Действия

Игнасио Уиллс

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Давайте, зуавы, давайте сражаться, мы сражаемся за правое дело... Если мы умрем, мы падем за честь Бога...

Игнасио Уиллс — нидерландский доброволец, который воевал в составе папских зуавов в Италии и Франции в 1865 - 1871 гг., и в составе карлистских зуавов в Испании в 1868 и 1872 - 1873 гг.

Игнасио Уиллс был крайне религиозным католиком, из-за чего присоединился к защитникам Папы Римского в возрасте всего 16 лет, и героически погиб в бою в возрасте 24 лет, успев завоевать авторитет и признание среди единомышленников.

Биография[править | править код]

Игнасио Уиллс родился 11 января 1849 г. в Равенстейне на юге Нидерландов в буржуазной семье. Не смотря на то, что Нидерланды на тот момент были протестантским государством, на юге страны проживало довольно много католиков, и именно там родился Уиллс. Родственники его матери были французскими эмигрантами времён февральской революции 1848 г., что объясняет французскую форму их имен. Двое из его дядей были священниками, в том числе иезуит Генрих, поэтому вполне естественно, что Игнасио учился в различных иезуитских заведениях, сначала в Кулембурге, а затем в Ситтарде. Когда в 1860 г. Папа Римский призвал католиков со всего мира прибыть на его защиту в Италию, чтобы бороться против краснорубашечников Джузеппе Гарибальди во время Рисорджименто, многие голландцы ответили на призыв и отправились в Италию, в том числе старший брат Игнасио Уиллса Огюст. Отъезд брата в Рим пробудил и в юном Игнасио то же желание присоединиться к папским зуавам, и, несмотря на возражение встревоженной семьи из-за его юного возраста, молодой человек вступил в папскую армию в возрасте 16 лет, 14 октября 1865 г. Его военная карьера была быстрой, но скромной по сравнению с карьерой его брата, который быстро получил звание лейтенанта. Повышенный в звании до капрала 6 ноября 1866 г., Игнасио Уиллс стал сержантом 6 августа 1867 г. Он не снискал особой славы в боях: хотя Уиллс с энтузиазмом принял участие в сражении при Монте-Лупино 22 ноября 1867 г. против некоторых местных бандитов, однако когда дело дошло до сражения с настоящими убежденными сторонниками Гарибальди, он был прикован к постели лихорадкой в течение почти 4-х месяцев в 1867 г., и поэтому не участвовал в знаменитом сражении при Ментане 3 ноября 1867 г., к своему большому разочарованию.

Его стремление к славе, героизму и мученичеству не сочеталось с заурядностью и рутиной гарнизонной жизни в римском лагере папских зуавов. Бездействие тяготило его, и в течение 1868 г. он получил отпуск, которым воспользовался, чтобы присоединиться, в униформе папских зуавов, к небольшим карлистским отрядам, которые генерал Рафаэль Тристани пытался организовать на севере Испании. Игнасио Уиллс в силу своих антиреволюционных и католических убеждений в 1868 г. встал на сторону третьего карлистского претендента, Карла VII. Брат Карла VII Альфонсо де Бурбон также служил в папских зуавах и даже возглавлял 6-ю роту 2-го батальона, где служили преимущественно испанцы и испаноязычные добровольцы, в том числе и Уиллс. Молодой голландец быстро подружился и сблизился с братом претендента на престол Испании, что также не могло не сказаться на его политических взглядах и симпатии к карлистам. Очевидно, что Игнасио Уиллс не изменил своему делу, а продолжил ту же борьбу в другом месте, в другой армии. Неудача Тристани привела к отступлению небольших карлистских отрядов во Францию, где Уиллс, уже дослужившись до звания лейтенанта, сумел сохранить разнообразную переписку претендента на престол. Игнасио Уиллс делал все возможное, чтобы обеспечить благополучие 150 человек, интернированных вместе с ним во Франции, до весны 1870 г. В частности, пользуясь своими связями, обретенными во время службы в папских зуавах, он добился выплаты жалованья для этих интернированных карлистов в размере 1 франка в день.

В ожидании новой попытки дона Карлоса взойти на престол Испании, Игнасио Уиллс поселился во Франции близ Меца в качестве делового клерка. Уиллс все ещё считался военнопленным во Франции, когда 18 июля 1870 г. разразилась франко-прусская война. Месяц спустя, 11 августа 1870 г., Арс-сюр-Мозель был захвачен немецкими войсками. Уиллс воспользовался возможностью бежать, после чего явился в Мец добровольцем в армию Базена. Несколько дней спустя он сражался в качестве регулярного солдата в битве при Марс-ла-Тур. Он также принял участие в битве при Гравелотте. Французы проиграли оба сражения, после чего Базен отвел свою армию в крепость Мец. Как и в Испании, он развивал партизанское движение, совершая тайные нападения и устраивая засады, в частности, с целью снабжения Меца. Несколько раз он совершал незаметные вылазки, чтобы поддерживать связь между осажденной крепостью и округой. Во время осады Меца Уиллс принёс заметную пользу, среди прочего, украв почту из немецкого лагеря. Впоследствии ему было присвоено звание лейтенанта. В середине октября 1870 г. Базен сдался немцам, а его армия была интернирована. То же самое произошло и с Уиллсом, которого в качестве военнопленного доставили в Майнц. В ноябре того же года Вильсу удалось бежать из плена, после чего он вернулся во Францию ​​через Бельгию. Он снова вступил во французскую армию, на этот раз в звании капитана, и стал инструктором в Ла-Рошели. Одновременно с этим его брат Огюст Уиллс, который все это время продолжал служить в Италии в рядах папских зуавов, также вместе со своим подразделением оказался во Франции и перешел на французскую службу, а папские зуавы официально были переименованы в "Легион добровольцев Запада". Игнасио Уиллс вместе со своим братом оставались активными вплоть до конца войны в феврале 1871 г., после чего вернулись на родину, в Роттердам, Нидерланды.

Игнасио Уиллс со своим сержантом и знаменем карлистских зуавов в горах, 1873 г. Автор Хосе Рамон Алмейда.

Впрочем, долго скучать братьям Уиллсам не пришлось: уже в апреле 1872 г. карлисты снова подняли восстание в Испании, и Игнасио Уиллс снова поступил на службу к дону Карлосу. Восстание, несмотря на некоторые материальные трудности, началось в целом удачно, поскольку центральная власть в Испании на тот момент находилась в полном упадке. Поначалу, однако, карлистским войскам не хватало всего: формы, обуви, оружия, боеприпасов и продовольствия. Возглавляя отряд добровольцев, Игнасио Уиллс в течение 4-х месяцев блуждал по горам и лесам северной Испании, постоянно будучи преследуемым правительственными войсками. Против них Уиллс вел партизанскую войну, что позволило ему обеспечить своих солдат обмундированием и оружием. Постепенно положение повстанцев начало улучшаться, и они контролировали обширную территорию, простиравшуюся от Галисии до Каталонии и от неё до Валенсии. На этой территории было организовано настоящее карлистское государство с почтовой службой, железнодорожной компанией, университетом и другими гражданскими структурами. Несмотря на все это, Карлу VII не удалось взять под контроль такие крупные города, как Бильбао, Памплона, Сарагоса и Барселона. Контроль над французской границей позволил ввозить оттуда все необходимое военное снаряжение, и вскоре была создана регулярная армия карлистов. Игнасио Уиллс сначала организовал кавалерийский корпус гидов (телохранителей), который позже возглавил генерал Тристани, а затем возглавил колонну из 400 человек, с которой отплыл в Каталонию. С помощью дона Альфонсо де Бурбона этот небольшой отряд в 1873 г. был преобразован в корпус зуавов. Затем Уиллс призвал вступать в это новое формирование своих бывших товарищей, ветеранов папских зуавов и легиона добровольцев Запада. Генерал Атаназ де Шаретт опрометчиво заявил, что собирается набрать 1500 человек, и хоть его призыв оказался тщетным, в финансовой помощи со стороны Франции недостатка не было, и некоторые бывшие папские зуавы все-таки решили отправиться в Испанию. За исключением испанских (испаноязычных) ветеранов, только около 10 иностранцев из других стран пришли записаться в корпус карлистских зуавов: несколько голландцев, среди которых был и Огюст Уиллс, несколько бельгийцев, канадец Хью Мюррей, ирландец О' Брайан, несколько французов и португальцев. Однако этого было вполне достаточно, чтобы сформировать командование нового формирования.

Таким образом 24-летний полковник Игнасио Уиллс стал командиром батальона численностью более 500 человек, организованных в 6 рот. Помимо ветеранов папских зуавов, которые заняли в основном офицерские и командные должности, в батальон также активно вливались добровольцы из Каталонии, которые хоть никогда в Риме и не были, но с радостью разделяли традиции папских зуавов. Первым подвигом Уиллса в качестве командира карлистских зуавов стал арест с саблей в руках трёх наёмных убийц, которые неожиданно проникли в спальню дона Альфонсо и его жены, с целью их убийства. После данного спасения Альфонсо де Бурбон сделал зуавов Уиллса батальоном телохранителей, которые повсюду сопровождали Альфонсо и его жену. Помимо выполнения данных функций, Игнасио Уиллс вместе со своими карлистскими зуавами также принимал участие непосредственно в сражениях, например, в битвах в Пратс-де-Льюсанес, Ористе, Альпенсе, Игуаладе и Манресе. Молодой полковник всегда был на передовой, будучи любимым и уважаемым лидером. За несколько месяцев боев под ним погибло 5 лошадей, но сам Уиллс оставался невредим, и, когда это было необходимо, он без колебаний поднимал лично подымал своих людей в атаку и бросался на вражеские баррикады (как, например, в битвах при Альпенсе и Игуаладе).

Сражение при Альпенсе 9 июля 1873 г., хотя и имело скромное значение в масштабах всей войны, поскольку в нем участвовало всего около 1500 человек с обеих сторон, является блестящим примером кампании карлистских войск в Каталонии. Это была не осада и не полноценное сражение, а скорее случайная стычка. Эскортный отряд из 120 карлистских зуавов без труда занял небольшой городок, как тут в сумерках неожиданно появилась хорошо вооруженная и оснащенная колонна правительственных войск во главе с генералом Хосе Кабринетти. Когда отряд ворвался на большую площадь, его встретила ожесточенная перестрелка. Штыковая атака испанцев провалилась, генерал Кабринетти был убит, а его дезориентированные люди просто убежали из города. 400 из них укрылось в большом фермерском доме, откуда открыли шквальный огонь по своим преследователям-карлистам. Уиллс приказал своим зуавам штурмовать ферму, и те сначала пошли в атаку, но затем были вынуждены остановиться, чтобы укрыться от шрапнели. Тогда нетерпеливый полковник взял знамя карлистских зуавов и бросил его за стену фермы, где засел противник, заявив своим солдатам, что противник захватил их знамя, и делом чести является вернуть это знамя. Показывая личный пример, Игнасио Уиллс лично пошел в атаку, и вдохновленные зуавы поднялись за ним следом, в результате чего правительственные войска были вынуждены сложить оружие.

Игнасио Уиллс со знаменем карлистских зуавов на баррикаде во время битвы при Игуаладе, 18 июля 1873 г.

10 дней спустя, 18 июля 1873 г., произошла битва при Игуаладе, деревне под Барселоной, которая снова продемонстрировала главный принцип той войны: вместо того, чтобы атаковать главный город (Барселону), карлисты сконцентрировали свое внимание на захвате второстепенной крепости, а недостаток ресурсов снова компенсировался высоким боевым духом и самопожертвованием. Тактика была выбрана простая: артиллерия должна была сломать городские ворота, а карлистские зуавы начать штурм в штыки. Необходимо было дождаться следующего дня, чтобы пушки, открывшие огонь ночью, смогли сделать в городских воротах необходимую брешь. Однако Игнасио Уиллс не стал ждать и с поднятым палашом пошел в пешую атаку. Правительственные войска, понимая шаткость своего положения, перегородили улицу, отступая от ворот, при этом ведя безостановочный огонь по наступающим карлистам из-за баррикад. Из-за частых выстрелов из ружей на чёрном порохе улица быстро окуталась облаком дыма, из которого неожиданно появились зуавы с примкнутыми к ружьям штыками и завязался ближний бой. Первые 2 баррикады были быстро снесены такой стремительной атакой, но 3-я, самая высокая и хорошо защищенная баррикада, выстояла. Дважды карлистские зуавы пытались взять эту баррикаду, но каждый раз получали отпор, понеся потери в 13 убитых и множество раненых. Находясь под сильным обстрелом, карлистские зуавы укрылись в близлежащих зданиях, надеясь на маловероятную помощь. Видя повторение ситуации в Игуаладе, Игнасио Уиллс снова взял в руки знамя зуавов, произнес вдохновляющую речь для своих воинов, а затем лично взобрался на эту третью баррикаду, пока не был поражен двумя пулями. Знамя уже было запачкано кровью полковника, но в последнем усилии Уиллс сумел забросить его через баррикаду, сказав перед смертью своим зуавам, что они должны быть там, где их знамя. Воодушевленные карлистские зуавы поднялись на атаку и в конечном итоге взяли третью баррикаду, что привело к окончательному взятию Игуалады карлистами, однако Игнасио Уиллс уже был мёртв. На момент гибели ему было всего 24 года, он был похоронен с полными воинскими почестями в святилище Пинос (Лерида), в могиле, вырытой в первом алтаре рядом с Евангелием. Его брат Огюст Уиллс сменил Игнасио во главе батальона карлистских зуавов, но позднее ситуация в регионе изменилась, и в конечном счёте карлисты в 1876 г. были разгромлены. О смерти Игнасио Уиллс широко сообщалось в международных католических газетах. В его родном городе Равенстейн в честь Уиллса названа улица Колонел Уилсстраат (улица полковника Уиллса). Его имя также носил местный скаутский клуб. В 1911 г. его земляк Джирард ван дер Хейден нарисовал портрет Игнаса Вильса в полный рост, который висел в ратуше, где сейчас находится ресторан. Холст до сих пор висит там, также там находится сабля (палаш) и карлистский берет Игнасио Уиллса, которые в свое время были переданы его братом Огюстом.

Оружие[править | править код]

Вступив в ряды папских зуавов в 1865 г., Игнасио Уиллс получил доступ к оружию, которое состояло на вооружении данного формирования, а именно к винтовке Chassepot Mle 1866 (с 1868 г. — Remington Rolling Block) со штыком, револьверу Lefaucheaux и палашу. Последние два вида оружия были прерогативой офицеров, но Уиллс довольно быстро поднялся по карьерной лестнице и, очевидно, мог пользоваться данным оружием. Во время службы во Франции в 1870 - 1871 гг. и в Испании в 1873 г., по-видимому, как Уиллс, так и другие зуавы были вооружены тем же самым оружием. Палаш (из-за особенностей классификации в Европе называемый саблей) Уиллса хранится в ратуше его родного города Равенстейн, которая позднее была переоборудована под ресторан.

Изображение
Название
Описание
24769202.jpg
  • Вес (без патронов): 4,6 кг
  • Длина: 131 см
  • Калибр: 11 мм

Французская игольчатая однозарядная винтовка, разработанная в 1866 г. Использовалась папскими зуавами в небольшом количестве с 1866 г. вместе со штыком.

419151962 122117776916139167 7003671550920225838 n.jpg
  • Вес (без патронов): 4,2 кг
  • Длина: 128 - 135 см
  • Калибр: различный

Американская казнозарядная винтовка, широко применявшаяся по всему миру с 1867 до 1918 гг. Основное оружие папских зуавов с 1868 г. и вплоть до своего расформирования в 1870 г. Использовалась вместе со штыком. Также использовалась во Франции и в Испании.

Revolver Lefaucheux IMG 3108.jpg
  • Вес (без патронов): 0,6 кг
  • Длина: 24,5 см
  • Калибр: 9,9 мм

Французский шпилечный револьвер, разработанный в 1853 г. Оружие офицеров папских зуавов, также использовался во Франции и в Испании.

Sabre modèle 1854 de carabinier.jpg
  • Вес (без патронов): 2,3 кг
  • Длина: около 100 см

Оружие офицеров папских зуавов. Зачастую это были уставные французские модели, например кавалерийская или карабинерская сабля обр. 1854 г., но иногда встречались и неуставные (фантазийные) модели, также французского происхождения. Стоит отметить, что на французском языке под термином "сабля" обозначался только характерная рукоятка клинка, в то время как клинок мог быть как изогнутым, так и прямым. Клинковое оружие, которое использовалось офицерами папских зуавов, имело прямой клинок, а поэтому на русском языке его боле корректно называть именно палашом. Те же самые образцы также использовались во Франции и в Испании.

Униформа[править | править код]

Изображение
Описание
Узор на куртке
Commander of the Carlist Zouaves and Papal Zouave Veteran, Colonel Ignace Wils.jpg
Автор Джирард ван дер Хейден.
Головной убор:
Свинцово-синее кепи с чёрной отделкой (в 1865 - 1871 гг.), затем красный берет с золотой кисточкой
Плечевая одежда:
Свинцово-синяя зуавская куртка без воротника, длиной до пояса, расшитая шерстяной тесьмой чёрного цвета; под курткой носился характерный жилет, который спереди состоял из сукна и имел хлопковую спинку; жилет застегивался с правой стороны на 5 пуговиц
Поясная одежда:
Свинцово-синие шаровары, расшитые шерстяной тесьмой чёрного цвета; красный пояс-кушак и кожаный ременной пояс чёрного цвета
Обувь:
Чёрные кожаные сапоги с белыми гетрами или коричневые тканевые эспадрильи
Узор на куртке:
Tombeau trazado chaqueta Zuavo Carlista copia.jpg
Узор на зуавской куртке (только у Уиллса как офицера он был чёрного цвета).

С 1865 г. Игнасио Уиллс носил униформу папских зуавов, которая отличалась в зависимости от звания: рядовые носили форму серого цвета, а офицеры — светло-голубого или свинцово-синего. Уиллс, очевидно, успел поносить оба варианта мундира, но именно в офицерском мундире он оказался во Франции в 1870 - 1871 гг., и позднее в Испании в 1873 г., где он возглавил отряд карлистских зуавов. Последние носили такую же униформу, что и папские зуавы, единственное различие состояло в том, что вместо кепи они носили белые или красные береты — отличительный знак карлистов.

Галерея[править | править код]

Источники[править | править код]