Действия

Мэтью Роуз Соренсен

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Мэтью Роуз Соренсен или Пиранези — вымышленный персонаж из романа Сюзанны Кларк "Пиранези", английский учёный и писатель, который попал в параллельный мир в виде бесконечного мраморного Дома со статуями.

Поскольку со временем пребывания в параллельном мире память Мэтью стиралась, он забыл свое настоящее имя, а единственный навещающий его человек из реального мира Валентайн Кеттерли называл его "Пиранези" в честь итальянского художника-графика XVIII века Джованни Баттисты Пиранези, который большую часть жизни провел, изучая и зарисовывая римские здания, памятники и руины, прямо как сам Мэтью, изучавший бесконечные Залы и скульптуры в своем параллельном мире. Кроме того, Пиранези известен своей серией гравюр (офортов) "Воображаемые тюрьмы", и Мэтью тоже был своего рода невольным пленником в этом другом измерении.

Биография[править]

Мэтью Роуз Соренсен родился в 1980-х гг. в Великобритании. Себя он считал англичанином, но в то же время был сыном полудатчанина-полушотландца и уроженки Ганы. Поступил сперва на математический факультет, однако вскоре заинтересовался другими областями (философия математики, история идей).

В начале 2010-х гг. Мэтью Роуз Соренсен заинтересовался изучением трансгрессивного мышления и решил написать книгу о Лоренсе Арн-Сейлсе, человеке, который пошел против науки, разума и закона. Этот ученный-эзотерик был скандально известен во второй половине XX века и утверждал, будто бы научился открывать порталы в другие измерения. Многие его ученики таинственно исчезли, а один из них, Джеймс Риттер, вернувшийся спустя долгое время, утверждал, что находился в бесконечном мраморном Доме со статуями, нижние этажи которого покрывает морская вода. Правоохранители и журналисты считали, что Арн-Сейлс специально удерживал у себя в плену молодого человека, чтобы якобы доказать свое умение перемещать людей в параллельный мир, однако сам пленник утверждал, что действительно провел все это время в Доме со статуями.

15 ноября 2012 г., в рамках сбора материалов для книги об Арн-Сейлсе, Мэтью Роуз Соренсен посетил психолога и антрополога Валентайна Кеттерли, который ранее также был учеником Арн-Сейлса, но затем разошелся с ним во взглядах. Во время разговора Кеттерли понял, что Соренсен скептически относится к информации о том, что Арн-Сейлс и его ученики действительно могли посещать другое измерение, а поэтому предложил провести ритуал и показать ему это место. Мэтью, будучи уверенным, что это невозможно, согласился, чтобы лишний раз доказать свою правоту. Однако когда Кеттерли провел свой ритуал, они действительно оказались в бесконечном мраморном Доме со статуями. Кеттерли оставил Мэтью в этом мире, а сам вернулся в реальный мир. Мэтью сначала был в панике и старался найти выход, но со временем, блуждая по бесконечным залам со статуями, понял, что это невозможно, и постепенно стал сходить с ума. Через какое-то время все воспоминания о реальном мире у него исчезли, и он знал только то, что было связано с Домом. Он изучал бесконечные залы и скульптуры, вел специальный дневник и каталог, считая своей задачей изучать окружающий его мир. Мэтью, или, как он себя тебя называл, Дитя Дома, искренне считал, что всю жизнь прожил в этом месте, и что никаких других мест за пределами Дома не существует. Он питался рыбой, которую ловил в водах нижних этажей, а пил дождевую воду, которая накапливалась в верхних этажах. Он научился рассчитывать приливы и отливы, когда вода то поднималась, затапливая средние этажи, где Пиранези обитал, то снова опускалась к нижним.

Прилив воды на нижних этажах Дома со статуями.

В залах Дома он нашёл 13 человеческих остатков (кости и черепа), и считал, что это все люди, которые когда-либо существовали в мире. Сам Мэтью считал себя 14-м человеком в мире, а также был 15-й человек, который время от времени навещал Мэтью и которого он называл "Другой". Дитя Дома считал, что Другой живет в какой-то другой части Дома, поскольку они никогда не пересекались случайно, а только в определённые дни и время, когда у них была назначена встреча. Однако на самом деле "Другим" был Кеттерли, который регулярно посещал это измерение, но не оставался в нем надолго. Кеттерли знал, что из-за долго нахождения в другом измерении Мэтью должен был забыть всю свою жизнь до попадания сюда, однако боялся, что воспоминания могут вернуться, поэтому иногда проверял его, произнося слова из прошлой жизни Мэтью (и когда тот не понимал их значения, облегченно продолжал обманывать своего пленника). Кеттерли называл Мэтью "Пиранези", и тот был не против, хотя сам не называл себя таким именем. Другой регулярно давал Пиранези различные поручения по изучению Дома, которые тот с радостью выполнял, а также приносил ему разнообразные "подарки" из реального мира, вроде одежды, подушек, спальника, спичек, фонариков, рыболовных сетей и т. д. Не помня о ситуации, которая к этому привела, Пиранези был искренне благодарен Другому за щедрость и считал его своим другом, хотя по факту Кеттерли давал своему пленнику лишь самые элементарные вещи для выживания, чтобы он и дальше мог выполнять его задания.

Однажды Пиранези неожиданно встретил в одном из залов Дома незнакомого пожилого человека (он мысленно назвал его Пророком, хотя на самом деле это был тот самый доктор Арн-Сейлс). У них произошел разговор, из которого Пиранези мало что понял — незнакомец называл события и имена, которые были непонятны Пиранези, забывшему все, что происходило до его попадания в это измерение. Вернувшись к себе, Пиранези попытался по составленному им самим Указателю к своему дневнику найти некоторые из услышанных имён и с удивлением узнал, что он когда-то писал о таких людях, хотя совсем забыл про это. Более того, в его собственных дневниках Пиранези нашел записи о событиях, которые явно происходили с ним за пределами Дома, и где фигурировали встречи с другими людьми, что перевернуло картину мира Пиранези. Объяснения этому герой найти не мог, хотя постепенно начал догадываться, что когда-то у него была другая жизнь, которую он забыл. Вскоре после этого, во время очередной встречи с Другим, тот предупредил Пиранези, что скоро в Доме появится новый человек, который будет опасным и захочет сначала свести его с ума, а потом возможно и убить. Пиранези назвал этого человека шестнадцатым (16), поскольку все ещё считал, что в мире обитало всего 15 человек, хотя и после последних открытий в дневниках начал сомневаться в этом. Так или иначе, он доверял Другому и решил последовать его совету всячески избегать и прятаться от нового человека, если тот появится в Доме.

Пиранези с рыболовной сетью и сумкой с дневниками в залах Дома со статуями. Автор sairobee.

Когда шестнадцатый появился, Пиранези спрятался от него, хотя и сумел понять, что это женщина, хотя Другой говорил о нем в мужском роде. Не имея возможности поговорить с ним лично, шестнадцатая оставляла Пиранези послания с помощью надписей внутри Дома. Там, среди прочего, она упомянула его настоящее имя — Мэтью Роуз Соренсен — и когда Пиранези его прочитал, он как будто вспомнил всю свою прошлую жизнь, хотя и не ассоциировал себя с ней больше. Он нашел в Доме порванные листы из своего дневника и восстановил всю хронологию своего попадания в Дом, и догадался, что Другой — это и есть Кеттерли, который его запер в этом измерении, и что настоящим врагом Пиранези является вовсе не шестнадцатая, а именно Другой. Пиранези был фактически заложником или рабом Другого по изучению этого параллельного измерения, в котором сам Кеттерли боялся оставаться надолго, чтобы не потерять память, как это произошло с Соренсеном. На следующей встрече Другой сказал Пиранези, что он решил покончить с шестнадцатой, и поэтому в следующий раз он её убьет. Пиранези же не рассказал Другому о своих открытиях, а лишь предупредил, что во время их следующий встречи по его расчетам должно произойти сильное наводнение, которое затопит многие центральные залы, где они обычно встречались (вероятно, там и находился портал между измерениями).

Когда назначенный день наступил (примерно середина ноября 2018 г.), Кеттерли пришел в Дом с большой надувной лодкой и пистолетом, и попросил Пиранези помочь ему с убийством шестнадцатой. Однако Пиранези дал ему понять, что уже узнал всю правду о произошедшем, назвав слова из своей прошлой жизни, которые ранее для него не имели смысла, а затем отбросил его пистолет. Кеттерли схватил Пиранези и хотел начать бить, но тому удалось вырваться и он бросился к шестнадцатой, которая на самом деле была офицером полиции по имени Сара Рафаэль и которая прибыла в это измерение, чтобы спасти Мэтью. Кеттерли начал стрелять из пистолета по ним, пытаясь убить, но попадал только по статуям (хотя один из мраморных осколков незначительно ранил Пиранези в лицо). Пиранези и Рафаэль забрались на самые высокие статуи, чтобы не утонуть в подымающейся воде, а Кеттерли, будучи занятым стрельбой, не успел сесть в лодку и она уплыла от него. Сильная волна сбила Кеттерли с ног и убила об стены Дома. Когда вода сошла, Пиранези и Рафаэль спустились на пол, и полицейская предложила Мэтью вернуться в реальный мир, где его ждала семья, однако Пиранези, понимая всю ситуацию, не мог просто расстаться с Домом. Он считал, что хоть раньше и был известен как Мэтью Роуз Соренсен, теперь он этого не помнит и не ощущает себя этим человеком. Пару дней Пиранези оставался в Доме, а Рафаэль его регулярно навещала. Вскоре Пиранези изменил свое решение — ранее, когда он не знал всей правды, он считал, что живет в Доме вместе с Другим (и даже надеялся, что в каких-то далеких залах могут обитать ещё какие-то люди), а теперь осознал, что находится совершенно один в этом огромном бесконечном пространстве. Через пару дней он согласился вернутся в реальный мир и продолжить там жизнь Мэтью Роуза Соренсена к радости его родственников (родителей и двух сестёр). Рафаэль вернула Мэтью в реальный мир в ноябре 2018 г., где он продолжил свою обычную жизнь, время от времени посещая Дом и поддерживая отношения с девушкой-полицейской. Первое время он был ошеломлен огромным количеством людей на улице, а в лицах случайных перехожих узнавал статуи, которые видел в своем Доме в другом измерении. Следствие считало, что Мэтью был похищен Кеттерли, который удерживал его на протяжении 6 лет где-то у себя дома, подобно тому, как в свое время Арн-Сейлс удерживал у себя дома Риттера. Поскольку пропажа Кеттерли и возвращение Мэтью совпали по времени, полицейские считали, что Кеттерли решил выпустить своего пленника, но, боясь ответственности, уплыл на лодке в отдаленное место и сам застрелился (поскольку было известно, что накануне пропажи Кеттерли покупал надувную лодку и пистолет). Так или иначе, убийства, произошедшие в другом измерении, действительно было невозможно доказать в реальном мире, а поэтому Кеттерли так и остался пропавшим без вести, равно как и большинство других учеников Арн-Сейлса, останки которых Пиранези обнаружил в Доме со статутами и которым поклонялся. Сама же Рафаэль действовала независимо и не рассказывала своему руководству о магических ритуалах и других измерениях, а сообщила только, что нашла Соренсена на берегу моря. В целом, данная версия всех устроила, поскольку действительно частично была правдивой, и не требовала сомнительных эзотерических уточнений. Дальнейшая судьба Мэтью Роуза Соренсена неизвестна. В конце романа он пообещал закончить книгу об Арн-Сейлсе, из-за работы над которой с ним и приключилась вся эта невероятная история.

Оружие[править]

Высокая волна во время прилива в нижних этажах Дома со статуями, способная убить человека. Автор AppleJuiceFlood.

Мэтью Роуз Соренсен за всю свою жизнь никогда не использовал оружия, однако как только оказался в параллельном мире в Доме со статуями и осознал свое положение, то планировал в том числе и напасть на похитившего его Валентайна Кеттерли, чтобы заставить вернуть его обратно. Однако с собой у Мэтью не было никакого оружия, равно как и в Доме со статуями ничего кроме мраморных скульптур и стен не было. Однако в какой-то момент в одном из залов он нашел острый кусок мрамора размером с черепицу, и, доведенный до отчаяния, тайно фантазировал, как с его помощью убивает Кеттерли. Впрочем, реализоваться фантазиям не пришлось, и со временем Мэтью стал забывать обо всем этом, а когда позднее нашел свои же записи об этом, сильно ужаснулся. Когда Пиранези, спустя 6 лет заточения в Доме, узнал, как сюда попал и кем на самом деле является другой, у него снова случился приступа агрессии по отношению к своему похитителю — Пиранези представил, как привяжет с помощью рыболовной сети Кеттерли к одной из статуй в зале, где в дальнейшем должен был произойти потоп вследствие очередного сильного прилива (в результате чего привязанный Кеттерли должен был захлебнуться водой и умереть). Однако и этот план так и остался лишь фантазией Пиранези в припадке ярости. Однако обе эти сцены показали, что Пиранези мог бы убить человека с помощью подручных средств даже в этом измерении, где ничего, кроме мраморных статуй и его личных вещей для выживания не было. Помимо этого, некоторые статуи были изображены с оружием в руках (как минимум несколько раз упоминалась статуя с мечом), так что теоретически, Пиранези мог отколоть его от статуй и использовать в бою, хотя, конечно, не смотря на его форму, любое подобное мраморное оружие можно было использовать только как дубину.

Портрет Пиранези с раковинами, бусами, жемчужинами и костями, вплетенными в его длинные волосы. Автор Berghanese.

Когда Кеттерли прибыл в Дом со статуями с надувной лодкой и пистолетом, чтобы убить 16-ю (офицера полиции Сару Рафаэль, которая тоже попала в это измерение), он планировал, что Пиранези будет вместе с ним в лодке помогать искать женщину и даже поручил ему, если он её увидит, бить женщину веслом по рукам и голове. Если бы Пиранези к тому времени не узнал всю правду, то скорее всего, так бы и произошло, однако и в этот раз использование оружия Пиранези не произошло, поскольку он уже осознал, что Кеттерли является его врагом, и отказался помогать ему в борьбе с Рафаэль.

Внешность[править]

По собственным ощущениям, на момент нахождения в Доме со статуями Мэтью Роуз Соренсен считал, что ему было тридцать - тридцать пять лет, свой рост он оценивал примерно в 1 метр 83 сантиметра, а телосложение как худощавое. Когда Мэтью был моложе (только попал в Дом со статуями), то носил рубашки и брюки разных цветов (голубого, чёрного, белого, серого, хаки, вишневого), но со временем они все вылиняли и стали одинаково неразличимо серыми, что позволяло Пиранези сливаться с серовато-белым мрамором Статуй. Помимо выцветания, также очевидно, что за долгие годы одежда Пиранези сильно истрепалась, имела дыры и обветшалые концы. За 6 лет, проведенных в Доме, волосы Мэтью сильно отросли, и он вплетал в них разные красивые вещи, которые находил в Доме или мастерил сам: раковины, коралловые бусины, жемчужины, камушки и необычные рыбьи кости. Многие из этих украшений были яркими, блестящими, заметных цветов, а при движении позвякивали, что сразу выдавало местоположение Пиранези. Когда герой ожидал прибытия 16-го и по совету "Другого" должен был прятаться от этого нового человека, Пиранези убрал с волос все украшения, чтобы снова передвигаться по Дому беззвучно. Также всего лишь раз в романе упоминалось, что Пиранези носит очки, пластмассовые дужки которых, видимо, в какой-то момент сломались, и он перевязал их засушенными водорослями (одну дужку) и рыбьей кожей с рыбьим клеем (другую дужку).

Галерея[править]

В реальном мире[править]

На создание романа "Пиранези" Сюзанну Кларк вдохновил рассказ Хорхе Луиса Борхеса "Дом Астерия", в котором классический миф о Минотавре рассказывался с точки зрения самого монстра, живущего в лабиринте. Пиранези хоть и не был монстром, но аналогии между этими произведениями прослеживаются крайне очевидные.

Интересные факты[править]

  • Сначала дневники Мэтью имели обычную нумерацию годов — 2011 г., 2012 г. Однако когда он попал в Дом со статуями и у него стала пропадать память, ему эти цифры стали казаться бессмысленными и он начал называть года по наиболее запоминающемуся событию каждого года: например, "год, когда я нашел Коралловые Залы" или "год, когда рухнули Потолки Двадцатого и Двадцать первого северо-восточных Залов".
  • Валентайн Кеттерли планировал провести в Доме некий тайный ритуал, в результате которого он хотел обрести различные суперспособности, однако Пиранези они были не интересны. Единственное, что его по-настоящему заинтересовало — это возможность летать, как птица.

Источники[править]