Нил Хасевич: различия между версиями
Материал из ВикиВоины
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 65: | Строка 65: | ||
[[Категория:Лысые личности]] | [[Категория:Лысые личности]] | ||
[[Категория:Скорпионы]] | [[Категория:Скорпионы]] | ||
− | [[Category:Личности с | + | [[Category:Личности с огнестрельным оружием]] |
{{DEFAULTSORT:Хасевич Нил}} | {{DEFAULTSORT:Хасевич Нил}} |
Текущая версия на 18:47, 2 мая 2024
Нил Хасевич — украинский художник, график, экслибрист, гравёр, общественный и политический деятель. Член Организации украинских националистов и Украинского главного освободительного совета.
Нил Хасевич получил известность благодаря своим работам, связанным с Украинской повстанческой армией. Автор множества пропагандистских плакатов, ксилографий, открыток, журнальных иллюстраций и карикатур, в наши дни он считается создателем визуального образа УПА. Кроме того, именно Хасевичем был разработан ряд вариантов оформления "бофонов" — денежных квитанций (обязательств) УПА, а также дизайн наград повстанческой армии, в том числе Креста Боевой Заслуги и Креста Заслуги. Последней награды в 1948 г. был удостоен сам художник.
Биография[править]
Нил Хасевич родился 13 ноября 1905 г. в с. Дюксин, Ровенский уезд, Волынская губерния, Российская империя (ныне Костопольский район, Ровненская область, Украина). В 1920 г., в возрасте 15 лет, Нил с матерью попал под поезд. Мать погибла, а Нил потерял ногу и сам себе смастерил протез. Учился в Варшавской академии искусств, получил несколько призов на местных художественных выставках.
Незадолго до начала Второй мировой войны он вступил в Организацию украинских националистов (ОУН), многих членов которой, включая Степана Бандеру и его жену Ярославу Опаровскую, хорошо знал ещё со студенческих времён. В 1941 г., когда Западная Украина была оккупирована немецкими войсками, Нил Хасевич стал активно сотрудничать с немцами: в том же г. в селе Деражное, находившемся в нескольких километрах от родного Дюксина, он был мировым судьёй. Советские источники указывали, что Хасевич выносил жестокие приговоры за невыполнение продовольственных поставок для немецкой армии, невыход на принудительные работы, помощь советским партизанам, "лично участвовал в экзекуциях... в том же 1944 г. принимал личное участие в убийстве многих поляков и уцелевших от немецких расправ евреев".
В 1942 г. Нил Хасевич присоединился к Украинской повстанческой армии (УПА). Среди повстанцев его знали под кличками "Бей-Зот", "Старый", "333", "Левко", "Шмель", "Рыбалко". Находясь на территории куреня "Гонта" структурной единицы УПА-Север, художник зарекомендовал себя как прекрасный пропагандист. Член краевой референтуры пропаганды, он работал в редакции волынского журнала "К оружию" (укр. "До зброї") и создавал иллюстрации для сатирических изданий УПА "Украинский перец" и "Хрен", а также руководил подпольной типографией повстанцев, которая выпускала различные агитационные материалы: брошюры, листовки, открытки.
В 1951 г. работы Хасевича, сделанные в период пребывания в подполье, оказались в руках у делегатов Генеральной Ассамблеи ООН и зарубежных дипломатов, а в следующем г. были напечатаны в альбоме "Графика в бункерах УПА" в филадельфийском украиноязычном издательстве "Пролог". В связи с этим МГБ СССР, с целью "прекратить антисоветскую деятельность" художника, сформировало специальную межобластную оперативную группу для розыска Хасевича, которую возглавил заместитель начальника отделения 2-го отдела УМГБ Ровненской области, капитан госбезопасности Борис Стекляр.
Поиски Хасевича продлились сравнительно недолго. Их процесс был подробно описан Теодором Гладковым и Борисом Стекляром в произведении "Рассказы полковника Бондаря", основанном на воспоминаниях бывшего сотрудника советских спецслужб, проживавшего в Ровно и пожелавшего остаться неизвестным. Как впоследствии выяснилось, под псевдонимом Бондарь скрывался сам Стекляр. Выйти на след художника чекистам помогла его связная Инна "Домаха" Волошина, вдова убитого полковника УПА Ростислава Волошина-Березюка. На допросах она показала, что хорошо знала "Бея"-Хасевича ещё со времён сотрудничества в издании "Волынь", и сообщила, что "Бей" был направлен её мужем в подполье уже в качестве одного из главарей краевого провода ОУН(б). Вооружившись полученными от Волошиной сведениями, группа, которую возглавлял Стекляр, установила примерное место нахождения Хасевича, а также тот факт, что из укрытия в укрытие его перевозят на велосипеде.
Обнаружить точное место, в котором он скрывался, помог случай. Сотрудники советских спецслужб расшифровали документы, найденные в одной из крыивок УПА на Ровенщине, и в одном из них обнаружили сведения о заготовке для художника 5 килограммов бумаги и вишнёвого дерева, необходимых ему для работы, а также название места нахождения одной из последних на Волыни крыивок, располагавшейся неподалёку от села Суховцы, в 12 километрах от города Клеваня Ровненской области. Именно там находился Нил Хасевич. Найти укрытие членам отряда МГБ помогли осведомители из числа местных жителей, а точно указала на местоположение "схрона" пожилая хозяйка дома, при котором находилось укрытие. Впрочем, современный украинский историк Владимир Гинда опровергает эту версию — в своей статье о Хасевиче он написал, что "гэбисты" тогда прибегли к хитрости и, сказав хозяину, будто бы его жена проговорилась о существовании "схрона", добились указания им места входа туда, а женщина на самом деле ничего так и не сказала.
На предмет того, как произошла гибель Хасевича 4 марта 1952 г., ведётся множество споров. По наиболее распространённой версии, художник был убит во время облавы сотрудниками МГБ, однако многие современные украинские историки полагают, что живым Хасевич не сдался и застрелился из личного оружия вместе с двумя своими телохранителями — Вячеславом "Матвеем" Антонюком и Антоном "Игнатом" Мельничуком, предварительно уничтожив все важные документы. Согласно описанию этого события, приведённому в "Рассказах полковника Бондаря", чекисты действительно предлагали художнику и двум другим повстанцам сдаться в обмен на снисхождение, однако никакой реакции с их стороны не последовало. Когда сотрудники МГБ с расстояния открыли лаз, изнутри раздались автоматные очереди. Вновь заперев лаз снаружи, участники облавы прибегли к помощи дымовых ракет, однако и дым не заставил Хасевича, Антонюка и Мельничука выбраться наружу. Пускать в ход гранаты чекисты не стали и решили спуститься вниз.
Живых в бункере не оказалось. При свете аккумуляторного фонаря Стекляр увидел три трупа. У одного отсутствовала нога — "Зот". В руке бандит продолжал сжимать автомат. Последнюю очередь, это было видно по позе, он выпустил не в лаз, а в одного из своих охранников — "Павло", должно быть, сделавшего попытку сдаться. "Павло", как потом установило следствие, сам умел рисовать и резать по дереву. Видимо, он помогал "Зоту" изготавливать клише. Второй охранник "Богдан" был убит разрывом гранаты. |
В трёх помещениях бункера, где укрывался Хасевич, члены группы "Бондаря" обнаружили шесть стволов оружия, ручные гранаты, запас продовольствия, патронов и свечей на несколько месяцев, большое количество антисоветских листовок и прокламаций, приспособления для графических работ, а также — по словам Стекляра — некие "страшные рисунки", запечатлевшие "предсмертные муки советских людей, казнимых фашистами и их пособниками", и документы, подтверждавшие связь между Хасевичем и иностранными разведками.
Вытащив полуголые тела Хасевича, Антонюка и Мельничука наружу, на снег, сотрудники МГБ посадили их в ряд и сфотографировали в сидячем положении. По словам бывшего военнослужащего УПА Дмитрия Удодика, трупы целенаправленно выставляли напоказ "и для глумления [над телами], и для устрашения", а затем вывезли в неизвестном направлении. Где подверглись захоронению останки Нила Хасевича, неизвестно до сих пор.
Оружие[править]
Вступив в УПА, Нил Хасевич получил доступ ко всему оружию, которое использовалось данным вооруженным формированием — как правило, это было трофейное оружие советского, польского и немецкого производства. В марте 1952 г., после того, как Хасевич был убит, МГБ СССР сделали фотографию оружия, с которым оборонялся украинский художник и двое его ученика. На этом фото можно распознать винтовки Mauser 98k и СВТ-40, а также пистолеты Vis.35, ТТ-33 и револьвер Нагана.
Галерея[править]
Оружие, которым оборонялся Нил Хасевич со своими двумя учениками от МГБ СССР в марте 1952 г. На этом фото можно распознать винтовки Mauser 98k и СВТ-40, а также пистолеты Vis.35, ТТ-33 и револьвер Нагана.
Интересные факты[править]
- В 1929 г. в Варшаве Нил Хасевич встретился с американцем Биллом Титлом, сыном украинских эмигрантов. Оба были художниками и имели украинское происхождение, но один (Нил) стал главным художником УПА, а второй (Бил) — главным мультипликатором Disney. Этой истории посвящена книга братьев Капрановых "Бумажные солдаты".
- На основе шрифта, которым Нил Хасевич подписывал свои плакаты, разработали новый украинской шрифт Volja, который с 2023 г. был официально признан церемониальным шрифтом вооружённых сил Украины, а также вошел в брендбук ВСУ, подписанный Главнокомандующим Валерием Залужным.