Действия

Фёдор Изенбек

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Фёдор Артурович Изенбек или Али Изенбек — живописец, график, участник Белого движения, полковник Марковской артиллерийской бригады. Особую известность получил в связи с тем, что во времена Гражданской войны якобы обнаружил дощечки т. н. "Велесовой книги".

Биография[править]

Фёдор Изенбек происходил из купеческой семьи немецкого (Вестфалия) происхождения; мать — русская, бабушка, вероятно, англичанка. Созвучие его немецкой фамилии с тюркским титулом бек, его поездки в Среднюю Азию и восточная тема в его творчестве стали причиной создания "восточной" легенды вокруг его происхождения; так, Ю. П. Миролюбов считал его "туркменом", его называли "Али Изим-бек" и пр.

Изенбек окончил Морской кадетский корпус, учился живописи в Императорской Академии художеств. В 1908 году совершил поездку в Париж, где работал в мастерской художника-символиста Анри Мартена. В 1911 - 1914 годах работал художником-зарисовщиком в археологических экспедициях от ИАХ в Туркестане (Бухара, Хива) и северной Персии. С тех пор навсегда полюбил Восток. Участвовал в архитектурной экспедиции в Средней Азии с профессором П. П. Фетисовы.

В Первой мировой войне участвовал с первых дней на фронте. Служил в 1-м Туркестанском стрелковом артиллерийском дивизионе, в чине прапорщика 18 сентября 1915 был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. Закончил войну в звании штабс-капитана артиллерии.

После революции присоединился к Белой армии, в чине капитана участвовал в Ледяном походе. В чине полковника командовал батареей Марковской артиллерийской бригады.

О военных качествах Изенбека можно судить по выдержке из приказа Главнокомандующего Русской армией №500 от 31 октября 1921 г.:

Награждаются за отличия, оказанные в боях за освобождение Родины от врагов ее по удостоению Корпусной Калерской думы 1-го армейского корпуса Орденом Св. Николая Чудотворца 2-й степени:

полковники: Марковского артиллерийского дивизиона Изенбек Федор за то, что в бою 10 августа 1920 г. успешно боролся с противником. Последний, ведя настойчивые атаки при поддержке многочисленной тяжелой и легкой артиллерии и свыше 5 бронепоездов, старался прорвать боевой участок с целью врезаться клином между Марковской и Дроздовской дивизиями. Полковник Изенбек с явным презрением к опасности, несмотря на сильный обстрел артиллерией бронепоездов и наземных батарей, все время находился в зоне пулеметного и ружейного огня и, умело руководя батареей, препятствовал намерению противника.

Упорный бой затянулся до вечера и благодаря полковнику Изенбеку были в течение нескольких часов выведены из строя 2 бронепоезда противника.
Автопортрет, 1934 г.

С периодом Гражданской войны связано еще одно событие в жизни Изенбека, достоверность которого ставится под большое сомнение. Согласно рассказам Ю. П. Миролюбова, в 1919 году полковник Добровольческой армии Изенбек (которого Миролюбов называл "Али" и ошибочно считал "туркменом") во время отступления от Москвы нашёл в разграбленном и покинутом княжеском имении Задонских (такого княжеского рода не существовало; сторонники подлинности табличек предлагают разные варианты имени хозяев имения), на полу в разграбленной библиотеке деревянные дощечки, испещрённые непонятными письменами, и забрал их. Он сложил таблички в мешок и возил их с собой по всем фронтам Гражданской войны, увез в эмиграцию и лишь в тридцатые годы, беспокоясь о судьбах русской истории, показал таблички журналисту и филологу Юрию Миролюбову, который аккуратно переписал их текст. По сообщению болгарского учёного Тодора Дичева, помимо дощечек вывез и какую-то другую руническую рукопись, которая впоследствии была продана в Болгарии Софийскому университету, откуда позднее была выкрадена.

После Гражданской войны Изенбек успел побывать в Галлиполи, Болгарии, Югославии, Франции и Бельгии. Остался в Брюсселе художником по росписи тканей на фабрике. Занимался живописью. 12 августа 1941 года, вскоре после объявления Германией войны Советскому Союзу, с Ф. А. Изенбеком случился удар и он умер. После его смерти осталось много картин, около 150 из которых в 2002 г. были переданы искусствоведу В. Перегинцу и перевезены в Киев.

Внешность[править]

Вдова Ю. П. Миролюбова, который опубликовал описанные дощечки, якобы найденные Изенбеком, Жанна Миролюбова (русские почему-то звали ее Галиной Францевной) так описывала Фёдора Изенбека:

Это был высокоинтеллигентный, очень культурный человек! Красивый внешне, голубоглазый, ростом небольшой, сухощавый. Но какой сильный характер! Много говорить не любил, часто бывал угрюм, даже резок. Вино любил. <...> Изенбек пил много, да еще употреблял кокаин, к которому пристрастился в последние годы Гражданской войны...

Источники[править]

См. также[править]

  • Генри Роулинсон — британский офицер, обнаруживший и скопировавший Бехистунскую надпись, благодаря чему в дальнейшем стало возможным расшифровывание клинописи.