Действия

Армия Ахеменидов

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Армия Ахеменидов — персидское войско эпохи Ахеменидов (VI—IV вв. до н. э.).

Состав[править]

В армии Ахеменидов существовало разделение на пехоту и конницу (асабара, asabāra). Пехотинцы делились на пращников, лучников и копейщиков (называемых арштибара и спарабара). Во время македонского нашествия у персов появился аналог греческих гоплитов — кардаки. В начале боя противника закидывали камнями пращники и осыпали градом стрел лучники. Часто эту функцию выполняло кавказское ополчение такабара (метатели дротиков). Затем в бой вступали основные силы. Конница обыкновенно располагалась по флангам.

Из этнических подразделений Ахеменидов помимо персов известны: мидяне, сирийцы (Келесирии и Междуречья), вавилоняне, армяне, албаны, карийцы, парфяне, бактрийцы, согдийцы, инды, саки, греки-гоплиты (их численность могла достигать 30—50 тыс. солдат) и даже македоняне (во время греко-персидских войн).

При войске имелись повозки с котлами, коврами, кубками и даже наложницами. При войне со скифами особо отличились ослы, которых использовали в армии Ахеменидов в качестве вьючных животных. В армии были инженеры, способные наводить понтонные мосты через водные преграды, помогать в осаде городов или при возведении лагерей (станов) из шатров. Также при войске находились соглядатаи, способные вести разведку. Для связи использовались гонцы.

Значительную роль играл флот из бирем, трирем и пентер, ведущая роль в котором принадлежала финикийцам. Флот Ахеменидов базировался преимущественно в Тире и Сидоне. Корабли имели по 30 вёсел и до 2-х мачт по две рее на каждой. Общее количество кораблей достигало 400.

Кавалерия[править]

Конница персов была вооружена метательными копьями (дротиками) – пальтонами и луками. В битве при Платеях: "Всадники прискакали и стали причинять большой урон всему эллинскому войску своими дротиками и стрелами: это были конные лучники, и потому к ним было нелегко подступиться." В битве при Марафоне конница участия не принимала. Ксенофонт описывает бой Фарнабаза против спартанской армии Агесилая: "Затем варвары перешли в наступление. Когда же дело дошло до рукопашной, все те греки, которые пытались поражать персов копьями, обломали себе наконечники, персы же, будучи вооружены дерновыми дротиками, скоро убили двенадцать всадников и двух лошадей, после чего греческие всадники были обращены в бегство."

Лучшими лучниками считались скифские племена, например саки и массагеты. Ктессий, в "Персике", 12-13 приводит случай, когда Дарий I хотел вторгнуться к скифам: "Скифарб, царь скифов, в гневе написал Дарию оскорбительное письмо, и это заставило его ответить в том же тоне. Дарий, наконец, собрав армию в 800 000 человек, построив мосты через Босфор и Истр, вступил в землю скифов, в течении 15 дней. Они послали друг другу луки. Скифский лук оказался крепче. Тогда Дарий обратился в бегство. Он перешел через мосты и в спешке их разрушил, прежде, чем, переправилось все войско. Оставленные в Европе 80 000 были перебиты Скифарбом."

Персидская конница первой половины V в. до н.э. не имела защитного вооружения. Отдельные примеры показывают наличие хорошего доспеха, как видим у Масистия при Платеях.

Но в общей массе это была легкая конница, которая так и не смогла нанести серьезных потерь греческой фаланге. Во второй половине V в. персы пробуют преобразовать конницу, делая ее более тяжелой за счет доспехов.

На всаднике надет льняной панцирь и на штанах, по мнению некоторых историков, изображены металлические чешуйки. Хорошо защищенные доспехом всадники появляются в битве при Кунаксе. Там же мы видим появление серпоносных колесниц. Реформы персидской конницы были направлены на то, чтобы разрушить греческий строй колесницами и проникнуть в разрывы фаланги тяжелой конницей. Обычные колесницы существовали в персидской армии и раньше. Геродот упоминает индийские и ливийские колесницы. Но противостояние их с греками не отмечено.

Серпоносные колесницы[править]

Колесница с косами была запряжена четырьмя лошадьми и имела экипаж до трёх человек (одного возничего и двух воинов). Колесницы с косами могли использоваться для разрушения порядка линий пехоты, или, по крайней мере, создания брешей в линии врага, которые могли затем быть использованы другими родами войск. Первоначально кавалерии было трудно разорвать плотные фаланги греческих и македонских гоплитов, и лошадям приходилось нелегко в толпе воинов. Колесницы с косами позволили избежать этой проблемы, с которой сталкивалась кавалерия, поскольку косы буквально прорезали ряды пехоты. Тем не менее, хорошо обученная армия могла быстро перестраиваться, размыкая ряды, когда колесницы приближались, а затем быстро смыкая, когда колесницы проходили через образовавшийся "коридор", сводя потери к минимуму. Колесницы с косами могли действовать только на открытой, равнинной местности, где было достаточно пространства для манёвра.

Одним из наиболее известных поражений персидских колесниц с косами была битва при Гавгамелах против македонской фаланги во главе с Александром Македонским. Понимая, что колесницы с косами являются наиболее громоздкими и неповоротливыми единицами в персидской армии, Александр приказал своим фалангитам этим воспользоваться. За несколько мгновений до того, как колесницы должны были сойтись с пехотой, македонским солдатам было приказано выстроиться в формацию наподобие буквы E, загнав тем самым колесницы в ловушку между "зубцами". В результате македонские солдаты смогли остановить колесницы: те оказались зажатыми телами убитых ими солдат и под атакой длинных македонских копий — сарисс — солдат из вторых рядов фаланги. В итоге персы потерпели сокрушительное поражение, царь Дарий III бежал.

Пехота[править]

Основным оружием персов был лук. Эсхил, который писал во время греко-персидских войн, в поэме “Персы” постоянно подчеркивает противостояние персидского лука и греческих копий: “С ассирийской колесницы кораблями и бойцами управляя (Ксеркс), и навстречу копьям вражьим стрелы шлет. Сразил ли врага натянутый лук, Или вражье копье Острием одержало победу?” Атосса (жена Дария, мать Ксеркса), спрашивает о греках: “Эти люди мечут стрелы, напрягая тетиву? Нет, с копьем они предлинным в бой выходят и щитом.”

Интересно сравнение персидских лучников с самыми лучшими греческими лучниками – критянами. Ксенофонт, Анабасис, 3.3-4: “Дело в том, что враги (персы) сейчас стреляют из луков и пращей на такое большое расстояние, что и критяне, отстреливаясь, не в состоянии попадать во врагов, так же как и метатели дротиков. Остальную, часть дня эллины шли впереди, а варвары следовали за ними, причем последние не наносили эллинам потерь при перестрелке, так как родосцы стреляли из пращей на большее расстояние, чем персидские пращники и лучники. Но луки у персов больше, и те из них, которые были захвачены, пригодились критянам: они постоянно пользовались вражескими луками и упражнялись в стрельбе на далекое расстояние, пуская стрелы вверх.” 4.2: “Кардухи были настолько проворны, что им удавалось убегать даже после того, как они подходили к эллинам на близкое расстояние. У них ведь не было другого оружия, кроме луков и пращей. Это прекрасные стрелки из лука, а величина их лука равнялась примерно 3 локтям и длина стрел 2 локтям с лишним; во время стрельбы они натягивали тетиву, наступая левой ногой на нижнюю часть лука. Стрелы их пробивали щиты и панцыри. Когда эллины овладевали стрелами, то пользовались ими как дротиками, снабдив их ремнями.”

Копья у персов тоже были, но короче греческих. Это видно и на барельефах и на это указывает Геродот в битве при Фермопилах: “На смену им прибыли персы во главе с Гидарном (царь называл их “бессмертными”). Они думали легко покончить с врагами. Но когда дело дошло до рукопашной, то персы не добились большего успеха, чем мидяне, но дело шло одинаково плохо: персам приходилось сражаться в теснине с более короткими копьями, чем у эллинов.”

Тут мы подходим к вопросу, кто же такие были “бессмертные” и чем они были вооружены. Геродот прямо не указывает, что в персидской армии вторжения Ксеркса десять тысяч персов, идущих вслед за царем это и есть бессмертные. У Геродота они называются “амртака”. Но логически вытекает, что эти десять тысяч, у которых подтоки копий были в виде тысячи золотых и девяти тысяч серебряных яблок – это и есть бессмертные под командованием Гидарна. Амртака – лучший регулярный персидский контингент, который постоянно пополнял число до полного состава. Десятитысячные отряды у персов назывались байварабам. Помимо амртака спереди и сзади Ксеркса идут по тысячи солдат тоже с яблоками. У одних копья смотрят вниз, у других вверх. Это личная гвардия Ксеркса – арштибара. В отличие от бессмертных, на участие гвардии в боях с греками не указано. Не будем углубляться в разные версии о гранатах и яблоках, о том, одна или две тысячи было арштибара, для нас будет важнее понять что-то о вооружении этих элитных частей.

Как видим, на изображениях присутствуют варианты: воины с копьем и луком и воины с копьем и щитом в виде восьмерки. Щит в виде восьмерки напоминает греческий беотийский щит. Но беотийский щит греков был покрыт бронзой. Из чего сделан этот персидский щит – непонятно. Литературные источники говорят о плетеных ивовых щитах. На персидском и греческом языках они звучат как спара или геррон. Спарабара – носители щита спара. При Платеях и в битве при Микале персы строили “стену щитов” из павез. Десятки в персидской армии назывались датабам. Старший десятка – датапатиш. Еще со времен Ассирии в азиатских армиях сочетались копейщик с большим щитом, стоящий спереди и лучники, стоящие за ним. Отсюда есть предположение, что персидская спарабара – впереди стоящий датапатиш с копьем за большим щитом и сзади девять лучников. Прямо напрашивается вывод, что 1000 бессмертных с золотыми яблоками – это копейщики датапатиш, а 9000 бессмертных с серебряными яблоками – лучники.

Как видим, изображения спарабара не имеют ничего общего с изображением на барельефах. Интересно отметить, что на верхнем изображении, показывающем скорее всего скифа, нарисован меч, очень напоминающий копис. Есть даже версия, что кописы греки заимствовали у персов. Лучники могли быть вооружены топориками. Ксенофонт, Анабасис, 4.4.16: "привел с собой пленного, вооруженного персидским луком, колчаном и секирой, подобной секирам амазонок. На вопрос, кто он такой, тот ответил "перс"".

На барельефах персы одеты в "ахеменидское платье" – длинные туники, на головах многогранные тиары, высокие шапки, либо повязки ткани. Это одежда 6 в. до н.э., либо вариант придворных одежд. Во времена греко-персидских войн персы используют мидийские одежды с короткими туникам и капюшонами. Различные народности в войске персов могут использовать скифские, фригийские или фракийские колпаки.

Для определения щитов у нас есть следующая информация к размышлению: При Платеях против спартанцев стояли лучшие персидские части, очевидно бессмертные, которые были у Мардония. Сначала персы осыпали спартанцев стрелами, а потом спартанцам пришлось проламывать линию стационарных щитов в рукопашной. Такая же линия щитов стояла в те же дни при Микале, но бессмертных там не было. Значит, спарабару формировали и обычные контингенты персидской армии. При Фермопилах Ксеркс бросил бессметрных в рукопашную с копьями. Те же бессмертные шли в обход по тропинке, осыпав фокейцев стрелами. Бросаться в рукопашную и идти по горным тропам со стационарными щитами – абсурдно. Делать то же самое вообще без щитов – самоубийство. Логичнее всего предположить именно щиты в виде восьмерок, которыми были снабжены копейщики, сопровождаемые лучниками без щитов. Лучники одновременно могли быть снабжены копьем. А большие квадратные спара выставлялись перед любыми персидскими отрядами по необходимости. Но когда линия щитов была прорвана персы проигрывали грекам. Геродот: “Потерпели же персы поражение главным образом потому, что у них не было тяжелого вооружения и они должны были сражаться легковооруженными против гоплитов.” Наличие некоторого количества возможных льняных или чешуйчатых доспехов без хорошего щита персов не спасало. Поэтому, как и в коннице, в пехоте к концу V в. до н.э. происходят изменения. Персы в качестве тяжелой пехоты нанимают самих греков. В большом количестве появляются войска по типу пельтастов – такабара, которые имеют небольшой легкий щит така вместо пельты.

Такабара в большинстве были дротикометателями, хотя этот щит могли использовать и лучники. Позднее, ко временам сражений армии Дария III против Александра Македонского, персы пытались образовать собственную пехоту, с вооружением наподобие гоплитов, но не сильно в этом преуспели.

На этой иллюстрации интересен персонаж второй слева. Художник называет его халибом. Халибов описывает Ксенофонт в “Анабасисе”, 4.7.15: “Племя халибов самое храброе из всех племен, через земли которых проходили эллины; они вступили с последними в рукопашный бой. Халибы носили льняные панцири, доходившие до нижней части живота, а вместо чешуек панциря они пользовались сучеными, туго переплетенными веревками. Они носили также поножи и шлемы, а у пояса кинжал вроде лаконского меча, которым закалывали тех, кого удавалось осилить. Халибы также имели при себе копья длиной примерно в 5 локтей с одним острием.” Меч, а на самом деле серп, не соответствует лаконскому мечу. Серп художник явно срисовал с изображения ликийского воина.

Вооружение ликийских воинов есть в описании флота Ксеркса: "Они носили панцири и поножи, кизиловые луки, неоперенные камышовые стрелы и дротики. На плечах у них были накинуты козьи шкуры, а на головах – шапки, увенчанные перьями. Кроме того, у них были еще кинжалы и серпы." Не очень похоже на барельеф. Но на барельефе есть подпись.

В персидской армии присутствовало еще много самых различных народностей и большое разнообразие вооружения. Но достоверность данных о вооружении персов остается под большим вопросом.

Бессмертные[править]

Впервые появились в империи Ахеменидов в VI веке до нашей эры. "Бессмертные" подробно описаны Геродотом, который обозначал их как "десять тысяч" или Αθάνατοι (в пер. с греч. — бессмертные). По одной из версий, такое название произошло в результате того, что Геродот перепутал персидские слова Anūšiya (товарищи) и Anauša (бессмертные). Другая версия объясняет происхождение названия тем, что, как только кто-то из "бессмертных" погибал, его заменяли другим, тем самым поддерживая число бессмертных постоянным (10 000 человек).

Отряды "бессмертных" формировались только из мидийцев, персов и эламитов, причём первая их тысяча, составлявшая личную охрану царя, формировалась исключительно из персидской знати. Подготовка начиналась ещё в детстве. Обязательными для "бессмертного" были умение хорошо стрелять из лука и скакать верхом, а впоследствии также строгое следование учению Заратустры.

Кардаки[править]

Пехотинец-кардака с мозаики Александра. В левой части мозаики показана конница Александра и сам Александр собственной персоной, топчущих греческих наемников и персидскую пехоту. Если мозаика изображает битву при Иссе, то эти воины представляют собой греческих гоплитов Филимона и персидского кардака. Эта область мозаики повреждена сильнее всего, тем не менее два гоплитских щита отчетливо различимы под конем Александра. Гоплитские щиты, используемые греческими наемниками, изготовлены из бронзы, тогда как расписанные щиты могли принадлежать кардака. Голова, плечи, верхняя часть панциря и рукава фигуры позаимствованы у персонажа, лежащего под конями колесницы Дария. Меч и ножны – из числа брошенного персидского оружия, изображенного на мозаике. Нижняя часть панциря, нижняя часть рукавов, штаны, обувь восстановлены художником.

Греческие наёмники[править]

Кроме греков-союзников, в армию Ахеменидов входили отряды греков-наёмников (их численность могла достигать 30—50 тыс. солдат) и даже македоняне (во время греко-персидских войн).

О месте и роли древнегреческих наёмников в державе Ахеменидов рассказывает Ксенофонт в автобиографическом произведении Анабасис Кира, где они набирались как гвардия сатрапов. Один из сатрапов Кир Младший сумел собрать значительное войско из греческих наемников (10 тысяч) и пытался захватить власть в Персии. Известным греческим наёмником на службе у персов был Мемнон Родосский, который принял деятельное участие в сопротивлении македонской агрессии. Принимали греческие наёмники участие в битве при Гавгамелах. На стороне персов сражалось около 2 000 греков под командованием двух стратегов фокейца Патрона и этолийца Главка.

Численность[править]

Самое раннее упоминание о вооруженных формированиях древних иранцев сохранилось в "Авесте". Так, например, народное ополчение названо "*kāra-", которое сохранилось в современном персидском языке в таких словах как "kārzār" ‘битва’, "peykār" ‘сражение, противостояние’, "kārwān" ‘караван’ (в древности — ‘военная колонна, обоз’). От "*kāra-" произошли древнеиранские мужские имена собственные *Kāra-pāna- ‘хранитель, попечитель армии, войска’, *Kārana- ‘воин’ и *Kārapati- ‘глава войска’.

В древнеиранском войске особую роль играли колесничие, которые назывались "raθaē-štar-" (от "raθa-" ‘колесница’ + "štar-" ‘стоящий’). Именно от этого термина через пехл. artēštār произошло слово "arteš" в значении "армия" в современном персидском языке.

Первая профессиональная армия у древних иранцев появилась в Ахеменидской империи (550 – 330 до н.э.). Войско называлось *spāda-, было организовано по десятичной системе и делилось на десятки — др.-иран. *daθa-, сотни — др.-иран. *θata-, тысячи — др.-иран. *hazāra- и десятки тысяч — др.-иран. *baivara-, во главе которых стояли десятники — *daθapati-, сотники — *θatapati-, тысяцкие — *hazārapati- и темники — *baivarapati-. Главнокомандующий войсками назывался *spādapati- или *kārana-.

По подсчетам греческих историков, это войско достигало численности в 700 тыс. солдат и офицеров. Самостоятельно могли проводить операции соединения персидской армии в 50—80 тыс. солдат. Современные историки полагают, что численность персидской армии была сильно завышена в античной исторической литературе. По-видимому, она была соизмерима с численностью армии Древней Македонии, а её костяк составляли т. н. бессмертные ("амртака", элитный корпус из 10 тыс. воинов) к которым присоединялось территориальное ополчение во главе с сатрапами. После царя самым высшим чином в войске в то время был хилиарх (hazahrapatish — тысяцкий), после которого обычно перечисляются лохаги и илархи (сотники). В битве при Гавгамелах со стороны персов упоминаются 15 командиров, равных по статусу сатрапам.

Обмундирование и вооружение[править]

Персидские воины носили войлочные шапки (тиары), штаны-анаксириды, хитоны с рукавами (рубахи) и пурпурные кафтаны. Из вооружений персидские воины имели панцири и "чешуйчатые доспехи", плетёные щиты, копья, лук и стрелы, дротики, короткие мечи-акинаки. Особенностью персидской армии были серпоносные колесницы (ок. 200) и боевые слоны (15).

Символика[править]

Знаком отличия армии Ахеменидов был штандарт, на котором был изображён золотой орёл с распростёртыми крыльями.

Галерея[править]