Действия

Ганнибал Магонид

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)
Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок. Вы можете помочь ВикиВоинам, дополнив или исправив статью.

Ганнибал Магонид — карфагенский полководец, сын Гисгона, внук Гамилькара I, правнук Магона.

Поход на Сицилию[править]

Во время Пелопонесской войны эгестинцы (жители Сегесты) отправили послов в Карфаген, просить там помощи и защиты для своего города. Когда послы прибыли в Карфаген и передали Собранию порученное им народом, карфагеняне оказались в затруднительном положении, не зная, как им быть; они горели желанием занять столь удобно расположенный город, но в то же время пребывали в страхе перед сиракузянами, которые только что уничтожили столь сильную армию афинян.  Тогда всё решило выступление Ганнибала  который был за помощь эгестинцам.  Собрание Карфагена ответило послам, что направят им помощь, а для управления воиском Карфагена , если дело дойдет до войны, они избрали стратегом Ганнибала, который в то время был правителем Карфагена. Он высадилась на западе Сицилии вблизи финикийского Мотия.

Взятие Селинунта[править]

После того, как пунийская армия пополнилась эгестинскими солдатами и другими союзниками, Ганнибал снял лагерь у Лилибея и подошёл к Селинунту. Прибыв к реке Мазара, он первым делом захватил находившиеся на ней склады. Затем, приблизившись к городу, разделил свою армию на две части, расположившись вокруг города и, выдвинув машины, принялся совершать энергичные нападения.

Ганнибал установил шесть башен большой высоты и бросил против стен равное число окованных железом таранов, кроме того, использовав в большем количестве лучников, прогнал солдат, защищавших стены.

Всё население осаждённого города, как один человек, сражалось на стенах с карфагенянами. Даже женщины и старики помогали мужчинам отражать нападения пунийцев.

Ганнибал, пообещал своим воинам отдать город на разграбление, подвигал свои осадные машины к стенам и направлял своих лучших солдат атаковать осаждённых снова и снова. Наконец, трубачи одновременно дали сигнал к атаке, и вся карфагенская армия одновременно поднялась в атаку, издав военный клич, тараны потрясали стены, а находящиеся на башнях воины убили многих селинунтцев. Воины Ганнибала ворвались в город через образовавшиеся бреши, но атака захлебнулась, и с наступлением темноты карфагеняне прекратили штурм.

Селинунтцы, выбрав лучших своих всадников, отправили их в Акрагант Гелу и Сиракузы, умалять их быстрее оказать помощь. Акрагантцы и гелийцы ожидали сиракузян, чтобы идти против карфагенян одним целым войском. Сиракузяне, узнав об осаде, прекратили войну, которую вели с халкидийцами, затем стали собирать армию.

Тем временем Ганнибал, на рассвете нового дня, начал наступление со всех сторон города и осадными машинами разрушил смежный с имеющимся проломом участок стены. Затем, очистив от обломков брешь, отправил вперед лучшую часть войска, поспешно оттесняя селинунтцев с их позиций, но ему не удалось полностью сломить людей, боровшихся за своё существование. Обе стороны несли большие потери, но к карфагенянам подходили свежие войска, а у селинунтцев не было резерва. Осада продолжалась с большим упорством в течении 9 дней.

Когда карфагеняне преодолели обрушившуюся стену, селинунтские женщины, находившиеся на крышах домов, подняли сильный крик, от чего селинунтцы, думая, что город взят, оставили стены и заняли узкие проулки и улицы, чем задержали карфагенян на долгое время. В то время, как карфагеняне пробивались через преграды, женщины и дети, нашедшие убежище на крышах зданий, бросали в них черепицей и камнями. Так, что в течение длительного времени карфагеняне пребывали в невыгодном положении, не имея возможности, либо из-за стен домов, либо из-за тех, кто бросал в них с крыш, окружить противника и воевать с ним в равных условиях. Так продолжалось до полудня, пока снаряды у находящихся на зданиях, не закончились, а карфагеняне продолжали наступление, меняя уставших свежими войсками. Наконец, силы осажденных были исчерпаны, и карфагеняне стали в большом количестве проникать в город, а селинунтцы были вынуждены оставить улицы.Защитники города собрались на рыночной площади и все, кто достигли её погибли, сражаясь там.Остатки населения прятались в храмах, которые карфагеняне не стали уничтожать.После грабежа город был сожжён. 16 тысяч жителей были убиты, а более 5 тысяч были взяты в плен. Спаслись лишь 2 600 селинунецев.Таким образом, Ганнибалом Магонидом был покорён сицилийский город Селинунт.

Взятие Гимеры[править]

Разрушив Селинунт, Ганнибал со всей своей армией направился к Гимере, страстно желая его разрушить, так как именно этот город явился причиной ссылки его отца Гисгона, и именно при этом городе его дед был разбит и погиб в битве при Гимере. Ганнибал расположил лагерем, не далеко от Гимеры , а с остальной частью армии, к которой присоединились сикулы и сиканы (народности Сицилии) он окружил город со всех сторон

Придвинув машины, Ганнибал стал потрясать стены одновременно в нескольких местах и, приказал своим солдатам идти на штурм колонну за колонной. Затем Ганнибал приказал подрывать стены, укрепляя их деревянными балками; когда балки были подожжены, большей участок стены неожиданно рухнул. Вслед за этим последовало кровопролитное сражение. К гимерцам подоспели на помощь прибывшие из Акраганта сиракузяне и некоторые другие союзники, командованием  Диокла. Ободрённые защитники отбросили карфагенян и восстановили стену.На следующее утро часть осаждённых жителей Гимер сделали вылазку и, совместно с союзниками,  неожиданно атаковали пунийцев. Последние пришли в замешательство, и передовые ряды карфагенского войска были опрокинуты греками. Карфагеняне потеряли в этом бою, по данным Тимея, 6 тысяч человек. Однако, Ганнибал, видя, что его люди отступают, направил резервы стоявшие на холмах, и, усилив ими своих отступавших солдат, атаковал наступавших в беспорядке греков. В произошедшем сражении, часть греков принуждено было отступить, а 3 тысячи греков погибло.

Бой уже подошёл к концу, когда к Гимере прибыли 25 сицилийских триер. В ответ на это, Ганнибал посадил своих лучших людей в триеры, стоящие в Мотии для того, чтобы они прибыли в Сиракузы и напугали её жителей. Тогда Диокл, возглавлявший оборону Гимеры, приказал  начальнику флота отплыть в Сиракузы, чтобы предотвратить штурма города, пока его армия сражается у Гимеры. По решению Диокла, половина жителей из числа небоеспособных отправилась из осаждённого города на кораблях в Мессану.Диокл, после этого, с остатками своей армии отступил от Гимер в Сиракузы.

На следующий день карфагеняне начали новые атаки, но гимерцы продолжали отчаянно обороняться, надеясь на скорое возвращения кораблей союзников. На следующий день, осадные машины пунийцев пробили широкую брешь, и карфагеняне проникли в город. Часть пунийцев оттеснила гимерцев, другие стали занимать стены, облегчив проход своим товарищам. В городе началось побоище.

Ганнибал приказал брать пленных, и резня прекратилась. Карфагеняни ограбили храмы и дома гимерцев, после чего Ганнибал приказал разрушить и сжечь город. 

Месть за Гамилькара[править]

Затем, Ганнибал отвёл пленных женщин и детей в свой лагерь, а 3 тысячи мужчин-греков привёл к месту, где погиб его дед , и, после пыток всех пленных  принёс в жертву Баал-Хаммону. После этого в его войске началась эпидемия.

Возвращение в Карфаген[править]

После взятия Гимер, Ганнибал погрузил свою армию на военные корабли и транспортные суда и, оставив достаточно солдат для нужд своих союзников, отплыл из Сицилии. Когда он прибыл в Карфаген с огромной добычей, весь город вышел ему на встречу, воздавая почести, ведь греки оказались бессильны перед гением противника. Диокл, посланный из Сиракуз в Гиммеру с 4 тысячами солдат был разбит и позорно бежал, оставив трупы своих солдат без погребения и раненных на глумление врагу.

Осада Акраганта[править]

408 г. до н. э. греческий полководец вернувшийся из Азии с персидскими деньгами, нанял солдат и стал беспокоить карфагенские провинции. Понадобился новый поход, который прибавил к завоеваниям Карфагена Акрагант, Белу, Камарин и основанную на месте разрушенной Гимеры Ферму.

Карфагеняне постановили подготовить большую армию и избрать главнокомандующим Ганнибала и наделили его всеми полномочиями для ведения войны. Когда же он попросил освободить его от этого, ссылаясь на почтенный возраст, ему придали в помощь Гимилькона, сына Ганнона выходца из семьи Магонидов. Ганнибал и Гимилькон, посовещавшись, отправили почтенных карфагенян с большими деньгами в Испанию и на Балеарские острова с приказом навербовать там как можно больше наёмников. В Ливии так же они навербовали солдат из ливийцев и финикийцев. Кроме этого, они призвали солдат от народов, чьи цари были союзниками Карфагена: маврусиев, нубийцев и области Кирены. Кроме того, карфагеняне в Италии наняли кампанцев. Эта армия, насчитывающая, по явно преувеличенному мнению Тимея, 120 тысяч человек, прибыла в Карфаген.

Для доставки этой армии карфагеняне вывели в море все свои триеры и, кроме этого, более тысячи транспортных кораблей. Когда пунийцы отправили на Сицилию авангард из 40 триерах, сиракузяне вышли к ним на встречу с равным числом кораблей в районе Эрикса. В последовавшим за этим длительном морском сражении 15 карфагенских судов были уничтожены, а остальные, при наступлении ночи, бежали в открытое море.

Когда весть об этом поражении дошла до карфагенян, командующий Ганнибал вышел в море с 50 кораблями, стремясь лишить сиракузян их преимущества и обеспечить беспрепятственную высадку своей армии. Тем временем сиракузяне обратились за помощью к италийским грекам, Спарте, грекам Сицилии и стали собирать армию.

Карфагеняне, высадив свою армию на Сицилии, двинулись к городу Акраганту и разбили два лагеря: один на холмах, расположив там около якобы 40 тысяч человек, другой на небольшом расстоянии от города, окружив его глубоким рвом и частоколом. Первым делом пунийцы отправили послов в Акрагант с просьбой стать их союзниками, или,хотя бы, оставаться нейтральными. Когда эти предложения были отклонены, то немедленно началась осада. Акрагантцы зачислили в армию всех, достигших призывного возраста и, разделив на две части, одну поместили на стены, другую оставили в резерве, для замены уставших солдат. В войне им помогал спартанец Дексипп, прибывший незадолго до этого из Гелы с 1 500 наёмников. В это же время кампанцы, которые ранее сражались на стороне Ганнибала, перебежали к грекам и заняли высокий холм Афенеон, возвышавшийся над городом и имевший стратегическое значение.

Ганнибал и Гимилькон, осмотрев стены, обнаружили, что в одном месте в город можно проникнуть наиболее легко. Тогда они построили две башни невероятных размеров и подвели к городским стенам. В первый день они начали штурм с помощью этих башен и, нанеся большей урон противнику, отвели своих солдат. С наступлением ночи защитники, совершив неожиданную вылазку, сожгли машины.

Ганнибал, желая произвести на город атаку в нескольких местах одновременно, приказал своим солдатам разобрать могильные памятники и заполнить им проходящие вдоль стен рвы. Но, когда эта работа была быстро завершена, вся армия оказалась охвачена суеверным страхом, так как предсказатели советовали не трогать могилы. Сразу же в армии разразилась чума, и многие умерли от этой болезни.

От этой болезни умер и сам Ганнибал.

Ганнибала сменил его двоюродный брат и главный помощник Гимилькон Магонид.

Источник[править]