Сверхтяжёлый танк Char 2C
Материал из ВикиВоины
Char 2C или FCM 2C — французский сверхтяжёлый танк. Разработан во время Первой мировой войны, однако в военных действиях участия не принимал. Танк был крупнейшим по метрическим размерам из всех танков, когда либо принимавшихся на вооружение в мире и второй по величине из когда-либо построенных (уступал лишь Царь-танку на колёсном шасси). Танк стоял на вооружении французской армии до Второй мировой войны.
История[править]
Разработки Char 2C начались в 1917 году и уже в 1919 предполагалось выпустить около 300 единиц этого танка, однако с окончанием Первой мировой войны производство танка было свёрнуто. В результате к 1923 году изготовили только 10 танков 2C. Будучи по меркам 1917 года прогрессивной машиной, к 30-ым годам танк устарел, как морально, так и технически. В 1926 году танк, который раньше именовался "Champagne", был модифицирован и получил новое имя "Char 2C бис".
На вооружении французской армии танки 2С стояли вплоть до оккупации Франции в 1940 году. Каждый танк, подобно кораблю, имел собственное имя (машины назывались в честь провинций Франции):
- №90 Poitou (Пуату)
- №91 Provence (Прованс)
- №92 Picardie (Пикардия)
- №93 Alsace (Эльзас)
- №94 Bretagne (Бретань)
- №95 Touraine (Турень)
- №96 Anjou (Анжу)
- №97 Normandie (Нормандия), с 1939 Lorraine (Лотарингия)
- №98 Berry (Берри)
- №99 Champagne (Шампань)
После прорыва немецкими войсками линии фронта в 1940 году,эшелон с танками Char 2C был отправлен в тыл, но по пути оказался отрезан от цели подрывом туннеля. 15 июля 1940 года все танки были подорваны во избежание попадания их в руки неприятеля.
Конструкция[править]
Танк Char 2C создавался в первую очередь для прорыва долговременной позиционной обороны, усиленной многочисленными инженерными препятствиями, что во многом определило особенности его конструкции. Он имел высокий корпус ромбической формы, охваченный гусеничными лентами. Подобная конструкция была выбрана исходя из требований обеспечения максимальной проходимости; танк легко преодолевал противотанковый ров 4-метровой ширины, взбирался на стенку высотой 1,2 метра и легко сносил корпусом деревья и инженерные заграждения.
Танк был разделен на четыре секции, от носа к корме: отделение управления (с курсовым пулеметом), переднее боевое отделение (с пушечной башней и двумя бортовыми пулеметами), моторно-трансмиссионный отсек, и заднее боевое отделение (с пулеметной башенкой).
Корпус и бронирование[править]
Броневая защита танка рассчитывалась на противостояние снарядам 77-миллиметровой германской полевой пушки 7.7 cm FK 16, наиболее распространенной в годы Первой Мировой. Лобовой лист имел толщину 45 миллиметров. Борта корпуса были защищены 30 миллиметровой броней, и корма - 20 миллиметровой. Нет точных данных по бронированию орудийных башен, но чаще всего встречается утверждение что пушечная башня была защищена 35-мм броней. В целом, бронирование Char 2C было более чем адекватным по меркам Первой Мировой и вплоть до середины 1930-х предоставляло адекватную защиту от любой противотанковой артиллерии. Даже на момент начала Второй Мировой войны, Char 2C был все еще малоуязвим для снарядов основной немецкой противотанковой пушки Pak 35/36.
Французы предпринимали попытки усилить бронирование танков, стремясь поддерживать эти машины на уровне требований времени. В ноябре - декабре 1939, один танк был модифицирован с усилением лобовой брони до впечатляющих 90 миллиметров, а бортовой до 65 миллиметров; в подобной конфигурации машина была практически неуязвима для любых немецких противотанковых орудий того времени, но и без того малая подвижность снизилась еще больше. Неизвестно, были ли планы модифицировать остальные машины подобным образом.
Вооружение[править]
Основное вооружение танка состояло из 75-миллиметровой длинноствольной пушки образца 1897 года, установленной во вращающейся башне в носовой части. Созданное на основе полевой пушки, орудие имело высокую скорострельность до 15 выстрелов в минуту и могло вести огонь на максимальную дальность до 7000 метров. Боезапас состоял из 125 снарядов; первоначально, таковые были представлены только фугасами и шрапнелью, но в начале 1930-х танки типа Char 2C получили бронебойный боеприпас.
Интересно, что орудийная башня была (впервые в мировой практике) трехместной; в ней размещались командир, стрелок и заряжающий, тем самым обеспечивая оптимальные условия работы экипажа. Однако, французы не сумели оценить достоинства многоместных башен, на последующих танках вернувшись к одноместным. Сектор обстрела орудия был ограничен 320 градусами (прямо на корму башня вести огонь не могла).
Вспомогательное вооружение состояло из четырех 7,5-миллиметровых пулеметов Гочкисса. Один пулемет располагался в кормовой части машины, в небольшой вращающейся башенке; тем самым, танк имел отличное прикрытие с кормы и широкий маневр огнём. Еще один пулемет был установлен в лобовом листе машины, и по одному с каждого борта боевого отделения. По некоторым данным, в башне имелся еще спаренный с пушкой пулемет; возможно, таковой был установлен в ходе модернизаций.
В целом, вооружение Char 2C было мощным и хорошо продуманным и сохраняло актуальность и в начале 1930-х. Вплоть до появления в 1940-м советских танков с длинноствольными 76-мм пушками, французский тяжеловес сохранял статус носителя самого мощного основного вооружения среди бронированных машин.
Двигатель и трансмиссия[править]
Силовая установка Char 2C состояла из двух карбюраторных двигателей "Mercedes" GIIIa, в 180 л.с. каждый. Оба двигателя размещались в машинном отделении в центре корпуса танка; выхлопные трубы были выведены на крышу, а вентиляционные решетки располагались по бокам корпуса. Топливные баки располагались за кормой машины, между задними выступами гусеничных рам.
Трансмиссия танков Char 2C была электрической. Два динамогенератора, вращаемые от валов двигателей, приводили в действие ходовые электромоторы. Подобное решение было применено для повышения живучести машины; в случае выхода из строя одного двигателя, танк мог продолжать движение на втором (хотя скорость при этом не превышала 5 километров в час). Ходовое оборудование танка было сложным в обслуживании и достаточно ненадежным.
Максимальная скорость движения танка не превышала 15 км/ч. По меркам Первой Мировой это, однако, считалось вполне достаточным; задачей сверхтяжелых танков было преодоление укрепленного рубежа обороны, а не развитие успеха в тылах. Запас хода по дороге составлял 150 километров, что также считалось вполне достаточным для машины, действующей только на тактическую глубину с передовой позиции.
Ходовая часть[править]
Ходовая часть имела характерную для тяжелых танков первой мировой ромбическую форму, позволявшую лучше преодолевать рвы и валы. Гусеницы охватывали корпус, проходя по крыше машины. На каждый борт приходилось по 36 опорных катков, пять направляющих и три поддерживающих ролика на крыше. Переднее колесо было ведущим, заднее — направляющим. Блокированная пружинная подвеска обеспечивала танку достаточно плавный ход (в отличие от тяжелых английских танков с жесткой подвеской).
Проходимость танка была впечатляющей даже по современным меркам. За счет большой длины корпуса (которая могла быть еще увеличена навеской "хвоста"), Char 2C преодолевал рвы шириной до 4-х метров, взбирался на вертикальную стенку высотой до 1,2 метров и переходил вброд реки до 1,6 метра глубиной. Большая масса корпуса позволяла танку легко сокрушать деревья и инженерные препятствия.
Средства связи и наблюдения[править]
Большое внимание было уделено хорошему обзору изнутри танка. На обеих башнях Char 2C были установлены большие наблюдательные колпаки, защищенные стробоскопическим наблюдательным прибором; двумя спонсонами с узкими щелевыми прорезями в стенках, вставленными один в другой. Оба спонсона вращались с большой скоростью в противоположных направлениях; за счет стробоскопического эффекта, возникало ощущение почти полной прозрачности установки, при этом пули не могли поразить наблюдателя через узкие щели. В результате, командир экипажа и стрелок кормового пулемета имели почти идеальный круговой обзор.
Также, в башнях, отделении управления и боевом отделении танка имелись обычные смотровые щели и перископические приборы наблюдения. Для управления орудийным огнём имелся телескопический прицел; пулеметы были оборудованы обычными оптическими прицелами. С целью ведения боевых действий по ночам, танки оборудовались комплектами фар, и некоторые — мощным прожектором на кормовой башенке.
Все танки оборудовались радиостанциями, которые менялись в процессе службы.
Экипаж[править]
Экипаж танка состоял из двенадцати человек: водитель, командир, стрелок пушки, заряжающий, четыре пулеметчика, механик, электрик, помощник механика и радист. Расположение их было следующим:
- В отделении управления находился водитель
- В башне находились командир, стрелок и заряжающий
- В переднем боевом отделении находились три пулеметчика (один за курсовым пулеметом и по одному у каждого бортового)
- В машинном отделении находились механик, электрик и помощник механика
- В кормовом боевом отделении находились радист и четвертый пулеметчик (в башенке).
Сконструированный инженерами судостроительной компании, Char 2C отличался неожиданно продуманным подходом к эргономике и хорошо продуманными, удобными для экипажа внутренними помещениями. Танк имел внутреннее переговорное устройство для связи между членами экипажа в бою. Для удобства размещения экипажа в танке, каждый отсек имел собственные люки с обеих бортов, через которые можно было покинуть подбитую машину. Штатно, экипаж загружался в танк через боевое отделение.
Боевое применение[править]
На вооружении французской армии танки 2C стояли вплоть до оккупации Франции в 1940 году. В войсках каждый танк, подобно кораблю, имел имя собственное (машины называли в честь провинций Франции).
К началу 1939 г. в сохранились все 10 экземпляров (номера 90-99), часть из которых не была в боеспособном состоянии. К этому времени они находились все в том же 511-м танковом полку в Вердене, откуда они уже давно никуда не выезжали. В июле танки решили перебросить под г.Бельруп (Belrupt) в 5 км от исходного места дислокации, где из них был сформирован 51-й танковый батальон (51 ВСС) в составе трех отделений, командовал которым полковник Фурне. В каждом из них находилось по три танка, а ещё один выполнял функции командирской машины. Впрочем, попытка преодолеть даже столь небольшое расстояние оказалась для немногих 2С непосильной задачей. На марше старые двигатели Mercedes в буквальном смысле слова "задыхались", в результате чего два танка требовали серьёзного ремонта.
Уже после начала войны, в октябре 1939 г., батальон был передислоцирован в Брийи, что в 43 км северо-восточнее Вердена. Здесь танкисты вновь проходят усиленное обучение с практическими стрельбами, а танки переоснащаются двигателями Maybach, изъятыми из арсенала Пюто. Они были получены ещё в 1919 г. в качестве репараций от Германии и до этого момента оставались невостребованными. К 10 мая 1940 г. восемь боеспособных танков вывели в полевой лагерь в 5 - 6 км от Вердена и в течении этого же месяца они побывали в н/п Норой (Noroy ECP) и Жудревилль (Joudreville).
Днем 12 мая командир батальона получил приказ погрузить танки на станции Ландре (Landres) и выдвигаться к линии фронта в распоряжении III-й армии. На подготовку к маршу ушло несколько часов и около 8 часов вечера им удалось отправиться в путь, потеряв при этом две машины по техническим причинам. Прибыв в Ландре оказалось, что свободные локомотивы отсутствуют. Только после настоятельных требований со стороны командира батальона и вмешательства начальника станции паровозы были выделены и на рассвете 13 июня началась погрузка танков на платформы. Из них формируют два состава по три танка в каждом. Первый состав уходит в 13:30, второй – в 14:30.
В это время командир 513-го полка (G.B.C.513) полковник Сен-Серне (Saint-Sernin), в виду быстрого продвижения немецких войск приказал взорвать два нетранспортабельных танка, застрявших в Менвилле (№95 "Tourane") и Пьенне (№92 "Picardie"). Прибыв на станцию Гондрекур-ле-Шато (Gondrecourt-le-Chateau) батальон оказался в тяжелой ситуации. Связь со штабом III-й Армии отсутствовала, поэтому получить дальнейшие инструкции было не от кого. Лишь спустя несколько часов представителям 51-го батальона удалось разыскать командование, которое отдало им приказ высадиться в н/п Certilleux и Landaville, что в 5 и 8 км южнее Нофшато (Neufchateau), и занять там оборону. Однако, в нескольких километрах от станции составы подвергаются авиационной бомбардировке, но в этот раз удается отделаться лишь небольшими повреждениями. Последовавший за ними штаб батальона, во главе с полковником Фурне, отстал от своих танков поскольку ж/д полотно у станции Сertilleux оказалось разрушенным, а дорожные рабочие разбежались. Отправившись искать свои поезда с танками Фурне прибывает в Нофшато, где пытается расспросить об их судьбе местного комиссара. Тот, очевидно не владея ситуацией, ничего внятного ответить не смог. Положение отчасти спас стрелочник, который рассказал о том, что оба состава могли быть отправлены по путям через станцию Ис-сюр-Тиль, что в 22 км от Дижона. Вернувшись на "исходные позиции" командование батальоном принялось терпеливо ждать новостей.
Первые сведения поступили спустя сутки – 15 мая. Оказалось, что танки застряли около Нофшато. Тем временем штаб армии одобряет маршрут передвижения через Ис-сюр-Тиль, как наиболее безопасный. Между 9 и 10 часами утра поездам удается пройти Нофшато, но высланному с этим донесением мотоциклисту сообщить об этом в штаб не удается, поскольку тот уже успел перекочевать в другой город. С этого момента командир 51-го батальона со штабом связи больше не имел.
В 16:00 Фурне посылает капитана Ролле разузнать, где и в каком состоянии находятся составы. Вернувшись через час Ролле доложил, что танки блокированы в Маасе (40 км от Нофшато), где на станции спереди и сзади них скопилось ещё по 5 поездов. Хуже того, стоящий впереди состав с топливом горит, а машинисты и механики локомотивов сбежали, предварительно выведя их из строя. К этому времени немецкие войска занимают г.Кулмон-Шалиндри (Culmont-Chalindrey) в 24 км от Мааса. Не имея возможности выгрузить танки с платформ Фурне принимает тяжелое, но вполне оправданное решение – во избежание захвата оставшихся 2С немцами их следует уничтожить. К 7 часам вечера всё было кончено. Личный состав и штаб эвакуировался на грузовиках, оставив разбитые танки противнику.
Тем не менее, немцам, в практически целом состоянии, достался танк №99 Champagne (Шампань) – что помешало полностью вывести из строя сейчас сказать трудно. По всей видимости, французы слишком торопились и в данном случае ограничились повреждением отдельных агрегатов. Эта машина была доставлена в Берлин, где некоторое экспонировалась на выставке трофейного вооружения. О её дальнейшей судьбе сведения не сохранились.
Оценка проекта[править]
По совокупности характеристик, танк Char 2C являлся венцом развития идеи тяжелого танка прорыва позиционной обороны, периода Первой Мировой Войны. Его бронирование было вполне достаточным, чтобы выдерживать огонь современных ему противотанковых средств даже с ближних дистанций; высокая проходимость позволяла преодолевать без затруднений любые инженерные преграды, а башенное расположение основного и вспомогательного вооружения допускало широкий маневр огнём. При этом, вооружение танка было достаточно мощным для решения любых задач на поле боя Первой Мировой. Из всех тяжелых танков начала 1920-х, только Char 2C может считаться машиной с подлинно противоснарядным бронированием.
Крупным недостатком этих машин была их низкая подвижность, обусловленная значительной массой. Это не являлось проблемой в ситуации позиционной войны (для которой Char 2C и проектировались) но уже в начале 1930-х возможность существования в будущих конфликтах сплошного, стабильного на протяжении длительного времени позиционного фронта, начала подвергаться сомнению. Для маневренной же войны, подобные сверхтяжелые машины были практически бесполезны; их стратегическое перемещение было крайне затруднено, а тактическое развертывание возможно только с хорошо подготовленной тыловой базы.
Интересно отметить, что устарев морально, танки Char 2C к началу Второй Мировой все еще не полностью устарели технически; модификация танка номер 97 "Лотарингия" продемонстрировала, что было возможно усилить бронирование этого танка до уровня, соответствующего стандартам времени. Однако, так как решить проблему с чрезвычайно низкой мобильностью танков этого типа было невозможно, какое-либо успешное их боевое применение могло бы состояться лишь при прорыве долговременных укрепленных сооружений — с чем во Вторую Мировую французской армии так и не пришлось столкнуться.
Операторы[править]
Галерея[править]
Интересные факты[править]
- Танк так и не принял участие ни в одном бою.
- Танк был неэффективен в условиях быстрой войны и являлся скорее инструментом морального воздействия на противника.
- Во времена Первой мировой войны французское командование относило танк 2C к штурмовой артиллерии.
- Танк Char 2C стал первой бронированной машиной, на которой установили 75-миллиметровую длинноствольную пушку образца 1897 года.
- Char 2C преодолевал рвы шириной до 4-х метров, взбирался на вертикальную стенку высотой до 1,2 метров и переходил вброд реки до 1,6 метра глубиной. Для сравнения — современный танк Т-90 преодолевает ров шириной не более 2,5 метров, стенку не более 0,8 метра и брод не более 1,2 метра.
- Вес танка составляет 75 тонн, что является не побитым рекордом среди тяжелых танков, принятых на вооружение. Близкой по массе была САУ Jagdtiger, имевшая 75,2 т.
- Во время Хэллоуина 2017 в игре "World of Tank" появился режим с танками-духами. Одним из них был танк Штейн — когда то павший в бою танк Char 2C.