Действия

Лучники тела герцогов Бургундских

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Лучники тела герцогов Бургундских — элитное формирование личных телохранителей правителей Бургундского герцогства, существовавшее в 1408 - 1477 гг.

Элитные лучники бургундских герцогов состояли из лучников тела и лучников охраны. Первые были приписаны к конюшне Монсеньора и отвечали непосредственно за охрану самого Монсеньора. Вторые отвечали за охрану объекта, в котором проживал Монсеньор. В бою оба контингента элитных лучников, как правило, объединялись. Непосредственную охрану Монсеньора в бою обычно осуществляли дворяне из эскадрона камергеров.

История

Первые элитные лучники (archers de son hotel) бургундских герцогов появились ещё во времена Филиппа Смелого. Так, в 1392 г., в ходе т. н. "Бретонского вояжа" придворные войска бургундского герцога насчитывали 39 лучников. 12 лучников и 22 арбалетчика, приписанные ко двору бургундского наследника Жана де Невера, приняли участие в "Венгерском вояже" и по большей части сложили свои головы в сражении при Никополе в 1396 г. Судя по всему, в 1408 г. придворные лучники были поделены на две части — лучников тела (archers du corps), наиболее элитарное подразделение, и лучников охраны или лучников гвардии (archers de la gardes), менее элитарное подразделение. Лучники тела охраняли непосредственно персону монсеньора, а лучники охраны — его жилище. В мирные будни и в бою оба подразделения действовали в связке. По словам бургундского хрониста Оливье де Ламарша, эти элитные стрелки по очереди охраняли монсеньора и сопровождали его, будь то на лошадях или пешком, куда бы он ни отправился. Если герцог шел пешком, элитные лучники должны были держаться вокруг него с вужами или луками на плече, если же герцог был на коне, они также должны были находиться при нем вместе со своим гидоном.

Постоянное пребывание рядом с принцем подразумевало абсолютную преданность лейб-лучников своему хозяину. Первоначально все они набирались из т. н. простолюдинов либо мелкопоместных дворян и, ни чем не связанные с придворной знатью и её непременными интригами, в буквальном смысле слова "верой и правдой, жизнью и честью" служили бургундским герцогам и их "священному праву власти". Однако со временем в рядах лучников тела стало появляться все больше представителей дворянского сословия. Большинство элитных стрелков были родом из франкоязычных земель — Пикардии, Артуа и Двух Бургундий, хотя встречались выходцы из Голландии, Португалии, Англии, Шотландии и даже с Востока, как, например, "крещеный турок" Жан Шарль.

Лейб-лучники нередко осуществляли полицейские функции. Например, 28 июня 1467 г. во время беспорядков, вспыхнувших в Генте при посещении города Карлом Смелым, телохранителям пришлось вытаскивать герцога из самого центра свалки. При этом один из лучников тела "был ранен, когда вооруженные гентцы собрались на рынке". Лучники тела охраняли своего сеньора и во время солдатских бунтов в лагерях под Нейсом в 1474 г. и Лозанной в 1476 г. Примечательно, что телохранители герцогов Бургундских эскортировали не только герцога. Так, в августе 1470 г. пять лучников тела — Флоркен д’Ардр, Бартелемью Уиллок, Терьо Ле Кок, Брокар ван Бакуем и Пьеркен Мальбо — конвоировали шесть пленников из захваченного Мидделбурга в Сент-Омер и в Брюгге. Лучники тела также выполняли различные поручения своих повелителей, например, служили гонцами для доставки писем или подарков.

Бургундские герцоги, укрепляя среди телохранителей свой и без того непререкаемый авторитет, проявляли искреннюю заботу о них. Так, в 1457 г. Филипп III Добрый распорядился выдать 12 ливров Аннекену Дидье, лучнику тела герцога, который поранил ногу во время паломничества принца в Булонь. После битвы при Монлери лучнику тела Карла Смелого Пьеру Саваро, получившему ранение, была немедленно оказана медицинская помощь. Кроме того, бургундские герцоги имели обычай женить своих телохранителей на богатых вдовах или завидных невестах из простонародья. В этой связи показателен случай сватовства (правда, неудачного) лучника тела Колена де Ла Тьело к дочери лилльского пивовара. Показательно, что Филипп Добрый, отбросив все государственные дела, с азартом принял участие в несостоявшейся женитьбе своего телохранителя. Однако такая поистине отеческая забота имела свои пределы, и за серьезные проступки лучника тела могла постигнуть весьма суровая кара. Так, во время присоединения Люксембурга в 1443 г. бургундским солдатам под угрозой смерти запретили обижать горожан и затевать ссоры друг с другом. Когда один из герцогских телохранителей, лучник тела и ветеран многих битв по прозвищу Маленький Шотландец, повздорил с дворянином Пьером де Бернаром и ударил его, Филипп Добрый отдал приказ немедленно повесить нарушителя дисциплины. Несмотря на заступничество нескольких придворных, хорошо знавших лучника-телохранителя, а также на просьбу самого де Бернара пощадить своего оппонента, герцог остался непреклонен, и Маленький Шотландец был повешен.

Придворная жизнь не мешала телохранителям в нужный момент демонстрировать завидную военную подготовку. 26 июля 1436 г. гарнизон осажденного бургундцами Кале произвел внезапную вылазку. Филипп Добрый, проводивший рекогносцировку вблизи городских стен, сумел спастись лишь благодаря преданности своих телохранителей. 22 мая 1437 г. на узких улочках восставшего Брюгге эскорт герцога попал в засаду. И вновь отличились лейб-лучники, которые по команде "Натягивайте луки! Натягивайте луки!" открыли огонь буквально по всему, что шевелилось. От выстрелов телохранителей погибло множество горожан, как правых, так и виноватых. Главный пекарь города был застрелен в тот момент, когда, оказавшись напротив Филиппа Доброго, сделал резкое движение, намереваясь снять головной убор. Впоследствии жители Брюгге насчитали около 300 стрел, которые остались торчать в оконных рамах, дверях и каменных стенах домов улицы Двеерстраат, по которой, окруженный своими телохранителями, прорывался герцог.

18 мая 1452 г. элитные бургундские лучники, руководимые Жаном де Ранти и "добрым рыцарем" Жаком де Лаленом, отличились в бою при Локерене, где им пришлось прикрывать отступление основных сил бургундского отряда. Лучники скинули жакеты, мешавшие при стрельбе, и обрушили на наступающих гентцев ливень стрел. В ходе боя 7 или 8 лучников (в т. ч. 3 лучника тела) погибли. Впрочем, безупречное поведение элитных лучников при Локерене не спасло репутацию Жана де Ранти, который поддался эмоциям и, бросив на землю флаг, во весь опор погнал своего скакуна прочь с поля боя. В бою при Овермере 24 мая 1452 г. лейб-стрелки вновь оказались на высоте: "четверо или пятеро из числа лучников тела герцога совершили чудесные военные подвиги, в особенности От Ле Сюр и Ле Мартр". В ходе сражения при Гавере 23 июля 1453 г. лучники тела Филиппа Доброго совместно с лучниками его охраны были выдвинуты в авангард бургундской армии, где вступили в ожесточенную перестрелку с гентским ополчением.

Во время осады Льежа в 1468 г. лучники тела Карла Смелого в отчаянной ситуации сумели сохранить жизнь своему сюзерену: 12 стрелков, несших службу непосредственно в доме, занимаемом принцем, сначала отразили вражеский приступ, а за тем, буквально закрыв герцога своими телами, прорвались сквозь ряды противника и вывели Карла в безопасное место. Вероятно, именно в этом бою 5 лучников тела, а именно, Жерарден Анье, Герр Ле Франконье, Аннекен Дидье, Сандрен де Булуанж и Пьеркен Малифо (Мальбо), получили ранения. Монсеньор Карл распорядился выплатить каждому из них по 10 франков в качестве компенсации. Ещё один лучник тела, Робен де Клюзе, во время последовавшего за разгромом Льежа набега на Франшимон купил лошадь взамен павшей, и герцог распорядился возместить ему траты в размере 19 франков 4 су.

В ходе битвы при Нейсе 23 мая 1475 г. телохранители действовали в качестве стрелков, удачно прикрыв огнем атаку эскадрона шамбелланов во главе с герцогом. В ночь с 16 на 17 июня, через 3 недели после указанного сражения, лучники тела оберегали Карла Смелого во время ожесточенного боя с немецкими мародерами. Разъяренные телохранители безо всякой пощады расправились с "врагами монсеньора", поразив своей бескомпромиссностью даже видавшего виды миланского посла Джакомо Панигаролу: "у одних мародеров было перерезано горло, другие были расстреляны, как Святые Себастьяны, многие, 100 или 200, были утоплены, несмотря на вопли о милосердии; это было очень безжалостное и жестокое дело". В ходе Грансонского сражения 2 марта 1476 г. лучники тела совместно с лучниками охраны успешно обороняли выдвинутую вперед позицию в замке Вомаркюс. Отбив все атаки противника, но, оказавшись при этом глубоко в его тылу, телохранители и гвардейцы, руководимые Жоржем де Розимбо, сумели обмануть швейцарских часовых и после ночного форсированного марша благополучно соединились с главными силами бургундской армии. Однако следующая битва, при Муртене 22 июня 1476 г., стала для многих лучников тела последней. Подразделение элитных лучников под командой капитанов Жоржа де Розимбо и Эмиля де Мейи было сосредоточено в "зелёной изгороди" — передовой позиции бургундской армии. Взаимодействуя с артиллерией, а также гвардейскими лучниками Джона Миддлтона и пехотой прикрытия, лучники тела сумели отразить первый натиск швейцарцев на "зелёную изгородь" и нанести противнику серьезные потери. Однако повторная атака конфедератов, в ходе которой были скомбинированы лобовой удар и обходной маневр, увенчалась успехом. В ходе рукопашной схватки большая часть гарнизона "зелёной изгороди" погибла. Оставшиеся элитные лучники укрепились в главной ставке бургундского герцога. Прикрывая отступление Карла Смелого, телохранители и гвардейцы до последнего обороняли вагенбург на высоте Буа Доминго от многократно превосходивших сил неприятеля и с честью встретили смерть. В бою погибли капитаны лучников тела Жорж де Розимбо и Эмиль де Мейи.

Организация

Лучники тела были приписаны к конюшне герцога и столовались вместе с оруженосцами "конюшни Монсеньора". Капитан лучников тела имел в своем распоряжении 2 слуг и 3 лошадей. Каждый лучник также имел свою лошадь. На двух лучников тела приходился 1 конный слуга.

Численность лейб-лучников в разные периоды колебалась, имея тенденцию к увеличению. Так, при Жане Бесстрашном в 1409 - 1410 гг. насчитывалось всего 12 телохранителей. При Филиппе Добром в 1426 г. — 12, в 1427 г. — 24, в 1433 г. — 24 и 29, в 1434 г. — 25, в 1435 г. — 50, в 1437 г. — 49, в 1438 - 1439 гг. — 50, в 1447 г. — 57, в 1448 г. — 48, в 1449 г. — 50, затем 84 и, наконец, 60, в 1450 г. — 53, в 1457 г. — 71, в 1458 г. — 50 лучников тела. С Карлом Смелым при Монлери 16 июля 1465 г. сражалось 100 его лучников, из которых меньшая часть являлась лучниками тела, а остальные — лучниками охраны. В 1468 г. герцога сопровождали 49 и 45 лейб-лучников, в 1470 г. — 42 лучника тела и 3 их капитана. В 1474 - 1475 гг., согласно Молине, у Карла Смелого было 50 лучников тела и 2 рыцаря, которые ими командовали. Впрочем, Оливье де Ламарш приводил несколько другие данные: согласно его информации, у герцога в это время было 62 лучника тела, которыми командовало 2 рыцаря, являвшихся капитанами лучников. Согласно строевому списку в 1475 г. Карла Смелого охраняли 60 лучников тела при 4 капитанах. В мае 1476 г. количество лучников тела возросло до 100 человек. Во время войны численность лучников тела могла увеличиваться за счет призыва экстраординариев.

Сохранились поименные списков лучников тела за разные годы, где часто встречаются одни и те же люди, и фигурируют одни и те же фамилии, что говорит о "преемственности" службы, когда место погибшего или "вышедшего на пенсию" лучника занимал его родственник. Таким образом, в этом привилегированном подразделении удавалось сохранить главную традицию, заключавшуюся в беззаветном служении монсеньору герцогу и Бургундскому дому.

Вооружение

В комплект вооружения лучника тела входило следующее: шлем салад, кольчатое оплечье горжерен, кольчуга обержон, корсет бригантина, стальные наручи и поножи, стеганная куртка жак, длинный меч, кинжал, длинный лук со стрелами и вуж — колюще-рубящее оружие на длинном древке, напоминающее выпрямленную косу.

В архивах сохранились бухгалтерские счета на оплату вооружения и снаряжения элитных лучников. Так, лейб-лучники Филиппа Доброго и его сына Карла, графа де Шароле, помимо всего прочего, получили:

  • 1434 г. – по 6 ливров на ремонт жаков
  • 1437 г. – по 4 ливра и 16 су на ремонт жаков
  • 1439 г. – материал (футень и полотно) на починку жаков
  • 1442 г. – 42 ливра на починку жаков
  • 1448 г. – 48 вужей
  • 1449 г. – материал на починку жаков
  • 1452 г. – легкие пурпуаны взамен более тяжелых жаков
  • май 1465 г. – 100 вужей и 100 луков
  • 8 июня 1465 г. – 34 вужа
  • 17 июля 1465 г. – 8 луков;
  • 14 сентября 1465 г. – 50 луков, 50 дюжин стрел, 8 дюжин тетив;
  • 1466 г. – 18 вужей.

В ноябре 1468 г. брюссельский доспешник-армурье Ланселот де Жендертай исполнил заказ на изготовление защитного вооружения для 4 лучников тела и капитана, за что получил из казны герцога 14 франков 8 су. Одновременно ещё один доспешник-бригадинье, Рене Депо, изготовил за 8 франков и 8 су бригантину для лучника тела Эрно де Ла Круза. В это же время оружейник Жакемен Прево изготовил 5 вужей по цене 30 су каждый для пяти лучников тела — Акене дю Коруа, Тьеррона Ле Кока, Жана Ляшера, "маленького" Жана Ле Сапа и Симонне Оброна — и 1 вуж по цене 60 су для второго капитана Антуана де Розимбо. В 1470 г. элитные стрелки получили 222 дюжины тетив для луков и 24 вужа.

Униформа

Во время торжественных придворных церемоний и в сражениях телохранители герцогов Бургундских носили красочные ливреи с девизами Монсеньора, расшитые золотом и серебром. Сохранились многочисленные бухгалтерские счета на оплату труда бургундских портных и вышивальщиков, которые изготавливали "мундиры" для лучников тела.

В феврале 1409 г. Антуан де Краон, капитан лучников тела, получил 12 чёрно-бело-зеленых роб с белой подбивкой для своих подчиненный и 1 робу для себя лично. 31 января 1410 г. Краон получил 13 суконных роб того же "триколора", на рукавах которых были вышиты по 3 стрелы, перевязанных веточкой хмеля. В 1416 г. бургундские лучники охраны получили 24 чёрно-бело-зеленых жакета с нарукавной вышивкой в виде трех связок стрел.

С 1430 по 1436 гг. ливреи элитных лучников именовались хуками (huques). Хуки имели рукава, на которых наносилась белая и синяя аппликация в виде "жезлов и стрел, сопутствующих жезлам, подбитые чёрным полотном и окаймленные чёрным сукном вокруг железных наконечников". Основными ливрейными цветами в этот период времени были чёрный и серый. Примерно в 1437 - 1438 гг. термин "хук" вышел из употребления. Вместо хуков элитные лучники получили жакеты "доброго фасона". В это же время исчез и серый ливрейный цвет (временно был "возрожден" в 1454 г. на "банкете фазана"), остался только чёрный. В 1439 г. в качестве ливрей телохранители стали использовать пальто. В этом году на пошив 53 пальто лучников тела было закуплено 106 онов (мера длины, равная, примерно, 1,2 м) чёрного сукна, 106 онов чёрного буграна и 25 онов белого сукна. Сами пальто были расшиты золотом, эмблемы изготавливались попеременно из синего и серого и из красного и зеленого сукна. В 1440 г. для лучников тела были изготовлены 52 пальто, расшитые крестом Святого Андрея, стрелами и огнивами на общую сумму в 181 ливр и 16 су, а в 1442 г. капитан лейб-лучников Филипп де Тернан получил роскошное пальто, "расшитое золотом и серебром, которое хорошо ему шло".

В 1465 г. ливреи лучников тела Карла Смелого, тогда ещё графа де Шароле, имели чёрно-фиолетовую расцветку с "пнистым" Андреевским крестом, огнивом с искрами и вензелем CY, вышитым золотой нитью, ливреи лучников его охраны были чёрно-фиолетовыми, вероятно, с белым Андреевским крестом. В 1468 г. пальто лейб-лучников были изготовлены из чёрного сукна, расшитого золотом.

В 1471 г. пальто телохранителей и гвардейцев Карла Смелого приобрели бело-синюю расцветку с красным Андреевским крестом и золотой вышивкой.

Лучники тела, облаченные в красочные ливреи, в определенной степени являлись "визитной карточкой" своего сеньора, в связи с чём сопровождали герцога в его торжественных выходах и принимали участие во всех пышных церемониях. Так, Оливье де Ламарш, описывая встречу Филиппа Доброго с Фридрихом III Габсбургом в Безансоне в 1443 г., вспоминал, что командир лучников тела герцога сеньор де Тернан был облачен в пальто, расшитое золотом и серебром, которое "хорошо ему шло, ибо вышеупомянутый де Тернан был тогда цветущим, красивым рыцарем, крупным, смуглым, очень высокого роста; в общем, он был одним из лучших рыцарей своего времени; именно ему и следовало командовать лучниками". Бургундские лейб-лучники принимали участие и в торжественном вступлении Людовика XI, только что получившего корону, в Париж в 1461 г.

Галерея

Источники