Действия

Лёгкий танк Char D1 mle. 33

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

Renault D1 mle. 33 или Char D1 mle. 33 — французский пехотный танк лёгкий по массе, сконструированный в середине 1930-х гг. Модификация Char D1 mle. 29. Машины эксплуатировались в армии и даже участвовали в сражениях Второй Мировой Войны.

История[править]

В 1922 г. французский генерал Жан-Батист Юджин Этьен (Jean-Baptiste Eugene Estienne) сформировал требования к новой машине, которая должна была совмещать в себе хорошее вооружение от предшественника Renault FT-17 и иметь улучшенные показатели мобильности и защищённости. Уже в 1923 г. за работу взялась фирма "Renault" и построила два прототипа.

К 1926 г. требования к машине были изменены, а уже в январе 1927 г. началась постройка нового улучшенного прототипа. Машина получила улучшенное бронирование и доработанную капитаном Балландом (Marie Adrien Joseph Balland) ходовую часть, её оснастили рацией и добавили третьего члена экипажа. В 1928 г. машина вышла на испытания и получила индекс D1. После испытаний машина снова получила ряд улучшений, и уже в 1929 г., ещё до завершения всех тестов, был получен заказ на первые 10 машин.

Но не всё так хорошо, как казалось на первый взгляд. Дело в том, что на испытания машины вышла укомплектованная старой башней Berliet-Girod, которая применялась ещё на Renault FT-17. Под требования пехотного командования она не подходила, так как в требованиях указывалось вооружение из спарки двух пулемётов или 47-мм орудия. Проблему создавало то, что фирмы "Schneider" и "STCC" (Section Technique des Chars de Combat), которые совместно с "Renault" занимались проектированием танка, всё ещё занимались проектированием новой башни, и до подписания заказа на первые 10 машин проект был ещё не готов. Усугубляло всё то, что ведомство, занимающееся проектированием башни, не контактировало с "Renault".

Наконец, в 1930 г. новая башня ST1 была готова. "Schneider" не стала искать сложных путей и взяла за основу башню для опытного Char B, заменив один пулемёт на 47-мм орудие. Опытную башню установили на танк для испытаний, и первое, что совсем не понравилось командиру машины, это теснота, связанная с установкой пушки и пулемёта в башню с диаметром погона от Renault FT-17. Центр тяжести башни сильно сместился вперёд, и эту проблему решили устранить установкой большого противовеса в корме. Хоть это решение было не очень удачным, заказ на 10 таких башен последовал незамедлительно. Их поставили как на новые, так и на машины заказа 1930 г.

Попав в 1932 г. в армию, эти башни сильно раскритиковали. Собрав всю эту массу негатива, фирмы "Schneider" и "STCC" начали разработку новой башни. Пользуясь предыдущим решением, инженеры взяли башню ST1 и увеличили её объём в кормовой части и слегка переработали установку вооружения. В 1933 г. было изготовлено два опытных образца ST2 и ST3, которые отличались наличием командирской башенки и мелкими деталями. Для испытаний их направили в 503-й танковый полк, в который несколько лет назад стали поступать первые танки серии D1.

Военным сразу стало понятно, что новые башни намного лучше старой и неудобной ST1, и в октябре 1933 г. новую машину приняли на вооружение с башней ST2. Поставки в армию начались лишь спустя 3 года в 1936 г. Важно отметить, что заказы на D1 были сделаны ещё 12 июня 1932 г. (30 шт.), 16 октября 1933 г. (50 шт.), а последние были готовы в мае 1935 г. Из этого получается, что танки получили новые башни спустя минимум год после принятия в эксплуатацию.

В армии новые Char D1 mle. 33 всё равно подвергались критике. Смотровая башня была неудобной, командир машины всё так же оставался перегружен работой в стеснённых условиях, а кормовой люк в открытом положении задевал рамочную антенну. Помимо этого, существенной недоработкой было то, что боеукладки были рассчитаны под 37-мм снаряды. Всё это, в купе со старыми проблемами давало повод французским военным смотреть на "новый танк" с сомнением. Но снимать иго с вооружения никто не собирался, страна просто не могла себе такое позволить.

Конструкция[править]

Корпус и бронирование[править]

Корпус танка собирался из катаных броневых листов при помощи клёпки. Толщина брони в лобовой части корпуса и бортов составляла 30 мм, нижняя часть борта – 16 мм (по другим данным – тоже 25), крыши и днища – 10 мм. Бортовые экраны имели толщину 10 мм. В наследство от FT-17 и первых танков серии NC на D1 остался скошенный верхний бронелист машинного отделения, что отчасти компенсировало недостаточность бронирования. На корме устанавливался фирменный "хвост" для преодоления широких рвов.

Экипаж состоял из 3-х человек. С левой стороны, в немного выдвинутой вперед рубке с трехстворчатым люком, находилось место механика-водителя. Кроме управления танка он также мог вести стрельбу из неподвижно закрепленного курсового пулемета, почти полностью скрытого бронёй. С правой стороны находилось место радиста, который обслуживал радиостанцию. Из-за конструкции двухбалочной антенны, башня не имела возможности кругового вращения и её радиус поворота составил около 345°.

Модификация mle. 33 получила новые башни Schneider Tourelle 2 (ST2) производства фирмы "Schneider". Это была немного увеличенная в объёме башня ST1, на которую вернули командирскую башенку и немного изменили установку вооружения. По мнению её создателей, её трехъярусная компоновка являлась наиболее оптимальной. На самом верхнем ярусе (на крыше) находилась куполообразная башенка, из которой командир мог вести наблюдение только полностью вытянувшись в положении стоя. Второй ярус занимала наблюдательная рубка, а в самом нижнем ярусе устанавливалось 47-мм пушка SA34 со спаренным 7,5-мм пулеметом. Сложная форма башни отчасти объяснялась наличием длинного диаскопа (прибора прицеливания). Масса башни в полностью снаряженном состоянии составила 1788 кг.

Бронирование Char D1 mle. 33
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса 30 мм
Борт корпуса 30 мм
Корма корпуса 30 мм
Днище 10 мм
Лоб башни 40 мм
Борт башни 40 мм
Корма башни 40 мм

Вооружение[править]

В башне кругового вращения устанавливалась короткоствольная 47-мм пушка SA34 с длинной ствола 30 калибров, которая была значительно более эффективной, чем даже длинноствольная 37-мм пушка SA38. Пушка могла пробивать 30-мм броню немецких танков.

В качестве дополнительного вооружения в среднем лобовом листе корпуса устанавливался французский пулемёт Mitrailleuse mle 31 или "Reibel" (также известен как MAC 31) калибра 7,5 мм. Он был неподвижно закреплён и почти полностью скрывался бронёй. Ещё один пулемёт устанавливался в орудийной установке в башне. Пулемёт MAC Mle.1931 был более компактным и имел гораздо более удобные для перезарядки короба, чем старый Hotchkiss. Пулемёт разработанный в 1931 году правительственным арсеналом в Шательро (фр. Manufacture d'armes de Châtellerault, часто сокращаемое как MAC) на базе ручного пулемёта MAC M1924/29 для установки в танки и крепостные установки линии Мажино. Назван в честь полковника Рейбеля, управлявшего в то время правительственным арсеналом. Масса пулемёта 11,8 кг. Скорострельность 750 выстр./мин. Начальная скорость пули 830 м/с. Боепитание происходило дисковым магазином на 150 патронов. В качестве боеприпаса использовался 7,5×54 мм винтовочный патрон MAS (7.5 French), разработанный в 1929 году[2].

Двигатель и трансмиссия[править]

В задней части корпуса устанавливался рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный двигатель Renault, мощностью 74 л.с. Трансмиссия механического типа также располагалась в задней части, и имела 6-скоростную КПП типа Cleaveland.

Ходовая часть[править]

Ходовая часть танка D1 на один борт состояла из 12 опорных катков сблокированных в три тележки с блокированной пружинной подвеской (по одной на каждую тележку), 2 независимых опорных катков с гидропневиматическими амортизаторами, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса с гребневым зацеплением. Гусеница крупнозвенчатая из стальных траков.

Средства наблюдения и связи[править]

В лобовой части корпуса справа находилось место радиста, который обслуживал радиостанцию ER52 (Emetteur-Recepteur – приёмник-передатчик модель 52) или ER53. Чтобы обеспечить больший диапазон действия на танках D1 была установлена огромная двухбалочная антенна, одна балка которой крепилась к крыше двигательного отсека, а вторая к корме. Из-за этого башня не имела возможности кругового вращения.

Варианты и модификации[править]

  • Char D1 mle. 29 — первая серия оснащённая старыми башнями от Renault FT-17.
  • Char D1 ST1 — D1 с башней ST1.
  • Char D1 ST3 — D1 с башней ST3.
  • Renault TY 82 — проект 82-мм самоходной пушки на шасси Renault TY (прототипа с улучшенной ходовой частью).
  • Char Observatoire — командирская модификация.

Боевое применение[править]

Танки D1 не отличались дешевизной и хорошими эксплуатационными качествами, но вплоть до 1936 г. они составляли основу машин среднего класса, пока на вооружение не поступили более легкие Hotchkiss H35, Renault R35 и средний Somua S35. Поскольку в 1932-1933 гг. D1 были наиболее современными танками кроме сопровождения пехоты им поставили задачу бороться с вражеской бронетехникой, чему в немалой степени должна была способствовать 47-мм пушка с длиной ствола 34 калибра. Интересно, что это орудие вело своё начало от 47-мм пушки морской пушки образца 1892 года(!) и потому для борьбы с танками оно мало подходило. Тем не менее, ничего лучше французская промышленность предложить тогда не смогла, поэтому первые 4 года напряженной эксплуатации D1 всё ещё оснащались башнями и вооружением от Renault FT-17. Кроме этого, вновь выявились многочисленные проблемы технического характера.

К марту 1934 года, когда армия получила 110 танков, выяснилось, что 17 из них полностью изношены и должны быть возвращены фирме "Renault" для капитального ремонта, а из оставшихся 63 машины не могли считаться боеспособными из-за многочисленных дефектов и поломок. Чаще всего сгорали элементы бортовых передач и гнулись бортовые бронелисты по причине их плохого качества материала и недостаточно жесткого крепления.

Предвидя, что очень скоро весь парк D1 может выйти из строя, фирма в 1935 году предприняла несколько шагов по модернизации танков. Однако попытка улучшить их эксплуатационные показатели оказалась неудачной. Недавно полученные башни ST2 только ухудшили положение – работать в них было по-прежнему неудобно. Расположение вооружения и прицела оказалось крайне неудачным, что в совокупности с низкой бронепробиваемостью 47-мм пушки SA34 делало противодействие вражеским танкам крайне затруднительным, а кроме того эти орудия считались дефицитными. Многоярусность башен отрицательно сказывалась на действиях командира танка. Установить более мощное орудие типа SA35 не представлялось возможным, поскольку этому препятствовали размеры башни. Отчасти проблему боеспособности можно было решить за счет увеличения боезапаса, но стеллажи для размещения большего количества снарядов так и не были получены.

Всё это привело к тому, что армия постаралась максимально быстро избавиться от проблемной техники, и в течении 1936 - 1937 гг. танки D1 были "удалены" с территории континентальной части Франции. Прибыв в Тунис эти машины были включены в состав 61е, 65е и 67е ВСС (танковых батальонов), которым поставили задачу оказать противодействие в случае высадки итальянских войск. Каждый батальон включал 45 "боевых" танков и один "радийный". Остальные 14 предполагалось использовать как источники запасных частей, однако даже этого количества оказалось недостаточно для поддержания всех D1 в технически надежном состоянии. Фактически, в течении двух предвоенных лет использовался только 21 танк, которые "реквизировала" 5e Chasseurs (5-я кавалерийская егерская дивизия) для собственных нужд.

Танкам D1 было суждено вернуться во Францию и участвовать в безнадежных оборонительных боях против немецкой армии. Решение об их обратной доставке было принято, когда положение на фронте ещё не было столь катастрофичным. Французы откатывались назад, но в конце мая ещё была надежда на создание плотной обороны на ключевых участках и перегруппировки оставшихся сил. Сделать это своевременно не удалось и после 9 июня фронт стал разваливаться на несколько очагов сопротивления. За несколько дней до этого французский генштаб распорядился укрепить войска африканскими подразделениями, в том числе и танковыми. После проведения ревизии в Тунисе выяснилось, что боеспособными могут считаться только 43 танка D1, которые свели в 67e ВСС.

Отправка из Туниса состоялась в первых числах июня и уже 11-го числа часть 67-го батальона подошла к населённому пункту Суэн (Souain), где её выдвинули для усиления 6-й сенегальской пехотной дивизии. Здесь 12 июня батальон принял первый бой с танковыми подразделениями 9 PzD (9-я танковая дивизия). После нескольких немецких атак удалось подбить четыре немецких танка, но как только D1 были выдвинуты для проведения контратаки ситуация в корне изменилась. Стараясь атаковать методом "наскока" французы надеялись проломить оборону противника и обратить его в бегство, однако их планы не оправдались. Немцы очень своевременно подтянули батарею 37-мм противотанковых пушек и ударив во фланг французской группе вывели из строя семь танков. Откатившись назад французы смогли сдержать ещё несколько контратак, подбив несколько вражеских танков, однако после из известия о расстреле немцами всех чернокожих военнопленных сенегальскую дивизию начали отводить на юг. В ночь с 12 на 13 июня танковый батальон попал в засаду, потеряв оставшиеся машины.

В ходе двухдневных боёв потери среди D1 составили 25 танков. Остальные 18 находились в более-менее исправном состоянии и поступили в распоряжение вермахта под обозначением Panzerkampfwagen 732(f). Об их дальнейшей участи сведений не сохранилось.

Согласно подписанному акту о капитуляции Франции разрешалось сохранить часть бронетанковых сил. Среди нескольких сотен машин оставалось 106 D1, находившихся в Тунисе большей частью в непригодном для нормальной эксплуатации состоянии. Не зная о дальнейших планах правительства генерала Петэна, французские колониальные власти решили скрыть 18 танков, предъявив итальянской инспекционной комиссии только 82 машины. Их разрешили распределить между 2 и 4 Chasseurs d'Afrique, передав им 20 и 40 машин соответственно. Два танка предназначались для обучения личного состава.

Долгие два года D1 фактически простаивали без работы, пока в ноябре 1942 года союзники не вторглись в Северную Африку. Против англичан и американцев старые танки не воевали, но зимой 1943 года союзное командование передало наиболее боеспособные машины в состав Brigade Legere Mecanique (легкой механизированной бригады), предварительно сняв с них демаскирующие антенны.

В феврале танки D1 были задействованы в тяжелейших боях в Кассеринском проходе, сумев даже подбить один PzKpfw IV, что было настоящим достижением, учитывая скромную эффективность 47-мм пушек. Так как дальнейшее использование D1 было сопряжено с большими эксплуатационными трудностями в марте их заменили на британские Valentine. Снятые с вооружения французские танки не ремонтировались и были разобраны на металл, так что на сегодняшний день ни одного D1 не сохранилось.

Операторы[править]

В культуре[править]

  • Char D1 mle. 33 представлен в MMO в жанре танковой аркады "World of Tanks" от белорусской студии Wargaming.net в качестве лёгкого танка 2 уровня Франции.

Галерея[править]

Примечания[править]

  1. Учитываются и модифицированные новыми башнями Char D1 mle. 29
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Reibel

Источники[править]