Действия

Лёгкий танк R-2

Материал из ВикиВоины

(перенаправлено с «R-2»)
5.00
(1 голос)

R-2 — румынский лёгкий танк производства чехословацкой фирмы "Škoda".

История[править]

В 1936 г. Румыния стала присматриваться к чехословацкому лёгкому танку LT vz.35. В предвоенный период эта страна входила в состав так называемой Малой Антанты (вместе с Югославией и Чехословакией), поэтому обмен опытом между союзниками проводился в очень сжатые сроки. Уже в 1936 г. румынская военная миссия высказала пожелание приобрести партию танкеток "ČKD" AH-IV и легких танков LT vz.35, что и было выполнено.

В итоге был сделан заказ на 126 машин. Договор был подписан уже 14-го августа. Правда, из-за обнаружившихся проблем с качеством было принято решение немного повременить с заказом. По этой причине передача сместилась ближе к осени 1938 г. В период с 1 сентября 1938 по 22 февраля 1939 гг. предприятие фирмы "Škoda" отгрузило заказчику в общей сложности 126 легких танков.

Последние танки, получившие индекс R-2, были переданы заказчику 22 февраля 1939 г. Примерно половина изготовленных машин относилось к модификации R-2c. Практически полностью идентичные обычным R-2, эти танки отличались использованием при изготовлении цементированной брони. Внешне отличить их можно по форме кормового листа башни (не гнутый, а собранный из двух половин).

В румынской армии LT vz.35 получили обозначение R-2 и вплоть до появления немецких PzKpfw IV являлись наиболее мощными и многочисленными машинами танковых войск. Закончив поставки первой партии "Škoda" предложила румынской армии обновленный вариант танка, названный Š-II-aR, более походивший на модель Т-11. Однако, как бы не любили румыны свои R-2, от закупок незначительно улучшенной модификации они отказались.

 Модификации[править]

  • R-2c — улучшенная версия с цементированой бронёй.
  • Š-II-aR — улучшенная версия танка R-2.
  • TACAM R-2 — румынский истребитель танков, построенный на базе танка R-2. В 1943 году 21 румынский танк R-2 был переоборудован в САУ, вооружённую трофейными советскими 76-мм пушками Ф-22 УСВ и ЗИС-3.

Боевое применение[править]

На середину июня 1941 г. боеспособными числились все 35 танкеток R-1 и 126 танков R-2. Чехословацкие танки были сведены в 1-й танковый полк 1-й танковой дивизии имевшей название "Великая Румыния". Входивший в то же соединение 2-й танковый полк целиком оснащался легкими танками Renault R35 в количестве 75 единиц. Также румынская армия располагала более 100 гусеничными транспортерами Malaxa Typ UE (лицензионный вариант Renault UE), которые можно было использовать в качестве танкеток.

Вступив 23 ноября 1940 г. в союз с Германией, в чем была немалая заслуга англо-британских союзников, Румыния взяла курс на возвращение территорий, ранее потерянных в конфликте с Венгрией и СССР. В первом случае добиться справедливости было тяжелее, поскольку Германия явно симпатизировала Венгрии. Зато на переговорах с немцами удалось достичь соглашения, что при вступлении Румынии в войну территория Бессарабии будет возвращены прежнему владельцу.

Румынские войска начали войну утром 22-го июня, однако танки R-2 вступил в бой несколько позже. Наступление немецких войск на южном направлении носило вспомогательный характер и потому соединения вермахта не получили мощных танковых "клиньев", стремительно разрезавших непрочную советскую оборону на Западном фронте. Даже наоборот – 25-26 июня советские войска, при поддержке кораблей Дунайской флотилии, сами перешли румынскую границу и захватили плацдарм шириной 76 км по фронту. Исправить положение удалось с помощью вермахта и только 3-го июля 1-я танковая дивизия вступила в бой.

Наступление немецко-румынских войск начало развиваться в направлении на Могилев-Подольский. Против них действовали части 9-й и 18-й армий, с приданным им 2-м механизированным корпусом. Учитывая, что количество танков у немцев было минимальным, командование мехкорпуса при наличии 517 танков (из них 10 КВ-1 и 50 Т-34) имело определенные преимущества. Фактически, танковые дивизии вводились в бой разрозненно, часто меняя место дислокации и теряя технику. Тем не менее, даже на 12 июля в мехкорпусе оставалось 450 танков и 185 бронемашин. Правда, к этому времени почти вся территория Молдавии уже была потеряна, а 5-го июля командующий Южным фронтом генерал Тюленев приказа отвести войска за Днестр.

Удача сопутствовала румынским войскам в первую неделю приграничного сражения. Наступая вслед за немцами 1-й танковый полк до 14-го июля безвозвратно потерял только один R-2. По докладам румынских танкистов ими было подбито два средних танка Т-28 (вероятно, не из состава 2-го мехкорпуса). Однако, дальнейшие бои в Молдавии и Северной Буковине показали, что радость была преждевременной. В сражении на берегах Днестра 14-16 июля полк потерял три танка сгоревшими и ещё пять пришлось отправить в ремонт. Следующие три танка были потеряны в ходе неудачной атаки советских артиллерийских позиций 19-го июля.

Настоящие неприятности начались в августе 1941 г., когда немцы бросили основные силы на уничтожение Киевского котла, а румынским войскам поручили захват Одессы и выход к Крыму. Союзники с поставленной задачей не справились даже наполовину. Уже на ближних подступах к Одессе пришлось преодолевать сильное сопротивление советских войск, которые заняли эшелонированную оборону. Противниками румынских R-2 в основной своей массе выступали Т-26 и БТ-7, но в более скромных количествах. Основные проблемы доставляла противотанковая артиллерия. Так, в течении 11-го августа, 1-я танковая дивизия потеряла 5 танков, 12-го июля – 8, 13-го июля – 9 и 14-го июля – сразу 25. Часть подбитых танков удалось быстро восстановить, но спустя несколько дней, при попытке прорыва советской обороны на западном направлении, жертвами противотанковой артиллерии стали 36 танков R-2, из которых 12 сгорели или были полностью разбиты. Материальная часть "Великой Румынии" таяла буквально на глазах и от полного разгрома неудачливых союзников снова спасли немцы. К 20 августа 1941 года, когда в ремонт отправили 46 машин, дивизия располагала всего 20 R-2, а к 29 августу осталось 19 боеспособных танков. К тому времени безвозвратно пришлось списать 15 машин. Эпизодически R-2 ещё использовались в боях под Одессой, но уже 16- октября румынские танковые части отправили на родину "зализывать раны".

По результатам боёв выяснилось, что танки R-2 совершенно не переносят огня 45-мм танковых пушек и ПТО аналогичного калибра. На ближних дистанциях броня танка пробивается из 14,5-мм противотанковых ружей. В отношении защищенности лучшими оказались французские R35, но их подвижность сильно уступала чехословацким машинам. Ремонт поврежденных танков проводился как на румынском предприятии "UMP" в г. Плоешти, так и на предприятии "Škoda-Werke". После нескольких месяцев ремонта в строй удалось вернуть большинство танков, но 25 из них всё же списали.

После длительного переформирования 1-я бронетанковая дивизия, оснащенная 109 танками R-2, вернулась на фронт 29-го августа 1942 г., когда немецкие войска ввязались в кровопролитные бои у Сталинграда. Сил у вермахта не хватало и румынским войскам была поставлена задача прикрыть фланги 6-й армии вермахта. Тогда же, летом 1942 года, из Германии прибыло пополнение в составе 26 танков PzKpfw 35(t), ранее принадлежавших армии Чехословакии, а также 11 танков PzKpfw III, 11 PzKpfw IV и два трофейных советских танка (вероятно Т-34). В сентябре-ноябре 1- бронетанковая дивизия, формально подчиненная командованию 48-го армейского корпуса вермахта, вела бои местного значения, направленные большей частью на удержание занятых рубежей. Всё радикальным образом изменилось с началом советского контрнаступления 19-го ноября 1942 г., основной удар которого пришелся на итальянские, венгерские и румынские позиции. Оборона немецких союзников треснула, что местами привело к повальному бегству с передовой. До конца декабря дивизия потеряла 86 танков, в том числе 81(!) R-2. Из них 27 были уничтожены, 30 оставлены из-за отсутствия горючего и 24 брошены по причине механических поломок. После такого разгрома 1-я бронетанковая дивизия вновь была отправлена на родину, где устаревшие чехословацкие танки переклассифицировали в учебные. На август 1943 г. в румынской армии ещё оставалось 40 танков R-2 и 19 PzKpfw 35(t) – всем им предстояло найти более рациональное применение. Выход был найден достаточно быстро.

В период с июля по сентябрь 1943 г. фирма "Leonida" провела работы по переделке танка в противотанковую самоходную установку типа TACAM R-2 путем установки трофейной 76,2-мм пушки ЗИС-3 вместо стандартной башни. Опыт оказался удачным и в феврале 1944 г. был получен заказ на постройку 40 САУ, но до сентября удалось переделать только 20 танков.

А тем временем фронт стремительно приближался к границам Румынии. В феврале 1944 г. было принято решение сформировать механизированную группу "Cantemir", в состав которой включили две танковые роты оснащенные PzKpfw III и PzKpfw IV, одну роту САУ StuG III, две батареи противотанковых САУ из 14 TACAM T-60, одну роту танков R-2 и одну роту R35. Об участии в боях против советских войск танков R-2 данных пока найти не удалось. Известно только, что 31-го августа была сформирована новая танковая группа "Victor Popescu" с ротой танков R-2 и двумя взводами танков R35 и PzKpfw 38(t), переданными в 1943 г. немцами.

Неудачно складывающаяся для Румынии война на стороне Германии завершилась 23-го августа, после ареста маршала Антонеску и последующего заключения перемирия с Советским Союзом. По договору румынская армия сокращала своё присутствие на фронте, а из бронетанковых частей оставили только 2-й танковый полк. По состоянию на ноябрь 1944 года это соединение насчитывало по 8 танков PzKpfw 38(t) и PzKpfw IV, пять R-2, 40 танков R35 (часть была переоборудована советскими 45-мм пушками 20К), 13 самоходок StuG III и 12 TACAM R-2. Вся эта разношерстная компания приняла активное участие в боях на территории Венгрии и Словакии, оказав посильную помощь Красной Армии. Надо отметить, что за последние полгода войны боевая выучка румынских танкистов значительно улучшилась, что позволило сократить потери в технике и личном составе. Так, на февраль 1945 г. в составе 2-го танкового полка числилось два танка R-2, но спустя месяц и они были выбиты из боёв.

В послевоенные период все чехословацкие танки пошли на слом. Исключение составили лишь единичные экземпляры, один из которых впоследствии был отправлен в военный музей в Бухаресте, где находится по сегодняшний день. Правда, практически всё оборудование и пулеметы с него сняли.

Операторы[править]

Галерея[править]

Источники[править]