Действия

Тяжёлый танк Big Willie

Материал из ВикиВоины

0.00
(0 голосов)

"Большой Вилли" (англ. "Big Willie"), также "Машина Вильсона", "Кингз Сентипед", "Королевская сороконожка" — предсерийный проект английского танка времен Первой мировой войны, созданный инженером Триттоном совместно с лейтенантом Вильсоном. Опытный образец появился осенью 1915 г. "Большой Вилли" стал прототипом первого серийного английского танка Mark I.

История[править]

Как только фронт западного театра Первой Мировой войны начал стабилизироваться и длинные траншеи стали укрывать вооружённые массы людей, непредвиденная до этого сила комбинации пулемётного огня и колючей проволоки в обороне выявила своё истинное лицо. Потрясающие потери наступающего и невиданный расход артиллерийских снарядов, необходимый для проталкивания атакующих масс за проволоку обороны, заставили искать новые методы и новые средства для атаки.

Мысль создать машину, способную продвигаться по современному полю боя, не покидала некоторые умы, которым и было суждено официально стать родоначальниками гусеничных боевых машин. Бронеавтомобили и бронепоезда с первых дней войны наглядно доказывали эффективность действия огневых средств с ближних дистанций при стрельбе из бронированных машин. Помимо этого бронированная боевая машина оказывала чрезвычайно сильное моральное воздействие на полевые войска.

При испытаниях различных моделей прежде всего выясняется, что они не соответствуют требованиям вездеходной боевой машины. Первые отправленные для новой конструкции данные, сформулированные подполковником английской армии Свинтоном, требовали от машины скорости 6 км/ч, радиуса действий в 30 км при общей массе в 8 т и вооружения, состоящего из одной скорострельной пушки и двух пулемётов. Машина должна была преодолевать рвы в 5 футов шириной и брать подъёмы длиной до 5 футов.

Основным конструктивным решением оставалась машина с рельсовой гусеничной цепью. Первый опытный английский танк Little Willie ("Маленький Вилли") не отвечал поставленным боевым задачам. Командование британских войск во Франции в сентябре 1915 г. выдвинуло обоснованные реальными условиями дополнительные требования к машине: скорость около 5 км/ч, вес не выше 22 т, двигаться по склону крутизной до 27 град (45%), преодолевать ров шириной 2,44 м и стенку высотой 1,37 м.

Тогда в импровизированном бюро Триттона и Вильсона в номере отеля "Уайт Харт" в Линкольне родилась идея придать обводам гусеницы форму, близкую параллелограмму, для увеличения высоты зацепа верхнюю ветвь пустить поверх корпуса и вынести направляющее колесо вперед. "Это была достаточно неуклюжая выдумка, — писал позже Суинтон, — однако, она обещала решить самую трудную проблему - улучшить способность взбираться по склону и преодолевать широкие окопы". Так к корпусу танка по обоим бортам добавились бронированные рамы, на которые монтировались гусеничные обводы. Поворотная башня слишком подняла бы центра тяжести такой машины, и установку вооружения решили "по-морскому" - в бортовых спонсонах. В свое время англичане использовали спонсоны - поворотные артиллерийские установки - в своих казематных броненосцах для увеличения угла обстрела орудий, затем в спонсонах (бортовых выступах на участках палубы, выступающих за борт) на броненосных кораблях размещали малокалиберную артиллерию.

Совместный комитет на заседании 24 сентября 1915 г. принял схему с таким размещением вооружения за основу, а также - требования к машине по проходимости. Уже 29 сентября группе офицеров продемонстрировали деревянный макет 1:1. В ноябре завод "William Foster & Co" приступил к изготовлению машины, известной под именем Big Willie ("Большой Вилли"). Эта машина в наибольшей мере отвечала техническим требованиям Свинтона и, забегая наперёд, легла в основу будущего первого английского танка.

2 февраля 1916 г. в Хатфильдском парке, недалеко от Лондона, были произведены испытания "Большого Вилли". Дейнкурт, которому было поручено руководство постройкой первого опытного образца, писал:

Работа пионеров всегда требует много времени - не было ни одной проволочки, которую можно было бы избежать... Мне было трудно осуществить свой план, так как на пути его осуществления встречалось множество подводных камней противодействия и предательских мелей равнодушия, так часто создаваемых теми, кто становится поперёк большой дороги прогресса.

14 января танк испытали на поле вблизи завода в Линкольне. Армия подготовила экспериментальную площадку, воспроизведя на ней мельчайшие детали разбитого поля битвы: траншеи, проволочные заграждения, воронки от снарядов. Но поскольку испытания проходили в жесточайшей секретности, то, с героического согласия владельца, выбор пал на частную площадку для гольфа лорда Солсбери.

26 января 1916 г., "Большой Вилли" (Big Willie), тайно доставленный по железной дороге с завода Линкольна, был готов к окончательным испытаниям. По команде его водитель Чарли Мейган провел ошеломляющую демонстрацию. Играючи справившись со всеми препятствиями, он доказал, что танк мог разрушить даже более плотные заграждения колючей проволоки - гораздо лучше, чем это сделала бы артиллерия. Среди официальных лиц, имевших решающее слово, нашелся только один человек, которого не потрясли возможности танка - им был лорд Китченер. Когда "Большой Вилли" остановился, он сухо заявил, что "эта красивая механическая игрушка быстро станет мишенью для вражеской артиллерии".

Без согласия Китченера дальнейшее развитие танков было невозможным. К счастью, энтузиазм других свидетелей испытаний дошел до короля Георга V. Король приказал организовать частный просмотр громыхающего "Большого Вилли". Машина легко справлялась с поставленной перед ней задачей прорыва обороны врага, а по задумке создателей следом за ней должна была идти в наступление пехота. Король, потрясенный увиденным, одобрил начало массового производства.

Конструкция[править]

Корпус и бронирование[править]

Схема компоновки танка сложилась в процессе разработки, когда "Маленький Вилли" обрастал новой ходовой частью и спонсонами. Машина имела форму ромба с сильно приподнятым носом. Два гусеничных движителя опоясывали по бокам весь корпус. Корпус танка состоял из пяти основных частей — собственно корпус, две рамы гусеничного ходы и два спонсона. Корпус вцелом повторял коробчатую форму "Маленького Вилли" и внутри походил на машинное отделение боевого корабля — даже деревянный настил пола напоминал палубу. Высота внутреннего помещения около 2 м позволяла продвигаться по нему не пригибаясь, но в остальном оно было чрезвычайно тесно. Большую его часть занимали двигатель и трансмиссия. Перед двигателем размещалось отделение управления — рубка с двумя сиденьями. Экипаж составляли 8 человек — командир-офицер (обычно лейтенант или второй лейтенант) и 7 нижних чинов. Водитель размещался в рубке справа, командир слева и чуть выше. В проходах и спонсонах располагались наводчики и заряжающие, сзади у бортов помощники водителя. Корпус собирался из мягкой стали ("котельное железо") и катаной неброневой стали. Корпус с помощью заклёпок и болтов скрепляли уголками и стальными полосами.

Вооружение[править]

Чертеж 57-мм пушки Hotchkiss.

Поскольку начальник управления вооружений отказался выделять артиллерийские орудия для "сомнительных машин", Адмиралтейство выделило 57-мм скорострельные 6-фунтовые орудия Hotchkiss с длиной ствола 40 калибров. Орудие массово применялось с 1885 г. в корабельной и сухопутной артиллерии. Ствол орудия состоял из двух труб конической формы, снаружи снабжался кожухом, который в свою очередь крепился к вилке станка. С казенной части на ствол устанавливался вертикально-выдвижной скользящий затвор, конструкция которого позволяла добиться очень высокой надежности и скорострельности благодаря системе полуавтоматической эжекции стрелянных гильз. Пушка имела гидравлический тормоз отката (сверху ствола) и пружинный накатник (снизу ствола). Предельная скорострельность составляла 15-20 выстр./мин, эффективная дальность до 1 800 м. Прицел оптический. Пушка монтировалась на тумбовой установке. Амбразуру спонсона прикрывал цилиндрический щит, связанный с вращающейся частью и имеющий вертикальные вырез для пушки и прицела.

Двигатель и трансмиссия[править]

Двигатель и коробку передач прямо заимствовали у трактора Foster-Daimler. Карбюраторный 6-цилиндровый бесклапанный двигатель жидкостного охлаждения, мощностью 105 л.с. при 1 000 об/мин устанавливался на раме в средней части танка по оси. Выхлопные трубы выводились вверх на крышу, имели эжекторы, но глушителями не снабжались, прикрывались от дождя и засорения скобами. Выхлоп вверх демаскировал танк искрами, нередко поджигал брезенты. Трубчатый радиатор с вентилятором располагался у задней стенки корпуса и соединялся с системой охлаждения двигателя трубой, проходящей под крышей. К карбюратору бензин подавался самотёком. Если танк сильно наклонялся, то подача топлива прерывалась, и экипаж переливал его из бака в карбюратор бутылкой.

Карданный вал через сцепление передавал вращение от двигателя на двухскоростную коробку передач со скользящими шестернями, а выходной вал коробки через червячный редуктор на дифференциал. Каждый поперечный выходной вал дифференциала нёс на конце две шестерни, которые вместе с парой скользящих шестерен на отдельном валу образовывали бортовую (вторичную) двухскоростную коробку передач. Бортовые коробки понадобились ради 3-й и 4-й скоростей. На вторичном валу бортовой коробки находилась звёздочка цепной передачи. Ведущая звёздочка большего диаметра вращалась на одном валу с шестерней однорядного бортового редуктора, последний же приводил во вращение расположенное сзади ведущее колесо гусеничного хода.

Ходовая часть[править]

26 сдвоенных опорных катков малого диаметра помещались между стенками рам ходовой части вместе с ведущим и направляющим колёсами и бортовыми коробками передач. Крепление осей катков в стенках усиливались уголками. Направляющее колесо крепилось впереди на салазках с винтовым механизмом регулировки натяжения гусениц. Гусеница шириной 520 мм составлялась из 90 траков изготовленных из броневой стали. Трак состоял из "башмака" и прикреплённых к нему двух гребней. Каждый третий трак оснащался ребордой для направления гребней. Верхняя часть гусеницы скользила по особому рельсу, имелся всего один поддерживающий ролик. Зацепление гусеницы зубом ведущего колеса за соединительный палец шарнира траков.

Появление названия "танк"[править]

До 24 декабря 1915 г. проекты таких боевых машин носили общее название, соответствующее их боевому назначению: "гусеничные пулемётоистребители" и "сухопутные крейсера". Ударная сила, которая таилась в замышляемом новом средстве борьбы, была очевидна. Так как оперативный и тактический эффект всякого нового средства и нового приёма вооружённой борьбы в значительной мере определяется внезапностью, то англичане, приступая к формированию танковых частей, принимают все меры военной тайны, чтобы не дать возможности немцам разработать и изготовить средства противодействия.

Строительство первого танка держалось в большом секрете. Все, кто соприкасался с новым военным изобретением, были обязаны хранить глубокую тайну. Но уже в начальный период постройки "Большого Вилли" потребовалось как-то назвать машину. По виду она походила на большую цистерну или бак. Ее хотели назвать "водовоз", но это могло вызвать улыбку. Свинтон, ставший к тому времени секретарём комитета имперской обороны и внимательно следивший за опытными работами, предложил несколько названий: "резервуар", "цистерна", "чан" (по-английски tank). Поскольку это был первый образец, прародитель, за ним утвердилось прозвище "Мать" (Mother).

Остановились на слове "tank". Это было короткое слово, и оно соответствовало форме машины. С тех пор боевые машины во всём мире стали называть танками.

Испытания и все работы по строительству засекречиваются. Соединения танковых частей шифруется наименованием "тяжёлое отделение пулемётного корпуса".

Операторы[править]

Галерея[править]

Примечания[править]

  1. Курсивом отмечены потенциальные пользователи.

Источники[править]

См. также[править]