29-й линейный батальон Сепита
Материал из ВикиВоины
Зуавы Лимы или 29-й линейный батальон "Сепита" — перуанский пехотный батальон, который принимал участие во Второй тихоокеанской войне в 1879 - 1881 г.
Данная статья посвящена только перуанским зуавам, для получения информации о других формированиях с таким названием, см. основную статью.
История[править]
8 апреля 1879 г. в Перу по высочайшему указу был организован 10-й линейный батальон. 30 ноября того же года по высочайшему указу 10-й линейный батальон был переименован в батальон "Егеря Салаверри", но уже на следующий день, 1 декабря 1879 г., эта мера была отменена, а название батальона осталось прежним. Перуанская газета "El Comercio" от 22 декабря 1879 г. впервые упоминала на своих страницах о зарождающемся 10-м батальоне "Зуавов", который участвовал в государственном перевороте в Лиме, в результате которого к власти пришел Николас де Пьерола, ставший "Верховным главнокомандующим" страны. 26 декабря вышел указ о формировании новой Армии Севера, а уже 27 декабря был провозглашен временный статус нового правительства Пьеролы, где среди армейских сил вновь упоминался новый 10-й батальон "Зуавов".
Когда противники государственного переворота ясно продемонстрировали свои намерения атаковать Лиму с юга, 22 декабря 1879 г. диктатор Пьерола объединил армии Севера и Центра в одну и организовал 4 армейских корпуса под названием Линейная армия. Таким образом, 29-й батальон "Зуавов" стал частью 2-й дивизии под командованием полковника Бениньо Кано, II-го армейского корпуса под командованием полковника Белисарио Суареса. 4 января 1880 г. было постановлено, что новые подразделения действующей армии должны носить нечетный номер, поэтому батальон был переименован в 29-й линейный батальон "Зуавов". Генерал Сильва в это время отмечал, что II армейский корпус полковника Белисарио Суареса служил в качестве резервного запаса в окрестностях фермы Сан-Хуан, на гипотенузе треугольника Чоррильос - Барранко - Сурко. 5 января 1881 г. штаб в Сан-Хуане определил в статье 2, что отныне батальон "Зуавов" будет носить название "Сепита", сохраняя свой прежний 29-й порядковый номер.
29-й линейный батальон "Сепита" фактически принял участие только в одной битве Второй тихоокеанской войны — в сражении при Сан-Хуане и Чоррильосе 13 января 1881 г. Об атаке чилийской армии было известно с самого утра. Перуанская линия оставалась в ожидании, будучи готовой разжечь костры, как только появятся враги. Все ещё не прояснилось, когда генерал Сильва пересек перуанскую линию и послал приказ полковнику Суаресу подойти с оговоркой, чтобы скорее отправиться туда, где требуется его поддержка. Более конкретно, генерал Педро Сильва расположил II армейский корпус, в состав которого входили бывшие "Зуавы Лимы", "слева и немного сзади от Сан-Хуана". В состав этого стратегического резерва, под командованием полковника Белисарио Суареса, входило 6 батальонов 4-й и 5-й дивизий бывшей Армии Севера, численностью до 2800 человек, сформированные из 17-го линейного батальона "Уануко", 19-го "Паукарпата", 23-го "Хауха", 25-го Анкаш, 27-го "Консепсьон" и 29-го "Сепита".
Чилийцы вторглись на линию у перевала Сан-Хуан около 8:30 утра. Суарес, находившийся возле фермы Сан-Хуан, получил приказ отступить к Школе капралов вместе с остальной частью резерва. В это время резерв уже был сокращен в численности, всего 4 батальона из первоначальных 6. Среди них был и 29-й линейный батальон "Сепита", насчитывавший 503 человека, ещё не задействованных и горящих желанием вступить в бой. Около 10:30 утра начались бои на окраине летнего курорта Чоррильос, в направлении сектора железнодорожного вокзала Лимы. Чилийцы атаковали деревню Чоррильос силами дивизионной бригады. Перуанский полковник Исаак Рекаваррен, начальник штаба резерва, посчитал, что сможет изменить ход сражения, удержав Иглесиас. Выпросив у диктатора Пьеролы дополнительное подразделение для решения этой задачи, он получил в командование 29-й линейный батальон "Сепита", который наконец-то вступил в бой. Как позднее вспоминал в своих мемуарах Рекаваррен, они прибыли в Чоррильос около 12:00, и там были остановлены многочисленными силами чилийских войск, которые к тому времени уже заняли этот город, в частности школу капралов, железнодорожную станцию и деревню Сан-Тадео. Майор Фонсека с батальном "Сепита" с боями пробился по улице к поезду, но все солдаты, которым удалось добраться до входа в казармы, были убиты чилийцами. Майор Фонсека был ранен в грудь и ногу, лежа в окрестностях оврага Тендерини. Тяжело раненный, он самостоятельно дополз до ранчо, стоявшего на краю этого оврага, и проник внутрь, где впоследствии и умер.
Газета "El Comercio" из Лимы позднее писала, что бывшие "зуавы" прибыли как паллиатив, чтобы смягчить отчаяние тех немногих перуанцев, которые оказались в безвыходном положении, и их вид действительно ненадолго увеличил энтузиазм солдат Перу, появилась надежда, что им на помощь наконец-то пришел многочисленный резерв. Однако вскоре эти надежды были рассеяны. Ошеломленный огнем спереди и с фланга противника, Рекаваррен также был ранен, 29-й линейный батальон "Сепита" разбит, и отдельные выжившие солдаты начали спасаться бегством, чтобы укрыться в коттеджах, где они забаррикадировались. Генерал Сильва также сообщил о конце батальона "Сепита", подчеркнув, что хотя он и был атакован в нескольких точках, но сражался решительно вплоть до своего полного уничтожения.
Вооружение[править]
Достоверно известно, что 29-й линейный батальон "Сепита" использовал винтовки Peabody-Martini обр. 1871 г. Возможно, солдаты и офицеры данного батальона могли использовать и другое оружие, состоявшее на вооружении перуанской армии в этот период.
Униформа[править]
29-й линейный батальон Сепита носил обычную униформы линейной пехоты Перу времён Второй тихоокеанской войны, и никаких элементов зуавской униформы, несмотря на первоначальное название, они не имели.