Действия

Сибирская добровольческая дружина: различия между версиями

Материал из ВикиВоины

 
Строка 74: Строка 74:
 
[[Категория:Армии]]
 
[[Категория:Армии]]
 
[[Категория:Белое движение]]
 
[[Категория:Белое движение]]
 +
[[Категория:Воины гражданской войны в России]]

Текущая версия на 06:58, 12 апреля 2024

1-я Сибирская добровольческая дружина (СДД) — переименованное из "Милиции Татарского пролива" соединение белых сил, принимавшее участие в Якутском восстании. Ее разгром считается окончанием Гражданской войны в России. Возглавлялось генералом-лейтенантом Анатолием Пепеляевым, ранее командовавшем Средне-сибирским белогвардейским корпусом.

Помощь якутскому восстанию[править | править код]

В ходе восстания в Якутии в сентябре 1921, армия из около двухсот белогвардейцев, возглавляемая корнетом Михаилом Коробейниковым провозгласила "Временное якутское областное народное управление". 23 марта образованная Якутская народная армия Коробейникова заняла Якутск, частично уничтожив, а частично взяв в плен красноармейский гарнизон, захватив при этом 6 пулемётов. В апреле восставшие белоармейцы связались с Приамурским земским правительством во Владивостоке с просьбой о помощи. 27 апреля Советы объявили об образовании Якутской АССР и отправили экспедицию для подавления восстания. Летом 1922 года белые были выбиты из Якутска и отошли к Тихоокеанскому побережью, заняв портовые города Охотск и Аян и вновь запросив подкрепление из Владивосток

Утром 6 сентября 1922 года в порту Аян с канонерской лодки "Батарея" и парохода "Защитник" на берег Охотского моря высадились первые добровольцы под началом генерала Пепеляева. Здесь их встретили около двух сотен якутских партизан, командовали ими Коробейников и поручик Рязанский. На следующий день состоялось совещание, на котором управляющий Якутской областью Куликовский и другие якутские общественные деятели уверяли Пепеляева, что фактически разгромленное антисоветское движение можно легко создать вновь, так как еще много партизанских отрядов находится в тайге, и достаточно будет начать боевые действия, как их в массовом порядке поддержат добровольцы. В подтверждение этого якутские купцы передали в дар отряду около 300 оленей. Пепеляев был утвержден командующим всеми белоповстанческими отрядами вместо Коробейникова, а его партизаны вступили в отряд, составив третий батальон. Сам отряд получил название 1-й Сибирской добровольческой дружины. В дружине было введено "братское" обращение к служащим: "брат полковник", "брат капитан".

Начало боевого пути[править | править код]

Отличительные знаки и погоны чинов Сибирской добровольченской дружины. Автор Алексей Каревский.

Первый удар Пепеляев решил неожиданно нанести в урочище Нелькан, на реке Мая, где стоял гарнизоном экспедиционный отряд ЧОН под командованием чекиста И. Карпеля с запасами продовольствия и вооружения и двумя баржами.

Выступив 10 сентября по осеннему бездорожью, через болота и незамерзшие реки дружина за 19 дней прошла более 240 км, преодолев безлюдный и труднопроходимый Джукджурский хребет. Но 29 сентября отряд Карпеля, предупрежденного тремя дезертирами из дружины, видимо, завербованными еще во Владивостоке, в панике погрузился вместе с продовольствием на баржи и отплыл вниз по Мая. Трофеями дружины стали только 14 лошадей и зарытые еще весной партизанами 120 винчестеров, 50 винтовок и 50 тыс. патронов к ним. Пепеляев узнал, что местные жители настроены совсем не так дружелюбно, как ему докладывали. Действовавшие в районе побережья отряды Коробейникова и Бочкарева занимались грабежами якутов и тунгусов.

Не сумев захватить продовольствие и баржи, отрезанная от Аяна осенней распутицей, дружина оказалась в капкане. Начался голод, добровольцы съели всех лошадей, собак и стреляли ворон, а некоторые даже варили кожу, содранную с дверей. Только после прибытия в Аян 1 октября на пароходе "Томск" второго эшелона дружины (ок. 187 человек) под командованием генерала Вишневского и создания на побережье тылового района в Нелькан был отправлен первый конвой с продовольствием, который пробился к пепеляевцам лишь 19 ноября. Пепеляев решил выждать, когда в декабре начинается передвижение на оленях, чтобы наступать на Якутск.

Разведка дружины под руководством полковника Худоярова установила контакты с партизанскими отрядами Артемьева, Сысолятина, Алексеева, Волкова и др. От партизан стало известно о дислокации частей Красной армии: в Якутске были расквартированы артдивизион, отряд ЧОН, конный дивизион ГПУ и комендантская команда под командованием Карла Байкалова, отряд красных партизан Ефима Курашева с 2 орудиями и несколькими пулеметами в селе Чурапча, отряд Ивана Строда и база снабжения в селе Петропавловском, отряд Николая Суторихина в слободе Амга. Через эту слободу, занимавшую центральное положение, осуществлялась связь между разбросанными по Якутии частями красноармейцев. Именно здесь Пепеляев решил нанести внезапный удар, с которого планировалось начать наступление на Якутск вместе с охотским отрядом генерал-майора Ракитина.

Двигаясь с 26 декабря вслед за авангардным батальоном генерала Ракитина, дружина заняла села Усть-Маю и Усть-Миль. 22 января 1923 года для взятия сильно укрепленной слободы Амги был послан из Усть-Миля отряд полковника Рейнгардта силой до 400 бойцов при двух пулеметах. Расстояние более чем в 200 км отряд прошел за шесть суток и в ночь на 2 февраля штурмовал Амгу с трех сторон при поддержке партизанского отряда полковника Сурова.

Ледяная осада[править | править код]

Внезапная и дерзкая атака во весь рост с винтовками наперевес решила исход боя. Отряд, потеряв убитыми 22 человека, захватил 13 пулеметов, 150 винтовок, много патронов, гранат и 60 человек пленных. 7 февраля прибыл и сам генерал Пепеляев. Падение Амги открывало теперь ему дорогу на Якутск, где было объявлено военное положение, спешно возводились укрепления и куда срочно стягивались остальные красные части. Казалось бы, еще один удар по столице Якутии. Но, как часто бывает на войне, смелость и отвага одних споткнулась о мужество и стойкость других. 12 февраля на помощь красному Якутску вышел гарнизон с обозом в 150 подвод, из Петропавловска отряд Строда пробился сквозь многочисленные засады партизан Артемьева и 14 февраля столкнулся с инструкторской ротой и 1-м батальоном генерала Вишневского, направленного на перехват Пепеляевым. Несмотря на то, что Строд потерял убитыми и ранеными 56 чел. да всех быков и лошадей, он сумел укрепиться с тремя сотнями красноармейцев в двух заброшенных юртах для скотa на окраине якутской деревни Сасыл-Сысыы — Лисья Нора в 25 км севернее Амги.

"Ледяная осада", которая продолжалась 18 дней, сыграла ключевую роль в якутском походе. К вечеру 14 февраля в Лисью Нору прибыл сам Пепеляев вместе с 1-м, 2-м и 4-м батальонами, кавалерийским дивизионом и партизанским отрядом Артемьева, которые окружили деревню. На следующий день к красноармейцам отправились парламентеры с требованием сдачи в плен при гарантии сохранения жизни. Но будучи раненным, Строд отверг ультиматум, предложив пепеляевцам самим сложить оружие. Он приказал поднять красное знамя, а красноармейцам запеть "Интернационал".

Пепеляев, зная из перехваченного донесения о ранении Строда, о нехватке у красных боеприпасов и медикаментов, все-таки ожидал капитуляции красноармейцев и продолжал с ними переговоры до 18 числа. А красноармейцы сумели укрепить свои позиции непробиваемым для пуль кизяком и соорудили из него брустверы. Рано утром 15 февраля пепеляевцы начали штурм, но отряд Строда отразил его пулеметным огнем. Потеряв более 150 человек убитыми и ранеными, тем не менее Пепеляев решил не снимать осады, вынуждая красных сдаться из-за неизбежного голода. Все части белых были брошены против Строда. Пепеляев не желал сохранять у себя в тылу такой крупный отряд, оставив в Амге лишь 120 человек.

Была еще одна штурмовая атака, но Строд с помощью пулеметов и большого числа осветительных ракет снова отразил ее. Тогда по приказу Пепеляева во всех окрестных селениях были изъяты все большие зеркала и на возах доставлены в Лисью Нору. Он задумал ослепить противника отраженным "зайчиком" от ракет для броска вперед. Но ясные лунные ночи сорвали его оригинальный план. Не помогли для прикрытия атакующих и т. н. "якутские танки" — сани со смерзшимся навозом в 5–6 рядов. "Танки" оказались слишком тяжелые, а лошади, которые их тащили, хорошей мишенью. В конце концов было решено вывести осадные траншеи как можно ближе к юртам, заготовить большое количество гранат с шомполами от берданок, 26 февраля начать еще один "гранатный штурм". К этому времени отряд Строда потерял 63 чел. убитыми и 96 ранеными, продуктов не осталось, бойцы питались только мясом трупов лошадей, служивших одновременно бруствером. Воды тоже не было, ели снег. И все же красный отряд выдержал 18-дневную осаду до 3 марта 1923 года, оттянул на себя главные силы Пепеляева, не дав ему развернуть наступление на Якутск. Наоборот, командующий советскими частями Байкалов в результате "ледяной осады" получил передышку для своего контрнаступления, а Иван Строд был награжден в 1924 году вторым орденом Боевого Красного Знамени РСФСР.

Разгром дружины и сдача в плен[править | править код]

Уже во время "ледяной осады" в штаб дружины стали поступать сведения, не вселяющие оптимизма. Во-первых, Красная армия в октябре 1922 года заняла Владивосток, а в декабре — Петропавловск-Камчатский. Появились первые слухи о создании СССР. Во-вторых, выяснилось, что с момента объявления Якутской АССР симпатии якутской интеллигенции перешли к большевикам. После объявленной амнистии для восставших из их числа для борьбы с дружиной были сформированы якутские народно-революционные добровольческие отряды (Якнарревдот). И в-третьих, красный командир Байкалов, сформировав сильную группировку войск в составе частей 226-го и 230-го полков РККА, частей ЧОН, ОГПУ и Якнарревдота, вместе с отрядом Курашова начал контрнаступление на амгинском направлении 21 февраля 1923 года. Все это не могло не сказаться на боевом духе дружины.

Рано утром 2 марта под прикрытием густого тумана более 600 красноармейцев при поддержке двух орудий пошли на штурм Амги. Гарнизон из 150 добровольцев отчаянно сопротивлялся, но к полудню все было кончено. Трофеями большевиков стала вся оперативная переписка штаба дружины, главный провиантский и интендантский склад, госпиталь с 70 ранеными добровольцами и 80 пленными офицерами. При этом были освобождены все попавшие в плен красноармейцы. Была захвачена вся верхушка "Гражданского управления" во главе с Куликовским, который покончил жизнь самоубийством.

Это поражение заставило генерала Пепеляева снять 3 марта осаду Амги и отступить к 8 апреля в Нелькан, а к 1 мая на побережье в Аян. Отряд Ракитина отошел за это время к Охотску. Части Красной армии не решились повторить переход "сибирского Суворова" и повернули назад. Эти боевые действия стоили дружине более 370 чел. убитыми, ранеными и пленными. Поражение дружины заставило Пепеляева отказаться от тупикового братоубийственного пути.

Разрозненные остатки дружины оставались последним формированием Белой гвардии на территории только что образованного СССР. Эвакуация дружины за границу была возможна лишь морским путем с открытием навигации по Охотскому морю на иностранном или белогвардейском судне. Генерал-майора Вишневского командировали в Охотск для сбора у якутских купцов пушнины и золота на 250 тысяч рублей, необходимых для фрахта судна. К командующему Сибирской флотилией контр-адмиралу Георгию Старку в Шанхай был послан курьер с просьбой направить корабль для эвакуации дружины. Одновременно с этим, не желая снова оказаться в западне, генерал Пепеляев приказал построить рыбацкие баркасы — кунгасы, чтобы летом по чистой воде уйти на Сахалин, который в то время был оккупирован Японией.

Но курьер был перехвачен отрядом ОГПУ на советско-китайской границе и командующему 5-й армией Уборевичу стало известно о планируемой эвакуации. Была организована Охотско-Аянская экспедиция Красной армии для разгрома остатков войск генерала Пепеляева. Возглавил экспедицию заместитель Уборевича по особым поручениям, краском С. Вострецов. Причем особо оговаривалась необходимость захвата пепеляевского золота и пушнины.

26 апреля экспедиционный отряд 5-й армии (800 красноармейцев из состава 2-го Нерчинского полка) отплыл из Владивостока на двух вооруженных судах "Ставропль" и "Индигирка". Весь май корабли, преодолевая сложную ледовую обстановку Охотского моря, практически простояли затертые льдами и лишь в конце мая двинулись на северо-запад. Как только море очистилось ото льда, с судов в 30 км западнее Охотска высадился десант и внезапным ударом утром 5 июня захватил город, потеряв лишь 6 человек убитыми и 16 ранеными. 78 офицеров-добровольцев попали в плен, а командир охотского отряда генерал-майор Ракитин застрелился.

И хотя добровольцы знали из перехваченных радиопереговоров о приближении красных судов, удар застал их врасплох. Они готовились отражать десант прямо в портах, но не ожидали нападения с суши и тем более такого раннего прихода судов (их подход ожидался только к 1 июля). Отправив пленных и раненых на "Ставрополе" во Владивосток, Вострецов 14 июня высадил десант (476 чел.) в устье реки Алдомы в 80 км западнее Аяна. Делая 25-километровые переходы в день по бездорожью и сопкам, отряд незаметно подошел к городу. Рано утром 17 июня, воспользовавшись утренним туманом, беспечностью и полной апатией добровольцев, красноармейцы просочились в город, окружили дома, землянки и палатки. Генерал Пепеляев, во избежание кровопролития приказал сдаться без единого выстрела.

Всего в плен сдалось 356 чел., в основном офицеров, в том числе и командующий дружиной Пепеляв, которые 24 июня отплыли вместе с экспедиционным отрядом Вострецова во Владивосток на "Индигирке". Несколько десятков добровольцев во главе с генерал-майором Вишневским были спасены японскими рыбаками. Впоследствии он написал об этом книгу "Аргонавты белой мечты". Другая часть рассеялась по якутской тайге и еще не раз принимала участие в антисоветских восстаниях (Тунгусском восстании 1924 - 1925 гг., восстании конфедералистов 1927 - 1928 гг.), пока в итоге не прекратила борьбу.

Флаг[править | править код]

Символом дружины был бело-зеленый флаг с одной стороны, красная широкая полоса по диагонали, золотой крест с другой.

Символика бело-зеленого флага лишь отчасти выражала цель его похода, поэтому придуманное им знамя Сибирской добровольческой дружины отличалось от канонического. На нем, тоже по диагонали пересекая линию раздела между "снегом" и "тайгой", тянулась широкая красная полоса – символ революции, как толковал ее смысл Пепеляев. Он не считал революцию истинным злом, а рассматривал ее как явление временное, поэтому на другой стороне полотнища были изображены православный крест и лик Спаса Нерукотворного – в знак того, что "революция кончается обращением ко Христу".

Источники[править | править код]