Действия

Артиллерия эмирата Афганистан

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Артиллерия эмирата Афганистан — регулярные артиллерийские войска в составе армии эмирата Афганистан, существовавшие с 1823 по 1926 гг.

История[править]

Хотя первый эмир Афганистана Дост Мухаммед обладал значительным количеством пушек, это были неизменно устаревшие образцы, многие из которых датировались XVIII веком или даже более ранними временами (на латунной пушке, захваченной британцами в 1879 г., стояла дата "1625"). Британский врач Генри Белью описывал пушки, которые он видел в 1857 г., как настолько старые и ржавые, что они были "вероятно, так же опасны для их пользователей, как и для противника". Так продолжалось до 1869 г., когда, получив от англо-индийского правительства осадную батарею (четыре 18-пудовых и две 8-дюймовых гаубицы) и горную батарею (четыре 3-пудовых и две 12-пудовых гаубицы), следующий эмир Шир-Али решил полностью модернизировать собственную артиллерию. Британцы, пусть и недальновидно, организовали обучение в Пешаваре для старших афганских ремесленников, а также предоставили рабочие модели и чертежи, чтобы Шир-Али смог изготовить свои собственные орудия. Впоследствии в литейных мастерских Кабула, Герата и других городов было изготовлено значительное количество нарезных и гладкоствольных дульнозарядных полевых орудий, нарезных горных пушек и казнозарядных Армстронгов, причем на таком высоком уровне, что только тигриная морда и персидская надпись на стволе отличали их от британских образцов. В 1880-х гг. арсенал форта Бала-Хиссар в Кабуле даже начал производить картечницы Гатлинга (к 1890-м гг. у афганцев также появились пулемёты Гарднера, Норденфельдта и Максима).

Общее количество орудий у афганской артиллерии к началу Второй англо-афганской войны в ноябре 1878 г. превышало 300 единиц. По самым подробным данным, в наличии имелось 145 "конных орудий", состоявших из 89 казнозарядных (6, 8, 9 и 12-фунтовых, большинство — 6 и 12-фунтовые Армстронги) и 56 латунных дульнозарядных, в основном 6 и 9-фунтовых, но также включавших 8 и 12-фунтовые; 150 горных пушек, состоящих из шести 4-фунтовых казнозарядных, 48 железных 7 и 9-фунтовых и 96 латунных 3 и 6-фунтовых и 12-фунтовых гаубиц, все дульнозарядные и большинство из них нарезные: 34 осадные пушки, 16 из которых были запряжены слонами, а остальные 18 — запряжены быками; и, наконец, 50 небольших "позиционных пушек", две последние группы включают 8 гаубиц. 18 и 24-фунтовые гладкоствольные, 20-фунтовые казнозарядные и мортиры, стреляющие дробью весом до 120 фунтов. Тот факт, что британцы обнаружили большое количество этих орудий на складах в 1879 г., подтверждает предположения о том, что часто не хватало не только соответствующих боеприпасов, но и обученных артиллеристов. Так, в 1877 г. в Гератском гарнизоне было всего 500 артиллеристов, в то время как в его распоряжении было более 900 исправных орудий (не говоря уже о 12, имевшихся на складе), а Абдур-Рахман в 1882 г. имел всего 1600 артиллеристов во всей своей армии, чего едва хватало для укомплектования половины из имеющихся на тот момент 182-х орудий. Единственная современная британская оценка численности артиллерии Шир-Али (5190 человек) рассчитывается по количеству батарей, в которые она была организована, поэтому её нельзя воспринимать слишком буквально. Большинство полевых армий, которые встречались британцам в 1878 - 1880 гг., обычно сопровождались максимум 30 - 40 орудиями.

Очевидцы часто отмечали храбрость афганских артиллеристов, большинство из которых были кызылбашами, и их опыт в выборе позиций. Однако точность их огня была, как правило, очень низкой, не в последнюю очередь потому, что взрыватели (впервые использованные только в 1879 г.) и боеприпасы были настолько ненадежны, что даже в руках британцев афганские орудия лишь изредка выпускали снаряды с каким-либо эффектом. Один из очевидцев афганской артиллерии в 1880-х гг. заметил, что их огонь "редко приближался к цели ближе, чем на 50 ярдов" (около 45 м). Артиллерийские снаряды, пушечные ядра, картечь и дрейфгагель теоретически были доступны для использования, но на практике афганские артиллеристы чаще всего использовали только пушечные ядра и дрейфгагель.

Организация[править]

Британцы демонстрируют эмиру Афганистана Якуб-хану свою артиллерию после подписания в Гандамуке вскоре после подписания Гандамакского договора, 26 мая 1879 г.

Афганская артиллерия подразделялась в зависимости от вида животного, на котором она была запряжена, на джавали ("конная", или полевая артиллерия), катари ("запряженная мулами", или горная артиллерия), фили ("запряженная слонами", или осадная артиллерия) и гави ("запряженная быками", или крепостная артиллерия). Организация была основана на губарге или взводе, состоящем из 2-х орудий, их экипажей и (по крайней мере, в случае полевых орудий) 6 повозок с боеприпасами, все под командованием джамадара. Три таких взвода составляли батарею (кунд) под командованием майора (меджир, в другом источнике говорится, что батареей командовал кифтан, а майор был его вторым помощником). Иногда батареи делились на части во время активной службы, когда двух-орудийные взводы могли выделяться для поддержки отдельных пехотных полков.

Для транспортировки полевого или горного орудия выделялось от 3-х до 8 лошадей, мулов или пони (часто использовавшихся вместо мулов в горных батареях), а иногда быков или верблюдов, чаще всего 6 или 8 для первых и до 5 для вторых, которые иногда запрягались упряжкой из 2-х или 3-х пони, а не взваливались на спину. Самые тяжелые орудия тащили слоны. Все афганские батареи, не состоявшие из осадных или горных орудий, англичане обозначали как конную артиллерию, но это было просто так: столько членов экипажа, сколько могло найти себе место, обычно можно было увидеть установленными либо на орудийных командах, либо на дополнительных лошадях, которые перевозили провиант и другое имущество батареи. Орудийные лафеты, лимберы и повозки были сделаны по британскому образцу, и в отсутствие информации об обратном приходится предположить, что они также были окрашены в серый цвет, если вообще были окрашены (есть свидетельства, что некоторые пушки, замеченные в Кандагаре в 1872 г., были установлены на повозках, "белых от старости", однако писатель Редьярд Киплинг вспоминал, что лафеты афганских артиллерийских орудий были выкрашены в зелёный цвет, что было довольно необычно для азиатских армий того времени).

При Шир-Али число бойцов в батарее составляло 70 человек для горных пушек, батарей, запряженных быками, и осадных орудий и 150 человек для полевых батарей, но при Абдур-Рахмане численность батареи была стандартизирована до 100 человек, а каждый взвод состоял из 32 человек плюс джамадар.

Вооружение[править]

Помимо своего основного оружия в виде артиллерийских орудий, артиллеристы также имели личное огнестрельное и холодное оружие для самозащиты. Оружие, которое носили артиллеристы, обычно состояло из пистолета (сначала это был кремнёвый пистолет, позднее возможно револьвер Beaumont-Adams) в горных батареях и сабли (шамшир или пульвар, позднее местный аналог казачьей шашки) в полевых батареях, в то время как экипажи гарнизонной артиллерии вообще не имели вооружения. Впрочем, при определённых обстоятельствах афганские артиллеристы могли воспользоваться и другим оружием, которое состояло на вооружении армии эмирата Афганистан.

Униформа[править]

Артиллерист с шашкой, 1878 - 1885 гг. Автор Иэн Хит.

Ещё в 1857 г. Ламсден писал, что афганские артиллеристы были одеты в британские старые артиллерийские мундиры, однако неясно, имел ли он в виду артиллерию Ост-Индской компании или артиллерию британской армии, но поскольку он был офицером именно Ост-Индской компании, первый вариант кажется более вероятным. В 1879 г. солдаты из горной батареи, сопровождавшие Якуб-хана, были одеты в синие мундиры и латунные каски (вероятно, местные копии каски Альберта), так что можно предположить, что данная униформа основывались на старой форме Бенгальской конной артиллерии (тем более что каски данного полка уже использовалась в афганской гвардейской кавалерии).

Британский майор-генерал Реджинальд Митфорд описывал каски афганских артиллеристов, брошенные вдоль афганской линии отступления после битвы при Чарасиабе, как хорошо сделанные, "с пластинчатыми креплениями и красным плюмажем из конского волоса, на пластине спереди изображены три пушки и персидская надпись". После сражения за перевал Пейвар-Котал в декабре 1878 г. майор Джеймс Колкахун также отмечал, что в афганском артиллерийском лагере "артиллеристы оставили свои латунные каски с серебряной отделкой и фуражные шапки", а Чарльз Робертсон упоминал, что "чёрные фуражные шапки с красным околышем валялись повсюду".

Зарисовка афганского артиллериста с натуры имеется в выпуске журнала "Illustrated London News" за 16 мая 1885 г., её выполнил с натуры лейтенант 3-го пенджабского полка Оффли Шор. Другой очевидец тех событий, британский артиллерист Хоннер, писал, что одежда афганских артиллеристов на этот раз была "несколько похожа" на одежду британской горной батареи, особенно он выделил их фуражку — "тёмно-синяя фуражка с красным околышем, идентичная по форме и материалу обычной футбольной или яхтсменской фуражке". Наплечный ремень, фиксирующий ножны меча высоко подмышкой, возможно, появился только в 1880-х гг.

Галерея[править]

Источники[править]