Действия

Повстанцы Тупак Амару II

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Повстанцы Тупак Амару II — революционные силы местного населения Перу, объединенные Тупак Амару II для борьбы против колониальной испанской администрации.

Все восстание было пропитано духом и традициями инков, поскольку большинство коренного населения Перу считало себя потомками Империи инков, и даже лидер восстания, Тупак Амару II, был дальним родственником последнего правителя инков Тупак Амару. Поэтому и одна из главных задач повстанцев заключалась в захвате не столицы испанской администрации в Перу, города Лимы, а бывшей столицы Инкской империи — города Куско, который имел необычайно важное культурное и идеологическое значение.

История[править]

После прихода в Перу испанцев, местное население оказалось в ужасных условиях тяжелой эксплуатации. Индейцы стадали от трибуто (подушная подать), который стягивался по несколько раз с одного человека, со стариков и даже еще не рожденных детей, обрахе (текстильные мастерские), миты (трудовая повинность) и т. д. Касик (индейский представитель в испанской администрации) Хосе Габриэль Кондорканки написал в Лиму жалобу, в которой в прекрасно аргументированной с юридической точки зрения форме содержался протест по поводу явного злоупотребления в использовании индейцев Тинты на отработках в рудниках Потоси (современная Боливия). Хосе Габриэль обращал внимание властей на заметное сокращение местного населения в результате его жестокой эксплуатации и указывал, что это противоречит интересам монархии. Упоминание монархии не была случайной. Тупак Амару в то время еще считал, что король Испании искренне заботится о своих подданных-индейцах, и что зло происходит от невыполнения колониальной властью законов и распоряжений из Мадрида. Он даже намеревался лично вручить в Испании свои жалобы Карлу III, слухи о "просвещенном абсолютизме" которого дошли до Южной Америки. Однако по различным причинам Тупак так и не собрался в это долгое путешествие. Жалобе, однако, был дан ход в Лиме: прокурор постановил передать бумагу на рассмотрение королевском инспектору Арече. Последний дал истцу ответ, который представлял собой образец коварства и неприкрытого издевательства над индейским защитником. Прокурор нашел доказательства Арече достаточно убедительными.

Потеряв веру в справедливость колониальной власти, видя одни произвол и насилие с их стороны, Хосе Габриэль в большой тайне начал готовить восстание. Ускорил события эпизод, который произошел в небольшом городке Янаона 4 ноября 1780 г. В тот день священник Карлос Родригес собирал своих друзей, чтобы почтить святого Карла, тезку короля, а заодно и себя. Среди приглашенных был и касик Кондорканки. Неожиданно на праздник пожаловал коррехидор (чиновник испанской колониальной администрации) Антонио де Арриага. При его появлении все встали. Арриага бесцеремонно плюхнулся в кресло, которое занимал Хосе Габриэль. Тот покраснел от обиды, однако сдержался. Когда незваный гость, сославшись на занятость, стал собираться в дорогу, касик вызвался проводить его. По дороге в Тинто Кондорканки арестовал Арриага. С помощью гонцов-часки (название профессиональных курьеров в Империи инков) Тупак Амару сообщил о начале восстания своим сторонникам по всей стране.

В первые дни восстания его участники совершили поход в ряд горных провинций. Они разорили такие ненавистные индейцами обрахи, захватили в виде трофеев имеющееся там имущество. Под неожиданным натиском многочисленной народной армии в панике бежали богачи и представители администрации. Движение под руководством Тупак Амару II достаточно быстро охватил огромный район от Кито на севере до Буенос-Айреса и приграничных районов Чили на юге. Значительное участие в нем широких масс объяснялось прежде всего социальной эксплуатацией и национальным гнетом, которые господствовали в колонии. Злоупотребления, коррупция, бессмысленная жестокость колониальной власти вызывали возмущение большинства населения. Ущемлением их экономических интересов была недовольна индейская знать и немало креолов, акты произвола осуществлялись даже по отношению к некоторым касикам. Немалую роль играла и личность самого Тупак Амару II, его организаторские способности, высокая образованность и известность.

Tupac Amaru II.jpg

Колониальную власть охватила паника. Они почувствовали, что дело приняло серьезные обороты и могло стоить вице-королю его должности. В Куско было создана специальная военная хунта, которая получила для подавления восстания деньги и 1500 хорошо вооруженных солдат. Широкую пропагандистскую компанию против Тупак Амару развернула церковь. Она не гнушалась даже искажением фактов и ложью. Сфабриковав против Хосе Габриэля Кондоканки обвинения в "осквернении храма" в Сангарара, священнослужители отлучили его и его сподвижников от церкви, чем нанесли непоправимый ущерб престижу повстанцев среди широких масс. Отцы церкви вооружали и экипировали на свои деньги отдельные карательные отряды, натравливали верующих на повстанцев, угрожая божьей карой тому, кто вступит в их ряды.

Однако в первом же серьезном бою под Сангарара повстанцы разбили вражеские войска. И здесь Тупак Амару II совершил одну из самых тяжелых своих ошибок, которая привела к роковым последствиям. Вопреки настоянию соратников, в том числе и жены Микаэлы, которые считали необходимым развивать дальше наступление на Куско — главный опорный пункт испанцев, он, проявив нерешительность, отложил осаду "города Солнца". Это позволило власти подготовить городские силы к обороне и получить значительное подкрепление из Лимы. Не оправдались надежды повстанцев и на восстание городской бедноты Куско.

Тупак Амару, вместо того, чтобы идти на Куско, совершил поход в направлении Арекипы, а его родственник Диего Кристобаль двинулся в направлении ряда северо-восточных провинций. Обе кампании прошли довольно удачно. В декабре 1780 г. Тупак Амару получил срочный донесения от своей жены, в котором она сообщала о передвижениях значительного контингента испанских войск из Лимы в Куско. Микаэла снова настаивала на штурме инкской столицы. На этот раз вождь повстанцев решил последовать совету своего верного помощника, но поздно: за сутки до того, как Тупак Амару II появился на белом коне у стен города во главе 60-тысячной армии, королевские силы зашли в Куско и заняли оборонительные позиции. Не получив от горожан положительного ответа на ультиматум о добровольной сдачи в течении 12 часов, повстанцы начали осаду города, которая вылилась в 10-дневные ожесточенные бои. В решающий момент, когда, казалось, победа повстанцев уже была неизбежна, Куско получил солидное подкрепление от группы касиков-предателей. Стремясь избежать бесполезной братоубийственной резни, Тупак Амару II, к большому удивлению и радости горожан, отдал приказ об отступлении. Позже Карл III подарил Куско титул "самого преданного и верного города".

5-07b3d728b7.jpg

Окрыленные своим первым успехом, королевские войска перешли в наступление. Негативно сказались на результате восстания и такие факторы, как недостаток вооружения и опытных командиров, отсутствие прочной дисциплины в армии повстанцев. Продвигаясь по следам армии Амару, испанцы оставляли на всем пути своего следования насаженные на колья головы схваченных в плен сподвижников мятежного касика. 6 апреля 1781 г. вождь восстания, вместе с женой и двумя сыновьями, стал жертвой предательства и попал в руки врага. Начались долгие дни изуверских пыток. Но ни церковникам, ни инспектору Арече не удалось вырвать из уст Тупак Амару II ни единого признания.

18 мая 1781 г. Тупак Амару II, его семья и ближайшие соратниками были казнены, однако поднятое восстание продолжалось ещё два года. После гибели Тупака Амару боевые действия против колониальной власти продолжал уже упомянутый соратник и родственник касика — Диего Кристобаль. Ему даже удалось захватить обширные районы на юге страны. Однако испанцы, опасаясь дальнейшего размаха восстания, опять прибежали к любимому методу — хитрости. Они предложили Диего заключить мир и объявили о широкой "всепрощающей" амнистии. Поверив в добрые намерения вице-короля, Диего Кристобаль подписал в торжественной обстановке соответствующее соглашение и 27 января 1782 г. вручил свою шпагу испанскому главнокомандующему фельдмаршалу дель Валье. Однако как только индейцы из небольшого городка Маркопата выразили свое недовольство по поводу злоупотребления местных властей, Кристобаль под этим предлогом был арестован и вместе с матерью и группой соратников казнен 19 июля 1783 г.

1436140974 amaru.jpg

Важно отметить, что восстания вспыхивали не только в Перу, а распространились по всем колониям Южной Америки. Так, например, один из последователей Тупак Амару II на 109 дней взял в осаду город Ла-Пас, которую удалось снять только с применением огромного количества войск и средств. С применением ужасающего террора и репрессий, ценой огромных усилий испанцам всё же удалось подавить восстания, после чего ими было решено полностью уничтожить остатки индейской культуры. Была истреблена почти вся индейская аристократия, запрещено наследование титулов вождей и были уничтожены все символы их власти, также были запрещены многие элементы национальной одежды инков. Индейцев пытались заставить разговаривать только на испанском языке.

Тем не менее, несмотря на поражение, Тупак Амару II своим восстанием наметил для южноамериканских колоний путь к независимости и стал символом революционной борьбы в Латинской Америке. Через сорок лет после восстания и смерти Кондорканки в Южной Америке началась война за независимость, приведшая к падению испанского владычества в регионе.

Организация[править]

19-24e7a4f0bd.jpg

Армия Тупак Амару II состояла из индейцев, касиков, обедневших креолов, метисов, мулатов и черных рабов. Управление военными силами осуществлялось по принципу "двух общих капитанов", состоящих из креола и простого индейца, что было сопоставимо с идеями о бесклассовым обществом, где бы не существовало расовых или классовых проблем. Например, центральным регионом восстания, долиной Вилканота, руководили креол Мигель Фелипе Бермудес и индеец кечуа Айми Тупак.

Тупак Амару II так и не удалось создать профессиональную армию, поскольку он был сильно ограничен как в количестве солдат (в первую очередь, имеются в виду воины, умеющие пользоваться огнестрельным оружием), так и в вооружении. Дисциплина была одной из главных проблем повстанческой армии, а огромные отряды повстанцев из низших слоев общества, лишь периодически присоединявшиеся к восстанию, не делали её прочней. Мелкие купцы, прорабы, работники железных дорог, а также те, кто умел читать и писать, выполняли функцию "фузилеров", т. е. стрелков, поскольку обычные индейцы не умели хорошо обращаться с огнестрельным оружием. Касики и креолы были частью руководства, а также занимались логистической работой, выработкой стратегии и тактики. Возглавляла "штаб логистики" жена Тупак Амару II, Микаэла Бастидас Пуюкауа, которая добилась того, что повстанцы имели, пусть и ограниченную, но связь со всеми регионами восстания. В руководство принимались и люди без родословной, и даже чернокожие рабы, ярким примером чего служит сама Микаэла, которая имела афро-индейское происхождение (самбо).

Хотя Тупак Амару II возлагал серьезные надежды на образованных и подготовленных в военном отношении креолов, которым он даже установил двойную зарплату в своей повстанческой армии, основной движущей силой восстания стала индейская беднота. Узкоклассовые интересы зажиточного слоя метисов, креолов, а также индейской знати не совпадали с интересами индейской бедноты. Поэтому, приняв некоторое участие в повстанческом движении на первом этапе, они затем стали отходить от него и даже поддерживать испанцев, что существенно ослабило повстанческую армию, так как из нее ушли все те, кто умел пользоваться огнестрельным оружием.

Вооружение[править]

Imagexskvo.jpg

Испанцы в мирное время, помня о предыдущих восстаниях, очень сильно ограничивали индейцев в оружии, которым им было разрешено владеть, поэтому арсенал повстанцев Тупак Амару II заметно отличался от вооружения инков (разумеется, в худшую сторону). Среди письменно засвидетельствованного оружия, которое применялось повстанцами, можно отметить пращи, гаротты (хотя, возможно, здесь имеются в виду обычные удавки), деревянные пики и копья (очевидно, без металлических наконечников), и другое более примитивное оружие: костяные кинжалы, камни, мечущиеся рукой, болас, кокоболо, галгасы (до сих пор непонятно, что подразумевалось под данными терминами, возможно — дубины, поскольку кокоболо — это название древесины) и т. д. Стальное холодное оружие встречалось редко: всего лишь пара захваченных у испанцев мачете, сабель, мечей, кинжалов и штыков. Кроме того, на изображениях повстанцев Тупак Амару II часто изображают кирку в качестве оружия простых индейцев, которые работали на рудниках.

Немногочисленное огнестрельное оружие использовалось представителями смешанных рас (например, метисы) или теми, которым испанцы еще до восстания предоставляли некоторый доступ к современному оружию (например, для охоты). Проще говоря, такое оружие давали лишь тем, кто умел ним пользоваться. Из этих людей часто формировали отряды телохранителей различных лидеров. Среди огнестрельного оружия стоит выделить мушкеты, карабины, пистолеты и охотничьи ружья.

Одежда[править]

Метис-фузилер (стрелок) из армии Тупак Амару II.

Большинством в армии Тупак Амару II были крестьяне-индейцы, носившие свою традиционную одежду, которая в это время была светло-коричневого цвета (англ. sober brown) и изготовлялась из шерсти альпака. Неизвестно, насколько рано после начала восстания некоторые индейцы начали одевать на себя трофейную европейскую одежду. Иногда они также, согласно некоторым сообщениям, носили крест на своем головном уборе, предположительно для того, чтобы подчеркнуть свою христианскую веру и визуально отделить себя от индейцев, сражающихся за испанскую корону. Не будет странным предположить, что этот крест мог быть красного цвета (в английском языке даже существует термин для одного из оттенков красного цвета — "Inca red"). Предположительно, лояльные испанцам индейцы также носили на голове такой отличительный знак в виде креста, однако неизвестно, какого цвета. Возможно, он мог быть белого цвета, поскольку когда в 1785 г. в северной Аргентине был сформирован Полк ополчения Кордовы с целью противодействовать подобным восстаниям, в комплект униформы его солдат вошла и белая кокарда.

Также среди повстанцев, или, более вероятно, лидеров восстания, должны были быть популярны инкские элементы одежды, как например унку (инксикая накидка, по форме напоминающая роккетто), украшенная символами токапу (инкские геометрические фигуры, вставленные в рамку внутри квадратов, как расположенные отдельно, так и соединенные полосами вертикально или горизонтально в виде пояса), или канипу — металлическая круглая пластина, которую носили на груди.

Униформа в армии Тупак Амару II была необычайно редким явлением. Известно, что группа черных повстанцев из Пампаяса надевала на себя отдельные элементы военной униформы, которые они сняли с мертвых испанских солдат. Вероятно, подобные вещи могли делать и другие повстанцы, но и это было нечастым явлением. Также известен отряд из 100 человек (предположительно метисов), который Томас Тито Кондемайта обеспечил вооружением и униформой, однако неизвестно, какой конкретно. Возможно, в виду того, что повстанческие лидеры были очень испанизированы, эта униформа следовала немного устаревшей (поскольку до Латинской Америки из Испании все доходило с небольшим опозданием) испанской моде, однако точных доказательств этому нет. Разумно предполагать, что основные лидеры повстанцев могли достигать некоторого уровня однообразности среди своих личных телохранителей. Также, вероятно, наивысший пик единообразности и использования униформы в армии Тупак Амару II пришелся на время перед захватом лидера восстания.

Флаги[править]

"Христианский" флаг повстанцев Тупака Амару II.

Во время восстания Тупак Амару II использовались разнообразные флаги в разных цветах. Один раз у отряда повстанцев численностью в 3 тысячи человек было захвачено 4 флага, что может говорить о том, что каждое формирование, размером с батальон (до 1 тысячи человек), имело свой собственный флаг. Наиболее распространенным цветом знамен был красный — традиционный цвет инков. Личное знамя Тупак Амару II, по-видимому, содержало герб Инков. Этот герб предоставлялся испанской короной большей части индейской знати, поэтому возможно, что и другие аристократические лидеры восстания имели собственные знамена с личными гербами, также на красном фоне. Однако в письменных источниках также упоминаются бело-желтые, серо-белые, чёрные и зеленые флаги, которые, вероятно, принадлежали лидерам восстания неинкского происхождения, или же изображали местных святых покровителей. Другим распространенным флагом было белое полотнище с изображением креста, который символизировал христианскую веру повстанцев. Это особенно парадоксально, если учитывать что Тупак Амару, в честь которого назвал себя лидер данного восстания и который пользовался широким уважением среди всей повстанческой армии, выступал категорически против принятия индейцами христианства.

Галерея[править]

Источники[править]