Действия

Тяжёлый танк Mark I (Male)

Материал из ВикиВоины

(перенаправлено с «Mark I (Male)»)
0.00
(0 голосов)

Mark I (Male) — британский тяжёлый танк периода Первой мировой войны. Разработан в 1916 г. Первый в истории танк, применённый в боевых действиях (15 сентября 1916 г., Битва на Сомме). Родоначальник семейства британских "ромбовидных" танков. Отличался от "Самки" установкой пушечного вооружения.

История[править]

К началу 1915 г. Первая мировая война начала входить в позиционную стадию. По обе стороны фронта противники зарылись в землю, опутались рядами колючей проволоки и ощетинились пулемётами. Любая атака стоила огромных потерь, несоизмеримых с достигаемыми результатами. Многие военные понимали, что бронированные боевые машины могли бы решить эту проблему. К тому же, на фронтах уже действовали многочисленные и весьма разнообразные бронеавтомобили, успехи которых только подтверждали вышеупомянутое высказывание. Однако проходимость тяжёлых броневиков оставляла желать много лучшего.

Военные инженеры предлагали использовать вместо колёсного автомобильного шасси гусеничное. Трактора с гусеничным движителем к тому времени уже активно производились в различных странах (преимущественно — в США), и их технологии в целом были отработаны. В военные институты Великобритании начали поступать проекты разнообразных боевых машин на гусеничном ходу. Так, ещё в ноябре 1914 г. управляющий пороховой компании в Чильворте капитан Туллок направил в Комитет имперской обороны предложение о постройке некоего "сухопутного крейсера". В декабре того же года адмирал Бэкон разработал "мостовой трактор для преодоления заграждений", а ещё чуть позже коммодор Мюррей Суэттер попытался продвинуть самоходный пехотный броневой щит на гусеничной платформе разработки компании "Pedrail Transport". Последний проект даже был испытан в феврале 1915 г., хотя и в весьма общем виде (трактор постройки "Pedrail Transport" со щитом), и по результатам испытаний признан бесперспективным.

В итоге, весной 1915 г. при британском Адмиралтействе был создан специализированный "Комитет по сухопутным кораблям". Создание этого института курировала Военно-морская авиационная служба (англ. Royal Naval Air Service, сокр. RNAS), которая была весьма заинтересована в бронированных боевых машинах для охраны своих континентальных береговых баз. Главой комитета стал директор Управления морского строительства Юстас Теннисон Д’Энкур.

Решение о постройке танков было принято в 1915 г., окончательно первая модель танка (танком, то есть "баком" её назвали для того, чтобы дезинформировать противника при перевозке по железной дороге) была готова в 1916 г. Им стал проект боевой машины под названием Big Willie (Большой Вилли). Когда машина прошла испытания, машина была принята на вооружение. Доработанная машина получила индекс Mark I — довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — "самка" (англ. Female) (только с пулемётным вооружением) и "самец" (англ. Male) (пулемёт и две 57-мм. пушки). Английское правительство делает заказ сперва на 100, а затем на 150 танков (по 75 машин обеих модификаций).

Конструкция[править]

Корпус и бронирование[править]

Mark I имел необычную ромбовидную форму, которая должна была дать наибольшую длину гусеницы, что позволяло преодолевать широкие окопы, которые преобладали на полях сражений Первой Мировой войны. Применения этой схемы делало невозможным размещение оружия в башнях (из-за слишком большой итоговой высоты). Поэтому основное вооружение было размещено в спонсонах по бокам танка. Mark I имел компоновку без чёткого разделения танка на отделения: двигатель с трансмиссией проходили через большую часть длины танка, занимая основную часть внутреннего пространства. По бортам от двигателя и трансмиссии располагались проходы и служившие для размещения вооружения спонсоны, а в лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления. По сравнению с прототипом, рубку водителя и командира увеличили, дабы обеспечить хоть какой-то обзор. Экипаж танка состоял из восьми человек. Командир танка, обычно младший лейтенант или лейтенант, также выполнявший функции стрелка из лобового пулемёта и порой — помощника водителя и сам водитель размещались в отделении управления слева и справа, соответственно. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий, а в проходах в кормовой половине корпуса находились двое помощников водителя. Порой в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка у радиатора, из личного оружия оборонять кормовой сектор танка от пехоты.

Бронирование из стальных катаных листов крепилось болтами и заклёпками. Броня пробивалась бронебойными пулями.

Бронирование Mark I (Male)
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса 10-12 мм
Борт корпуса 10-12 мм
Корма корпуса 10 мм
Днище 5-6 мм
Крыша корпуса 5-6 мм

Вооружение[править]

Mark-1 02-big.jpg

На танках-"самцах" основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки модели QF 6-pounder Hotchkiss. Являвшиеся разработанным в 1915 г. сухопутным вариантом скорострельного морского орудия, принятого на вооружение в 1885 г., 57-мм орудия имели вертикальный клиновой затвор, гидравлический откатник и пружинный накатник. Длина ствола орудия составляла 40 калибров/2 280 мм. Орудия размещались в спонсонах танка на тумбовых установках, с вращающейся частью которых были связаны закрывавшие амбразуру спонсона цилиндрические щиты. Наведение орудия осуществлялось при помощи простейшего плечевого упора, без каких-либо механизмов; при этом, так как наводчик с каждого борта находился слева от орудия, его положение ограничивало углы горизонтального наведения до 0 - 110° с правого борта и 245 - 355° с левого. Для наводки орудия на цель служил простейший телескопический прицел. Боекомплект орудий составлял 334 унитарных выстрела, размещавшихся в укладках в нижней части спонсонов и стеллажах между их боковыми стенками. Единственным изначально доступным снарядом к ним был осколочно-фугасный, с пороховым зарядом и донным взрывателем. Начальная скорость этих снарядов составляла 554 м/с, а максимальная дальность стрельбы ими — 6 860 м, хотя эффективная ограничивалась приблизительно 1 800 метрами. Максимальная скорострельность орудий составляла 15-20 выстр/мин.

Позади пушек в спонсонах "самцов" размещались два Hotchkiss Mle 1909 с воздушным охлаждением ствола. Кроме этого, на танках обоих вариантов один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и в некоторых случаях ещё один пулемёт устанавливался в корме танка. Все пулемёты Hotchkiss были съёмными и вели огонь через амбразуры, закрывавшиеся в остальное время броневыми крышками.

Двигатель и трансмиссия[править]

Mark-1 18-big.jpg

На Mark I устанавливался рядный 6-цилиндровый бесклапанный бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения, марки Daimler/Knight. Имея рабочий объём в 13 литров, двигатель развивал максимальную мощность в 105 л.с. при 1000 об/мин. Двигатель устанавливался на раме в средней части корпуса, вдоль продольной оси танка. Два топливных бака, ёмкостью 114 литров каждый, размещались по бортам от рубки в самой верхней части танка, так как бензин подавался в двигатель самотёком. Такое размещение баков внутри корпуса машины угрожало взрывом и пожаром при первом же попадании, причём выход команды из танка был сильно затруднён. При сильном наклоне танка во время движения подача топлива могла прерываться, и тогда одному из членов экипажа приходилось вручную переливать бутылкой бензин из бака в карбюратор. Карбюратор был мало усовершенствован. Радиатор системы охлаждения двигателя размещался в корме танка слева, а выхлопные трубы выводились на крышу и не имели глушителей, что сильно демаскировало машину в период сближения с противником. Запас хода составлял 18 км (около 6 моточасов).

В состав трансмиссии Mark I входили:

  • Карданный вал;
  • Главный фрикцион по типу конуса на феродовой подкладке;
  • Двухступенчатая механическая, со скользящими шестернями, главная коробка передач;
  • Червячный редуктор;
  • Дифференциал;
  • Две бортовые двухступенчатые механические коробки передач, объединённые с дифференциалом;
  • Два ленточных тормоза;
  • Две цепные передачи;
  • Два однорядных шестеренчатых редуктора.

В управлении трансмиссией принимали участие одновременно 3-4 человека: водитель, управлявший главным фрикционом и коробкой передач, а также координировавший действия остальных; командир танка, управлявший бортовыми тормозами и один или оба помощника водителя, отвечавших за бортовые коробки передач.

Ходовая часть[править]

26 сдвоенных опорных катков малого диаметра помещались между стенками рам ходовой части вместе с ведущим и направляющим колёсами и бортовыми коробками передач. Крепление осей катков в стенках усиливались уголками. Направляющее колесо крепилось впереди на салазках с винтовым механизмом регулировки натяжения гусениц. Гусеница шириной 520 мм составлялась из 90 траков изготовленных из броневой стали. Трак состоял из "башмака" и прикреплённых к нему двух гребней. Каждый третий трак оснащался ребордой для направления гребней. Верхняя часть гусеницы скользила по особому рельсу, имелся всего один поддерживающий ролик. Зацепление гусеницы зубом ведущего колеса за соединительный палец шарнира траков.

Хвост танка, из двух тяжёлых артиллерийских колёс, позволял переходить через более широкие горизонтальные препятствия и содействовал повороту по окружности диаметром до 55 м, однако управление хвостом представляло значительные трудности. В одном из боёв колеса отстрелили, но танк не потерял управляемости. После этого задние колёса на танки не устанавливали.

Средства наблюдения и связи[править]

Наблюдение из танка было сильно стеснено. Основным средством наблюдения за местностью для командира и водителя являлись смотровые лючки в верхнем лобовом листе корпуса, закрывавшиеся броневыми крышками, которые могли открываться или закрываться полностью, либо оставлять узкую смотровую щель. Кроме этого у командира и водителя имелись перископические смотровые приборы в крыше рубки, но из-за затруднительности их использования в боевых условиях, от них вскоре отказались. Остальные члены экипажа имели в своём распоряжении лишь смотровые щели в различных частях танка. С внутренней стороны щели закрывались защитным стеклом, но последнее легко разбивалось при обстреле и танкисты часто получали ранения от осколков или брызг свинца через открытые щели.

Mark-1 15-big.jpg

Каких-либо средств внутренней связи в танке не имелось, как и штатных средств внешней. Для внешней связи испытывались различные способы — сигналы флажками, лампой и подобными средствами, однако в условиях плохой видимости на поле боя и особенно изнутри других танков они оказывались малоэффективными; на некоторых танках применялась голубиная почта, но голуби плохо переносили условия внутри танка и часто гибли. Предпринимались попытки использовать телефонную связь через прокладываемый танком кабель, но длина последнего оказывалась совершенно недостаточной. Единственным надёжным, но крайне опасным средством была связь через пеших посыльных.

Боевое применение[править]

Танк поступил на вооружение в августе 1916 г. Командование отказало полковнику Свинтону в чести возглавить первую атаку бронированных монстров, в которых он вложил столько энергии. Он вынужден был довольствоваться формированием и тренировкой новых подразделений; его опыт проведения военных операций был расценен как недостаточный. С 13 по 30 августа заканчивается переброска во Францию первых 50 машин.

Впервые танк был использован английской армией против немецких войск 15 сентября 1916 г. в Битве на Сомме во время атаки германских линий между оврагом Комбаль и Мартинпюишем на Сомме в тесном соприкосновении со своей пехотой и при поддержке артиллерии. Честь продемонстрировать новое оружие была предоставлена ротам С и D. Их целью стала эшелонированная укрепленная позиция противника, усиленная хорошо оборудованными пулеметными гнездами. Танки двинулись вперед, опережая ряды пехоты трех британских корпусов. В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно отработана — из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потери англичан в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.

Mark-1 19-big.jpg

Танк преодолевал проволочные заграждения и траншеи шириной 2,7 метра. Броня держала попадания пуль и осколков снарядов, но не могла выдерживать прямого попадания снаряда.

Военные организации, которые в полной секретности занимались производством нового оружия, получившие целую серию названий "Танковое ведомство" (Tank Detachment) или "Секция бронемашин моторизованной пулеметной службы" (Armoured Car Section of the Motor Machine-Gun Service), так и не смогли сохранить свою деятельность в полной тайне. После этого "танковое управление" получило еще более непонятное для неприятеля название - "Тяжелая секция пулеметного корпуса" (Heavy Section Machine-Gun Corps).

Несмотря на все оплошности, противнику так и не удалось раскрыть секрет. Окончательное название командования нового вида вооруженных сил появилось только в июне 1917 г., уже после того как противник смог оправиться от шока после применения первых танков 14 сентября 1916 г. - "Танковый корпус" (Tank Corps).

Вначале в новое подразделение входило 184 офицера и 1610 солдат. Тактическая единица Танкового корпуса - рота - состояла из 4 подразделений по одному запасному и 6 действующих танков в каждом (3 "мужских" и 3 "женских"). Таких рот было шесть, и они в качестве обозначения получили первые шесть букв латинского алфавита. Именно отсюда появилось ошибочное наименование танка "Марк I" как "Мятный ликер" (Сremе deMenthe). Действительно, все французские танки были наименованы своими экипажами по названию известных французских алкогольных напитков, начинающихся на С: "Шампань" (Champagne), "Коньяк" (Cognac), "Шабли" (Chablis), "Шартрез" (Chartreuse), "Кордон Руж" (Cordon Rouge) и т. д.

Хотя из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности и выяснилось, что танки имеют большое будущее. В первое время после появления танков на фронте немецкие солдаты боялись их панически.

Британское Военное министерство приказало увеличить численность танковых подразделений: к четырем направленным во Францию ротам добавлено восемь, создано четыре танковых батальона; число рот, оставшихся в Великобритании, возросло с двух до пяти. С этого момента каждый батальон состоял из трех рот, в каждой из которых было 3 боевых (по 5 танков) и резервный взвод. В начале 1917 г. эта амбициозная программа была сокращена: во взводе стало четыре танка, а в роте - три взвода.

В 1917 г. танки Mark I, использовавшиеся в танковой школе, были усовершенствованы (была убраны островерхая крыша и задние рулевые колёса) и отправлены в Палестину. Войска в Газе получили эти танки вместо обещанных новых танков Mark III. Так как немецкие союзники уже сообщили о танках туркам, то те не испугались появлению этих машин на поле боя и даже смогли с помощью артиллерии подбить несколько танков. В результате британцам пришлось срочно менять тактику применения этих машин. Несмотря на то, что эти машины не повлияли на ход войны на Ближнем Востоке, тем не менее, после изменения тактики они действовали довольно эффективно.

Операторы[править]

Галерея[править]

Источники[править]

См. также[править]