Леонид I
Материал из ВикиВоины
Леонид I — царь Спарты из рода Агиадов, правивший в 491—480 годах до н. э. Участник Греко-персидских войн, погибший в Фермопильском сражении.
Биография[править]
Леонид I был сыном Анаксандрида II. Считался потомком Геракла в 20-м поколении.
Леонид был третьим из четырёх сыновей, но после смерти Клеомена I и Дориея принял царскую власть: "Леонид был младшим братом Клеомена I и вступил на престол после того, как Клеомен умер, не оставив мужского потомства".
За десять лет своего царствования Леонид I не сделал ничего знаменательного, но обессмертил своё имя сражением при Фермопилах (Тёплые ворота). Он защищал с 6 тысячами воинов (в том числе и личной гвардией из 300 спартанцев) Фермопильский проход при наступлении персидских войск и погиб в бою.
Правитель Ахеменидской Персии Ксеркс I напал на Грецию летом 480 года до н. э. Навстречу ему выступил Леонид I с отрядом из 300 спартанцев и 5620 воинов из других городов. Греки закрепились в ущелье Фермопилы с намерением защищать этот узкий проход как можно дольше.
200 000 персов в течение двух дней безуспешно штурмовали Фермопилы. Однако изменник Эфиальт провёл ночью отряд "бессмертных" (персидской гвардии) горной тропинкой в обход позиций Леонида I, чтобы ударить по грекам с тыла. Получив сообщение об этом, Леонид спас большую часть войска, отправив его вглубь страны, а сам остался в Фермопилах с 300 спартанцами. По собственной воле остались также 700 феспийцев под командованием Демофила и 400 фиванцев под начальством Леонтиада. Чтобы прикрыть отступление, воины Леонида устремились навстречу персам и сдерживали их наступление до тех пор, пока все не полегли на поле битвы. Разъярённый большими потерями и отчаянным сопротивлением спартанцев, Ксеркс I приказал разыскать тело Леонида, отрубить его голову и насадить на кол, а тело прибить к борту своего личного корабля.
Фермопильское сражение[править]
Греки разбили лагерь за стеной, перекрывающей узкий Фермопильский проход. Стена представляла собой невысокую баррикаду, выложенную из тяжёлых камней. В середине августа персидская армия появилась на берегу Малийского залива у города Трахина перед входом в Фермопилы. Один местный житель, рассказывая эллинам о многочисленности варваров, добавил, что "если варвары выпустят свои стрелы, то от тучи стрел произойдёт затмение солнца". В ответ спартанец Диенек беззаботно пошутил: "Наш приятель из Трахина принёс прекрасную весть: если мидяне затемнят солнце, то можно будет сражаться в тени".
На воинов из Пелопоннеса при виде персидской мощи напал страх, и они предложили возвратиться и охранять Коринфский перешеек. Фокийцы и локры, чьи земли находились вне пределов Пелопоннесского полуострова, пришли от такого предложения в негодование. Спор разрешил Леонид, который принял решение оставаться на месте.
К эллинскому войску был отправлен посол Ксеркса, который предложил грекам сдаться и получить за это свободу, титул "друзей персидского народа" и земли лучшие, чем те, которыми они владели. Когда эти предложения были Леонидом отвергнуты, посол передал грекам приказ Ксеркса сложить оружие, на что, согласно Плутарху, получил легендарный ответ — Приди и возьми.
Первый день[править]
Ксеркс выжидал 4 дня, а на 5-й послал наиболее боеспособные отряды из урождённых мидян на штурм. По Диодору, Ксеркс отправил в первой волне атакующих близких родственников воинов, погибших за 10 лет до того в битве с греками при Марафоне. Греки встретили их в теснине лицом к лицу, в то время как другая часть греков оставалась на стене. Царь Леонид расположил своё войско спереди от фокийской стены в самом узком месте ущелья. Детали первого дня битвы, сравнение греческого войска и атакующих народов описаны у Диодора. Греческие воины стояли "плечом к плечу", превосходили мужеством и доблестью персидское войско. Их тела были защищены, щиты закрывали тело. Атакующие племена не были подготовлены к битвам в узких пространствах, а привыкли вести войны на открытых просторах. Экипировка была соответствующая — небольшие щиты, незащищённые тела. Описание Диодора соответствует современным представлениям о греческой фаланге. При таком положении войска мидян и других племён разбивались о строй спартанцев. Наблюдавший за битвой Ксеркс трижды вскакивал с трона от негодования.
Ксеркс сменил мидян на киссиев и саков, славных своей воинственностью. Легче вооружённые и не имеющие строевой подготовки, подобной греческой, воины персидского царя не могли прорвать плотную фалангу греков, укрывшуюся за сплошной стеной больших щитов. Тогда персидский царь бросил в атаку элитный отряд "Бессмертных", личную гвардию. "Бессмертных" постигла та же участь, что и мидян. Спартанцы использовали тактику ложного бегства — притворно отступали, но затем разворачивались и контратаковали расстроенные отряды персов. Согласно Ктесию, потери спартанцев были минимальны — погибло 3 человека.
Второй день[править]
На второй день персидский царь вновь послал свою пехоту в атаку с обещанием награды за успех и смерти за бегство с поля боя. Успехи персидского войска на второй день были такие же, как и на первый. Персы сменяли атакующие отряды, греки, в свою очередь, сменяли в сражении друг друга. Тогда Ксеркс в полном недоумении отступил в свой лагерь.
Когда Ксеркс размышлял о дальнейших действиях, к нему доставили трахинского жителя Эфиальта. Эфиальт рассказал о наличии обходного горного пути и предложил за денежное вознаграждение показать путь персидской армии. За свой поступок Эфиальт стал презираем во всей Греции. Впоследствии его именем стали называть демона, который вызывает ночные кошмары.
Ксеркс в тот же вечер отправил в обход 20-тысячное войско под началом сатрапа Гиркании Гидарна Младшего.
Третий день[править]
На рассвете третьего дня охранявшие путь фокийцы увидели превосходящий их численностью персидский отряд. Обе стороны были напуганы видом друг друга. Но Эфиальт убедил персов, что находящийся невдалеке отряд не состоит из спартанцев. Фокийцы, напуганные численностью персов, отступили на вершину холма и стали готовиться к обороне. Гидарн решил не отвлекаться от основной задачи и продолжил обходной манёвр.
Фокийцы послали бегуна предупредить спартанцев о приближении персов с тыла. Услышав эту новость, Леонид созвал совет. Мнения греков разделились, и в результате разделилось и войско. Часть его ушла в свои города. В ущелье остались спартанцы, феспийцы, отказавшиеся покинуть место битвы, и фиванцы. Согласно Геродоту, Леонид сам приказал грекам разойтись по своим городам, поскольку ситуация стала безнадёжной. При этом, считал он, "ему же самому и его спартанцам не подобает, покидать место, на защиту которого их как раз и послали". Спустя 500 лет у Сенеки и Плутарха приводится обращение Леонида к своим воинам: "Давайте-ка завтракать, соратники: ведь ужинать мы будем в преисподней!".
Феспии и Фивы — города в Беотии, через которую неизбежно должен был пролегать путь персидского войска, так что отряды этих городов защищали в Фермопилах родную землю. Геродот писал свой исторический труд в пору вражды Фив с Афинами, поэтому он не упускал случая выставить фиванцев предателями Эллады и сообщает, что фиванский отряд был удержан Леонидом против их воли в качестве заложников. Однако определённая логика в его словах присутствует. Фиванцы вскоре присоединились к армии Ксеркса, и их отряды во время битвы при Платеях (через год после описываемых событий) воевали на стороне персов. Согласно Диодору, в греческом войске осталось не более 500 воинов. Своим решением остаться Леонид также спасал отступающую часть ополчения. Ведь если не задержать основную армию Ксеркса, персидская конница могла догнать пеших греков и уничтожить их на открытой местности.
Не рассчитывая на победу, но лишь на славную смерть, оставшиеся греки приняли бой в отдалении от прежних позиций, в том месте, где проход расширяется. Даже там персы не могли развернуться и погибали массами в давке или будучи сброшенными с обрывистого берега. У спартанцев были сломаны копья, они разили врагов короткими спартанскими мечами в тесной рукопашной. В бою пал Леонид, у персов погибли Аброком и Гиперанф, братья царя Ксеркса. Заметив приближение с тыла персидского отряда, ведомого Эфиальтом, греки отступили к стене, а затем, миновав её, заняли позицию на холме у выхода из прохода. По словам Геродота, во время отступления фиванцы отделились и сдались в плен, таким образом, они спасли свои жизни ценой клеймения в рабство.
Спартанцы и феспийцы приняли последний бой. Персы расстреливали последних героев из луков, забрасывали их камнями. По сведениям Геродота, отличились доблестью спартанцы Диенек, братья Алфей и Марон, феспиец Дифирамб.
Диодор передаёт последний бой 300 спартанцев в легендарном виде. Они будто бы напали на персидский лагерь ещё затемно и перебили множество персов, стараясь в общей суматохе поразить самого Ксеркса. Только когда рассвело, персы заметили немногочисленность отряда Леонида и забросали его копьями и стрелами с расстояния.
Дорога через Фермопильское ущелье для персов была открыта.
В культуре[править]
- Царь Леонид является персонажем романа Валерио Манфреди "Спартанец" (оригинальное название — "Щит Талоса", итал. "Lo scudo di Talos").
- Леонид — главный персонаж двух фильмов о Фермопильском сражении и предшествующих ему событиях: "300 спартанцев" 1962 года и "300 спартанцев" 2006 года. В фильме 1962 года его роль исполняет Ричард Эган, а в фильме 2006 — Джерард Батлер.
- Также Леонид фигурирует в компьютерных играх: Assassin's Creed: Odyssey, Titan Quest, Spartan: Total Warrior, Halo 2, Halo 3, Sid Meier’s Civilization IV.
Галерея[править]
Леонид в Фермопилах, идеализированная картина 1814 г. Автор Жак Луи Давид.
Источники[править]
- Геродот. История (книга VII, глава 205).
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, книга 11, 5—11.