Действия

Морские стрелки Белого движения России

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Морские стрелки Белого движения России — наименование морских десантных частей Белого движения в период Гражданской войны в России.

История[править]

12 декабря 1918 года Верховным Правителем России и Верховным Главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами России адмиралом А. В. Колчаком был издан приказ № 73, который гласил:

  1. Из команд Речной Боевой флотилии сформировать в составе Морведа стрелковую бригаду шестибатальонного состава — "Отдельную бригаду Морских стрелков".
  2. Формирование производить последовательно, начиная со штаба бригады и двух батальонов и произвести дальнейшее формирование после обучения двух батальонов, причем порядок формирования должен быть таков, чтобы части были постоянно боеспособны.
  3. Снабжение и пополнение команды Речной Боевой флотилии до состава двух батальонов Морских стрелков произвести из Военведа.
  4. Предоставить командиру Отдельной бригады Морских стрелков права начальника дивизии.

По штатам, при каждом батальоне должны были быть следующие части: специальная рота, пулеметная команда, команда связи, подрывная команда, перевязочный пункт, нестроевая команда, учебная команда. Всего в бригаде предполагалось иметь 75 офицеров, 8 военных чиновников, 1496 солдат и 207 лошадей. В состав Бригады вошла часть личного состава Речного боевого флота Народной армии КОМУЧа, действовавшего летом - осенью 1919 г. на реках Волге, Каме и Белой. Командиром бригады был назначен контр-адмирал Г. К. Старк, помощником командира — капитан 2 ранга П. В. Тихменев.

К 23 марта 1919 года в бригаде были укомплектованы 2 батальона и команда связи Штаба бригады, сформированные в Красноярске. В первом батальоне по спискам числилось 1050 человек, во втором — 521. Всего по спискам в бригаде числилось 1637 человек рядового и унтер-офицерского состава, из них 236 добровольцев, остальные — мобилизованные. Причем заявления с просьбой о зачислении в бригаду подавали самые разные люди, от офицеров флота до учеников Учительской семинарии и гимназистов. Из списков личного состава видно, что бригада была морской лишь по подчиненности Морскому министерству и названию. Моряки занимали в ней лишь штабные и командные должности, вплоть до уровня ротного командира. Основную же массу командиров составляли сухопутные офицеры разных родов оружия. Постановлением Совета Министров Всероссийского Правительства А. В. Колчака №85 от 10 января 1919 г. был учрежден Корпус морских стрелков. В соответствии с "Временным положением об офицерах Корпуса Морских стрелков", офицеры сухопутных войск при поступлении в части морских стрелков переименовывались в морские чины.

Стрелок первого батальона Отдельной бригады морских стрелков, май 1919 года.

Третий и четвертый батальоны бригады были сформированы в апреле - мае 1919 г. Местом формирования третьего батальона, была назначена Пермь, четвертого — Уфа.

С 23 декабря 1918 года по 14 марта 1919 года в составе бригады находился бронепоезд, вооруженный одним 75 мм и тремя морскими орудиями. Бронепоездом командовали: капитан 2-го ранга П. П. Феодосьев (с 23 декабря 1918 по 30 января 1919 г.), лейтенант Н. Н. Гакен (с 30 января по 14 марта 1919 г.). 14 марта бронепоезд был передан Военному ведомству (без личного состава, орудий и боезапаса).

Первоначально организация бригады предусматривала тесное взаимодействие ее с Речной боевой флотилией, сформированной из вооруженных пароходов для действий на Каме, даже размещение части обоза на плавсредствах, но в итоге, бригада действовала как самостоятельная сухопутная часть, лишь время от времени — совместно с флотилией. Впрочем, в документах упоминаются и "Морские стрелки Речной боевой флотилии", в частности 24 мая 1919 года, согласно приказанию командующего Речной боевой флотилией был утвержден временный штат артиллерийского взвода при 1-ом батальоне Морских стрелков Речной боевой флотилии. Комплектовалась морскими стрелками также Комендантская полурота Нижней опорной базы флотилии, а значит, вполне можно предположить, что и другие вспомогательные подразделения также комплектовались ими. В мае 1919 года к Штабу бригады был прикомандирован пароход "Удалый" (командир — мичман Сивов).

На сегодняшний момент о боевых действиях бригады известно достаточно мало. 1-й батальон был выдвинут на фронт в середине апреля 1919 года (перед выдвижением ему был вручен знаменный флаг). Батальон был разделен на две части — 3 его роты вошли в состав Западной армии, 1 рота — в состав Сибирской армии. 2-й, 3-й и 4-й батальоны, по свидетельству Н. Г. Фомина, "действовали вне связи со штабом бригады в двух различных армиях". В июне 1919 года 1-й и 4-й батальоны числились приданными Сибирской армии, в своем составе они насчитывали 930 штыков, 4 пулемета и одно трехдюймовое орудие.

24 июня 1919 года Отдельная бригада Морских стрелков была переформирована в дивизию и по штатам была приравнена к Сибирской стрелковой дивизии. 28 июня был отдан приказ о формировании при дивизии Морской артиллерийской бригады в составе двух легких артиллерийских дивизионов, шести легких батарей двух четырехорудийных 6-ти дюймовых тяжелых батарей, восьми пулеметных взводов и одного артиллерийского парка.

Офицер-артиллерист дивизии морских стрелков, начало осени 1919 года.

Однако 20 июля выходит приказ Начальника Штаба Верховного Главнокомандующего № 658. В этом приказе предписывалось сформировать Управление начальника артиллерии дивизии и отдельный артиллерийский парк. Артиллерию предписывалось иметь в следующем составе: легкий трехбатарейный дивизион (батареи четырехорудийные), отдельная гаубичная или тяжелая батарея (четырехорудийная). Недостающие предметы артиллерийского, инженерного и интендантского снабжения предполагалось взять из соответствующих управлений Военного ведомства. Местом формирования артиллерии был назначен г. Бийск. Формирование должно было закончиться к 31 августа 1919 года.

В июле, после отступления от Перми, дивизия в "достаточно потрепанном" состоянии была сведена воедино и получила самостоятельный участок фронта в составе Северной группы Сибирской армии. Во время тяжелых боев июля - августа дивизия потеряла практически весь личный состав.

3 августа вышел приказ начальника Штаба Верховного Главнокомандующего о сформировании из остатков частей дивизии Егерского батальона и придании его ко 2-й армии. Но приказ этот был отменен, и в середине сентября дивизия была переформирована в Новониколаевске. Перед падением Омска (14 ноября 1919 года) дивизия выдвинулась на фронт, не успев закончить формирование. В этот период (ноябрь - декабрь) дивизион артиллерии морских стрелков находился в Барнауле. Составлял он около 12 - 16 легких орудий английского образца. Командовал им полковник Саенко. Он участвовал в обороне города от красных партизан 6 - 9 декабря. Во время отступления осенью 1919 - зимой 1920 гг. дивизия находилась в арьергарде, с честью прошла Сибирский ледяной поход. К моменту подхода к озеру Байкал (конец февраля 1920 года) в составе дивизии осталось лишь около 300 человек, после чего она была влита в другую часть, и перестала существовать как самостоятельное подразделение.

1 февраля 1920 года приказом Главнокомандующего всеми вооруженными силами Дальнего Востока и Иркутского военного округа генерал-лейтенанта атамана Г. М. Семенова за № 116 все управления, учреждения и части Морского министерства Всероссийского правительства адмирала А. В. Колчака были расформированы.

Помимо частей морских стрелков, из которых сформировался корпус, существовал ещё и отдельный батальон.

Стрелок Морского учебного полка в начале Сибирского "ледяного" похода, ноябрь 1919 года.

Отдельный морской учебный батальон начал формироваться в Омске 4 августа 1919 года. Он насчитывал 1694 человека рядовых и унтер-офицеров и до 70 офицеров. В состав его вошли команды кораблей 1-го и 2-го дивизионов боевых судов, комендантская команда Главной базы и рабочие Ижевского ружейного завода. Командовал им капитан 2-го ранга П. В. Тихменев (до революции служивший в Гвардейском Флотском экипаже). Ротными командирами были: старший лейтенант В. Г. Гессе, старший лейтенант И. М. Де-Кампо Сципион, лейтенант Г. А. Мейрер и др.

27 августа Верховный Правитель адмирал А.В. Колчак произвел смотр батальону и остался очень доволен его внешним видом. В начале сентября батальон был выслан на фронт и первоначально поступил в резерв 3-й армии, а с 4 сентября он стал подчиняться командиру Уфимской группы генерал-майору С.Н. Войцеховскому. Практически все время батальон находился в боях. Наиболее тяжелые бои моряки выдержали 10 сентября в районе деревни Поломская, в ночь с 10 на 11 сентября в селе Дубровное. В этом бою геройски погибли: командир батальона капитан 2-го ранга П. В. Тихменев, один из ротных командиров — старший лейтенант И.М. Де-Кампо Сципион, 12 офицеров, а также 18-летний доброволец Олег Заварин.

К концу октября в батальоне осталось лишь несколько десятков человек, после чего, приказом от 23 октября в Омске он был переформирован в двухбатальонный полк. Из Омска полк выступил 13 ноября в направлении Новониколаевска. На следующую ночь Омск был взят красными.

Во второй половине января 1920 года, участвуя в Сибирском Ледяном походе, Морской полк вышел из тайги в районе Братского Острога. Командир полка полковник В. Д. Песоцкий вступил в переговоры с командованием 1-й Братской партизанской дивизией, с целью добиться разрешения дальнейшего беспрепятственного движения полка в направлении Иркутска. Эта же информация подтверждается и оперативными сводками красных. Такое разрешение было получено, т. к. положение красных партизан в этот период, несмотря на их численное превосходство, было довольно шатким.

Погоны чинов стрелковых частей Отдельной бригады (дивизии) морских стрелков:
1. Старший лейтенант (полагающаяся шифровка полностью шитая золотой канителью);
2. Мичман военного времени (в данном случае шифровка металлическая);
3. Боцман;
4. Квартирмейстер-стрелок.

Дальнейший путь полк продолжил под конвоем из партизан, сохраняя при этом вооружение. Через некоторое время делегация от полка была послана в Иркутск для переговоров с Д. Е. Зверевым, командующим Восточно-Сибирской советской армией. От него было получено разрешение на дальнейшее движение в сторону Иркутска, но при этом большая часть оружия и боеприпасов подлежала сдаче. Как только оружие было сдано, со стороны красных партизан начались акты мародерства в отношении имущества чинов полка. Вскоре командир полка со своим заместителем отбыли в штаб 5-й Красной армии (и впоследствии перешли на сторону красных), а командование полком было передано старшему лейтенанту Д. Н. Федотову.

Под его командованием остатки полка продолжали двигаться к Иркутску. В Иркутске все чины полка были посажены в тюрьму, из которой они были освобождены с большим трудом, стараниями того же Д. Н. Федотова. По свидетельству современников, только чудо и хладнокровие спасло Д. Н. Федотова и его офицеров от расстрела. После этого Морской полк прекратил свое существование, а большая часть его чинов, вскоре вновь была арестована органами ЧК уже в индивидуальном порядке, после чего их судьбы сложились по-разному.

В 1921 - 1922 гг., в период командования контр-адмиралом Старком Сибирской флотилией, в ее составе возродились морские стрелковые формирования. Первоначально была создана Отдельная рота морских стрелков, в дальнейшем развернутая в Отдельный батальон. В состав батальона вошли некоторые офицеры, служившие в Корпусе морских стрелков в 1919 года, а его командиром в августе 1921 года назначили полковника B.C. Цымбалова, ранее командовавшего 3-м полком дивизии морских стрелков. В августе 1922 г. батальон насчитывал 340 матросов и 38 офицеров. Дальневосточные морские стрелки ушли в эмиграцию на кораблях Сибирской флотилии осенью 1922 года. В составе Морских сил на Дальнем Востоке в период 1918 - 1922 гг. существовал еще ряд морских стрелковых подразделений, как постоянных, так и временных.

Вооружение[править]

Погоны чинов артиллерийских частей Отдельной бригады (дивизии) морских стрелков:
1. Лейтенант военного времени (эмблема в виде двух скрещенных орудийных стволов металлическая);
2. Мичман (полагающаяся шифровка полностью шитая золотой канителью);
3. Артиллерийский кондуктор;
4. Комендор 1-й статьи.

В частях и соединениях морских стрелков использовалось как отечественное стрелковое оружие, так и зарубежное, поставляемое Англией и Францией. Стрелковое оружие для двух первых батальонов бригады было выделено союзниками — французами, но из 1700 винтовок бригада получила лишь 1660, из них много учебных и сломанных. В последствии поставки вооружения усилились и появились артиллерийские части, оснащённые отечественными и зарубежными орудиями, преимущественно британскими.

На вооружении дальневосточного батальона состояли полученные от японского командования 16.08 750 японских винтовок, 11 отечественных трехлинеек, 160 винтовок Бердана, 2 пулемета "Гочкис" и японские ручные гранаты (последние, системы Мильса в количестве 500 штук, были присланы из запасов МС на ДВ во Владивостоке).

Униформа[править]

Униформа Отдельной бригады морских стрелков[править]

Приказом управляющего морским министерством контр-адмирала М. И. Смирнова № 19 от 12 декабря 1918 года для бригады была установлена форма одежды защитного цвета по образцу пехотных частей, но с рядом отличий. На левом рукаве носился вышитый якорь синего цвета. Для офицеров предусматривались погоны флотского образца с вышитыми литерами "М. С." приборного цвета с накладной медной арматурой, изображающей две скрещенные винтовки, а для офицеров морских стрелков-артиллеристов — две скрещенные пушки. Унтер-офицерам и рядовым полагались на погонах черные буквы "М. С.". Офицеры должны были иметь оружие флотского образца, т. е. кортик, но допускалось ношение и шашек. 1 февраля 1919 года приказом № 29 унтер-офицерам и рядовым бригады присвоили черные погоны с литерами "М. С." и желтой арматурой.

Униформа Отдельной дивизии морских стрелков[править]

Защитные погоны чинов Отдельной бригады (дивизии) морских стрелков:
1. Капитан 2-го ранга (стрелковые части);
2. Мичман (артиллерийские части);
3. Квартирмейстер-стрелок;
4. Комендор 2-й статьи.

Морская дивизия в боях весны - лета 1919 года понесла тяжелые потери в офицерском составе. Одна из причин — ношение золотых галунных погон флотского образца на полевой форме. Поэтому офицеры самостоятельно начали носить полевые погоны. Описание их сохранилось в приказе по дивизии от 9 сентября:

В целях установления однообразия в форме предлагаю всем гг. офицерам корпуса морских стрелков носить погоны с черным просветом и трафаретами "МС". Гг. офицерам, непереведённым в корпус МС, носить общеармейские погоны. Стрелкам обязательно надеть погоны в кратчайший срок. Без погон из казармы не увольнять и в наряды не назначать...

На июль 1919 года в Перми дивизия была отлично одета в английское обмундирование.

Униформа Отдельного батальона морских стрелков Дальнего Востока России[править]

Отдельный батальон морских стрелков Дальнего Востока, дислоцированный в районе Владивостока, носил такую же форму, как и бригада. В комплект формы стрелков входили: френч, шаровары, шинель, фуражка, обмотки, перчатки, портянки, нательная рубаха, кальсоны, поясной ремень, ботинки. Введение наружных знаков отличия шло медленно. 29 июня 1919 года командир батальона приказом № 150 потребовал от начальника хозяйственной части:

...озаботиться приобретением краски для трафаретов погон морских стрелков, ...Срок исполнения к 7 июля. Всем офицерам вверенного мне батальона, впредь до установления однообразной верхней одежды, нашить на левые рукава френчей (выше локтя) синие якоря, а также и на пальто. Господам офицерам, причисленным к корпусу морских стрелков, кроме вышеуказанного, носить погоны соответствующего образца. Срок для этого даю недельный. Начальнику хозяйственной части заготовить синий материал для выкраивания якорей и на­шить таковые стрелкам вверенного мне батальона на левые рукава летних гимнастерок, мундиров, шинелей. Срок — недельный.

Униформа Отдельной роты морских стрелков Дальнего Востока России[править]

Нарукавные знаки, установленные для чинов Отдельной бригады (дивизии) морских стрелков (различия по технике исполнения):
1. Шитая синим шелком;
2. Накладная из синего сукна;
3. С просечкой в черном сукне с синей суконной подложкой.
Реконструкция арматуры в виде скрещенных винтовок. Ростовая фигура, показывающая морского стрелка в обмундировании и полном пехотном снаряжении британского образца (худ. А. В. Лебедева).

После падения власти правительства А. В. Колчака во Владивостоке 31 января 1920 года и до 25 мая 1921 года, Сибирская флотилия погоны не носила. Номинально она подчинялась с 1 января 1921 года Народно-революционному флоту ДВР, но флаги на кораблях были Андреевские, а нарукавные знаки отличия — образца Временного правительства Приморской земской управы. Знаков отличия морских стрелков предусмотрено не было.

После переворота 25 мая 1921 года было восстановлено ношение погон. При создании и обмундировании Отдельной роты морских стрелков командующий Сибирской флотилией контр-адмирал Г. К. Старк приказал руководствоваться Положением о корпусе морских стрелков и соответствующими приказами Верховного правителя адмирала А. В. Колчака 1919 года.

Отдельная рота морских стрелков являлась личной гвардией командующего флотилией и Председателя правительства С. Д. Меркулова и была одета в обмундирование, используемое на флоте для высадки десанта — бушлат, брюки и сапоги. На бескозырках нижних чинов была обычная надпись "Сибирск. флотил." — сокр. от "Сибирская флотилия", на погонах были стандартные буквы "МС". Кроме этого, на рукаве бушлата имелся специальный знак — круг на белом фоне которого находился якорь, переплетенный с двумя буквами "МС".

Офицерские чины командного состава носили обычное обмундирование — китель и брюки. Офицеров, состоявших в должностях рядовых бойцов снабжали вначале матросским обмун­дированием, а затем стали выдавать китель и брюки штатного покроя и фуражку с козырьком. Знаки отличия офицерского звания ими приобретались за свой счет.

Общие элементы[править]

Форма одежды кондукторов и нижних чинов Отдельной бригады (дивизии) морских стрелков:
1. Артиллерийский кондуктор;
2. Квартирмейстер стрелковых частей;
3. Комендор 2-й статьи;
4. Артиллерийский квартирмейстер в обмундировании британского образца.

Основным наружным знаком отличия морской пехоты Белого дела на Дальнем Востоке и в Сибири был нарукавный знак, носившийся на левом рукаве в виде синего адмиралтейского якоря. Он был вышит нитками либо вырублен из синей ткани (там, где командирами были пехотные офицеры, т. к. в Военном ведомстве, в отличие от флота, такие знаки обычно вырубались, а не шились нитками). Такой знак носили и офицеры, и нижние чины на полевой и флотской форме. Морские стрелки носили черные погоны с желтыми буквами "МС", и только офицерский состав, причисленный к корпусу морских стрелков, носил такие буквы вышитые канителью с установленной арматурой (скрещенные винтовки либо стволы орудий) на галунных погонах флотского образца. На полевой форме, очевидно, носились погоны защитного цвета с черными просветами и трафаретами букв и арматурных знаков. Офицеры флота и армии, не причисленные к корпусу, носили погоны своих ведомств.

Источники[править]

См. также[править]