Действия

Голубая дивизия

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

250-я дивизия испанских добровольцев, традиционно известная в русскоязычных источниках как Голубая дивизия, но в связи с отсутствием в части европейских языков наименования оттенков синего цвета возможно прочтение и как Синяя дивизия — дивизия из испанских добровольцев, сражавшихся на стороне Германии в ходе Второй мировой войны. Номинально считаясь укомплектованной членами "Испанской фаланги", на самом деле "Голубая дивизия" представляла собой смесь солдат регулярных войск, ветеранов Гражданской войны и членов фалангистской милиции. Была составлена по испанским канонам: четыре пехотных полка и один артиллерийский.

Возникновение и особенности соединения[править]

Не желая открыто втягивать Испанию во Вторую мировую войну на стороне Гитлера и в то же время стремясь укрепить режим Фаланги и обеспечить безопасность страны, Франсиско Франко занял положение вооружённого нейтралитета, предоставив Германии на Восточном фронте дивизию добровольцев, пожелавших бороться на стороне немцев против Советского Союза. Де-юре Испания сохраняла нейтралитет, в союзники Германии не входила и войну СССР не объявляла. Дивизия обрела своё название по синим рубашкам — форме Фаланги.

Министр иностранных дел Суньер, объявляя 24 июня 1941 года о формировании "Голубой дивизии", сказал, что СССР виновен в испанской гражданской войне, в том, что эта война затянулась, в том, что были массовые расстрелы, что были внесудебные расправы. По согласованию с немцами была изменена присяга — они присягали не фюреру, а борьбе против коммунизма.

Мотивации у добровольцев были различны: от желания отомстить за погибших в Гражданской войне близких до желания скрыться (у бывших республиканцев — они, как правило, и составили впоследствии основную массу перебежчиков на сторону советской армии). Были люди, искренне желавшие искупить своё республиканское прошлое. Многие руководствовались корыстными соображениями — военнослужащие дивизии получали приличное по тем временам жалование в Испании, плюс жалование немецкое (соответственно 7,3 песеты от испанского правительства и 8,48 песет от немецкого командования в день).

Бывший председатель братства дивизии, бывший её боец, рассказывал о своём пути в её ряды только так, как это делали и прочие нацисты:

У меня идеологии не было никакой. Я спокойно жил под Теруэлем, прилетел самолёт советского производства, сбросил советскую бомбу. И, скорее всего, лётчик был советский. Погибла вся моя семья. Я повторяю: мне вот в тот момент было 14 лет. К моменту начала войны с Советским Союзом мне было 17 лет. Конечно, я хотел отомстить. И я поехал в Россию вернуть визит вежливости.

13 июля 1941 года дивизия, насчитывавшая 18 693 человека (641 офицер, 2272 унтер-офицера, 15 780 нижних чинов), отбыла из Мадрида и была переведена в Германию для пятинедельной военной подготовки на учебном полигоне в городе Графенвёр. Первым командующим дивизией был ветеран гражданской войны Агустин Муньос Грандес. Начиная с Польши, дивизия продвигалась на фронт пешим маршем. После этого она была передана вермахту в качестве 250-й пехотной дивизии. За всё время существования дивизии через её состав прошло более 40 тысяч человек (по другим источникам и оценкам — более 50 тыс.).

Боевые действия[править]

Голубая дивизия участвовала в блокаде Ленинграда и считалась у советского командования слабым звеном. Однако во время операции "Полярная звезда" по освобождению Ленинградской области, которая проводилась на участке фронта под Красным Бором длиной почти в 60 километров, четыре советских дивизии (приблизительно 44 тысячи человек) и 2 танковых полка не смогли прорвать оборону испанцев (около четырёх с половиной тысяч человек). Советские войска понесли на этом участке большие потери.

Ещё в Польше проявилось особое отношение испанцев к дисциплине. Несколько солдат ушло в самоволку в штатской одежде и были задержаны гестапо — из-за своей внешности они были приняты за евреев. Товарищи освободили своих после перестрелки. О дисциплине в дивизии говорит и такой факт:

бургомистр (Новгорода) Морозов погиб от рук испанского солдата из "Голубой дивизии". Власти организовали выдачу молока беременным женщинам. Каждое утро выстраивалась очередь, в которую потихоньку стали пристраиваться солдаты "Голубой дивизии". Они мирно стояли вперемешку с беременными женщинами, не требуя себе лишнего. Получали общую норму и чинно удалялись. Но бургомистр Морозов, возмущённый тем, что молока катастрофически не хватает, как-то пришёл в управу в состоянии среднего алкогольного опьянения и спустил одного из испанцев с лестницы пинком под зад. Пересчитав носом все ступеньки, испанец вскочил и разрядил в городского голову магазин своего пистолета.

Это сочетание высокой боеспособности и разгильдяйства было отмечено после боя в Красном Бору высказыванием генерала Гальдера:

Если вы увидите немецкого солдата небритого, с расстёгнутой гимнастёркой и выпившего, не торопитесь его арестовывать — скорее всего, это испанский герой.

Эта фраза до сих пор висит в клубе ветеранов Голубой дивизии в Мадриде.

Среди военнослужащих дивизии были нередки случаи перехода на сторону Красной армии, не в последнюю очередь из-за грубости собственных офицеров и скудного питания.

Финал боевого пути[править]

Знамя 3-го батальона Испанского легиона вермахта.

Из-за сильного внешнеполитического давления Франсиско Франко 20 октября 1943 принял решение о выводе "Голубой дивизии" с фронта и расформировании соединения. Часть испанцев до окончания войны остались в отрядах немецкой армии добровольно — был создан добровольческий "Голубой легион", чья численность составляла 2 - 3 тысячи человек. Немцы, не желая терять потенциальных солдат, открыли широкую пропаганду относительно вступления добровольцев в"Германский иностранный легион", находившийся, в отличие от "Голубой дивизии", исключительно под немецким командованием. Как правило, все они были в войсках СС, которые воевали до самого конца. В окружённом Берлине до капитуляции сражалось 7000 испанцев.

Потери[править]

За время боёв с Красной Армией Голубая дивизия понесла следующие потери:

  • 4957 убитых
  • 8766 раненых
  • 326 пропавших без вести
  • 372 попавших в плен (большинство вернулись в Испанию в 1954 году).
Монумент павшим солдатам Голубой дивизии на кладбище Альмудена.

Генерал Эмилио Эстебан-Инфантес, командовавший "Голубой дивизией", в своей книге "Голубая дивизия. Добровольцы на Восточном фронте" приводит следующие цифры потерь дивизии: 14 тысяч — на Волховском фронте и 32 тысячи — на Ленинградском (зима - весна 1943 года). В документальном фильме Карла Хофкера "Голубая дивизия Азуль. История испанских добровольцев" приводятся следующие данные итоговых потерь испанских добровольцев на Восточном фронте из "47000 человек, общие потери составили 3600 человек погибших, кроме того 8500 раненых, 7800 заболевших различными болезнями, также 1600 человек получили обморожения и 321 человек попали в плен". При этом потери "Голубой дивизии" убитыми на Волховском фронте Карл Хофкер оценивает в 1400 человек.

Нарукавная нашивка Голубой дивизии.

Во франкистской Испании огромным авторитетом пользовалась церковь и религия. Например, во время советского артобстрела несколько снарядов попали в центральный купол храма Святой Софии в Великом Новгороде, и крест главного купола начал сваливаться на землю. Испанские сапёры спасли крест, отреставрировали во время войны и он был отправлен в Испанию. В семидесятых годах, ещё при жизни Франко, крест стоял в Инженерной академии. Под ним была надпись, что этот крест находится на хранении в Испании и вернётся в Россию, когда исчезнет "безбожный большевистский режим" (после войны Советская власть обвинила испанцев в грабеже). Крест был возвращён в 2004 году.

Дальнейшая судьба[править]

Многие бывшие солдаты "Голубой дивизии" сделали успешную военную карьеру в послевоенной Испании и их не ждала участь других коллаборационистов. На их орденских планках рядом с испанскими медалями были видны Железные кресты, а на рукаве некоторые продолжали носить испанский флаг, как отличительный знак, похожий на тот, что был нашит на немецкой форме. Как пишут испанские специалисты, лучшую книгу о лечении обморожений, доступную в 1940-1950-х, написал военный врач 250-й дивизии. В некоторых городах по сей день есть улица Синей дивизии.

Галерея[править]