Действия

Яков Слащёв

Материал из ВикиВоины

(перенаправлено с «Генерал Яша»)
5.00
(1 голос)

Яков Слащёв — русский и советский военачальник, генерал-лейтенант, герой Первой Мировой войны, активный участник Белого движения на юге России во время Гражданской войны.

Является одним из ярких представителей белогвардейцев: Яков Слащёв носил униформу собственного дизайна, имел жену-ординарца, а на его плече часто сидел белый попугай. За активное участие в боевых действиях в Крыму, 18 августа 1920 г. приказом генерала Врангеля получил право именоваться "Слащёв-Крымский". Яков Слащёв пользовался любовью и уважением среди солдат и офицеров вверенных ему войск, за что снискал ласковое прозвище — Генерал Яша.

Биография[править]

Яков Слащёв родился 29 декабря 1885 г. (10 января 1886 г.) (по другой версии — 12 (24) декабря 1885 г.) в Санкт-Петербурге, Российская империя. Его дед, Яков Александрович Слащёв, прослужил в армии 35 лет, участвовал в русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг. и в подавлений польского восстания 1830 - 1831 гг. Его отец, Александр Яковлевич Слащёв, служил в Измайловский лейб-гвардии полк. В 1903 г. юный Яков Слащёв окончил курс реального училища Гуревича с дополнительным классом.

В 1905 г. Яков Слащёв окончил Павловское военное училище, откуда был выпущен подпоручиком в лейб-гвардии Финляндский полк. 6 декабря 1909 г. был произведён в поручики. В 1911 г. Слащёв окончил Николаевскую военную академию по 2-му разряду, без права причисления к Генеральному штабу из-за недостаточно высокого среднего балла. 31 марта 1914 г. был переведён в Пажеский корпус с назначением младшим офицером и зачислением по гвардейской пехоте. В Пажеском корпусе преподавал тактику.

31 декабря 1914 г. Яков Слащёв был возвращён в лейб-гвардии Финляндский полк, в рядах которого участвовал в Первой мировой войне. Был дважды контужен и пять раз ранен. Был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени. Согласно официальному тексту награждения, эту награду Слащёв получил за то, что 20 июля 1915 г., командуя ротой в бою у деревни Кулик, оценив быстро и верно обстановку, во главе собственной роты под непрекращающимся огнем вражеской артиллерии захватил важную высоту, обратив в бегство части германской гвардии. А за то, что 22 июля 1915 г. Яков Слащёв в бою у деревни Верещин во главе батальона возглавил контратаку, предотвратив захват русских позиций противником, ему было пожаловано георгиевское оружие.

10 октября 1916 г. Яков Слащёв был произведён в полковники, а к 1917 г. стал помощником командира Финляндского полка. 14 июля 1917 г. был назначен командующим Московским гвардейским полком, должность которого занимал до 1 декабря того же года. В это время уже активно шло разложение старой армии, приказы не выполнялись. После опубликования "Временного положения о демократизации армии" 1 декабря 1917 г. Слащёв, не желая продолжать службу, 8 декабря был признан медицинской комиссией "подлежащим эвакуации по ранениям" и убыл из полка.

18 января 1918 г. Слащёв прибыл в Новочеркасск, где к этому времени было около 2 тыс. добровольцев — юнкеров и офицеров и присоединился к Добровольческой армии. В январе 1918 г. был послан генералом Михаилом Алексеевым на Северный Кавказ для создания офицерских организаций в районе Кавказских Минеральных Вод. В мае 1918 г. был назначен начальником штаба партизанского отряда полковника Андрея Шкуро, затем стал начальником штаба 2-й Кубанской казачьей дивизии генерала Сергея Улагая. 6 сентября 1918 г. Яков Слащёв стал командиром Кубанской пластунской бригады в составе 2-й дивизии Добровольческой армии, с 15 ноября 1918 г. официально числился командиром 1-й отдельной Кубанской пластунской бригады. С 18 февраля 1919 г. Яков Слащёв стал командиром бригады в составе 5-й пехотной дивизии. 14 мая 1919 г. за боевые отличия произведён в генерал-майоры. С 8 июня 1919 г. числился командиром бригады в 4-й пехотной дивизии. 2 августа 1919 г. Яков Слащёв был назначен начальником 4-й пехотной дивизии ВСЮР, состоявшей из сводных бригад 13-й и 34-й пехотных дивизий, Симферопольского офицерского полка, отдельной конной бригады (в составе Донского и двух Кубанских казачьих полков) и конвоя начальника дивизии (всего 2500 штыков и 2 тыс. сабель при 50 орудиях). 6 декабря 1919 г. Слащёв был назначен командующим 3-го армейского корпуса, состоящего из 13-й и 34-й сводных бригад, развёрнутых в дивизии, численностью 3,5 тыс. штыков и сабель). Корпус действовал на левом фланге Вооруженных сил юга России против петлюровцев и махновцев.

27 декабря 1919 г. Яков Слащёв во главе корпуса занял укрепления на Перекопском перешейке, не допустив захвата Крыма красными войсками. Зимой 1919 - 1920 гг. Слащёв руководил обороной Крыма. В феврале 1920 г. был назначен командующим Крымского корпуса (бывшего 3-го армейского). 25 марта 1920 г. был произведён в генерал-лейтенанты с назначением командующим 2-м армейским корпусом (бывшим Крымским). В марте 1920 г. Слащёв принял меры к ликвидации мятежа капитана Орлова в Симферополе. Объявил прощение Орлову и мятежникам при условии выхода на фронт. При оставлении фронта отрядом Орлова разгромил его силами верных войск и казнил захваченных офицеров, сам Орлов скрылся в горах.

5 апреля 1920 г. генерал Слащёв подал главнокомандующему Русской Армии в Крыму и Польше генералу Пётру Врангелю рапорт с указанием основных проблем на фронте и с рядом предложений. 24 мая 1920 г. во главе своего отряда совершил успешный десант у Кирилловки на побережье Азовского моря. В августе 1920 г., после невозможности ликвидировать Каховский плацдарм красных, поддерживаемый крупнокалиберными орудиями ТАОН (тяжёлая артиллерия особого назначения) красных с правого берега Днепра, подал прошение об отставке и был отозван в распоряжение главнокомандующего. В ноябре 1920 г. в составе Русской армии эвакуировался из Крыма в Константинополь. В ходе Крымской эвакуации вывез жену и дочь от первого брака на вспомогательном крейсере "Алмаз". Сам эвакуировался на ледоколе "Илья Муромец" вместе с остатками остатки лейб-гвардии Финляндского полка с полковым Георгиевским знаменем, в рядах которого он начинал свою службу в 1905 г., а затем два года участвовал в Первой мировой войне.

Яков Слащёв (слева) в белом ментике со своей будущей женой Ниной Нечволодовой (по центру) в Крыму, апрель - май 1920 г.

После эмиграции жил в Константинополе, занимаясь огородничеством и прозябая в нищете. В Константинополе резко и открыто осуждал Главнокомандующего и его штаб, за что по приговору "суда чести" был уволен от службы без права ношения мундира. В ответ на решение суда в январе 1921 г. издал книгу "Требую суда общества и гласности. Оборона и сдача Крыма (Мемуары и документы)". 3 ноября 1921 г., в годовщину взятия Крыма, ВЦИК РСФСР объявил амнистию участникам Белого движения. Слащёв в Константинополе вступил в переговоры с советскими властями и в результате был амнистирован. 21 ноября 1921 г. при помощи завербованного ЧК бывшего матроса и добровольца Баткина вместе с белыми казаками вернулся в Севастополь, откуда в личном вагоне Дзержинского выехал в Москву. Обращался к солдатам и офицерам Русской Армии с призывом возвращаться в Советскую Россию. Примеру Слащёва последовали многие офицеры бывшей Добровольческой армии, интернированные в Польше.

В июне 1922 г. Яков Слащёв стал преподавателем тактики школы комсостава "Выстрел" в Солнечногорске Московской области. Распространена легенда о том, как на одном из занятий Слащёв разбирал ошибки красных командиров в советско-польской войне. Семён Будённый, не выдержавший язвительных замечаний Слащёва, выхватил револьвер и несколько раз выстрелил в него, но ни разу не попал. Тот не только не дрогнул, но и ответил Будённому: "Как вы стреляете, так вы и воевали". В тот же самый период жена Слащёва Нина Нечволодова при той же школе комсостава вела драмкружок для детей красных командиров, а родной дядя Нечволодовой в это же самое время был начальником Главного Артиллерийского Управления РККА. За время после возвращения в Россию, Яков Слащёв опубликовал ряд статей по вопросам тактики, подготовил к печати труд "Мысли по вопросам общей тактики", опубликованный после его гибели.

11 января 1929 г. Яков Слащёв был убит в Москве в своей комнате при школе тремя выстрелами в упор из пистолета Luger P08 (во многих источниках упоминается "револьвер системы парабеллум", однако в то время часто револьверами называли и обычные пистолеты). Убийца — курсант Московской пехотной школы им. Уншлихта Лазарь Коленберг. Следствие продолжалось полгода. Вначале им занялось ОГПУ, поскольку не исключалась политическая подоплёка убийства. Затем все материалы были переданы в Московскую губернскую прокуратуру, которая признала убийцу невменяемым и вернула дело в ОГПУ. После проведения дополнительной проверки некоторых фактов было вынесено окончательное заключение. В заключении констатируется, что идея об убийстве возникла как реакция на жестокие репрессии и бесчинства по отношению к еврейскому населению и ко всем, заподозренным в сочувствии революционному движению в городе Николаеве. Одной из жертв этих репрессий стал родной брат Коленберга. Впрочем, по предположению историка Кавтарадзе, Слащёв мог стать одной из первых жертв репрессий против военспецов, бывших генералов и офицеров старой русской армии. Якову Слащёву на момент гибели было 44 года. Тело его было кремировано и где находится урна с прахом — неизвестно.

Униформа[править]

Униформа Якова Слащёва в 1918 г. (крайняя слева) и оригинальные виды униформ, используемые ним в 1919 - 1920 гг. Автор Михаил Медин.

Первое время Яков Слащёв носил униформу той части, в которой он служил. В Первую мировую войну это был мундир Финляндского лейб-гвардии полка. В 1918 г., во время командования Кубанской пластунской бригадой, Слащёв носил чёрную казачью форму, на спине всегда развевался большой белый башлык с вышитым шёлком черным двуглавым орлом. В 1919 - 1920 гг. он уже стал носить необычную униформу собственного дизайна, на которой он запечатлен на многих рисунках и фотографиях. В письменных источниках упоминается несколько разных вариации этого костюма, но во всех случаях в нем используется белый цвет. Так, Михаил Горбов описывал Слащёва в белой черкеске и белой кубанке (меховой шапке). Похожее описание оставил и Иван Сагацкий, который запомнил Слащёва одетым в белую черкеску с "отброшенным назад башлыком экзотического типа, с какими-то арабскими или индусскими письменами на нем". Владимир фон Берг, описывая внешность Слащёва, упоминал белую папаху, красные шаровары, высокие сапоги и белый ментик, свисающий с плеча. Наконец, сам Пётр Врангель писал, что увидел Слащёва в "фантастическом белом ментике, расшитом желтыми шнурами и отороченном мехом". На знаменитой фотографии штаба Слащёва, сделанной в Крыму в апреле - мае 1920 г., Яков Слащёв одет как-раз таки в этот белый ментик, но он не свисает с плеча, а одет в оба рукава и плотно застегнут, как обычная куртка. Также на правом плече всех униформ Слащёв неизменно с 1917 г. носил бело-сине-красный шеврон, который был знаком различия Добровольческой армии.

Современники рассказывали, что в Гражданскую войну Слащёв якобы принципиально не носил погоны, считая, что Добровольческая армия, которая известна грабежами и насилиями, не вправе использовать знаки различия старой армии. Утверждалось, что Слащёв посмел заявить подобное лично главнокомандующему генерал-лейтенанту Антону Деникину. Однако на всех фотографиях Слащёва той эпохи он изображён в погонах, причём даже не пристёгнутых, а крепко пришитых. То же касалось и мифического неприятия Слащёвым чинопроизводства в Гражданскую войну: если бы он так считал, вряд ли бы признал собственное производство у белых в генерал-майоры и генерал-лейтенанты.

Галерея[править]

Интересные факты[править]

Яков Слащёв в казачьей форме и с попугаем на плече, 1918 г.
  • Яков Слащёв даже на фронте носил своего любимого попугая на плече. Это удивляло английского генерала, который посетил его для обсуждения стратегических планов — все это время во время секретного разговора на плече Слащёва сидел его попугай. Михаил Горбов вспоминал, что много раз лично видел Слащёва впереди своего конвоя с попугаем на левой руке — в таком виде и с развевающимся русским флагом он объезжал фронт далеко впереди окопов. Пётр Врангель, описывая свой визит в вагон 1-го класса, в котором жил Слащёв, упоминает, что там находились всевозможные птицы: журавль, ворон, ласточка и скворец. Они прыгали по столу и дивану, вспархивали на плечи и на голову своего хозяина. Любовь к птицам не пропала у Слащёва даже в эмиграции — в Константинополе он разводил индеек и прочую живность. По возвращению в Москву, Слащёв снова держал у себя дома птиц, пока проникшая в квартиру кошка не передушила всех его пернатых питомцев. По мнению историка и писателя Владимира Черкасова-Георгиевского, Слащёв особенно любил птиц родной полосы, и начал приручать их еще на фронте. Эта страсть, вероятно, появилась у него из-за чрезмерного напряжения и, вполне возможно, именно она загнала генерала снова на родину.
  • Елена Митруль, которая помогала Михаилу Булгакову собирать материал для его произведения "Бег", в одном из своих писем упоминала, что когда Слащёв исполнял обязанности коменданта в Николаеве во время Гражданской войны, он "распорядился поставить часовых у входа в городской аквариум и выделить средства на содержание зверей и птиц".
  • Яков Слащёв выделялся на общем фоне своих однополчан тем, что, по рассказу одного из них, "редко участвовал в кутежах, водки не пил, а любил сладкое, принося с собой в офицерское собрание плитки шоколада". Товарищи добродушно над ним подшучивали, называя его "красной девицей".
  • В первые месяцы Гражданской войны Якова Слащёва ранили в живот, рана долго не заживала, из-за чего в качестве обезболивающего он начал использовать наркотические средства (морфий). Позже, подобно некоторым другим белым офицерам, Слащев "подсел" на смесь кокаина со спиртом, о чем сам докладывал Врангелю, в подчинении которого находился. Из-за злоупотребления веществами у Слащёва развилась паранойя, были вспышки гнева — по воспоминаниям современников, генерал Слащев мог, например, расстрелять в потолок избы весь барабан револьвера, если на совещаниях адъютанты осмеливались с ним спорить.
  • В конце 1920-х гг. Яков Слащёв со своей женой Ниной Нечволодовой должны были сняться в роли самих себя в советском фильме "Врангель", но убийство Слащева в 1929 г. сделало этот проект невозможным.

Источники[править]