Действия

Китайские народные добровольцы

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Китайские народные добровольцы — китайский контингент войск, участвовавший в Корейской войне на стороне КНДР в 1950 - 1953 гг.

История[править]

В связи с пересечением американскими и южнокорейскими войсками во время войны в Корее 38-й параллели и приближением их к границам КНР, китайское руководство приняло решение в октябре 1950 года о введении на территорию Кореи китайских войск. С целью избежания прямой войны между США и КНР, не нужной в тот момент ни одной из сторон, официально эти войска именовались "добровольцами". Командиром и комиссаром КНД был маршал Пэн Дэхуай (когда в апреле 1952 года он был вынужден вернуться в КНР из-за болезни, его обязанности стал исполнять Дэн Хуа), начальником штаба — Се Фан (когда Се Фан стал представителем КНР на мирных переговорах, его текущие обязанности с лета 1951 взял на себя Чжан Вэньчжоу), а с мая 1953 — Ли Да, политруком — Ду Пин (до лета 1951), Гао Сыци (июнь 1951 - май 1953), Ли Чжиминь (с мая 1953). Все китайские добровольческие части в Корее были сведены в 25 армейских корпусов, в огромную группировку сухопутных войск, имея высокий моральный дух и готовность умереть за свободу братского корейского народа.

Ночью 19 октября 1950 года, в тот самый день, когда американские войска заняли Пхеньян, основные силы китайских войск начали переправу через пограничную реку Ялуцзян. Командующий войсками Китайских народных добровольцев Пэн Дэхуай информировал Ким Ир Сена, что под его командованием находится 12 дивизий, сведенных в четыре армии, а также три артиллерийские дивизии. Общая численность китайских войск насчитывала — 260 тысяч человек. Во втором эшелоне — две армии, численностью 80 тысяч человек. По планам, с вводом в Корею второго и третьего эшелонов общая численность китайских войск должна была достичь 600 тысяч человек. Ввод китайских объединений и соединений осуществлялся с трех направлений. 40-я армия, основные силы 39-й армии и 1-я артиллерийская дивизия составили одну группировку, которая форсировала реку Амнокган (Ялуцзян) из района Аньдуна. 117-я дивизия 39-й армии, 2-я артиллерийская дивизия с зенитно-артиллерийский полк выдвинулись из района устья реки Чандзинган. Третья группировка в составе 38-й и 42-й армий, 8-й артиллерийской дивизии форсировали Амнокган и вошла на территорию Кореи из района Цзиань. Китайская операция по вводу войск в Корею и сосредоточению в намеченных районах в целом завершилась полным успехом.

Американская разведка вплоть до 25 октября не знала о перемещении огромной группировки китайских войск в глубь территории Северной Кореи. В тот день на западном участке фронта 118-я китайская дивизия 40-й армии атаковала 6-ю южнокорейскую пехотную дивизию, которая понесла большие потери. Первое боевое столкновение китайцев с американскими войсками имело место 2 ноября 1950 года, когда 8-й полк 1-й кавалерийской дивизии армии США вступил в бой с авангардом 39-й армии китайцев в районе Унсана. После переброски в Корею КНД во взаимодействии с частями северокорейской армии и при интенсивной поддержке 64-го ИАК советских вооруженных сил развернули широкое контрнаступление против "войск ООН", что вызвало гневную реакцию в милитаристских кругах США. Командующий "войсками ООН" Дуглас Макартур представил Белому дому программу "решительных действий", которая предусматривала перенос военных действий на китайскую территорию, массированные бомбардировки стратегических объектов в Маньчжурии, полную блокаду не только северокорейского, но и китайского побережья, перекрытие путей снабжения китайской армии со стороны СССР, масштабное вовлечение в военные действия против КНДР и КНР гоминьдановских войск, наконец, ядерные бомбардировки КНДР и КНР. Однако президент Г. Трумэн, госсекретарь Д. Ачесон и министр обороны Д. Маршалл отказались поддержать Макартура и не без веских оснований. Г. Трумэн писал в своих мемуарах:

Без сомнения, мы достигли момента, когда надо было принимать серьезное решение. Если бы мы избрали путь разжигания войны в отношении Китая, нам следовало бы ожидать возмездия. Пекин и Москва были союзниками как идеологически, так и по договору. Если бы мы напали на коммунистический Китай, то должны были ожидать русского вмешательства.

После ввода в Северную Корею "китайских народных добровольцев", как уже было отмечено выше, было сформировано единое Объединенное (корейско-китайское) командование во главе с Ким Ир Сеном. В конце октября 1950 г. объединенная корейско-китайская коалиция, преодолевая ожесточенное противодействие первоклассно оснащенных войск США и их союзников, начала развернутое контрнаступление в направлении бассейна реки Чхончхонган. В кровопролитных сражениях китайские и северокорейские войска форсировали водный рубеж и, продвигаясь далее на юг, освободили на западном побережье Пхеньян, а на восточном берегу Вонсан (6 декабря 1950 г.). 24 декабря коалиция КНДР и КНР вышла к 38-й параллели, а 4 января 1951 г. были снова заняты Сеул и Инчхон. Однако спустя примерно 2,5 месяца (14 марта 1951 г.) Сеул вновь оказался под контролем несколько окрепших и усиленных войск ООН. В дальнейшем КНА и КНД предприняли попытку нового крупного контрнаступления, но не достигли поставленных целей. К июню 1951 г. фронт вновь (с некоторыми отклонениями) стабилизировался вдоль 38-й параллели, и обе коалиции оказались вовлечены в затяжную и изнурительную позиционную войну. Китайцы воевали в ней до конца.

Вооружение[править]

Китайцы в наступлении.

Пешее китайское войско не имело достаточного количества даже обыкновенного военного снаряжения и легкого вооружения.

Известно, что пехотные дивизии народных добровольцев были укомплектованы артиллерией и минометами всего лишь на 40 - 50%., имели мало зенитной и противотанковой артиллерии, приборов наблюдения и управления огнем и совершенно не имели танков и артиллерии крупных калибров. Также в китайских частях ощущался недостаток в боеприпасах, средствах связи и автотранспорте. Даже северокорейская армия и та по сравнению с китайцами была снабжена техникой и вооружением гораздо лучше. В связи с чем интересно отметить, что если северокорейская армия создавалась и обучалась в основном по советскому образцу, то китайцы несли на себе наследие гражданской войны и во многом оставались партизанами по своей тактике именно из-за отсутствия у них тяжелого вооружения.

Так например, если северокорейская дивизия имела на своем вооружении около 200 машин, то китайская не имела ни одной. Если в северокорейской дивизии было около 40 артиллерийских орудий, то в китайской было всего, лишь 9 легких гаубиц. У северных корейцев было в 4 раза больше станковых пулеметов и противотанковых средств. Но зато у китайцев было больше ручных пулеметов и легких минометов, которые можно было запросто переносить на руках. Китайскому солдату требовалось в день всего то 8 - 10 фунтов снаряжения, в то время как солдат миротворческого контингента войск ООН потреблял 60 фунтов.

В целом китайская дивизия также потребляла примерно в 10 раз меньше, чем американская — ввиду её малой моторизованности, меньшего уровня личного комфорта солдат и малой оснащенности тяжелым оружием, проще говоря, китайцам не требовалось много бензина, снарядов и других материальных средств. Да, китайцы значительно легче переносили тяготы войны и могли без многого обходиться, однако такое положение было скорее вынужденным. У многих китайских солдат боезапас составлял всего 80 патронов и несколько ручных гранат. Вооружение добровольцев поражало своей пестротой. Тут и трофейное японское оружие Второй Мировой войны, и американское, и советское.

Тактика[править]

Китайцы ликуют вместе с северокорейцами. Добровольцев можно отличить по головном убору — фуражке. У корейцев на голове кепи.

По своей сути, китайская армия добровольцев представляла собой легковооруженную силу, способную просачиваться через боевые порядки противника благодаря умелому использованию природного рельефа местности в районе ведения боевых действий. Что интересно, классического тылового обеспечения для такого войска на первое время не требовалось, так как бойцы-добровольцы были неприхотливы в быту и питались в основном за счет провизии переносимой на себе, реквизируемой у местного населения или добываемой промыслом в окрестных лесах. В результате китайская армия добровольцев смогла организовать сеть носильщиков, которые переносили на своих плечах всю еду и боеприпасы. И двигались они не только по дорогам, но и по извилистым горным тропам, где американская авиация не могла их достать. Китайцы часто пользовались тем, что американцы всегда бомбили дороги примерно в одно и то же время, поэтому используя шаблон в действиях авиации противника, они почти беспрепятственно передвигались по ним в интервалах между бомбежками. Если мобилизационные ресурсы КНДР были довольно ограничены, то Китай наоборот имел почти неограниченный запас "живой силы" и поэтому командование своих бойцов на той войне особо не жалело, бросало в бой словно в топку сухие дрова. При этом нельзя не отметить и высокий уровень мотивации китайских войск.

Если американский курс на избегание потерь и техническое превосходство часто приводил к тому, что, не имея возможности добиться лёгкой победы, американцы предпочитали отступать и беречь своих людей, то бойцы китайской армии добровольцев могли идти вслед за разрывами мин и снарядов своей артподготовки, но при этом тут, же занимать захваченную территорию и окапываться на ней. Наступательные действия считались основным и решающим видом боевых действий китайских добровольческих войск, при этом у китайцев особое внимание всегда уделялось первому сражению. Первое сражение, по их мнению, должно быть обязательно выиграно, поэтому, как только приказ был отдан, китайские командиры пытались воплотить его в жизнь любой ценой, даже если он был заведомо невыполним, и дело сводилось к бесцельному закидыванию телами. Вскоре американцы и их союзники на себе почувствовали все прелести партизанской тактики неприхотливых китайцев, суть которой сводилась к принципу "победить любой ценой". Добровольцы во время наступления начали активно использовать свой наиболее излюбленный метод боя это просачивание и окружение, отчего любая позиция войск ООН должна была быть укреплена на все 360°, иначе солдаты союзников могли до утра, просто и не дожить, так как атаковали китайцы главным образом ночью или в темное время суток, из-за чего американские солдаты были вынуждены, находится в постоянном напряжении и отдыхать, не снимая даже обуви. Обычно атаки начинались с сигнала горна и продолжались под "музыкальное сопровождение гонгов, свистков и других звуковых средств передачи команд, все эти музыкальные инструменты были у китайских добровольцев вместо радиостанций. Ночные атаки оказывали на противника довольно сильное психологическое давление и отчасти нейтрализовывали его тяжелое оружие — обороняющиеся стреляли в "темный свет " с большим риском зря потратить боеприпасы.

0963b58c3ea9e18dd5ee418b6b60b10d.jpg

С китайскими наступлениями на корейских фронтах часто связывают известную тактику так называемых "человеческих волн", которая воспринимается обычным обывателем как закидывание врага трупами и массовый бег на его пулеметы. Вот как описывают один из эпизодов данной тактики:

Китайские войска наступали густыми цепями прямо по минным полям, но их волны разбивались об американские и южнокорейские укрепления. Поэтому потери "китайских народных добровольцев" многократно превышали потери противника.

Другие специалисты считают, что на деле это было несколько не так. И что при правильной организации взаимодействия наступающий противник несет вполне соизмеримые потери. За неимением лучшего, те воинские формирования, которые не в состоянии обеспечить действия собственной пехоты огнем тяжелого оружия, прибегают к ней и, наверно, будут прибегать. В Корее же эта тактика была нацелена на то, чтобы максимально быстро войти в мертвую зону и оказаться недосягаемыми для огня американской артиллерии. Если китайцев удавалось задержать на проволочных заграждениях или иным образом, то войскам ООН, как правило, удавалось одержать победу за счет превосходства в огневой мощи. Если нет, сказывалось китайское преимущество в ближнем бою – ситуации, когда войска ООН выигрывали штыковые атаки, были редки, и отличались там не столько американцы, сколько их союзники, в основном турки и представители стран Британского содружества.

Выдающиеся личности[править]

  • Пэн Дэхуай — маршал КНР, первый руководитель добровольцев.

Униформа[править]

Летняя униформа[править]

1. Солдат в зимней униформе, 1950 год. 2. Солдат в летней униформе, 1951 год. 3. Офицер в повседневной форме, 1952 год.

Официально принятая летняя форма одежды включала в себя застегивающуюся на груди на три пуговицы гимнастёрку с отложным воротником, двумя нагрудными карманами и манжетами, брюки навыпуск и фуражку. Однако такая форма выдавалась лишь элитным частям. В летнее время китайские добровольцы носили форму, которая мало отличалась от той, что носили гоминьдановцы. Обувь представляла из себя полотняные туфли с резиновыми или верёвочными подшивами. Хотя не существовало официальных знаков различия, командиры иногда носили на рукаве красные или красно-синие повязки. Кроме того, существует информация, что у них был красный кант, который пересекал по диагонали манжеты рукавов, порой он шился на воротнике и продольных швах брюк. Начиная с 1952 года эту форму сменили однобортным кителем простого покроя, брюками и фуражкой формы как у Мао Цзэдуна. Одежда была яннаньско-зелёного цвета. Небольшое число бойцов получило трофейные японские каски периода Второй Мировой войны.

Зимняя униформа[править]

Стёганая, хлопчатобумажная зимняя форма была и тёплой и лёгкой, когда она намокала, то её было трудно высушить. Чтобы было теплее, как правило, под зимнюю форму надевали летнюю. В зимнее время офицеры носили, возможно, однобортную куртку с белой подкладкой. Вывернутая наизнанку такая куртка использовалась как средство маскировки. Головной убор делался из того же материала и дополнялся настоящим или утеплённым мехом. Такая шапка имела "уши", которые можно было опустить и завязать под подбородками тесемками. Форму дополняли "трёхпалые рукавицы", но большинство солдат либо теряло их, либо вообще не получало их. Зимняя обувь изготавливалась из из прочной, подбитой мехом кожи. Начиная с 1952 года эта форма заменяется на другую, простёганную изнутри, которая походила на летнюю форму одежды. Вся амуниция — это поясной ремень с двумя или тремя гранатами, а ткже полотняный патронташ и такой же подсумок — для хранения риса.

Офицерская униформа[править]

Добровольцы гордились, что в их рядах соблюдается принцип равенства. В силу этого обстоятельства солдаты и офицеры должны были носить одинаковую форму одежды. В действительности же разница в фасоне, покрое одежды и качестве её материала существовала. Это выражалось в том, что у офицеров было на их мундирах не два, а четыре кармана. Офицерскую одежду шили не из хлопчатобумажного материала, а из шерстяных тканей и даже шелка. Цвет формы постоянно менялся, но в основном преобладал резкий, желтоватый тон яннаньского зелёного цвета.

Галерея[править]

Интересные факты[править]

Добровольцы у подбитого американского танка.
  • Китайские народные добровольцы обращались с военнопленными-американцами милосердно. Вскоре после вступления китайских народных добровольцев на поле боя были пленены многие тысячи солдат и офицеров противника, сражавшихся под "флагом ООН". Тогда командованию китайских народных добровольцев пришлось создать в местечке Бакдо на севере КНДР сравнительно крупный по масштабам лагерь для военнопленных. Чтобы как можно лучше наладить работу с военнопленными, для частей народных добровольцев стали по всему Китаю подбираться переводчики с английским языком. Некоторые студенты и студентки, обучавшиеся тогда в Фуданьском университете (Шанхай) и в других престижных вузах, откликнулись на призыв партии, присоединяясь к управляющему персоналу лагеря в Бакдо.
  • Помимо предоставления бытовых льгот военнопленным Управление лагерем для военнопленных при частях народных добровольцев уделял особое внимание их духовной жизни. Чтобы культурная жизнь военнопленных была богаче, это Управление специально выписывало из Сянгана книги и журналы на английском языке, создав для них библиотеку; те, что способны к писанию, поощрялись заниматься творчеством. В лагере ежедневно велось радиовещание на английском языке, содержание которого охватывало новости о текущих событиях и развлекательные программы. Кроме того, для военнопленных были приобретены различные спортивные принадлежности: коньки, шахматы, мячи для баскетбола и регби. Управление лагерем для военнопленных проявляло особое уважение к религиозным обычаям военнопленных из разных стран и разных национальностей: здесь они могли праздновать христианские Рождество и День благодарения, исламские Курбан-байрам и Рамадан. В особенности, на Рождество и Праздник весны в лагере военнопленных по несколько дней царила праздничная атмосфера, военнопленные выступали с самостоятельно составленными программами. В письме родным военнопленный Грин (Green) писал:
В нынешнее Рождество с ноль-ноль часов до двух после полуночи всюду в лагере звучали Рождественские псалмы, оживленные разговоры и смех не прекращались всю ночь. Китайские военные приготовили нам сувениры, конфеты, печенье, яблоки, миндаль и вино. Праздничная атмосфера воцарилась на весь лагерь.
  • За время пребывания в лагере американские военнопленные питали страх не к китайскому лагерному персоналу, а к своим же соратникам – американским летчикам. Хотя на открытом месте лагеря военнопленных были начертаны крупные буквы "POW" (то есть "prisoner of war") – "военнопленные", хорошо видимые даже с большой высоты, однако, выполняя свои задачи, американские бомбардировщики систематически сбрасывали здесь свои бомбы. Появившись, они пролетали над головами военнопленных, бешено бомбардируя, военнопленные в страхе разбегались. В каждом таком случае члены лагерного персонала, а рискуя собственными жизнями, спасали их, стремясь укрыть в бомбоубежище, выкопанном народными добровольцами.

Источники[править]

См. также[править]