенно. В частности, от сложной выхлопной системы с выводом труб вверх пришлось отказаться, а часть листов корпуса стала более простой по форме. Также передние буксирные крюки перенесли на верхнюю часть фальшбортов.

Выпуск Infantry Tank Mk.II производился всего двумя заводами. Помимо "Vulcan", выпускался он силами "LMS" (London, Midland and Scottish Railway), с которой заключили контракт T5741 на выпуск 120 танков. Реальность была такова, что за весь 1939 г. сдали всего 24 серийных танка, все силами "Vulcan". Еще 27 Infantry Tank Mk.II сдали в первом квартале 1940 г. Лишь во втором квартале произошел резкий скачок производства. За счет того, что подключались новые заводы, за апрель-июнь 1940 г. сдали 101 танк. Из 152 танков, выпущенных до начала июля 1940 г., на долю Infantry Tank Mk.II пришлось 85 машин, остальные модификации Mk.IIA с пулемётом BESA. Из них 55 сдал "Vulcan" (WD-номера T.6729-T.6783) и 30 "LMS" (WD-номера T.6909-T.6938). Помимо пулеметов Vickers, эти танки отличались приподнятой подвеской и массивным "хвостом". Сделано это было по итогам войсковых испытаний. Английские военные всерьёз считали, что их ждут бои в стиле Первой мировой войны, но у немцев оказалось иное мнение по данному вопросу.

Конструкция[править]

Корпус и бронирование[править]

Аналогично A11, носовая часть нового пехотного танка чем-то напоминала клин, но выглядел он не столь ярко выражено. Связано это оказалось с тем, что в носовой части появились фальшборта, в которых сформировалось полости, позже использовавшиеся и для личных вещей. В результате выглядит носовая часть танка вполне привычно, что позже часто приводило к неприятностям. Дело в том, что буксирные крюки также крепились к этим "боковинам", и их можно оборвать. В дальнейшем, буксирные крюки перенесли на верхнюю часть фальшбортов. На самом же деле носовая часть довольно узкая, и она существенно отличалась от предшествующих английских танков. Англичане явно посмотрели в сторону французских военных, у которых пехотные танки являлись основным типом вооружения бронетанковых частей. К середине 1930-х гг. французы стали массово применять литьё, собирая крупные секции корпусов не болтах. Англичане частично взяли эту идею на вооружение. Процент литых деталей оказался не столь велик, но носовую секцию сделали одним куском. Методом литья изготовлялась и часть деталей моторно-трансмиссионного отделения. Впрочем, основная "коробка" собиралась из катаных листов на заклепках и рейках.

Наиболее оригинальным элементом танка стала его башня. Если в конструкции корпуса литье использовалось частично, то башня A12 получилась литой с крепежом крыши на болтах. Выбор литья позволил сделать башню максимально компактной, что дало выигрыш в массе. Правда, порой компактность выглядела чрезмерной. Настолько, что под радиостанцию пришлось делать выступ. Тем не менее, удалось вписать в эту башню расчет из трех человек, причем командир являлся отдельным членом экипажа. К тому же он получал командирскую башенку, в одной из створок которой разместился перископический смотровой прибор.

Вооружение[править]

Вполне типовым для англичан второй половины 1930-х гг. получилось вооружение. Главным калибром выступала 40-мм 2-фунтовая пушка (QF 2 pounder), разработанная королевским арсеналом в Вулидже совместно с "Vickers". По сравнению с 3-фунтовой (47-мм) пушкой повысилось пробитие. Теперь бронебойный снаряд мог уверенно пробить плиту толщиной 37 мм, установленную на дистанции 457 метров и наклоненную на угол 60 градусов от вертикали. На тот момент этого было достаточно для поражения большинства танков. Примерно такое же пробитие имела и немецкая 37-мм противотанковая пушка 3,7 cm Pak, существовавшая и в танковой версии. Правда, по сравнению с ней имелся минус. Англичане продолжали считать, что пушка нужна только для противотанковых целей, а по пехоте огонь велся только из пулемета. Посему осколочно-фугасных снарядов к 2-фунтовке не имелось. С орудием был спарен 7,7-мм пулемет Vickers Mk.I с водяным охлаждением. Для его установки пришлось городить большой кожух, который был уязвимой деталью подвижной бронировки. Также на крыше башни пришлось делать вывод под водяное охлаждение.

Двигатель и трансмиссия[править]

На A12 установили два дизельных двигателя AEC, соединенных в один блок. Данные моторы объемом 6,75 литров получили обозначение AEC A183/A184, то есть левый/правый. Помимо спарки двигателей, с A7E3 перекочевала и планетарная коробка передач Wilson, вместе с хитрой системой привода. У каждого мотора сохранилось своё сцепление, от объединяющей их поперечной передачи к коробке передач шел вал, что позволяло работать двум моторам как одному. В отличие от предыдущих разработок, трансмиссия A12 получилась надежной, при этом моторно-трансмиссионное отделение оказалось более-менее компактным. Суммарно моторы выдавали мощность 174 л.с. при 2000 об/мин.

Ходовая часть[править]

По 2 пары опорных катков блокировалась в 2 тележки, упругим элементом являлась пружина, располагавшаяся горизонтально между тележками. Последняя пара катков имела "половинку" такой пружины. Кроме того, впереди находился более крупный по диаметру каток, который принимал на себя удары при преодолении вертикальных препятствий. Поскольку места уже не хватало, его пружину разместили вертикально. Итого 11 опорных катков на борт. Цельнометаллические опорные катки сделали малого диаметра, поскольку высокой скорости не ожидалось. Танк получил типовые для английских машин среднего класса штампованные траки с грунтозацепом в виде буквы H. Ходовую часть разместили между бортом и фальшбортом, заодно получился своеобразный экран, что усиливало броневую защиту с флангов. Правда, это же и создавало массу проблем, поскольку обслуживать ходовую часть было непросто.

Средства наблюдения и связи[править]

В одной из створок командирской башенки разместился перископический смотровой прибор Vickers MK-IV. Это была копия перископического прибора конструкции Рудольфа Гундляха, лучшее, что дала миру польская танковая промышленность. Такой же перископ имелся у наводчика, а также у механика-водителя. Надо сказать, что по обзорности A12 выглядел очень неплохо, причем англичан обошлись без частокола смотровых лючков, как это сделали немцы.

Боевое применение[править]

Неспешное производство Infantry Tank Mk.II привело к тому, что к началу мая 1940 г. эти боевые машины находились всего в одной части. Ей являлся 7-й королевский танковый полк (командир — подполковник Гектор Хейленд). Согласно штату, в полку находилось 50 пехотных танков, из них 27 штук являлось Infantry Tank Mk.I. Англичане рады были получить больше Infantry Tank Mk.II, но воевать приходилось тем, что есть. Особенностью машин 7 RTR было то, что все танки имели имена собственные, начинавшиеся с G. Данная система, использовавшаяся и в 4 RTR, позже стала типовой для английских танковых частей. С G имена начинались потому, что это 7-я буква в алфавите.

Стремительно наступавшим немецким частям способствовал успех, в том числе и по причине несогласованности действий как внутри самой французской армии, так и нестыковки с BEF (Британский Экспедиционный Корпус). 4-й и 7-й RTR как раз входили в его состав. По итогам было решено дать бой в районе Арраса, имевшего важное стратегическое значение. Вместе с англичанами действовали и французы. Понимая, что одними только пулеметными танками противника не одолеть, генерал-майор Гарольд Франклин несколько изменил состав частей. На момент контратаки, которая состоялась 21 мая 1940 г., в составе 4 RTR имелось 7 Infantry Tank Mk.II, а в составе 7 RTR — 9 танков данного типа. 4-й RTR действовал в составе левой наступающей колонны, а 7-й RTR — в составе правой колонны.

Контратака началась днем 21 мая. Под удар английских подразделений попала 7-я танковая дивизия генерала Роммеля, а по соседству находилась 3-я дивизия СС "Мертвая Голова". В общем-то борьба оказалась равна. С одной стороны, немцы сильно ушли вперед, оторвавшись от основных частей. Если бы англичане сработали как надо, они могли устроить Роммелю настоящий погром. Но беспорядка у англичан оказалось еще больше, чем у немцев, например, в 7 RTR вообще не работали танковые радиостанции. Всё шло совсем не так, как оно планировалось, а успехи оказались локальными. Прорыв на Вайи, что на юго-западе от Арраса, поначалу шел успешно, а затем английские танки оказались под огнем 105-мм гаубиц leFH 18. Уверенно поражать английские толстобронные машины они не могли, но зато их обездвижили. В конце концов английские танки дошли до позиций 88-мм зенитных орудий Flak 18. Считается, что их применение являлось импровизацией Роммеля, но это не так. Еще в 1938 г. Flak 18 перевели в разряд орудий двойного назначения, то есть и для огня по земле. В кампании мая-июня 1940 г. их активно использовали для борьбы с танками. Так что уничтожение танков 4-го и 7-го RTR при помощи зениток было вполне в рамках целевого применения. Да и применяли их до того не один раз.

Атака левой колонны также не особо отличалась успехом, причем против них Flak 18 использовались еще более интенсивно. По итогам из 76 танков, принимавших участие в контратаке, оказалось потеряно 60. В бою погибли командиры обоих танковых полков, а сами части обескровлены. Немцы также понесли тяжелые потери, но они оказались гораздо скромнее английских. И если для Роммеля контр удар под Аррасом стал не более чем приостановкой наступления, которое вскоре продолжилось, то для BEF тяжелые потери стали сигналом к отступлению. В дальнейшем танки 4-го и 7-го королевских танковых полков участвовали в оборонительных боях, а затем их попросту бросили. Это стало финалом боевой карьеры Infantry Tank Mk.II. Более они в боях не применялись. В сентябре 1941 года Infantry Tank Mk.II переименовали в Matilda II, но к тому моменту они использовались как учебные танки.

На службе Вермахта[править]

Напоследок стоит упомянуть судьбу захваченных пехотных танков из состава BEF. Несколько машин использовалось немцами как учебные танки, им дали индекс Infanterie Panzerkampfwagen Mk II 748 (e). Наиболее известным стал танк, который применялся в Нидерландах. Первое время машину использовали как есть, а далее с нее сняли башню и воткнули 50-мм танковую пушку KwK 38 L/42. Вместо башни соорудили орудийный щит, к которому поставили пару пулеметов MG 15. В таком виде танк с именем собственным Oswald применялся как минимум в 1942 г.

Операторы[править]

Источники[править]